Решение №НП/3348/18 РЕШЕНИЕ по делу № 1-10-1944/77-17 о нарушении антимонопольно... от 26 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФГУП «Управление служебными зданиями»

 

Орликов переулок, д. 3Б,

г. Москва, 107139

 

 

ПАО «МОЭСК»

 

2-ой Павелецкий проезд, д.3, стр.2,

г. Москва, 115114

 

 

ПАО «Мосэнергосбыт»


 

Вавилова ул., д. 9,

г. Москва, 117312

 

РЕШЕНИЕ

по делу1-10-1944/77-17

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «16» января 2018 года

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председателя Комиссии

- (...), заместителя руководителя;

 

членов Комиссии

-(...), начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;

 

- (...), заместителя начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;

 

- (…), главного специалиста-эксперта отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,

 

 

 

в присутствии представителей:

 

ПАО «МОЭСК»

 

 

ПАО «Мосэнергосбыт»

  • (...), действующей на основании доверенности от 18.11.2016 № 347/ЭУ,

 

  • (...)., действующей на основании доверенности от 10.05.2017 № 97-07-731,

ФГУП «Управление служебными зданиями»

  • (...), действующей на основании доверенности от 18.08.2017 № Д-53,

     

 

рассмотрев дело № 1-10-1944/77-17 по признакам нарушения ПАО «МОЭСК» (2-ой Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2, г. Москва, 115114, ОГРН: 1057746555811, ИНН: 5036065113, КПП: 772501001)), ПАО«Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, Вавилова ул., д. 9, ОГРН: 1057746557329, ИНН: 7736520080, КПП:773601001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступило заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Управление служебными зданиями» (далее - ФГУП «УСЗ») (ОГРН: 1037708026289, ИНН: 7708226907, КПП: 770801001) по вопросу обоснованности составления ПАО «МОЭСК» акта о неучтенном потреблении электрической энергии при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Кржижановского ул., д. 15, корп. 2 (далее - Объект) (вх. № 17670 от 18.04.2017).

Приказом Московского УФАС России от 22.08.2017 № 287 возбуждено дело № 1-10-1944/77-17 по признакам нарушения ПАО «МОЭСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 26.10.2017 № НП/54876/17 об отложении рассмотрения дела № 1-10-1944/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Мосэнергосбыт» было привлечено к участию в рассмотрении указанного дела в качестве ответчика.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-10-1944/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ПАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «МОЭСК» (протокол от 29.06.2015 № 17).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «МОЭСК» оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).

ПАО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «Мосэнергосбыт» (протокол от 01.07.2016 № 23).

В соответствии с пунктом 3.2. Устава ПАО «Мосэнергосбыт» занимается реализацией (продажей) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 13.07.2012 № 152 «О перечне гарантирующих поставщиков электрической энергии и зонах их деятельности на территории города Москвы», ПАО «Мосэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зоне деятельности МУП «Троицкая электросеть».

Доля ПАО «Мосэнергосбыт» в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зоне деятельности МУП «Троицкая электросеть», в которых ПАО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, на рынке розничной реализации электрической энергии более пятидесяти процентов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ПАО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в пределах административных границ города Москвы на территории, в границах которой ПАО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии.

Согласно заявлению ФГУП «УСЗ» сетевой организацией ПАО «МОЭСК» в нарушение Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), в отношении энергопринимающих устройств Объекта был составлен акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии.

С 08.12.2014 по 13.05.2015 энергоснабжение объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Кржижановского ул., д. 15, корп. 2 (далее - Объект), осуществлялось на основании договора № 30001470, заключенного между ПАО «Мосэнергосбыт» и Российской академией наук.

Дополнительным соглашением от 13.05.2015 указанный договор энергоснабжения был расторгнут.

Письмом от 22.05.2015 № ИП/32-1221/15 ПАО «Мосэнергосбыт» уведомило ПАО «МОЭСК» о расторжении договора энергоснабжения, заключенного между ПАО «Мосэнергосбыт» и Российской академией наук, в отношении Объекта.

Учитывая, что заключение указанного договора было невозможно без наличия оформленного надлежащим образом технологического присоединения, Комиссией установлено, что Объект имел технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, о чем было осведомлено ПАО «Мосэнергосбыт».

Распоряжением ТУ Росимущества по г. Москве от 04.04.2016 № 293 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием организацией социальной сферы «Управление служебными зданиями» (далее - Распоряжение) Объект закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием организацией социальной сферы «Управление служебными зданиями» (далее - ФГУП ООС «УСЗ»).

Пунктом 2 Распоряжения установлено, что Федеральному агентству научных организаций (далее - ФАНО) в двухнедельный срок с даты издания указанного распоряжения в установленном порядке необходимо передать, а ФГУП ООС «УСЗ» (далее - ФГУП «УСЗ») принять по акту приема-передачи Объект.

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения ФАНО совместно с ФГУП «УСЗ» в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в месячный срок с даты утверждения акта приема-передачи в установленном порядке обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве за государственной регистрацией перехода права собственности на Объект.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения 18.04.2016 ТУ Федерального Управления агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве утвержден составленный между ФАНО и ФГУП ООС «УСЗ» (ФГУП «УСЗ») акт приема-передачи Объекта, подписанный сторонами 07.04.2016.

Комиссией установлено, что с даты расторжения договора (13.05.2015) (несмотря на наличие информации о его расторжении) до перехода Объекта в хозяйственное управление ФГУП «УСЗ» (07.04.2016) ПАО «МОЭСК» не проверяло соблюдение потребителем порядка учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения электрической энергии (мощности), а также не проводило проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии. Также сетевая организация, будучи уведомленной о расторжении договора энергоснабжения, заключенного между ПАО «Мосэнергосбыт» и Российской академией наук, не предпринимала мер по введению ограничения режима потребления электрической энергии Объектом, потребляющим электрическую энергию в отсутствие договора энергоснабжения.

Статьей 33 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что гарантирующий поставщик электрической энергии определен как коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно письменным пояснениям ФГУП «УСЗ» (вх. от 20.10.2017 № 51112/17) 17.03.2016 заявитель до перехода Объекта в хозяйственное управление обратился в ПАО «Мосэнергосбыт» с заявкой на заключение договора энергоснабжения в отношении Объекта, на которую ПАО «Мосэнергосбыт» ответило отказом со ссылкой на отсутствие в составе поданной заявки документов, подтверждающих технологическое присоединение Объекта, и документов, подтверждающих право собственности (законного владения) на Объект.

В соответствии с абзацем 3 пункта 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 34, 74 и 106 Основных положений, в том числе документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем).

Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, акт приема-передачи Объекта подписан ФАНО и ФГУП ООС «УСЗ» (ФГУП «УСЗ») 07.04.2016, право хозяйственного ведения возникло у заявителя с момента передачи Объекта, то есть с 07.04.2016.

Как было сказано ранее, Объект имел надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации. Отсутствие подтверждающих данный факт документов в составе заявки ФГУП «УСЗ» от 17.03.2016 не лишало ПАО «Мосэнергосбыт» возможности обратиться в сетевую организацию ПАО «МОЭСК» с запросом документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение Объекта.

Кроме того, ранее, несмотря на то, что ПАО «Мосэнергосбыт» было осведомлено о наличии надлежащего технологического присоединения Объекта, ПАО «Мосэнергосбыт» навязало ФГУП «УСЗ» (вх. от 20.10.2017 № 51112/17) заключение договора № Д-032-16030126-1-07 возмездного оказания услуг, в соответствии с которым гарантирующий поставщик осуществляет подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также разработку (корректировку) однолинейной схемы электрических соединений. Договор был подписан сторонами 17.03.2016.

Общая стоимость услуг по названному договору составила 99600 (Девяносто девять тысяч шестьсот) рублей 00 копеек (пункт 2.1 договора).

Вместе с тем ПАО «Мосэнергосбыт» не уведомило ФГУП «УСЗ» о возможности последнего в порядке пункта 57 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, непосредственно самому обратиться в сетевую организацию ПАО «МОЭСК» с заявкой на переоформление документов о технологическом присоединении Объекта, компенсировав сетевой организации затраты в размере 1000 рублей на переоформление документов о технологическом присоединении. Указанные действия привели бы к сокращению срока получения заявителем от сетевой организации документов, подтверждающих технологическое присоединение Объекта.

В рамках исполнения договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 ПАО «Мосэнергосбыт» была разработана однолинейная схема энергоснабжения Объекта, которая была согласована и скреплена печатями как ФГУП «УСЗ», так и ПАО «МОЭСК», ПАО «Мосэнергосбыт» 30.03.2016 (вх. от 18.04.2017 № 17670).

27.04.2016 ФГУП «УСЗ» повторно направило заявку (исх. № И-198) в ПАО «Мосэнергосбыт» (вх. № СК/132-2683) на заключение договора энергоснабжения в отношении Объекта с приложением документов, подтверждающих право хозяйственного ведения, а именно распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от 04.04.2016 № 293 и акта приема-передачи Объекта, утвержденного 18.04.2016 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве..

Вместе с тем письмами от 29.04.2016 № ИП/32-1523/16 и от 23.05.2016 № ИП/32-1795/16 ПАО «Мосэнергосбыт» уведомило заявителя о необходимости предоставления документов, подтверждающих право собственности (законного владения) и технологическое присоединение Объекта.

Также 13.05.2016 ПАО «Мосэнергосбыт» было осуществлено снятие показаний приборов учета и составлен акт № 560/ЮЗ допуска приборов учета в эксплуатацию, в соответствии с которым приборы учета №№ 149448560, 2070113 были опломбированы введены в эксплуатацию.

Таким образом, с 17.03.2016 ФГУП «УСЗ» и ПАО «Мосэнергосбыт» (гарантирующим поставщик) стороны находились в активном процессе согласования условий договора энергоснабжения, что обуславливает наличие заключенного между сторонами договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, а также введение приборов учета в эксплуатацию.

Вместе с тем 23.05.2016 ПАО «Мосэнергосбыт» письмом № ИП/32-1795/16 вновь обратилось к ФГУП «УСЗ» с требованием представления акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон, и сообщило, что готово заключить договор энергоснабжения после представления указанных документов.

В свою очередь, 25.05.2016 ФГУП «УСЗ» письмом № И-220 (вх. ПАО «Мосэнергосбыт» № СК/31-3150/16 25.05.2016) указало гарантирующему поставщику на то, что такие документы должны быть представлены самим ПАО «Мосэнергосбыт» в соответствии с договором от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта.

Таким образом, в связи с тем, что подготовка акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон входила в обязанности ПАО «Мосэнергосбыт» в рамках договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, требование представления указанных документов является подтверждением действий ПАО «Мосэнергосбыт», направленных на затягивание срока заключения договора энергоснабжения в отношении Объекта.

Обязательства по договору от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта были исполнены ПАО «Мосэнергосбыт» 15.07.2016, именно в эту дату были оформлены акт разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон № МКС/110.11/6921Э, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон № МКС/110.11/6921Б.

Письмом от 18.07.2016 ФГУП «УСЗ» повторно обратилось в ПАО «Мосэнергосбыт» с заявкой на заключение договора энергоснабжения (вх. ПАО «Мосэнергосбыт» № СК/32-4370/2016) с приложением документов о технологическом присоединении, ранее полученных от ПАО «Мосэнергосбыт».

На основании указанной заявки ПАО «Мосэнергосбыт» подготовило и направило ФГУП «УСЗ» оферту договора энергоснабжения № 56756270 от 15.08.2016.

15.08.2016 ФГУП «УСЗ» акцептовало оферту договора энергоснабжения от 15.08.2016 № 56756270.

Таким образом, договор энергоснабжения № 56756270 в отношении Объекта вступил в силу с 15.08.2016.

Комиссия приходит к выводу, что при существующей обязанности ПАО «Мосэнергосбыт» исполнения заключенного с ФГУП «УСЗ» договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, и принятия составленного между ФАНО и ФГУП ООС «УСЗ» (ФГУП «УСЗ») акта от 07.04.2016 приема-передачи Объекта вступление договора энергоснабжения в силу должно было произойти ранее фактического.

Таким образом, навязав заявителю заключение договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, ПАО «Мосэнергосбыт» искусственно создало ситуацию, при которой энергоснабжение Объекта происходило в отсутствие заключенного договора энергоснабжения.

Кроме того, ПАО «Мосэнергосбыт» не воспользовалось правом предложения заявителю распространения условий заключаемого договора на предшествующий подписанию договора энергоснабжения период в порядке части 2 статьи 425 ГК РФ, в целях предотвращения бездоговорного потребления электрической энергии потребителем, заблаговременно вступившим в преддоговорные отношения с гарантирующим поставщиком.

Таким образом, ПАО «Мосэнергосбыт», исполняя обязанность по подготовке документов на технологическое присоединение Объекта, возложенную на него договором на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, будучи осведомленным об имеющемся надлежащем технологическом присоединении Объекта еще на момент действия заключенного с Российской академией наук договора, находясь с заявителем в активных преддоговорных отношениях, не распространило условия заключаемого договора на предшествующий подписанию договора энергоснабжения период.

В силу пункта 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

На дату направления ПАО «Мосэнергосбыт» письма № ИП/32-1795/16 с требованием предоставления документов, подтверждающих технологическое присоединение Объекта, а именно 23.05.2016, ПАО «МОЭСК» в присутствии представителя ФГУП «УСЗ» провело проверку Объекта. По результатам проверки составлен акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 23.05.2016, согласно которому на проверку не был представлен договор энергоснабжения, разрешительная, техническая документация, а также содержалось уведомление о необходимости обеспечить ФГУП «УСЗ» в кратчайшие сроки заключения договора энергоснабжения и обеспечить явку уполномоченного представителя 14 июня 2016 года для составления акта неучтенного потребления электрической энергии.

Письма ПАО «МОЭСК» в ПАО «Мосэнергосбыт» о наличии либо отсутствии договора энергоснабжения в отношении Объекта не направлялись.

Таким образом, сетевая организация не убедилась о наличии/отсутствии заключенного договора энергоснабжения в отношении Объекта и о предпринимаемых действиях сторон, в том числе гарантирующим поставщиком, по заключению такого договора.

Как было указано ранее, ПАО «МОЭСК», 30.03.2016 согласовало однолинейную схему энергоснабжения, являющуюся приложением к договору энергоснабжения, не осведомилось о наличии договора энергоснабжения в отношении Объекта, что подтверждает преднамеренность проведения 23.05.2016 проверки на предмет выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии Объектом и составления акта о бездоговорном потреблении.

10.08.2016 ПАО «МОЭСК» направило в адрес заявителя уведомление № 296 о составлении 25.08.2016 акта о бездоговорном потреблении.

В ответ на указанное уведомление о составлении акта о бездоговорном потреблении ФГУП «УСЗ» письмом от 23.08.2016 № И-427 сообщило о невозможности вменения ФГУП «УСЗ» бездоговорного потребления электрической энергии.

ПАО «МОЭСК» письмом от 16.08.2016 № ЭУ/55/1292 (на следующий день после заключения договора энергоснабжения в отношении Объекта) направило в ПАО «Мосэнергосбыт» запрос о наличии действующего договора энергоснабжения в отношении Объекта, будучи уведомленным о своевременно предпринятых действия ФГУП «УСЗ», направленных на заключение договора энергоснабжения.

ПАО «Мосэнергосбыт» в ответ на указанное письмо сообщило о наличии с 15.08.2016 договорных отношений с ФГУП «УСЗ» в отношении Объекта, а также указало на то, что договор энергоснабжения с данной организацией в отношении Объекта отсутствовал до 15.08.2016 (исх. от 19.08.2016 № ИП/32-3158/16).

Согласно письменным пояснениям ПАО «МОЭСК» (вх. от 16.11.2017 № 55943/17) на очной встрече представители ФГУП «УСЗ» ходатайствовали о переносе процедуры составления акта о бездоговорном потреблении электрической энергии для урегулирования разногласий с ПАО «Мосэнергосбыт» в части распространения срока действия договора энергоснабжения на спорный период. В связи с этим ПАО «МОЭСК» переносило дату составления акта о бездоговорном потреблении.

Вместе с тем документов и материалов, свидетельствующих о наличии ходатайств ФГУП «УСЗ» о переносе даты составления акта о бездоговорном потреблении электрической энергии, в адрес Московского УФАС России не представлено.

07.11.2016 сетевой организацией было направлено повторное уведомление заявителю о составлении 11.11.2016 акта о бездоговорном потреблении.

10.11.2016 письмом № И-538 ФГУП «УСЗ» представило в адрес сетевой организации возражения на акт о бездоговорном потреблении.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление.

ПАО «МОЭСК» 11.11.2016 был составлен акт № 940/ЭА-ю о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии юридическим лицом (далее — Акт о неучтенном потреблении), в котором ПАО «МОЭСК» указало, что при осмотре электроустановки обнаружен факт потребления электрической энергии без заключенного договора энергоснабжения путем (способом) присоединения к сетям ПАО «МОЭСК» ТП № 16224.

Таким образом, проверка энергопринимающих устройств, расположенных на Объекте, согласно акту технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 23.05.2016 была проведена 23 мая 2016 года, в то время как Акт о неучтенном потреблении составлен 11 ноября 2015 года, то есть спустя шесть месяцев с момента проведения проверки.

В соответствии с пунктом 196 Основных положений (в редакции от 20.10.2016) объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.

ПАО «МОЭСК» на основании пунктов 84, 196 Основных положений и Акта о неучтенном потреблении выставило счет от 11.11.2016 № 940/ЭА-ю в размере 17 786 862 (семнадцать миллионов семьсот восемьдесят шесть тысяч восемьсот шестьдесят два) руб. 89 коп.

Согласно письменным пояснениям и документам, представленным ПАО «МОЭСК» в адрес Московского УФАС России (вх. от 02.06.2017 № 25863/17), объем бездоговорного потребления электрической энергии Объектом ФГУП «УСЗ» рассчитан исходя из величины допустимой длительной нагрузки каждого вводного провода (кабеля) типа АСБ при трехфазном вводе в часах за период с даты Акта приема-передачи федерального недвижимого имущества в хозяйственное ведение ФГУП «УСЗ» (дата подписания сторонами указанного акта - 07.04.2016) до 14.08.2016, даты, предшествующей заключению договора энергоснабжения от 15.08.2016 № 56756270 с ПАО «Мосэнергосбыт».

Вместе с тем пунктом 121 Основных положений установлено, что порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта.

Учитывая, что ПАО «МОЭСК» произвело проверку на Объекте 23.05.2016, а Акт о неучтенном потреблении был составлен лишь 11.11.2016, Комиссия приходит к выводу, что ПАО «МОЭСК» затягивало сроки составления указанного акта (в отсутствие ходатайств ФГУП «УСЗ» о переносе даты составления Акта) и не вводило полное ограничение режима потребления электрической энергии Объектом в целях увеличения периода бездоговорного потребления Объектом и стоимости бездоговорного потребления Электрической энегии, рассчитанной и начисленной ПАО «МОЭСК» по Акту о неучтенном потреблении, что в свою очередь привело к ущемлению интересов потребителя.

Таким образом, ПАО «МОЭСК», участвуя в преддоговорной работе между ФГУП «УСЗ» ПАО «Мосэнергосбыт», преднамеренно 23.05.2016 в период преддоговорной работы осуществило проверку Объекта, а также увеличило период и стоимость бездоговорного потребления электрической энергии Объектом, путем затягивания сроков составления Акта о неучетнном потреблении, а также путем уклонения от обязанности по введению режима ограничения потребления электрической энергии Объектом в случае выявления факта бездоговорного потребления, предусмотренной пунктом 121 Основных положений.

Учитывая вышеизложенное, действия ПАО «МОЭСК», ПАО «Мосэнергосбыт» привели к ущемлению интересов ФГУП «УСЗ».

ПАО «Мосэнергосбыт» представило возражения на заключение об обстоятельствах дела 1-10-1944/77-17 (вх. от 19.12.2017 № 63176/17), согласно которым затягивание процесса заключения договора (уклонение от заключения договора), а равно и навязывание невыгодных условий договора, не могут являться основанием для привлечения хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, к ответственности без вынесения антимонопольным органом письменного предупреждения в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев указанные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 1-10-1944/77-17, Комиссия сообщает следующее.

Злоупотребление правом, запрет на которое установлен частью 1 статьи 10 ГК РФ, может быть выражено в различных формах.

Оценивая доводы ПАО «Мосэнергосбыт», Комиссия исходит из того, что допущенное нарушение носило сложный, комплексный характер; оно не представляло собой в качестве объективной стороны исключительно уклонение от заключения договора энергоснабжения.

Объективная сторона нарушения ПАО «Мосэнергосбыт» состоит в совершении действий, направленных на создание условий для возникновения у заявителя бездоговорного потребления. В этой связи Комиссия признает ошибочными доводы гарантирующего поставщика, поскольку они фактически направлены на безосновательное сужение объективной стороны нарушения с целью свести его исключительно к уклонению (затягиванию сроков) заключения договора.

ПАО «МОЭСК» представило возражения на заключение об обстоятельствах дела 1-10-1944/77-17 (вх. от 19.12.2017 № б/н).

Доводы ПАО «МОЭСК» о том, что на момент проведения 23.05.2016 ПАО «МОЭСК» проверки на Объекте и после нее ФГУП «УСЗ» не смогло подтвердить наличие договорных отношений с ПАО «Мосэнергосбыт», что явилось основанием для составления Акта о неучтенном потреблении, о том, что устные ходатайства Заявителя о переносе даты составления Акта о неучтенном потреблении и в связи с этим несоответствие даты составления указанного акта конечной дате периода бездоговорного потребления не умаляет самого факта потребления электрической энергии в нарушение норм действующего законодательства, о том, что ограничение режима потребления электрической энергии не было введено в связи с наличием действующего договора энергоснабжения Объекта, отклоняются Комиссией, так как материалы дела № 1-10-1944/77-17, а также выводы Комиссии, приведенные в решении по делу № 1-10-1944/77-17, свидетельствуют о неправомерных действиях ПАО «МОЭСК» в части преднамеренности выхода 23.05.2016 на проверку Объекта ФГУП «УСЗ» и увеличения срока бездоговорного потребления электрической энергии Объектом.

Таким образом, доводы, изложенные в возражениях, несостоятельны, необоснованны и противоречат нормам права.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного Комиссией сделан вывод о нарушении ПАО «Мосэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой ПАО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем совершения действий (бездействия) в рамках подготовки заключения договора энергоснабжения от 15.08.2016 № 56756270, направленных на создание условий для потребления электрической энергии объектом ФГУП «УСЗ», расположенным по адресу: г. Москва, Кржижановского ул., д. 15, корп. 2, без договора энергоснабжения путем заключения договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, что привело к затягиванию срока заключения договора энергоснабжения от 15.08.2016 № 56756270, что, в свою очередь, привело к ущемлению интересов ФГУП «УСЗ».

Также Комиссией сделан вывод о нарушении ПАО «МОЭСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью), путем преднамеренного выхода 23.05.2016 на проверку объекта ФГУП «УСЗ», расположенного по адресу: г. Москва, Кржижановского ул., д. 15, корп. 2, в период преддоговорных отношений между ФГУП «УСЗ» и ПАО «Мосэнергосбыт», в которых ПАО «МОЭСК» принимало участие и, соответственно, было уведомлено об их наличии, в последствие составления акта от 11.11.2016 № 940/ЭА-ю о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии указанным объектом ФГУП «УСЗ», путем затягивания сроков составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 11.11.2016 № 940/ЭА-ю с момента проведения 23.05.2016 проверки на указанном объекте, а также не введения ограничения режима потребления электрической энергии объектом при выявлении факта потребления электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения в нарушение пункта 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, что привело к увеличению периода бездоговорного потребления, что привело к ущемлению интересов ФГУП «УСЗ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оснований для прекращения дела не установлено.

  2. Установить в действиях ПАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой ПАО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем совершения действий (бездействия) в рамках подготовки заключения договора энергоснабжения от 15.08.2016 № 56756270, направленных на создание условий для потребления электрической энергии объектом ФГУП «УСЗ», расположенным по адресу: г. Москва, Кржижановского ул., д. 15, корп. 2, без договора энергоснабжения путем заключения договора от 17.03.2016 № Д-032-16030126-1-07 на подготовку и сопровождение документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, что привело к затягиванию срока заключения договора энергоснабжения от 15.08.2016 № 56756270, что, в свою очередь, привело к ущемлению интересов ФГУП «УСЗ».

  3. Не выдавать ПАО «Мосэнергосбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  4. Установить в действиях ПАО «МОЭСК» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью), путем преднамеренного выхода 23.05.2016 на проверку объекта ФГУП «УСЗ», расположенного по адресу: г. Москва, Кржижановского ул., д. 15, корп. 2, в период преддоговорных отношений между ФГУП «УСЗ» и ПАО «Мосэнергосбыт», в которых ПАО «МОЭСК» принимало участие и, соответственно, было уведомлено об их наличии, в последствие составления Акта о неучтенном потреблении, путем затягивания сроков составления вышеуказанного Акта о неучтенном потреблении с момента проведения 23.05.2016 проверки на указанном объекте до 11.11.2016, а также не введения ограничения режима потребления электрической энергии Объектом при выявлении факта потребления электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения в нарушение пункта 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, что привело к увеличению периода бездоговорного потребления и к ущемлению интересов ФГУП «УСЗ».

  5. Выдать ПАО «МОЭСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

    6. Передать материалы должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

(...)

 

Члены Комиссии

(...)

 

 

(...)

 

 

(...)

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 
 

(...)

Связанные организации

Связанные организации не указаны