Решение №ИГ/9405/18 от 27.02.2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 77-Х-258/17 о нарушении антимонопольного... от 1 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/9405/18 от 27.02.2018

ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП»

 

Электродная ул., д. 9, стр. 2,

г. Москва, 111524

 

АО «ИНТЕРКОМП»

 

Электродная ул., д. 9, стр. 2,

г. Москва, 111524

 

<...>

 

ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-ХХI»

 

Русаковская ул., д. 13,

г. Москва, 107140,

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 77-Х-258/17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«09» ноября 2017 г.

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 77-Х-258/17 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 77-Х-258/17 по признакам нарушения нарушения ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» (место нахождения: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9 стр. 2; ОГРН 1127746496657, ИНН 7720754893), АО «ИНТЕРКОМП» (место нахождения: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9, стр. 2; ОГРН 1067746798008, ИНН 7709688816) статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», АО «ИНТЕРКОМП» в лице <...>, ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-ХХI» в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 77-Х-258/17 возбуждено в порядке части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в связи с неисполнением АО «ИНТЕРКОМП» (место нахождения: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9, стр. 2; ОГРН 1067746798008, ИНН 7709688816), ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» (место нахождения: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9 стр. 2; ОГРН 1127746496657, ИНН 7720754893) Предупреждения от 15.03.2017 № 8-09 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, выданного на основании заявления ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-ХХI» относительно наличия в действиях АО «ИНТЕРКОМП» признаков нарушения статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции (в редакции закона, действовавшего на момент совершения), выразившегося во введении в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги, а также в некорректном сравнении путем размещения на сайтах в сети Интернет по адресам intercomp.ru, intercomp-cbu.ru сведений следующего содержания:

«INTERCOMP - № 1 В РЕЙТИНГЕ АУТСОРСИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ»;

«№ 1 согласно независимому рейтингу журнала «Эксперт»;

«№1 ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным эксперт ра».

На заседании Комиссии 09.11.2017 представителем ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», АО «ИНТЕРКОМП» заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с тем, что АО «ИНТЕРКОМП» в судебном порядке оспаривается определение об отложении по делу № 77-Х-258/17 от 27.07.2017, которым АО «ИНТЕРКОМП» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства АО «ИТЕРКОМП» в связи со следующим.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организаций обращаться в арбитражный суд с заявление о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконных решений, органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.

Таким образом для оспаривания ненормативного правового акта государтсвенного органа необходимо наличие у него признаков, установленных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно в контексте антимонопольного органа такой акт должен заканчивать рассмотрение конкретного дела по существу, содержать в себе установление факта совершения какого-либо правонарушения, либо устанавливать обязательства по его устранению или назначение административного наказания при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Определение по делу № 77-Х-258/17 от 27.07.2017 не обладает указанными выше признаками, а равно не может быть признано ненормативным правовым актом и обжаловано в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для приостановления рассмотрения дела № 77-Х258/17 в связи с оспариванием АО «ИНТЕРКОМП» определения по делу № 77-Х-258/17 от 27.07.2017.

Московским УФАС России было рассмотрено заявление ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-XXI» относительно наличия в действиях АО «ИНТЕРКОМП», ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» нарушения положений закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги, а также в некорректном сравнении путем размещения на сайтах в сети Интернет по адресам intercomp.ru, intercomp-cbu.ru сведений следующего содержания:

«INTERCOMP - № 1 В РЕЙТИНГЕ АУТСОРСИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ»;

«№ 1 согласно независимому рейтингу журнала «Эксперт»;

«№1 ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным эксперт ра».

По результатам рассмотрения было установлено, что данный состав правонарушения покрывается диспозициями статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, предусматривающими выдачу предупреждения до момента возбуждения дела.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» было выдано Предупреждение № 8-09 от 15.03.2017, АО «ИНТЕРКОМП» — № 8-10 от 15.03.2017 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

Предупреждения были получены ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» и АО «ИНТЕРКОМП» 19.04.2017.

В установленный срок Обществами были направлены ответы в Московское УФАС России об исполнении вышеуказанных предупреждений.

Однако 03.05.2017 сотрудниками Московского УФАС России при проверке выполнения Предупреждения № 8-09 установлен факт размещения по настоящее время на сайте в сети Интернет по адресу intercomp-cbu.ru следующей информации:

«Преимущества ИНТЕРКОМП ЦБУ / ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным Эксперт РА».

В связи с вышеизложенным и в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Московским УФАС России было возбуждено дело № 77-Х258/17, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

На основании части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), пунктов 1.3, 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для рассмотрения, принятия решения по делу № 77-Х-258/17 о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», АО «ИНТЕРКОМП», по результатам которого установлено следующее.

Согласно материалам дела, рассматриваемая информация размещалась ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», АО «ИНТЕРКОМП» сайте в сети Интернет по адресу intercomp.ru с 11.12.2016.

Таким образом, временной интервал настоящего анализа состояния конкуренции определен с 11.12.2016 (дата распространения рассматриваемой в рамках дела № 77-Х-258/17 информации) по настоящее время.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» (адрес: 111524, г. Москва, кл. Электродная, д. 9 стр. 2) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.06.2012 за основным государственным регистрационным номером 1127746496657.

Общество осуществляет деятельность в области бухгалтерского учета. Фактическое осуществление указанной деятельности, в том числе на территории г. Москвы, подтверждается контрактами № 22-7-15-бо-цо от 31.08.2015, № 2404/15 от 05.05.2015 на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию, фактом участия в закупке № 31502689615 на сайте в сети «Интернет» по адресу zakupki.gov.ru в качестве единственного поставщика, иными документами, представленными в материалы дела.

АО «ИНТЕРКОМП» (адрес: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9, стр. 2) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 10.07.2006 за основным государственным регистрационным номером 1067746798008.

АО «ИНТЕРКОМП» является учредителем ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» с размером доли — 50%. Данные общества входят в одну группу компаний «ИНТЕРКОМП», что подтверждается информацией, размещенной на сайтах в сети Интернет по адресам intercomp.ru, intercomp-cbu.ru в разделах «О компании», а также информацией, представленной ООО «РАЭКС-Аналитика» об участии АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» в рэнкингах в составе группы компаний «ИНТЕРКОМП».

Основным видом деятельности Общества является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (69.20 код ОКВЭД). Также АО «ИНТЕРКОМП» осуществляет деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения (62.1 код ОКВЭД); деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанную с этим деятельность (63.11 ОКВЭД).

ООО «ФИНПРОМАРКЕТ-XXI» (адрес: 107140, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700580093.

Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию. Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, в соответствии с которой основным видом деятельности ООО «ФИНПРОМАРКЕТ-XXI» является деятельность, идентифицированная 69.20 кодом ОКВЭД.

Также ООО «ФИНПРОМАРКЕТ-XXI» осуществляет деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанную с этим деятельность (63.11 ОКВЭД); Кроме того ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-XXI» осуществляет консультативную деятельность деятельность и работы в области компьютерных технологий (62.02 код ОКВЭД).

По сведениям, представленным ООО «ФИНПРОМАРКЕТ-XXI», Общество специализируется в разработке программных продуктов (информационных систем) и оказанию услуг для обеспечения деятельности образовательных организаций (учреждений) и органов управления образованием, органов исполнительной власти и местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из сведений, содержащимися на сайте иицаверс.рф, владельцем которого является ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-XXI», одним из продуктов, реализуемых обществом, является программный продукт АИАС «АВЕРС: Бухгалтерия».

Исключительные права на данную программу принадлежат ООО «ФИНПРОММАРКЕТ XXI» (Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007610329 от 28 декабря 2006 года).

В соответствии с информацией о программном продукте, размещенной на сайте иицаверс.рф, программный комплекс автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) «Аверс: Бухгалтерия» предназначен для автоматизации процессов ведения бухгалтерского учета и информационного обеспечения управления финансово-хозяйственной деятельностью во всех типах учреждений бюджетной сферы.

АИАС «Аверс: Бухгалтерия» полностью автоматизирует работу на всех участках бухгалтерского учета и позволяет:

  •   вести полный синтетический, а также многоуровневый аналитический учет хозяйственных операций в бюджете;

  •   осуществлять текущий финансовый контроль за использованием денежных средств. В том числе контролировать расходы учреждения  в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ;

  •   формировать достоверную бухгалтерскую и статистическую отчетность, выполняя при этом контрольные функции в отношении сохранности денежных средств. Бухгалтерская отчетность формируется в соответствии с приказом Минфина РФ от 28.12.2010г. № 191н и приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н;

  •   обеспечить эффективное функционирование учреждения в условиях нормативного финансирования и казначейской системы исполнения бюджета.

Структурно программный комплекс состоит из совокупности функционально полных по разделам бухгалтерского учета программных систем, объединенных единой базой данных. Программные системы могут функционировать как автономно, так и совместно под управлением сетевой операционной системы.

АИАС «Аверс: Бухгалтерия» в полном объеме учитывает особенности функционирования образовательных учреждений, максимально адаптирован к специфике работы Централизованных бухгалтерий; легко настраивается на особенности ведения бухгалтерского учета в конкретном учреждении, а также позволяет организовать ведение бухгалтерского учета на Едином плане счетов для всех типов учреждений бюджетной сферы в рамках единой программной системы.

Таким образом, из рассмотренных выше обстоятельств следует, что при выборе способа ведения бухгалтерского учета у учебного учреждения есть альтернатива: самостоятельно осуществлять бухгалтерский учет, в том числе с использованием программного обеспечения, либо воспользоваться услугами аутсорсиноговой компании.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «ФИНПРОММАРКЕТ XXI» и АО «ИНТЕРКОМП», ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» осуществляют деятельность, фактически предполагающую взаимозаменяемость. Соответственно общества действуют на одном товарном рынке и являются конкурентами.

Кроме того в рамках дела № 77-Х-258/17 установлено, что аналогичную деятельность по аудиту, консалтингу и учету финансовых функций осуществляют АО «БДО Юникон», ООО «ШНАЙДЕР ГРУП», ООО «ФинЭкспертиза» и другие. Указанные обстоятельства подтвержидаются их участием в одном рэнкинге с группой компаний ИНТЕРКОМ, а также данными с официальных сайтов Обществ (www.bdo.ru,  schneider-group.com,  www.finexpertiza.ru соответственно) и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

Таким образом, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются услуги по бухгалтерскому учету.

Географические границы обуславливаются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность потребителей воспользоваться товарами (работами, услугами) на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой потребители из выделенной группы имеют экономическую возможность воспользоваться рассматриваемыми услугами.

 

В силу пункта 4.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Определение географических границ товарного рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара, однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Местом нахождения и осуществления деятельности ООО «ФИНПРОММАРКЕТ XXI» и АО «ИНТЕРКОМП», ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» является город Москва. Также лицами, участвующими в деле, представлены документы и сведения, подтверждающие осуществление деятельности на территории всех субъектов Российской Федерации. Указанное также подтверждается тем, что согласно открытым источникам, иные субъекты, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке с указанными субъектами, также осуществляют деятельность не только на территории г. Москвы, но и в иных субъектах Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами анализируемого товарного рынка является территория Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В силу подпункта 2 пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, для целей настоящего анализа определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, производится в объеме, необходимом для установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующими субъектами, которым указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред их деловой репутации.

На основании изложенного установлено, что в состав хозяйствующих субъектам, действующих на анализируемом товарном рынке, в том числе, входят АО «ИНТЕРКОМП», ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», ООО «ФИНПРОММАРКЕТ-XXI», АО «БДО Юникон», ООО «ШНАЙДЕР ГРУП», ООО «ФинЭкспертиза».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Дело № 77-Х-258/17 возбуждено в отношении ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» по признакам нарушения статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

В дальнейшем к участию в деле в качестве ответчика привлечено также АО «ИНТЕРКОМП».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», АО «ИНТЕРКОМП» были выданы Предупреждения от 15.03.2017 № 8-09 и № 8-10 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции путем прекращения ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», АО «ИНТЕРКОМП» действий по размещению на сайте в сети Интернет по адресу intercomp.ru и любыми иными способами утверждений:

«INTERCOMP - № 1 В РЕЙТИНГЕ АУТСОРСИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ»;

«№ 1 согласно независимому рейтингу журнала «Эксперт»;

«№1 ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным эксперт ра», а также иных аналогичных утверждений без указания на определенный период рэнкинга и достоверных источников подобной информации, а также определенных компаний, включенных в подобные рэнкинги.

Предупреждения были получены ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» и АО «ИНТЕРКОМП» 19.04.2017.

В ответ на предупреждение № 8-09 от 15.03.2017 ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» направило в Московское УФАС России ответ от 24.04.2017 № 13/707 (вх. № 18947 от 25.04.2017) о том, что Общество во исполнение предупреждения провело проверку материалов, размещенных на сайте в сети Интернет intercomp-cbu.ru, и изменило либо исключило все обнаруженные сведения, которые так или иначе могут нарушать требования Закона о защите конкуренции.

В ответ на предупреждение № 8-10 от 15.03.2017 АО «ИНТЕРКОМП» направило в Московское УФАС России ответ от 24.04.2017 № 105551 (вх. № 18948 от 25.04.2017) о том, что Общество во исполнение предупреждения провело проверку материалов, размещенных на сайте в сети Интернет intercomp.ru, и изменило либо исключило все обнаруженные сведения, которые так или иначе могут нарушать требования Закона о защите конкуренции.

Однако 03.05.2017 сотрудниками отдела при проверке выполнения Предупреждения № 8-09 установлен факт размещения по истечении срока исполнения предупреждения на сайте в сети Интернет по адресу intercomp-cbu.ru следующей информации:

 

«Преимущества ИНТЕРКОМП ЦБУ / ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным Эксперт РА», что подтверждается Актом № 8-14 от 03.05.2017 проверки информации в сети Интернет.

Таким образом, Предупреждения № 8-09, № 8-10 Московского УФАС России не могли считаться исполненными.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, был издан приказ Московского УФАС России № 152 от 15.05.2017 о возбуждении дела № 77-Х-258/17 о нарушении антимонопольного законодательства и о создании Комиссии по рассмотрению дела № 77-Х-258/17 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

Между тем, в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 22.05.2017, ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» представлены документы и сведения, в соответствии с которыми администратором сайтов в сети Интернет по адресам intercomp.ru, intercomp-cbu.ru является АО «ИНТЕРКОМП».

В соответствии с указанным, по мнению ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», Общество не могло совершить указанных в предупреждении № 8-09 от 15.03.2017 действий.

Также ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» отмечено, что в предупреждении № 8 09 от 15.03.2017 в части, где указывается на необходимость совершения определенных действий в качестве сайта в сети Интернет, на котором не следует размещать спорную информацию указан сайт intercomp.ru, что по мнению ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» свидетельствует об отсутствии совершать какие-либо действия по удалению или исправлению информации на сайте intercomp cbu.ru.

Между тем, Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» и АО «ИНТЕРКОМП» входят в одну группу компаний, осуществляют однородную деятельность. Более того АО «ИНТЕРКОМП» является одним из учредителей ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП».

О том, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержаться в информации, размещенной как на сайте intercomp.ru, так и на сайте intercomp cbu.ru, Обществам было известно, о чем свидетельствуют их ответы об исполнении предупреждений.

Кроме того указание на размещение информации на сайтах в сети Интернет по адресам intercomp.ru, intercomp cbu.ru содержится в описательной части каждого предупреждения, а в предупредительной части указано не только на необходимость устранить нарушение путем распространения на определенном сайте, но и любыми иными способами.

Вопреки доводам АО «ИНТЕРКОМП» относительно того, что Предупреждения от 15.03.2017 № 8-09 и № 8-10 не содержали перечень действий, которые необходимо совершить во исполнение указанных предупреждений, они содержали в себе указание на необходимость прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2, 14.3 Закона о защите конкуренции, путем прекращения АО «ИНТЕРКОМП» (ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП») действий по размещению на сайте в сети Интернет по адресу intercomp.ru и любыми иными способами утверждений:

«INTERCOMP - № 1 В РЕЙТИНГЕ АУТСОРСИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ»;

«№ 1 согласно независимому рейтингу журнала «Эксперт»;

«№1 ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным эксперт ра», а также иных аналогичных утверждений без указания на определенный период рэнкинга и достоверных источников подобной информации, а также определенных компаний, включенных в подобные рэнкинги.

Таким образом, при выдаче предупреждений антимонопольным органом было указано на то какие именно действия надлежит совершить АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», а равно требования антимонопольного законодательства в полной мере соблюдены.

На основании изложенного Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» и АО «ИНТЕРКОМП» надлежало совершить действия по удалению (либо изменению информации) с сайтов intercomp.ru, intercomp cbu.ru, Общества о такой необходимости были предупреждены в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 39.1 Закона о защите конкуренции и своевременно сообщили о выполнении данных предупреждений, хотя и предоставив недостоверную информацию. Следовательно о том, какую информацию и откуда следуют удалить (либо изменить) каждому из Обществ ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» и АО «ИНТЕРКОМП» знали.

В части возражений относительно того, что владельцем сайта в сети Интернет по адресу intercomp cbu.ru является АО «ИНТЕРКОМП» и дело не может быть возбуждено в отношении ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» Комиссией Московского УФАС России установлено, что в соответствии с представленными АО «РСИЦ» документами и сведениями договор на владение доменным именем intercomp cbu.ru заключен с АО «ИНТЕРКОМП». При этом непосредственное управление сайтом осуществляется ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП». Указанные обстоятельства подтверждаются информацией, размещенной на самом сайте, который посвящен деятельности исключительно ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», а также документами и сведениями, представленными ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» в ответ на Предупреждение № 8-09 от 15.03.2017.

На основании изложенного Комиссией Московского УФАС России установлено, что лицом, ответственным за информацию, размещенную на сайте intercomp cbu.ru несет ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП», а равно дело в отношении данного Общества в связи с невыполнением Предупреждения от 15.03.2017 № 8 09 возбуждено обоснованно.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлен факт размещения на сайте в сети Интернет по адресу https://www.intercomp.ru/services/finansovyy-autsorsing/ информации следующего содержания: «Группа компаний Интеркомп - №1 в финансовом управлении и консалтинге».

В соответствии сведениям, представленным АО «РСИЦ», владельцем сайта www.intercomp.ru является АО «ИНТЕРКОМП». Использование данного сайта АО «ИНТЕРКОМП» подтверждается наполнением сайта, в том числе сведениями о компании, и не оспаривается Обществом.

Данная фраза аналогична утверждениям, ранее размещаемым на сайте www.intercomp.ru, в отношении которых АО «ИНТЕРКОМП» уже было Предупреждение от 15.03.2017 № 8-10.

Комиссия приходит к выводу о том, что повторение процедуры по выдаче предупреждения, в отношении каждой аналогичной фразы, незначительным образом отличающейся от тех, в отношении которых уже была соблюдена такая процедура, противоречит самому институту предупреждения, направленного на наиболее быстрое устранение негативных последствий для товарного рынка и отсутствием административной ответственности субъекта, в действиях которого усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.

Подобное может привести к затягиванию рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов на действия недобросовестных конкурентов и бесконечно и необоснованно освобождать их от мер административной ответственности, в то время когда совокупность их действий очевидно свидетельствует о недобросовестном поведении на товарном рынке.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что информация представленная АО «ИНТЕРКОМП» об исполнении Предупреждения от 15.03.2017 № 8-10 является недостоверной, а равно само предупреждение не исполнено.

Учитывая совокупность обстоятельств, имеющихся в рамках рассматриваемого дела, в том числе то, что АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» составляют группу лиц, аналогичное содержание распространяемой ими информации, необходимость разграничить ответственных лиц за размещение рассматриваемой информации на разных сайтах, однородные факты, подлежащие установлению, Комиссия приходит к выводу о том, что факты неисполнения предупреждений от 15.03.2017 № 8-09 и № 8-10 подлежат рассмотрению в рамках уже возбужденного дела № 77-Х-258/17, а возбуждение отдельного дела по факту неисполнения предупреждения № 8-10 представляется нецелесообразным и не будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, а лишь повлечет затягивание вынесения решения по существу.

В соответствии со статьей 14.2 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе, сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Установлено, что на сайте в сети Интернет по адресу intercomp-cbu.ru после выдачи Московским УФАС России Предупреждения № 8-09 от 15.03.2017 размещалось утверждение: «Преимущества ИНТЕРКОМП ЦБУ / ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным Эксперт РА», что подтверждается Актом № 8-14 от 03.05.2017 проверки информации в сети Интернет. На сайте в сети Интернет по адресу https://www.intercomp.ru/services/finansovyy-autsorsing/ информации следующего содержания: «Группа компаний Интеркомп - №1 в финансовом управлении и консалтинге», что подтверждается Актом № 8-48 от 19.09.2017 проверки информации в сети Интернет.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссией Московского УФАС России установлено, что лицами, ответственными за распространение спорной информации, являются: ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» — за информацию на сайте intercomp-cbu.ru, АО «ИНТЕРКОМП» — за информацию на сайте www.intercomp.ru.

Недобросовестной конкуренцией в данном случае является введение в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на приобретательский выбор, т.е создать у потребителей или потенциальных контрагентов впечатление, в том числе, о лице, оказывающем услуги, которые не соответствует действительности, и может сыграть определяющую роль в их предпочтениях в пользу хозяйствующего субъекта, избравшего недобросовестный способ ведения конкурентной борьбы.

Введение в заблуждение является следствием распространения позитивной информации, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. В рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности, т. е. носить ложный, неточный или искаженный характер.

Оценивая ложность, неточность или искаженность распространенных сведений, следует исходить из следующего.

Под ложностью следует понимать полное несоответствие информации действительному положению дел. Под искаженностью интерпретацию хозяйствующим субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к хозяйствующему субъекту - конкуренту в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами, включая потребителей. Под неточностью распространение хозяйствующим субъектом информации о хозяйствующем субъекте - конкуренте не в полном объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемых факте, действии или событии применительно к данному хозяйствующему субъекту.

Как сообщено ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» учредителем журнала «Эксперт», рейтингование согласно данным ОКВЭД по ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» (22.1) не является его основным видом деятельности, в связи с чем/ в данной конкретной ситуации утверждение «рейтинг журнала «Эксперт» является не совсем корректным.

В соответствии с представленными ООО «РАЭКС-Аналитика» документами и сведениями, единственным источником актуальной информации о рэйкингах крупнейших компаний и групп области аутсорсинга учетных функций, составляемых рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА) являтеся сайт в сети Интернет рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) — raexpert.ru.

Группа компаний «ИНТЕРКОМП» является постоянным участником рэнкига компаний и групп в области аутсорсинга учетных функций. «ИНТЕРКОМП» представлен в рэнкингах как группа компаний. За период 2010-2015 годов группа компаний «ИНТЕРКОМП» занимала в рэнкинге 1-е место; в 2016 году (по итогам 2015 года) группа компаний «ИНТЕРКОМП» заняла 2-е место.

АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» входят в группу компаний и, будучи в составе данной группы, косвенно входят в список крупнейших компаний и групп в области аутсорсинга учетных функций. Но данный факт не означает, что каждое из этих обществ занимает первое место в рэнкинге. Лидирующие позиции занимает группа компаний, которая для участия в рэнкингах предоставила консолидированные сведения по компаниям, входящим в группу.

Таким образом, в соответствии со сведениями ООО «РАЭКС-Аналитика», между информацией, содержащейся на сайтах в сети Интернет по адресу intercomp-cbu.ru в отношении положения ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» в списке аутсорсинговых компаний за период с 2009 года по момент фиксации размещения информации на сайте, и рэнкингами, опубликованными на сайте raexpert.ru, имеются расхождения и противоречия.

Данные обстоятельства создают у потребителей и потенциальных клиентов ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» впечатление о том, что общество само по себе занимает первое место в рейтинге, составленном ООО «РАЭКС-Аналитика», а также о том, что такие данные актуальны по настоящее время, что не соответствует дейтствительности.

Таким образом, умолчав о деталях составления рэнкинга АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» вводят в заблуждение в отношение лица, оказывающего услуги путем размещения на сайте в сети Интернет по адресу intercomp-cbu.ru информации следующего содержания: «Преимущества ИНТЕРКОМП ЦБУ / ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным Эксперт РА».

Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие.

В контексте статьи 14.3 Закона о защите конкуренции под некорректным сравнением понимается неточное и (или) неправильное сравнение, распространение сведений о котором может предоставить хозяйствующему субъекту преимущество перед конкурентами.

Необходимо учитывать, что при сравнении собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о таком товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Понятие «несопоставимый» употребляется для обозначения двух переменных не имеющих никакого общего измерения или стандарта сравнения.

При этом использование в сравнении ложных утверждений относится либо к дискредитации, либо к введению в заблуждение. В связи с этим как самостоятельную форму недобросовестной конкуренции следует рассматривать такое сравнение, которое неправильно по своей форме, а не по содержанию. То есть сравнение должно быть построено с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.

Таким образом, некорректным является такое сравнение, в котором делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара (услуги) над другим, однако конкретные характеристики сравнения товаров не упоминаются.

Фраза «ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке» не содержит в себе какого-либо указания на критерий, по которому ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» является № 1 в списке аутсорсинговых компаний. Кроме того, установлено, что ссылка на рэнкинг сайта рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) — raexpert.ru не является корректным в отношении сроков, в которые группа компаний «ИНТЕРКОМП» занимала первое место.

Использование на сайте www.intercomp.ru утверждения «Группа компаний Интеркомп - №1 в финансовом управлении и консалтинге» без указание на конкретный критерий сравнения, ссылки на проведенные исследования и т. п. также свидетельствует о некорректности такого сравнения в силу невозможности проверить достоверность распространяемой информации.

 

Таким образом, учитывая отсутствие в рассматриваемой информации прямого сравнения с конкретными товарами (услугами) находящимися в обороте, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, Комиссией Московского УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае сравнение производится со всеми другими представленными на данном рынке лицами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Кроме того, согласно пунктам 9, 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58, в общем правовом понимании понятия «некорректное сравнение», информация о «преимуществах» должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качествах, потребительских свойствах.

Информация, не сопровождаемая подтверждением, должна считаться ложной, неточной или искаженной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, изготавливаемыми другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, некорректным является такое сравнение, в котором делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара (услуги) над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не упоминаются.

В рассматриваемом случае, вред, причиненный АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» иным хозяйствующим субъектам-конкурентам может выражается в упущенной выгоде, выразившийся в оттоке потребителей и потенциальных клиентов в результате воздействия рассматриваемой информации.

При этом Комиссии считает необходимым отметить тот, что исходя из нормативного определения недобросовестной конкуренции, установленного пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, достаточно установить возможность наступление неблагоприятных последствий для хозяйствующих субъектов-конкрентов, а не сам факт наступление таких последствий и причинение реального ущерба или вреда деловой репутации.

Противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выражается в указании сведений, которые не соответствуют действительности.

Распространение таких сведений среди контрагентов, в силу вышеуказанного, может повлечь за собой необоснованное преимущество АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» перед конкурентами, а равно повлечь за собой убытки других хозяйствующих субъектов-конкурентов либо нанести вред их деловой репутации.

Факторы получения преимуществ непосредственно связаны с введением в заблуждение потребителей и потенциальных клиентов за счет однозначного заявления о превосходстве оказываемых АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» услуг над услугами других хозяйствующих субъектов.

Реализуя свое право на свободу конкуренции, АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» ставят перед собой задачу переманить потребителей у конкурентов не за счет улучшения качества и ассортимента предлагаемых к продаже товаров или оказываемых услуг, а за счет недобросовестных по отношению к конкурентам действий. Подобное поведение субъектов на рынке ставит под угрозу нормальное распределение потребительского спроса, которое бы действовало при обычных добросовестных действиях субъектов-конкурентов.

Указанные действия могут необоснованно повлиять на перераспределение спроса на товарном рынке услуг по бухгалтерскому учету, а равно привести к убыткам субъектов-конкурентов.

Таким образом, в настоящем случае усматривается нарушение статьи 14.2, пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги, а также в некорректном сравнении путем размещения на сайте в сети Интернет по адресам intercomp-cbu.ru, www.intercomp.ru ложной, неточной и искаженной информации.

Резюмируя изложенное, на основании материалов дела № 77-Х-258/17, Комиссией Московского УФАС России действия АО «ИНТЕРКОМП» и ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» признаны актом недобросовестной конкуренции, установлены все признаки такого деяния, сформулированные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

        • Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1   4 статьи 41, статьями 49-50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать АО «ИНТЕРКОМП» (место нахождения: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9, стр. 2; ОГРН 1067746798008, ИНН 7709688816) нарушившим пункт 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции при размещении на сайте www.intercomp.ru утверждения «Группа компаний Интеркомп - №1 в финансовом управлении и консалтинге», которая вводит в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги, а также содержит некорректное сравнение группы компаний с неопределенным кругом субъектов-конкурентов.

2.  Признать ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» (место нахождения: 111524, г. Москва, ул. Электродная, д. 9 стр. 2; ОГРН 1127746496657, ИНН 7720754893) нарушившим статью 14.2, пункт 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции при размещении на сайте intercomp cbu.ru утверждения «Преимущества ИНТЕРКОМП ЦБУ / ежегодно с 2009 г. №1 в списке крупнейших аутсорсинговых компаний на рынке по данным Эксперт РА», которая вводит в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги, а также содержит некорректное сравнение группы компаний с неопределенным кругом субъектов-конкурентов.

3.  Выдать АО «ИНТЕРКОМП», ООО «ЦБУ «ИНТЕРКОМП» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 52 Закона о защите конкуренции.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны