Решение №ИГ/56675/17 от 03.11.2017 РЕШЕНИЕ по делу 3-5-142/77-17 от 24 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/56675/17 от 03.11.2017

ЗАО «Издательство Семь Дней»

 

Волоколамское ш., д. 4, стр. 24,

г. Москва, 125993

 

Ленинградское ш., д. 5А, а/я 46,

г. Москва, 125080

 

priem@7days.ru

 

ООО «Центр Дубхе»

 

Ананьевский пер., д. 5, стр. 7,

г. Москва, 107045

 

magveles@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

«20» июля 2017 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3-5-142/77-17, возбужденное в отношении ООО «Центр Дубхе» по факту распространения на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления; реклама) журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 40) рекламы «Обряд на восковой кукле. Полное подчинение вашей воле. 1 день», с признаками нарушения пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения о характеристиках товара, а также несоответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных преимуществ приобретателю рекламируемого товара,

в присутствии представителя ООО «Центр Дубхе» в лице <...> (по доверенности б/н от <...>),

в отсутствие ЗАО «Издательство Семь Дней» (уведомлено надлежащим образом),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-5-142/77-17 возбуждено в отношении ООО «Центр Дубхе» по факту распространения на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления;реклама) журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 40) рекламы «Обряд на восковой кукле. Полное подчинение вашей воле. 1 день».

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения о характеристиках товара, а также несоответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителя ООО «Центр Дубхе», оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Центр Дубхе» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 16.09.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117746731520, ИНН 7708746568, КПП 770801001.

ЗАО «Издательство Семь Дней» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700497109, ИНН 7703038770, КПП 774301001.

На оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел (объявления; реклама) журналов «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год (в том числе № 40) размещалась реклама «Обряд на восковой кукле. Полное подчинение вашей воле. 1 день».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Реклама размещалась в печатном издании. Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В настоящем случае, объектом рекламирования является услуга проведения обряда на восковой кукле.

На основании изложенного, спорная информация является рекламой. Данный факт участниками дела не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Присутствие в спорной рекламе словосочетания «Полное подчинение вашей воле. 1 день» указывает на наличие признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей недостоверные сведения о характеристиках товара.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление), информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Для объективного рассмотрения вопроса о наличии или отсутствия в рассматриваемой рекламе признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России считает необходимым определить словарное значение ключевых слов, содержащихся в рекламе.

В соответствии с толковым словарем Ожегова С.И.:

«Полный»:

1. чего и кем (чем). Содержащий в себе что-н. до возможных пределов, наполненный, занятый чем-н. целиком.

2. перен., чего и чем. Целиком проникнутый, охваченный чем-н. (оживлён, радостен).

3. полн. Цельный, вполне законченный; исчерпывающий

4. полн. Достигающий предела, наивысший.

«Подчинение»:

1. кого (что). Поставить в зависимость от кого-чего-н., заставить действовать сообразно чему-н.

2. кого (что). Поставить под непосредственное руководство, передать в чьё-н. непосредственное ведение.

«Воля»:

1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание воли.

2. к чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. В. к победе. Люди доброй воли (стремящиеся к добру, к миру; высок.).

3. Пожелание, требование. В. владыки закон. Последняя в. (предсмертная).

4. Власть, возможность распоряжаться. Это в твоей воле.

Исходя из изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой рекламе утверждается, что результатом обряда на восковой кукле, проведенного специалистами ООО «Центр Дубхе», является появление способности у потребителя заставлять беспрекословно действовать кого-либо (что-либо) сообразно своим пожеланиям. При этом данный результат можно достичь в течении одного дня.

Также стоит отметить, что объектом рекламирования является обряд на восковой кукле, который согласно открытым источникам в сети Интернет, проводиться исключительно для возможности воздействовать на другого человека.

Утверждение, что один человек может полностью контролировать другого в результате совершения обряда не может быть достоверным, по причине того, что каждый человек обладает индивидуальной совокупностью различных психофизиологических характеристик, что непосредственно влияет на результат действие совершенного в отношении него обряда.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что такая характеристика обряда, как степень подчинения одного человека другому, не может быть для всех клиентов рекламодателя одинаковой.

Представитель ООО «Центр Дубхе» в своих пояснениях также указал на то, что невозможно подтвердить или опровергнуть достоверность такого утверждения.

Кроме того, Комиссия с сомнением относится к самой возможности надлежащего оказания услуги по подчинению одного человека другому, так как результат такой услуги (в том числе степень такого подчинения) проверен быть не может.

Таким образом, положительный результат рекламируемой услуги «полное подчинение вашей воли» не может быть гарантирован рекламодателем, а равно указанная в рекламе временная характеристика никоим образом не подтверждается и противоречит общепринятому понятию социальной взаимосвязи двух людей, длительность и положительность которой не могут быть заранее известными.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе «Обряд на восковой кукле. Полное подчинение вашей воле. 1 день» признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

 

Исходя из материалов дела и изложенных обстоятельств, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения пункта 12 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Спорная реклама распространялась на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления; реклама) журналов №37 - №40 «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год на основании гарантийных писем ООО «Центр Дубхе» к ЗАО «Издательство Семь Дней».

Исходя из вышесказанного, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Центр Дубхе», что ООО «Центр Дубхе» не оспаривается.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС в действиях ООО «Центр Дубхе» установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пусть и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Центр Дубхе», ЗАО «Издательство Семь Дней» предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать ООО «Центр Дубхе» нарушившим пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением на оборотных сторонах задней обложки (на последней странице, раздел объявления; реклама) журналов №37 - №40 «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА» за 2016 год рекламы «Обряд на восковой кукле. Полное подчинение вашей воле. 1 день».

      2. Выдать ООО «Центр Велес» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

      3. Выдать ЗАО «Издательство Семь Дней» предписание о прекращении распространения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

Исполнитель: <...>, (495) 784-75-05 (доб. <...>)

Связанные организации

Связанные организации не указаны