Решение №ИГ/9705/18 от 28.02.2018 РЕШЕНИЕ по делу № 3-5-218/77-17 от 22 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИГ/9705/18 от 28.02.2018

ООО  «Национальный спортивный телеканал»

 

Варшавское ш., д. 125, стр. 1,

г. Москва, 117587

 

info@matchtv.ru

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«30» ноября 2017 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3-5-218/77-17 по признакам нарушения ООО «Национальный спортивный телеканал» частей 9, 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон о защите детей от информации), без указания категории данной информационной продукции,

в присутствии представителя ООО «Национальный спортивный телеканал» в лице <...>. (доверенность № <...> от 01.01.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-5-218/77-17 возбуждено на основании заявления физического лица относительно распространения во время трансляции 19.08.2017 Чемпионата России по футболу, а именно матча «Спартак» - «Локомотив» на телеканале «Матч ТВ» рекламы художественного фильма «Гоголь.Начало».

 

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, выслушав доводы ООО «Национальный спортивный телеканал», применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Национальный спортивный телеканал» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.06.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157746509865, ИНН 7726341892, КПП 772601001.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно представленной ООО «Национальный спортивный телеканал» видеозаписи матча «Спартак» - «Локомотив» на телеканале «Матч ТВ», во время прямого эфира комментаторы матча неоднократно упоминали фильм «Гоголь.Начало» в том числе при показе человека переодетого под писателя Гоголя Н.В., сидящего на трибуне и держащего упаковку поп-корна с информацией о фильме «Гоголь.Начало».

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о рекламе, не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

В настоящем случае, при показе человека переодетого под Гоголя Н.В., сидящего на трибуне, комментаторы произносили следующие фразы:

«А вот и Николай Васильевич собственной персоной. Гоголь появился на сегодняшнем матче, ну если бы Андрей Дикань играл за «Спартак», то это было бы особенно красиво, потому что по мотивам произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» был снят фильм «Гоголь», который на экранах с 31-го августа. Так что рекомендую сходить и посмотреть это кино» (время видеозаписи 17:48);

«Николай Васильевич в порядке, чувствует себя не плохо на «Открытие Арена» и видимо нравится ему происходящее. Ну, а понравиться ли кино зрителям «Гоголь.Начало» можно будет узнать только после того, как зрители на это кино пойдут, а я не сомневаюсь, что пойдут. Обещают, что фильм будет нечто совершенно сумасшедшее. С 31-го августа в кинотеатрах смотрите фильм «Гоголь.Начало», недаром Николая Васильевича занесло на футбол. Может быть он прилетел сюда на метле, кто знает?» (время видеозаписи 18:07);

«Нам еще раз показывают гостя на стадионе «Спартак» Николая Гоголя и естественно мы снова проанонсируем, что самый смелый, самый страшный, самый зрелищный фильм этой осени «Гоголь.Начало». Это опасное, захватывающее путешествие в Дикань, где оживают народные придания. «Гоголь.Начало» самая темная ночь перед рассветом в кино с 31-ого августа дорогие друзья. Все сходите посмотрите»; «Да, вот интересно настоящий Гоголь за какую команду бы болел, если бы в 19-ом веке в России был футбол? Мог бы за «Зенит» болеть, мог бы за «Рому» болеть. В общем больше всего времени в этих городах, в Санкт-Петербурге и в Риме провел Николай Васильевич. Ну и сегодня он на «Открытие Арене» и здесь много очень творческих людей...» (время видеозаписи 118:51).

Для прямой трансляции футбольного матча представляется характерным не тенденциозное акцентирование комментаторами и операторами матча внимания на присутствующих болельщиков, в первую очередь выделяющихся на общем фоне за счет своего внешнего вида.

Исходя и вышеизложенного, тот факт, что зритель привык к показу отдельных болельщиков на трибуне и воспринимает это как неотъемлемую составляющую трансляции футбольного матча в прямом эфире, используется комментаторами матча в целях скрыть рекламный характер информации.

Неоднократное упоминание даты премьеры фильма «Гоголь.Начало», описание сюжета данного фильма в связке с визуальным показом человека одетого как главный герой данного фильма свидетельствует о направленности данной информации на привлечение внимания к фильму «Гоголь.Начало», а равно о скрытом рекламном характере такой информации.

При этом довод ООО «Национальный спортивный телеканал» о том, что данные моменты трансляции не могут быть изъяты из без ущерба для целостного восприятия трансляции матча «Спартак — Локомотив» Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер — Лиги сезона 2017-2018 не может быть принят Московским УФАС России в связи с тем, что в отсутствие данной информации не были бы потеряны основные и значимые моменты футбольного матча.

Таким образом, при распространении рекламы фильма «Гоголь.Начало» при трансляции матча «Спартак» - «Локомотив» на телеканале «Матч ТВ» усматриваются признаки нарушения части 9 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон о защите детей от информации), без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации, под информационной продукцией понимается предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

При этом согласно статье 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации, под аудиовизуальным произведением понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, фильм «Гоголь.Начало» является аудиовизуальной продукцией, а равно реклама данного фильма должна сопровождаться возрастной пометкой.

Исходя из вышеизложенного, при распространении во время трансляции 19.08.2017 Чемпионата России по футболу, а именно матча «Спартак» - «Локомотив» на телеканале «Матч ТВ» рекламы художественного фильма «Гоголь.Начало» усматриваются признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с часть 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 

 

Согласно письменным пояснениям ООО «Национальный спортивный телеканал», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Национальный спортивный телеканал».

Таким образом, в действиях ООО «Национальный спортивный телеканал» при распространении во время трансляции 19.08.2017 Чемпионата России по футболу, а именно матча «Спартак» - «Локомотив» на телеканале «Матч ТВ» рекламы художественного фильма «Гоголь.Начало» установлен факт нарушения частей 9, 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Национальный спортивный телеканал» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.   Признать ООО «Национальный спортивный телеканал» нарушившим части 9, 10.1 статьи 5 Закона о рекламе при распространении во время трансляции 19.08.2017 Чемпионата России по футболу, а именно матча «Спартак» - «Локомотив» на телеканале «Матч ТВ» рекламы художественного фильма «Гоголь.Начало».

  2.   Выдать ООО «Национальный спортивный телеканал» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...>

8 (495) 784-75-05 (доб. 154)

Связанные организации

Связанные организации не указаны