Решение №ОК/51948 РЕШЕНИЕ по делу № 1-15-1783/77-15 о нарушении антимонопольно... от 23 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. Префектура Юго-Восточного административного округа г. Москвы

  2.  

  3. ул. Авиамоторная, д. 10,

  4. г. Москва, 111024

  5.  

  6. ООО «ТФ Зодиак»

  7.  

  8. ул. Батютинская, д. 10

  9. г. Москва, 109235

  10.  

  11. Департамент торговли и услуг

  12. г. Москвы

  13.  

  14. ул. Тверская д.19, стр.2,

  15. Москва, 125009

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-1783/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена: 30.11.2015

В полном объеме решение изготовлено: 07.12.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела №  1-15-1783/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии [...], членов Комиссии: [...] (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-15-1783/77-15, возбужденное по признакам нарушения Префектурой Юго-Восточного административного округа
г. Москвы
(адрес: ул. Авиамоторная, д. 10, г. Москва, 111024) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии решений о демонтаже нестационарных торговых объектов по адресам:

  • ул. Шоссейная вл. 9, договор № ЮВАО/Печатники 13;

  • ул. Шоссейная вл. 60, договор № ЮВАО/Печатники 29;

  • ул. Шоссейная вл. 4, договор № ЮВАО/Печатники 4;

  • ул. Шоссейная вл. 52, договор № ЮВАО/Печатники 24;

  • ул. Тихая, вл. 18, договор № ЮВАО/Люблино 29;

  • ул. Краснодарская, вл. 57, договор № ЮВАО/Люблино/13;

  • ул. Краснодарская, вл. 48 А, договор № ЮВАО/Люблино/12;

  • ул. Ставропольская, вл. 42, договор № ЮВАО/Люблино/2;

  • пр-т 40 лет Октября, д. 21, договор № ЮВАО/Люблино/146;

  • пр-т 40 лет Октября, д. 21, договор № ЮВАО/Люблино/149;

  • ул. Краснодонская, д. 25, договор № ЮВАО/Люблино/31;

  • ул. Краснодонская, д. 19, договор № ЮВАО/Люблино/147;

  • Волгоградский пр-т, вл. 55, договор № ЮВАО/Текстильщики/40; (далее — НТО), что могло привести к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России обратилось ООО «ТФ «Зодиак» с заявлением о нарушении Префектурой Юго-Восточного округа города Москвы (далее — Префектура ЮВАО) антимонопольного законодательства. По мнению заявителя, нарушение законодательства о защите конкуренции выразилось в принятии незаконного решения о демонтаже (перемещении) нестационарных торговых объектов, принадлежащих заявителю, что привело к невозможности для него на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность, разрешенную в силу закона.

На заседании Комиссии ООО «ТФ «Зодиак» представило уточняющий перечень нестационарных торговых объектов к рассмотрению, исключающий нестационарные торговых объектов по адресам:

  • пр-т 40 лет Октября, д. 21, договор № ЮВАО/Люблино/149;

  • ул. Краснодонская, д. 25, договор № ЮВАО/Люблино/31;

  • ул. Краснодонская, д. 19, договор № ЮВАО/Люблино/147;

  • ул. Краснодарская, вл. 48 А, договор № ЮВАО/Люблино/12.

По результатам рассмотрения представленных доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

В соответствии с заявлением ООО «ТФ «Зодиак», в период с 05.09.2011 по 06.03.2012 между Префектурой ЮВАО и ООО «ТФ «Зодиак» были заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 1.3 которых период размещения объекта устанавливается в течение трех лет с даты передачи места размещения нестационарного торгового объекта по передаточному акту.

Таким образом, согласно условиям указанных договоров ООО «ТФ «Зодиак» вправе размещать нестационарные торговые объекты на сроки, указанные в таблице 1.

п/п

Договор, №

Срок действия

Специализация

1.

ЮВАО/Печатники/13 от 06.03.2012

06.03.2015

Непродовольственная продукция

2.

ЮВАО/Печатники/29 от 06.03.2012

06.03.2015

Непродовольственная продукция

3.

ЮВАО/Печатники/4 от 14.09.2011

30.03.2015

Гастрономия

4.

ЮВАО/Печатники/24 от 06.03.2012

06.03.2015

Непродовольственная продукция

5.

ЮВАО/Люблино/29 от 05.09.2011

30.03.2015

Продукты

6.

ЮВАО/Люблино/13 от 07.02.2012

06.03.2015

Табак

7.

ЮВАО/Люблино/2 от 06.03.2012

06.03.2015

Табак

8.

ЮВАО/Люблино/146 от 05.09.2011

30.03.2015

Хлебобулочные изделия

9.

ЮВАО/Текстильщики/40 от 19.09.2011

30.03.2015

Печать

Таблица 1.

 

Из представленных в антимонопольный орган письменных пояснений Префектуры ЮВАО усматривается, что на основании протокола № 10 окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Юго-Восточного административного округа (далее — Окружная комиссия) от 26.09.2014 (далее — Протокол), Управам районов дано поручение обеспечить демонтаж (перемещение) нестационарных торговых объектов, размещенных в соответствии с указанными выше договорами.

Фактически нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: ул. Шоссейная вл. 9, Шоссейная вл. 60, ул. Шоссейная вл. 52, ул. Ставропольская, вл. 42, Волгоградский пр-т, вл. 55 были принудительно перемещены на площадку под ответственное хранение по актам, что Префектурой ЮВАО не оспаривается и подтверждается представленными в дело фотоматериалами (Таблица 2).

Согласно письменным пояснениям Префектуры, нестационарные торговые объекты по адресам: ул. Тихая, вл. 18 (был приведен в соответствие и не подлежал вывозу), ул. Краснодарская, вл. 57 (был вывезен ООО «ТФ Зодиак» самостоятельно), пр-т 40 лет Октября, д. 21 (был приведен в соответствие и не подлежал вывозу), Шоссейная вл. 4 (был приведен в соответствие и не подлежал вывозу) демонтированы не были.

В соответствии с Протоколом, основанием для перемещения указанных в заявлении нестационарных торговых объектов явилось выявление Управами районов нарушений существенных условий договоров, а именно незаконного переустройства нестационарных торговых объектов в павильоны, не являющиеся объектами капитального строительства для реализации табака и табачных изделий.

В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 № 614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов» (в редакции № 7 от 11.12.2013) (далее — Постановление № 614-ПП) префектуры административных округов города Москвы в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного постановления обеспечивают освобождение земельных участков от незаконно размещенных объектов, в том числе путем их демонтажа и (или) перемещения на специально организованные площадки.

Согласно пункту 7.2.1 «Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов» утвержденного Постановлением № 614-ПП (далее — Положение) префектуры административных округов обеспечивают рассмотрение акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или акта обследования земельного участка и принятие Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных торговых объектов.

Согласно «Положению об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства», утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 № 234-ПП (далее — Постановление № 234-ПП) окружная комиссия является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы. Состав окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы. Окружная комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа города Москвы и Городской комиссией. Окружную комиссию возглавляет председатель — префект соответствующего административного округа города Москвы, который, в рамках закрепленных за ним полномочий в соответствии с указанным Положением, руководит деятельностью окружной комиссии.

Вместе с тем, из представленных материалов усматривается, что в состав Окружной комиссии входили только должностные лица Префектуры ЮВАО.

Таким образом, Комиссия отмечает, что положения Постановления № 614-ПП, Постановления № 234-ПП уполномочивают соответствующие префектуры принимать решения о демонтаже и перемещении незаконно размещенных объектов.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения демонтаж объекта — разборка незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан.

Согласно пункту 3.1 Положения незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства — объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.

Пунктом 3.2 Положения определен следующий перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства:

- действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов;

- действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении;

- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;

- действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов).

Данный перечень является исчерпывающим.

Исходя из положений пунктов 3.1, 3.2 Положения основанием для демонтажа (перемещения) нестационарного торгового объекта может служит исключительно его незаконное размещение, которое, в свою очередь, может быть подтверждено лишь отсутствием одного или нескольких документов, указанных в пункте 3.2 Положения.

Учитывая изложенное, переустройство, перепланировка, а также иные основания, не включенные в пункт 3.2 Положения не могут являться основаниями для демонтажа (перемещения) нестационарного торгового объекта.

Таким образом, Комиссия отмечает, что положения Постановления № 614-ПП уполномочивают соответствующие префектуры принимать решения о демонтаже и перемещении незаконно размещенных объектов, т. е. без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.

Существенные условия договора на размещение нестационарного торгового объекта приведены в приложении к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (далее постановление Правительства № 26-ПП) № 2 «Об утверждении порядка организации и проведения аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов и заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Юго-Восточного административного округа от 26.09.2014, № 16 от 25.02.2014) (далее — Порядок).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 37 Порядка существенными условиями договора на размещение нестационарного торгового объекта является местоположение и размер площади места размещения нестационарного торгового объекта, вид, специализация, период размещения объекта.

Согласно пункту 1.1. вышеуказанных договоров нестационарный торговый объект размещается согласно ситуационному плану размещения объекта и типовому архитектурному решению утвержденным Москомархитектурой.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012
№ 633-ПП «Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы» в круг полномочий Москомархитектуры включено осуществление подготовки, рассмотрение, согласование проектов документов и документации по размещению объектов, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Москвы, а также архитектурных и иных проектов некапитальных объектов.

Таким образом, определение архитектурного решения (внешнего вида) является исключительной компетенцией Москомархитектуры и только данный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий имеет возможность согласовать проект и произвести экспертную оценку соответствия или несоответствия внешнего вида торгового объекта архитектурному решению, представленному в утвержденной документации и требованиям к их изготовлению.

Следовательно, только экспертное заключение Москомархитектуры может свидетельствовать о соответствии или несоответствии внешнего вида торгового модуля типовым архитектурным решениям, разработанным Москомархитектурой и соответственно условиям договора.

Таким образом, демонтаж нестационарного торгового объекта, размещенного на основании договора, заключенного в соответствии с правилами постановления Правительства № 26-ПП, но используемого (размещаемого) с существенным нарушением условий такого договора, может быть осуществлен только после расторжения данного договора, в том числе в судебном порядке, по заявлению заинтересованной стороны на основании статей 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации, что также указано в подпункте 2 пункта 7.2 договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Последствием принудительного перемещения торгового объекта является невозможность для субъекта товарного рынка осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, что в свою очередь, ставит его в неравные условия по сравнению с иными участниками рынка.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Незаконное решение Префектуры ЮВАО г. Москвы о перемещении нестационарных торговых объектов привело к сокращению хозяйствующих субъектов, что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы.

Таким образом, принимая во внимание действующие, не расторгнутые договоры на размещение нестационарных торговых объектов, заключенные в установленном законом порядке, положения Постановления № 614-ПП, которые предусматривают исчерпывающий перечень оснований для демонтажа нестационарных торговых объектов, а также уполномачивают соответствующие префектуры принимать решения о демонтаже и перемещении нестационарных торговых объектов, размещенных исключительно с нарушением требований законодательства, отсутствие решения компетентного органа (Москомархитектура, арбитражный суд), которым бы устанавливались те или иные нарушения как действующего законодательства, так и отдельных условий договора в действиях ООО «ТФ «Зодиак» на момент принятия решения и фактического перемещения торговых объектов, Комиссия Управления признает принятое окружной комиссией решение о демонтаже (перемещении) нестационарных торговых объектов незаконным.

Довод Префектуры ЮВАО о деятельности, противоречащей действующему законодательству, а именно незаконной торговле табаком и табачными изделиями, со ссылками на акты, фотоматериалы, исковые заявления, поданные в суд как на обстоятельства и факты, подтверждающие фактическую реализацию табака и табачных изделий в нестационарных торговых объектах, размещенных в соответствии с указанными выше договорами Комиссия находит несостоятельными, а также не относящимися к предмету рассматриваемого заявления, поскольку сама по себе незаконная реализация табака и табачных изделий не может являться основанием для демонтажа торгового объекта согласно Постановлению № 614-ПП.

Ссылки Префектуры ЮВАО на поданные в арбитражный суд заявления о расторжении договоров не могут быть приняты Комиссией как подтверждение законности принятого Окружной комиссией решения, оформленного Протоколом, так как на момент принятия решения о демонтаже объектов ООО «ТФ Зодиак» решения суда о расторжении договоров отсутствовали, договоры являлись действующими.

Вопрос о том, какое лицо физически осуществило перемещение объекта правового значения иметь не может, поскольку исходя из приведенных выше положений Постановления № 614-ПП, Постановления № 234-ПП принятие соответствующих решений и осуществление данных действий возложено именно на префектуру соответствующего административного округа.

Таким образом, Комиссия Управления полагает доказанным факт нарушения Префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Помимо прочего, Комиссия считает целесообразным выдать Префектуре ЮВАО предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Префектуру Юго-Восточного административного округа города Москвы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия незаконного решения о демонтаже (перемещении) нестационарных торговых объектов, принадлежащих ООО «ТФ «Зодиак» и размещенных в соответствии с договорами ЮВАО/Печатники/13 от 06.03.2012, ЮВАО/Печатники/29 от 06.03.2012, ЮВАО/Печатники/4 от 14.09.2011, ЮВАО/Печатники/24 от 06.03.2012, ЮВАО/Люблино/29 от 05.09.2011, ЮВАО/Люблино/13 от 07.02.2012, ЮВАО/Люблино/2 от 06.03.2012, ЮВАО/Люблино/146 от 05.09.2011, ЮВАО/Текстильщики/40 от 19.09.2011, оформленного протоколом от 26.09.2014 № 10 окружной комиссии по пресечению самовольного строительства юго-восточного административного округа города Москвы, что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы.

  2. Выдать Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии:

[...]

 

 

 

Члены комиссии:

[...]

 

 

 

Исполнитель: [...]

Связанные организации

Связанные организации не указаны