Решение №ИГ/5370 РЕШЕНИЕ по делу № 3-28-106/77-16 + Предписания №№ 11, 12, 1... от 31 марта 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/5370
ЗАО «Аргументы и факты»
101000, г. Москва,
ул. Мясницкая, д. 42
ЗАО «Аргументы и факты -
Петербург»
191025, г. Санкт-Петербург,
Невский пр-т, д. 72, лит. А, пом 14-Н
ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ»
119334, г. Москва,
пр-д Канатчиковский, д. 13, стр. 3
РЕШЕНИЕ
по делу № 3-28-106/77-16
«30» августа 2016 года. г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии – И.С. Гудковой,
членов Комиссии – П.В. Олейника, Н.С. Уваровой,
рассмотрев дело № 3-28-106/77-16, возбужденное в отношении
ЗАО «Аргументы и факты», ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» по факту распространения на
странице 38 выпуска газеты «Аргументы и Факты» (Москва) № 2 (1835) за 13-19
января 2016 года рекламы под заголовком «Золотое дно: стоит ли начинать
инвестировать?», с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7,
пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
«О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившимися в распространении
рекламы услуг, на оказание которых требуется специальное разрешение
(лицензия), при отсутствии у ООО «АК Финконсалтинг» такого разрешения, а
также в рекламе финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях оказания
соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат
воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут
воспользовавшиеся услугами лица, при сообщении в рекламе одного из таких условий,
а равно при отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре,
1
в отсутствие представителей ЗАО «Аргументы и факты», ЗАО «Аргументы и
факты — Петербург», ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» (уведомлены надлежащим
образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 3-28-106/77-16 возбуждено в отношении ЗАО «Аргументы и
факты», ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» на основании обращения физического лица по
факту распространения на странице 38 выпуска газеты «Аргументы и Факты»
(Москва) № 2 (1835) за 13-19 января 2016 года рекламы под заголовком «Золотое
дно: стоит ли начинать инвестировать?».
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7
статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 28, выразившегося в
распространении рекламы услуг, на оказание которых требуется специальное
разрешение (лицензия), при отсутствии у ООО «АК Финконсалтинг» такого
разрешения, а также в рекламе финансовых услуг, в которой умалчивается об иных
условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые
получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут
воспользовавшиеся услугами лица, при сообщении в рекламе одного из таких условий,
а равно при отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре.
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, выслушав доводы представителей ООО «РУСКРЕДИТ»,
ООО «Гугл», ООО «Мэйл.Ру», оценив в совокупности и взаимосвязи
представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской
Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к
следующим выводам.
ЗАО «Аргументы и факты» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 26.11.2002 за основным государственным регистрационным номером
1027700459379, ИНН 7701103751, КПП 770101001.
ЗАО «Аргументы и факты - Петербург» является юридическим лицом,
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр
юридических лиц 04.12.2002 за основным государственным регистрационным
номером 1027809227984, ИНН 7825429033, КПП 784101001.
ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 29.09.2015 за основным государственным регистрационным номером
1157746891620, ИНН 7725290300, КПП 772501001.
На странице 38 выпуска газеты «Аргументы и Факты» (Москва) № 2 (1835)
за 13-19 января 2016 года распространялась реклама под заголовком «Золотое дно:
стоит ли начинать инвестировать?».
Текст рекламы содержал, в том числе, следующую информацию: «Золотое
дно: стоит ли начинать инвестировать? … Инвестиционная группа
2
работающая на территории всей России объединяет 4 компании: …. Такая
структура позволяет добиться максимальной сбалансированности и
диверсифицированности самой компании, а для ее займодавцев — гарантии
надежности и высокой доходности. Дополнительной гарантией служит
двухступенчатая система страхования инвестиций... 4 программы: Компания
предлагает программы заимствований, рассчитанные: на 3 месяца — 8%
дохода ежемесячно; на 5 месяцев — 10% дохода ежемесячно; на 8 месяцев —
12% дохода ежемесячно; на 1 год -16% дохода ежемесячно. При заключении
договора займа без условия ежемесячных выплат на 5, 8 или 12 месяцев размер
процентов увеличивается на 3%».
Кроме того, в рекламе присутствует мелкий текст следующего содержания:
«Компания ООО «АК Финконсалтинг» (зарегистрирована в 2010 году, адрес:
119049, Москва, Ленинский пр-т, д. 4, стр. 1А, ОГРН 110774627654). Денежные
средства принимаются по договору займа в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации. Выплаты осуществляются за вычетом 13%
НДФЛ. Ответственность компании застрахована ООО СК «Инвест Альянс»
(лицензия ЦБ РФ № 3747 от 23.01.2015 г.), до заключения договора
заинтересованные лица могут ознакомится с условиями, получить сведения о
лице, осуществляющем управление активами, и иную необходимую информацию
по телефону по телефону 8-800-505-21-45 и по адресу: г. Москва, м. «Полянка»,
ул. Большая Якиманка, 32. 18+. РЕКЛАМА».
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается
информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность
для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком
лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Реклама размещалась в выпуске газеты «Аргументы и Факты» (Москва). В
соответствии с копией свидетельства о регистрации, газета «Аргументы и
Факты» зарегистрирована в качестве средства массовой информации,
территорией распространения которого является вся территория Российской
Федерации и зарубежные страны.
Таким образом, установлено, что место и способ распространения
рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга
лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его
распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского
УФАС России не установлено.
3
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом
рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на
привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», под финансовой услугой понимается
банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по
договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и
связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических
и физических лиц.
В настоящем случае, исходя из текста рекламы и содержащегося в ней
мелкого шрифта, объектом рекламирования выступают финансовые услуги,
оказываемые ООО «АК Финконсалтинг».
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация содержит объекты
рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из
содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту
рекламирования, а следовательно, является рекламой в понимании
пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается
реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется
получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия
таких разрешений.
Согласно части 4 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации,
за исключением случая, предусмотренного статьей 816 Гражданского кодекса
Российской Федерации, заемщик — юридическое лицо вправе привлекать
денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной
оферты либо предложения делать оферту, направленному неопределенному
кругу лиц, если законом ему предоставлено право на привлечение денежных
средств граждан.
Согласно статье 437 Гражданского кодекса Российской Федерации,
реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц,
рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в
предложении.
В рассматриваемой рекламе подобные иные указания отсутствовали, что
свидетельствует о том, что данная реклама является приглашение делать оферты.
Согласно пункту 4 статьи 9 Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О
микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее —
Закон о микрофинансовых организациях), микрофинансовая организация вправе
привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных
(благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных
4
федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных статьей
12 Закона о микрофинансовых организациях.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 2 статьи 12 Закона о
микрофинансовых организациях, микрофинансовая организация вправе
привлекать денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с
микрофинансовой компанией договора займа на сумму один миллион пятьсот
тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга
микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять
менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия
указанного договора.
Таким образом, установлено, что для осуществления деятельности по
привлечению денежных средств физических лиц в виде займов организация
должна обладать статусом микрофинансовой организации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона о микрофинансовых
организациях, под микрофинансовой организацией понимается юридическое
лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о
котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в
порядке, предусмотренном Законом о микрофинансовых организациях.
Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде
микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
В силу статьи 5 Закона о микрофинансовых организациях, юридическое
лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные Законом о
микрофинансовых организациях, со дня приобретения им статуса
микрофинансовой органзации — внесения сведений о нем в государственный
реестр микрофинансовых организаций.
В силу статьи 76.1 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», микрофинансовые
организации относятся к некридитным финансовым организациям.
Согласно письму Центрального банка Российской Федерации (вх. № 10420
от 23.03.2016), ООО «АК Финконсалтинг», сведения об Обществе в реестрах
некридитных финансовых организаций не содержатся, а равно ООО «АК
Финконсалтинг» не является юридическим лицом, которому предоставлено
право на привлечение денежных средств граждан.
Лицами, участвующими в деле какие-либо документы и сведения,
подтверждающие факт наличия у ООО «АК Финконсалтинг» необходимого для
осуществления рекламируемой деятельности разрешения также не
представлено.
Таким образом, рассматриваемая реклама направлена на привлечение
внимания лиц-потребителей такой рекламы к услуге, для оказания которой
юридическому лицу требуется получение определенного статуса, а равно
разрешения на осуществления такой деятельности, при отсутствии у ООО «АК
Финконсалтинг» такого разрешения.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит
5
к выводу, что при распространении рассматриваемой рекламы было допущено
нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе Закона о рекламе, выразившееся в
распространении рекламы услуг, на оказание которых требуется специальное
разрешение (лицензия), при отсутствии у ООО «АК Финконсалтинг» такого
разрешения.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в
которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,
об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается
смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама
банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не
должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг,
влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами
лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами
лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»,
рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего
товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования,
предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в
рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий
оказания услуг.
В рекламе финансовых услуг существенной является не только
информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная
обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя,
не обладающего специальными знаниями.
В рассматриваемой рекламе содержатся условия о процентных ставках и
сроках возможного договора займа. Однако в данной рекламе отсутствуют иные
условия, на которых заключается договор займа.
При этом, как установлено выше, юридическое лицо (микрофинансовая
организация) не вправе привлекать денежные средства физических лиц в
размере, меньше, чем один миллион пятьсот тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с нормами параграфа 1 Главы 42 Гражданского
кодекса Российской Федерации, в договор займа в обязательном порядке должно
быть включено условие о сумме займа, а также могут быть включены условия о
сроке и порядке возврата займа, условия о размере и порядке выплаты
процентов.
Таким образом, потребитель рассматриваемой рекламы может быть введен
в заблуждение относительно своей возможности воспользоваться
рекламируемыми финансовыми услугами, а также условий, на которых такие
услуги оказываются.
6
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит
к выводу, что при распространении рассматриваемой рекламы было допущено
нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе,
выразившееся в распространении рекламы финансовых услуг, в которой
умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на
сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на
сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при
сообщении в рекламе одного из таких условий и отсутствует часть существенной
информации о рекламируемой услуге.
Ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе, в
соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет как рекламодатель,
так и рекламораспространитель.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28
Закона о рекламе в соответствии с частью 6 Закона о рекламе несет
рекламодатель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе,
рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение
рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под
распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение
продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем
или на иных законных основаниях.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое
доведение объекта рекламирования до сведения потребителя. Комиссией
Московского УФАС России установлено, что газета «Аргументы и Факты»,
являющийся средством массовой информации, предназначена для
неопределенного круга, распространяется на территории Российской Федерации
и зарубежных стран, не является изданием, специализирующимся на
сообщениях рекламного характера. Как указано выше, учредителем данного
средства массовой информации является ЗАО «Аргументы и факты». Таким
образом, ЗАО «Аргументы и факты» является рекламораспространителем
рассматриваемой рекламы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем
признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из нормативного понятия рекламодателем может являться не
только субъект, заинтересованный в продвижении рекламируемого товара на
рынке, но и любой другой субъект, который определил непосредственное
содержание рекламы, в частности какой именно товар (работу, услугу)
рекламировать.
Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям,
7
рассматриваемая реклама распространялась на основании последовательно
заключенных договоров: договора № 1069-рек-15 от 15.12.2014, заключенного
между ЗАО «Аргументы и факты» и ЗАО «Аргументы и факты — Петербург»;
договора оказания услуг по размещению рекламной информации № 139/15 от
14.12.2015, заключенного между ЗАО «Аргументы и факты — Петербург» и
ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ».
Исходя из анализа вышеуказанных договоров, а также устных и
письменных пояснений ЗАО «Аргументы и факты», рекламодателем
рассматриваемой рекламы является ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ». ЗАО «Аргументы и
факты — Петербург» участвовало в распространении рассматриваемой рекламе
в качестве посредника между рекламодателем и рекламораспространителем в
силу предоставленных договором с ЗАО «Аргументы и факты» полномочий на
размещение рекламной информации.
Таким образом ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2
части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ», за нарушение
пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе несут ответственность ООО «РЕАЛ
ИНВЕСТ» и ЗАО «Аргументы и факты».
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения
дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным)
устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него
действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения
ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но
содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения
реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной
рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств
невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а
равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении
договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на
основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Между тем, предписание само по себе направлено именно на устранение
нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является
мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным
органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений
Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных
заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России
8
приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Аргументы и факты»,
ЗАО «Аргументы и факты — Петербург», ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» предписаний
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона
о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» нарушившим требования части 7
статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе,
ЗАО «Аргументы и факты» нарушившим требования пункта 7 статьи 7 Закона о
рекламе при распространении на странице 38 выпуска газеты «Аргументы и
Факты» (Москва) № 2 (1835) за 13-19 января 2016 года рекламы под заголовком
«Золотое дно: стоит ли начинать инвестировать?», которая является рекламой
финансовых услуг, на оказание которых требуется специальное разрешение
(лицензия), при отсутствии у ООО «АК Финконсалтинг» такого разрешения, а
также в рекламой финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях
оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат
воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут
воспользовавшиеся услугами лица, при сообщении в рекламе одного из таких условий,
а равно при отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре.
2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты», ЗАО «Аргументы и факты —
Петербург», ООО «РЕАЛ ИНВЕСТ» предписания о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Гудкова
Члены Комиссии П.В. Олейник
Н.С. Уварова
Исполнитель: Н.С. Уварова, Тел: 8 (495) 784-75-05 (доб. 159)
9

Связанные организации

Связанные организации не указаны