Приказ №ИГ/49427/17 от 28.09.2017 РЕШЕНИЕ по делу № 3-5-149/77-17 от 15 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/49427/17 от 28.09.2017

ЗАО «Издательство Семь Дней»

 

Волоколамское ш., д. 4, стр. 24,

г. Москва, 125993

 

Ленинградское ш., д. 5А, а/я 46,

г. Москва, 125080

 

priem@7days.ru

 

ООО «Центр Велес»

 

Академика Королева ул.,

д. 13, стр. 1,

г. Москва, 129515

 

magveles@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

«20» июля 2017 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3-5-149/77-17, возбужденное в отношении ООО «Центр Велес» по факту распространения на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления;реклама) журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 40) рекламы «Вечный восковой приворот. 8 495 771 53 06», с признаками нарушения пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения о характеристиках товара, а также несоответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

в присутствии представителя ООО «Центр Велес» в лице <...> (по доверенности б/н от <...>),

в отсутствие ЗАО «Издательство Семь Дней»,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-5-149/77-17 возбуждено в отношении ООО «Центр Велес» по факту распространения на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления;реклама) журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 40) рекламы «Вечный восковой приворот. 8 495 771 53 06».

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения о характеристиках товара, а также несоответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителя ООО «Центр Велес», оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Центр Велес» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.03.2010 за основным государственным регистрационным номером 1107746227192, ИНН 7717671164, КПП 771701001.

ЗАО «Издательство Семь Дней» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700497109, ИНН 7703038770, КПП 774301001.

На оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел (объявления;реклама) журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 40) размещалась реклама «Вечный восковой приворот. 8 495 771 53 06».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

 

 

 

Реклама размещалась в печатном издании. Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В настоящем случае, объектом рекламирования является услуга воскового приворота.

На основании изложенного, спорная информация является рекламой. Данный факт участниками дела не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Присутствие в спорной рекламе словосочетания «Вечный приворот» указывает на наличие признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей недостоверные сведения о характеристиках товара.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление), информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с толковым словарем Ожегова С.И. «Вечный»:

1. Не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века. Вечные льды. Вечная мерзлота. Вечная слава героям.

2. То же, что бессрочный. Боевое знамя передано в воинскую часть на вечное хранение.

3. полн. Постоянно повторяющийся, всегдашний (разг.). Вечные ссоры».

Согласно толковому словарю Даля В.И. «Приворожить — привязать страстно, заставить любить посредством заговора, знахарства. Надо быть, испортили его, приворотили зельем. Приворот, и приворотное зелье — знахарское снадобье, приворотный корешек, любжа, чем привораживают людей одного к одному, заставляя слюбиться, противопол. отворотный корешек».

 

 

Исходя из изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой рекламе утверждается, что приворот выполненный специалистами ООО «Центр Велес» действует бессрочно.

При этом согласно открытым источникам в сети Интернет, срок действия приворота заранее невозможно предугадать, в каждом конкретном случае этот срок разный.

Также стоит отметить, что объектом рекламирования является именно восковой приворот, который согласно открытым источникам в сети Интернет, проводиться исключительно для приворота одного человека к другому.

Утверждение, что привязанность одного человека к другому, вызванная действием приворота, обязательно будет вечной не может быть достоверной, по причине того, что каждый человек обладает индивидуальной совокупностью различных психофизиологических характеристик, что непосредственно влияет на действие приворота.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что такая характеристика приворота, как продолжительность во времени, не может быть для всех клиентов рекламодателя одинаковой.

Представитель ООО «Центр Велес» в своих пояснениях также указал на то, что факт возможности или невозможности осуществления вечного приворота доказать невозможно.

Кроме того, Комиссия с сомнением относится к самой возможности надлежащего оказания услуги «приворот» в её словарном понимании, так как результат такой услуги (в том числе продолжительность действия «приворота») проверен быть не может.

Таким образом, положительный результат рекламируемой услуги «вечный восковой приворот» не может быть гарантирован рекламодателем, а равно указанная в рекламе временная характеристика никоим образом не подтверждается и противоречит общепринятому понятию социальной взаимосвязи двух людей, длительность и положительность которой не могут быть заранее известными.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе «Вечный восковой приворот» признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Исходя из материалов дела и изложенных обстоятельств, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения пункта 12 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Спорная реклама распространялась на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления; реклама) журналов №1 - №40 «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год на основании гарантийных писем ООО «Центр Велес» к ЗАО «Издательство Семь Дней».

Исходя из вышесказанного, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Центр Велес», что ООО «Центр Велес» не оспаривается.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС в действиях ООО «Центр Велес» установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пусть и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Центр Велес», ЗАО «Издательство Семь Дней» предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать ООО «Центр Велес» нарушившим пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления; реклама) журналов №1 - №40 «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год рекламы «Вечный восковой приворот. 8 495 771 53 06».

      2. Выдать ООО «Центр Велес» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

      3. Выдать ЗАО «Издательство Семь Дней» предписание о прекращении распространения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

      4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...> (495) 784-75-05 (доб. <...>)

Связанные организации

Связанные организации не указаны