Решение №ИГ/47495/17 от 19.09.2017 РЕШЕНИЕ по делу № 3-28-124/77-16 от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/47495/17 от 19.09.2017

ООО «Перспектива»

 

Колпачный пер.,

д. 6, стр. 5, комн. 23,

г. Москва, 101000

 

МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь»

 

ул. Доваторцев, д. 28, корп. 30,

г. Ставрополь,

Ставропольский край, 355000

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-28-124/77-16

 

«29» сентября 2016 года.

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – <...>,

членов Комиссии – <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3-28-124/77-16, возбужденное в отношении ООО «Перспектива», МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь» по факту распространения В газете «Вечерний Ставрополь», а именно в следующих номерах: №142 от 06.08.2015, №150 от 20.08.2015, №154 от 27.08.2015, №163 от 10.09.2015, №168 от 17.09.2015, №173 от 24.09.2015, №178 от 01.10.2015, № 187 от 15.10.2015 рекламы «Микрофинансовая группа КАПИТАЛЪ; Принимаем сбережения доходностью до 15%...» с признаками нарушения частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы осуществляемой ООО «Мегаполис-кредит» деятельности по предоставлению потребительских займов и деятельности ООО «Перспектива» по привлечению денежных средств физических лиц при отсутствии у Обществ соответствующих разрешений,

в отсутствие представителей ООО «Перспектива», МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь» (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-28-124/77-16 возбуждено в отношении ООО «Перспектива», МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь» на основании заявления Прокуратуры Ставропольского края и Отделения по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации, поступивших из Ставропольского УФАС России по факту распространения газете «Вечерний Ставрополь», а именно в следующих номерах: №142 от 06.08.2015, №150 от 20.08.2015, №154 от 27.08.2015, №163 от 10.09.2015, №168 от 17.09.2015, №173 от 24.09.2015, №178 от 01.10.2015, № 187 от 15.10.2015 рекламы прекламы «Микрофинансовая группа КАПИТАЛЪ; Принимаем сбережения доходностью до 15%...».

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы осуществляемой ООО «Мегаполис-кредит» деятельности по предоставлению потребительских займов и деятельности ООО «Перспектива» по привлечению денежных средств физических лиц при отсутствии у Обществ соответствующих разрешений.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Перспектива» (место нахождения: 101000, г. Москва, Колпачный пер., д. 6, стр. 5, комн. 23) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 13.03.2014 за основным государственным регистрационным номером 1147746269406, ИНН 7709949391, КПП 770901001.

МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 09.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022601971182, ИНН 2636008016, КПП 263601001.

Рассматриваемая реклама, размещаемая в ряде выпусков газеты «Вечерний Ставрополь» содержала следующие сведения: «Микрофинансовая группа КАПИТАЛЪ; Принимаем сбережения доходностью до 15% в месяц, ежемесячные выплаты; Все сбережения застрахованы; Твоя финансовая победа...».

Кроме того, в рекламе присутствует мелкий текст следующего содержания: «В микрофинансовую группу «КапиталЪ» входят несколько ассоциированных членов, в том числе ООО МФО «Мегаполис-Кредит», ООО «Перспектива», ООО «Бизнес-Капитал». Займы предоставляются МФО «Мегаполис-Кредит» (ООО) от 5 000 до 35 000 руб. под 2% за каждый день пользования займом (730% годовых) на срок от 7 до 80 дней. Сбережения принимаются ООО «Перспектива» на основе договора займа. Основные условия: сумма от 50 000 руб. до 1,5 млн руб.... ООО МФО «Мегаполис-Кредит» осуществляет профессиональную деятельность по предъявлению потребительских займов».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Реклама размещалась в выпусках газеты «Вечерний Ставрополь». В соответствии с копией свидетельства о регистрации, газета «Вечерний Ставрополь» зарегистрирована в качестве средства массовой информации (свидетельство ПИ № 10-5585 от 15.04.2004), территорией распространения которого является Ставропольский край.

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Текст рекламы содержал, в том числе, следующую информацию: «ООО микрофинансовая группа КапиталЪ... ….Принимаем сбережения доходностью до 15% в месяц и выдаем займы под 2% в день... ...Займы предоставляются ООО «Мегаполис-кредит», ОГРН 5147746292513, ИНН 7721850751, св-во ЦБ РФ 651503045006225... ...Сбережения принимаются ООО «Перспектива», ОГРН 1147746269406, ИНН 7709949391, на основании договора займа».

Таким образом, в спорном рекламном объявлении объектом рекламирования являются финансовые услуги, оказываемые, согласно тексту рекламы, в том числе, ООО «Мегаполис-кредит» и ООО «Перспектива».

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования (финансовым услугам, оказываемым ООО «Перспектива» и ООО МФО «Мегаполис-Кредит»), а следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В соответствии с часть. 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), за исключением случая, предусмотренного статьей 816 ГК РФ (выпуск и продажа облигаций), заемщик юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленному неопределенному кругу лиц, если законом ему предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Согласно статье 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

В рассматриваемой рекламе подобные иные указания отсутствовали, что свидетельствует о том, что данная реклама является приглашением делать оферты.

Действующим законодательством Российской Федерации право на привлечение денежных средств предоставлено кредитным организациям (в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности») и некредитным организациям, а именно микрофинансовым организациям, кредитным кооперативам, жилищным накопительным кооперативам, сельскохозяйственным кооперативам на основании Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон об МФО), Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно письму сведениям, представленным Отделением по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации, ООО «Перспектива» не является юридическим лицом, которому предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

На основании изложенного Комиссией Московского УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 2.1 статьи 3 Закона об МФО, микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Законом о потребительском кредите.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона об МФО, микрофинансовой организацией является юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о которой внесены в государственный реестр микрофинансвоых организаций в порядке, предусмотренном Законом об МФО.

Московским УФАС России, в соответствии со сведениями, предоставленными Центральным Банком Российской Федерации установлено, что сведения о ООО «Мегаполис-кредит» внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 28.01.2015 (регистрационный номер записи 651503045006225).

 

Таким образом, в период распространения рассматриваемой рекламы ООО «Мегаполис-кредит» имело право предоставлять потребительские кредиты (займы).

На основании изложенного факт нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе в ходе рассмотрения дела № 3-28-124/77-16 не подтвердился.

Ответственность за нарушение части 14 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из нормативного понятия рекламодателем может являться не только субъект, заинтересованный в продвижении рекламируемого товара на рынке, но и любой другой субъект, который определил непосредственное содержание рекламы, в частности какой именно товар (работу, услугу) рекламировать.

Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Перспектива», что подтверждается представленной в материалы дела копией Договора о размещении рекламных материалов от 03.08.2015, заключенного между МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь» и ООО «Перспектива».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Между тем, предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Перспектива» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ООО «Перспектива» нарушившим требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе при распространении в газете «Вечерний Ставрополь», а именно в следующих номерах: №142 от 06.08.2015, №150 от 20.08.2015, №154 от 27.08.2015, №163 от 10.09.2015, №168 от 17.09.2015, №173 от 24.09.2015, №178 от 01.10.2015, № 187 от 15.10.2015 рекламы «Микрофинансовая группа КАПИТАЛЪ; Принимаем сбережения доходностью до 15%...», которая является рекламой финансовых услуг, на оказание которых требуется специальное разрешение (лицензия), при отсутствии у ООО «Перспектива» такого разрешения.

2.  В остальной части производство по делу № 3-28-124/77-16 прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

3.  Выдать ООО «Перспектива» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны