Решение №ИГ/66148/17 от 20.12.2017 РЕШЕНИЕ и предписания № 3-5-140/77-17 от 21 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/66148/17 от 20.12.2017

ЗАО «Издательство Семь Дней»

 

Ленинградское ш., д. 5А, а/я 46,

г. Москва, 125080

 

priem@7days.ru

 

ООО «Интер Юг Медиа»

 

Красноармейская ул., д. 168/99,

г. Ростов-на-Дону, 344002

 

Газетный пер., д. 99,

г. Ростов-на-Дону, 344002

 

irina-cuzmina@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«2августа 2017 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3-5-140/77-17, возбужденное в отношении ООО «Интер Юг Медиа» по факту распространения рекламы:

«Брал; врачи России рекомендуют» на странице 43 журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» № 37 2016;

«Брал; врачи России рекомендуют» на странице 47 журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» № 33 2016, с признаками нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержащей образ медицинского работника,

отсутствие представителей ООО «Интер Юг Сервис», ЗАО «Издательство Семь Дней» (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-5-140/77-17 возбуждено в отношении ООО «Интер Юг Медиа» по факту распространения рекламы:

«Брал; врачи России рекомендуют» на странице 43 журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» № 37 2016;

«Брал; врачи России рекомендуют» на странице 47 журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» № 33 2016.

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержащей образ медицинского работника.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ЗАО «Издательство Семь Дней» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700497109, ИНН 7703038770, КПП 774301001.

ООО «Интер Юг Сервис» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 06.12.2013 за основным государственным регистрационным номером 1136182003858, ИНН 6155068411, КПП 616401001.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

 

Реклама размещалась в журнале «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ-ПРОГРАММА», зарегистрированном как печатное средство массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 77 28327 от 11.06.2007), учредителем является ЗАО «Издательство Семь Дней», территория распространения — Российская Федерация, зарубежные страны.

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В настоящем случае, объектом рекламирования является лекарственное средство «Брал», в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного средства № П N01212/01 от 23.08.2010.

На основании изложенного, спорная информация является рекламой. Данный факт участниками дела не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Реклама лекарственного средства «Брал» содержит словосочетание «Врачи России рекомендуют», а также изображение медицинского работника.

Специфика объекта рекламирования (лекарственное средство) позволяет утверждать, что особая важность для потребителя при выборе таких товаров является уверенность в качестве, безопасности и эффективности товара.

Исходя из этого, Московское УФАС России приходит к выводу, что наличие рекомендаций специалистов в данной области может стать основным критерием для потребителя при выборе товара.

Таким образом, использование в рекламе словосочетания «Врачи России рекомендуют» и изображение медицинского работника дает дополнительное преимущество рекламируемому товару перед другими сходными товарами.

При этом в рекламе не содержится объективных доказательств данного утверждения или указание на место их размещения, что не позволяет определить достоверность такого утверждения.

ООО «Интер Юг Медиа» также не представило в материалы дела документы, подтверждающие спорное утверждение.

Таким образом, в рекламе лекарственного средства «Брал» содержится информация о преимуществе данного товара перед другими, которая не соответствует действительности.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Московского УФАС России приходи к выводу о наличии в рекламе «Брал; Врачи России рекомендуют» признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В настоящем случае объектом рекламирования является лекарственное средство.

При этом рассматривая реклама содержит изображение женщины в белом халате и с фонендоскопом, что указывает на определенный характер деятельности, а именно создает образ медицинского работника.

Исходя из вышесказанного, в рассматриваемой рекламе также содержаться признаки нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе «Брал; Врачи России рекомендуют», распространяемой на странице 43 журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» № 37 2016, на странице 47 журнала «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» № 33 2016, факта нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

При этом Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу об отсутствие в рассматриваемой рекламы признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Спорная реклама распространялась в журнале «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» на основании договора № 21/06-884 от 21.06.2016, заключенного между ООО «Интер Юг Медиа» и ЗАО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ».

Исходя из вышесказанного, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Интер Юг Медиа».

Таким образом, Комиссией Московского УФАС в действиях ООО «Интер Юг Медиа» установлено нарушение пункта 1 части 3, пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пусть и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Интер Юг Медиа» и ЗАО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ООО «Интер Юг Медиа» нарушившим пункт 1 части 3, пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением в журнале «СЕМЬ ДНЕЙ ТВ ПРОГРАММА» рекламы «Брал; врачи России рекомендуют».

2.  Выдать ООО «Интер Юг Медиа» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Выдать ЗАО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» предписание о прекращении распространения рекламы с нарушение законодательства Российской Федрации о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...>,

(495) 784-75-05 (доб. <...>)

Связанные организации

Связанные организации не указаны