Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-14/28 о нарушении анти... от 12 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03-14/28

о нарушении антимонопольного законодательства

 

город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2014 года.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председателя комиссии: Поповой Ирины Николаевны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;

Членов Комиссии Мурманского УФАС:

Смирновой Кристины Анатольевны, начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

Рединой Елены Николаевны, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

при участии представителя ОАО «Мурманский морской рыбный порт» - <...> (по доверенности № 01-03/06 от 10.01.2014), а также <...> (заместителя начальника службы бухгалтерского учета и экономического анализа ОАО «Мурманский морской рыбный порт»),

рассмотрев дело № 05-03-14/28, возбужденное Приказом № 150 от 03.10.2014 года руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отношении ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области проведена плановая выездная проверка соблюдения Открытым акционерным обществом «Мурманский морской рыбный порт» (далее по тексту: ОАО «Мурманский морской рыбный порт»; Общество; ОАО «ММРП») требований антимонопольного законодательства РФ в период с 01 января 2013 года по 01 апреля 2014 года.

По результатам проведенной проверки в действиях ОАО «Мурманский морской рыбный порт» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции). Материалы проверки переданы должностному лицу Мурманского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ.

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области № 150 от 03.10.2014 возбуждено дело № 05-03-14/28 по признакам нарушения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением № 05-03-14/28-6021 от 07.10.2014 рассмотрение дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 10 ноября 2014 года.

Определениями Комиссии Мурманского УФАС от 10.11.2014 и от 01.12.2014 рассмотрение дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений, и было назначено на 23 декабря 2014 года.

Комиссия Мурманского УФАС, рассмотрев материалы дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мурманский морской рыбный порт», проанализировав пояснения ответчика, рассмотрев представленные документы и сведения, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1.1 Устава ОАО «Мурманский морской рыбный порт», юридическое лицо создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Мурманский морской рыбный порт» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 1124-р и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным (государственным) имуществом по Мурманской области от 30.12.2005 № 305 и является его правопреемником.

Учредителем ОАО «Мурманский морской рыбный порт» является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом.

В собственности Российской Федерации находится 100% акций ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

Место нахождения Общества: 183001, Российская Федерация, город Мурманск, ул. Траловая, дом 12.

Почтовый адрес и место хранения документов: 183001, Российская Федерация, город Мурманск, улица Траловая, д. 12.

Основным видом деятельности ОАО «Мурманский морской рыбный порт» является транспортная обработка грузов.

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту — Закон о естественных монополиях) определены правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Закона о естественных монополиях, под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Закон о естественных монополиях регулирует, в том числе, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» является субъектом естественных монополий в сфере услуг транспортных терминалов, портах и аэропортах. Приказом ФСТ России от 21.05.99 № 2/к-1-р Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» занимает доминирующее положение на рынке услуг морского порта, оказываемых на территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

Статьей 6 Закона о естественных монополиях определено, что органами регулирования естественных монополий в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее по тексту — Постановление № 293) утверждены Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 239, тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Пунктом 7 Постановления № 239 определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством включены:

- обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- обеспечение лоцманской проводки судов;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

- предоставление причалов;

- обеспечение экологической безопасности в порту;

- погрузка и выгрузка грузов;

- хранение грузов;

- услуги буксиров;

- обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

- обслуживание пассажиров.

Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 «Об утверждении тарифов на услуги в морскому порту, оказываемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (далее по тексту – Приказ ФСТ № 146-т/9) утверждены тарифы на погрузку и выгрузку грузов, на хранение грузов, тарифы на услуги буксиров, а также правила применения указанных тарифов ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

Учитывая положения части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» занимает доминирующее положение на товарных рынках:

- услуг по погрузке и выгрузке грузов в морском порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт»;

- услуг хранения грузов в морском порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт»;

- услуг буксиров в морском порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

Правила применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (далее по тексту – Правила применения тарифов на погрузку и выгрузку), закреплены Приложением № 4 к Приказу ФСТ № 146-т/9.

Согласно пункту 1.1 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, тарифы применяются для расчетов за погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

В силу пункта 1.3 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, тарифы являются предельно максимальными.

При заключении договоров с клиентами порт вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального уровня (пункт 1.4 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку).

В соответствии с пунктом 1.6 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, тарифы рассчитаны на нормальное состояние груза по физическим, химическим и другим признакам, а также нормальное состояние тары.

Согласно пункту 1.7.1 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, в зависимости от вида перевозок грузов тарифы классифицируются на:

тарифы по экспорту - для грузов, отправляемых из Порта за границу и прибывших сушей;

тарифы по импорту - для грузов, прибывших в Порт из-за границы;

тарифы по каботажу - для грузов, перевозимых между морскими портами Российской Федерации.

В силу пункта 1.7.2 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, в зависимости от схемы перегрузки грузов тарифы подразделяются на две группы:

прямой вариант (транспортное средство - транспортное средство);

с внутрипортовым перемещением (транспортное средство - склад - транспортное средство).

Пунктом 1.7.3 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, в зависимости от количества производимых Портом грузовых операций тарифы с внутрипортовым перемещением подразделяются на три категории:

1-я категория по варианту: судно - склад - транспортное средство или обратно;

2-я категория по варианту: судно - склад или обратно;

3-я категория по варианту: склад - транспортное средство или обратно.

Разделом II Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов утвержден Перечень операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов.

Так, например, в перечень операций по погрузке и выгрузке грузов по импорту и каботажу (с моря) по прямому варианту включены следующие операции:

- согласование и формирование плана завоза грузов и сводного месячного графика обработки флота.

- освобождение грузов от крепления в транспортных средствах (за исключением специальных креплений).

- перегрузка грузов из судов в транспортные средства, а также уборка сепарации, зачистка рабочего места в трюме (за исключением загрязняющих грузов).

- документальное оформление приема груза.

- прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза.

- крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах, исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, дополнительное крепление и сепарирование.

- составление обязательного комплекта транспортных документов, включая стоимость бланков, и передача его грузовладельцу.

- сдача грузов.

Порядок применения тарифов закреплен разделом III Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов (далее по тексту – Порядок применения тарифов).

Согласно пунктам 3.1.1-3.1.2 Порядка применения тарифов, определение тарифов за погрузку и выгрузку экспортно-импортных грузов производится в соответствии с номенклатурой грузов в таблице 1 приложения 1 к Приказу ФСТ России; определение тарифов за погрузку и выгрузку каботажных грузов производится в соответствии с номенклатурой грузов в таблице 2 приложения 1 к Приказу ФСТ России.

По грузам, не подходящим под приведенную в таблицах 1 и 2 приложения 1 к Приказу ФСТ России классификацию, применяются максимальные ставки, предусмотренные для грузов с аналогичным видом упаковки, либо близким по свойствам (пункт 3.1.3 Правил применения тарифов).

В силу пункта 3.3 Правил применения тарифов, стоимость погрузки и выгрузки грузов определяется путем умножения тарифа соответствующей категории на количество груза.

Приложением № 5 к Приказу ФСТ № 146-т/9 утверждены Правила применения тарифов на услуги буксиров при швартовых операциях, оказываемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (далее по тексту – Правила оказания услуг буксиров).

Тарифы применяются для расчетов за услуги буксиров при швартовных операциях, оказываемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (пункт 1 Правил оказания услуг буксиров).

Согласно пункту 3 Правил оказания услуг буксиров, тарифы являются предельно максимальными.

При заключении договоров с клиентами Порт вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального уровня (пункт 4 Правил оказания услуг буксиров).

В силу пункта 6 Правил оказания услуг буксиров, тарифы рассчитаны на любые условия судоходства, а также состояние обслуживаемых судов, отвечающее требованиям технических условий.

Оплата услуг буксиров при швартовных операциях определяется в соответствии с приложением 3 к Приказу ФСТ России путем умножения соответствующей ставки на условный объем буксируемого судна (пункт 8 Правил оказания услуг буксиров).

Из вышеприведенных норм следует, что ОАО «Мурманский морской рыбный порт», являясь субъектом естественной монополии, оказывает предусмотренные Приказом ФСТ № 146-т/9 операции по погрузке и выгрузке грузов, услуги буксиров по установленным ФСТ России тарифам.

Утвержденные для ОАО «Мурманский морской рыбный порт» тарифы, рассчитанные на основании данных о хозяйственной деятельности юридического лица, являются предельно максимальными. При этом, порт вправе применять тарифы на уровне либо ниже предельно максимальных тарифов.

Стоимость услуги по погрузке и выгрузке определяется путем умножения тарифа на количество груза. Стоимость услуги буксира определяется путем умножения ставки буксира на условный объем буксируемого судна.

Применение ОАО «Мурманский морской рыбный порт» тарифов, превышающих предельно максимальные размеры, в силу требований Приказа ФСТ № 146-т/9 недопустимо.

Комиссией Мурманского УФАС Росси, в рамках рассмотрения дела № 05-03-14/28, установлено, что все применяемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» тарифы на работы и услуги по состоянию на 1 января 2013 года утверждены генеральным директором ОАО «Мурманский морской рыбный порт» 28 декабря 2012 года (далее по тексту — Прейскурант № 11-01-50-02 на 2013 год)

Тарифы на работы и услуги по состоянию на 1 января 2014 года утверждены генеральным директором ОАО «Мурманский морской рыбный порт» 27 декабря 2013 года (далее по тексту — Прейскурант № 11-01-50-02 на 2014 год).

Из анализа прейскурантов следует, что ОАО «Мурманский морской рыбный порт» в 2013-2014 годах в подавляющем большинстве случаев применяло максимальные уровни тарифов, утвержденных Приказом ФСТ № 146-9.

Согласно части 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях, в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим федеральным законом.

Сведения о применяемых ОАО «Мурманский морской рыбный порт» тарифах размещена на сайте порта http://www.portofmurmansk.ru в разделе «Услуги и тарифы».

На сайте Общества размещен утвержденный 27 декабря 2013 года генеральным директором ОАО «Мурманский морской рыбный порт» Порядок заключения договоров на услуги Порта.

Согласно указанному порядку, типовые формы договоров, приложений к договорам, формы заявок на заключение договоров размещены на сайте порта в разделе «Услуги и тарифы». Контрагенты ОАО «Мурманский морской рыбный порт» самостоятельно распечатывают необходимые им договоры с сайта порта, оформляют их в двух экземплярах, отправляют по почте или непосредственно предоставляют в службу правового обеспечения либо в службу документационного обеспечения управления.

Изменения и дополнение контрагентами типовых форм договоров не допускается.

Аналогичная информация содержится в Положении о порядке заключения предпринимательских договоров, организации учета и хранения договоров, осуществления контроля за исполнением договорных обязательств, утвержденном 24 июля 2012 года генеральным директором ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (далее — Положение о порядке заключения договоров).

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» разработаны, размещены на сайте и применяются в 2013-2014 годах, помимо прочих, следующие типовые формы договоров:

- договор на услуги № 04/1-19 ПРР обслуживание судов, погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов и другие услуги согласно Прейскуранту 11-01-50-02 (далее — Типовой договор ПРР);

- договор на услуги № 04/1-19ХР погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов (далее — Типовой договор ХР).

Анализ типовых форм договоров ОАО «Мурманский морской рыбный порт» за 2013-2014 годы показал, что Общество, при заключении договоров на услуги порта и при расчетах с контрагентами, применяет повышающие коэффициенты к установленным ФСТ России тарифам по погрузке и выгрузке грузов, услугам буксиров в зависимости от условий предоставления регулируемых услуг. Помимо прочих повышающих коэффициентов ОАО «Мурманский морской рыбный порт» применяло следующие повышающие коэффициенты.

1. Согласно пункту 4.16 Типового договора ПРР, при невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин (состояние палубного покрытия, наличие трубопроводов, выступов, технологического оборудования), клиент оплачивает порту погрузочно-разгрузочные работы по тарифу прейскуранта с коэффициентом 1,3.

Аналогичная норма содержится в пункте 4.12 Типового договора ХР.

2. В силу пункта 4.17 Типового договора ПРР, при производстве погрузо-разгрузочных работ клиент поддерживает температуру воздуха в трюмах судов не ниже - 20°C при условии, что температура наружного воздуха выше - 20°C. При несоблюдении указанного температурного режима клиент оплачивает порту погрузо-разгрузочные работы по тарифу Прейскуранта с коэффициентом 1,5.

Аналогичные нормы закреплены в пункте 4.13 Типового договора ХР.

3. Пунктами 5.15.2 и 5.15.3 Типового договора ПРР и Типового договора ХР определено, что клиент оплачивает работы и услуги порта по тарифам прейскуранта с коэффициентом 1,5 при выгрузке/погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок, а также при выгрузке-погрузке рыбопродукции из трюмов судов типа «Союз», модернизированных под мороженную продукцию.

4. Согласно пункту 5.16.2 Типового договора ПРР и Типового договора ХР, клиент оплачивает работы и услуги порта по тарифам Прейскуранта с коэффициентом 2 при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТу 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»;

5. В соответствии с пунктом 5.13 Типового договора ПРР и типового договора ХР, клиент оплачивает погрузо-разгрузочные работы по тарифам прейскуранта с коэффициентом 1,3:

- при выполнении работ и услуг в праздничные дни с подтверждением этого в заявке.

- в случае договоренности между клиентом и портом о выполнении работ и оказании услуг портом в смену с 00-00 до 08-00 часов с подтверждением в заявке.

6. Согласно Таблицы 14а Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы, оплата услуг буксиров в ночное время с 00.00 до 08.00 часов производится с коэффициентом 1,15. Оплата работ и услуг в праздничные дни производится с коэффициентом 1,25.

При разрешении вопроса о правомерности применения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам установлено, что в силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам», Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Мурманской области, в рамках проведения плановой проверки, 21 мая 2014 года в адрес ФСТ России направлен запрос № 05-02-14/3-2439 о представлении разъяснений о правомерности применения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающих коэффициентам к установленным тарифам на услуги порта, подлежащие государственному регулированию.

В письме № ОА-6636/10 от 19.06.2014 ФСТ России пояснило, что в разделе 2 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов (Приказ ФСТ России от 18.08.2008 года № 146-т/9) определены перечни операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов, вне зависимости от условий их предоставления, в частности, выполнения работ и оказания услуг в праздничные дни и ночное время.

Таким образом, уполномоченный орган по тарифам указал, что утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы являются предельно максимальными вне зависимости от условий их предоставления. В частности, портом не могут применяться повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам в случае оказания услуг в праздничные дни и в ночное время.

Дополнительно, в рамках рассмотрения дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства в адрес ФСТ России направлен запрос № 05-02-14/3-4739 от 22.09.2014 о правомерности применения повышающих коэффициентов к тарифам на услуги порта, предусмотренные Приказом ФСТ № 146-т/9, в зависимости от перечисленных условий их оказания:

- при невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин (состояние палубного покрытия, наличие трубопроводов, выступов, технологического оборудования);

- при несоблюдении клиентом температурного режима, заключающегося в поддержании при погрузочно-разгрузочных работах температуры воздуха в трюмах судов не ниже - 20ºС;

- при выгрузке-погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок;

- при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»;

- при выборке груза в подпалубных пространствах трюмов и твиндеков, если его укладка не позволяет осуществить переноску в полный рост.

Письмом № ОА-10856/10 от 03.10.2014 ФСТ России сообщило о том, что в разделе 2 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов определены исчерпывающие перечни операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов, вне зависимости от условий их предоставления.

Также ФСТ России указало, что все работы и услуги, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов и не перечисленные в разделе 2 правил, оплачиваются по договорным тарифам.

Таким образом, компетентный орган подтвердил, что установленные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы являются предельно максимальными и не могут быть увеличены в зависимости от условий, в которых выполняются операции по погрузке и выгрузке грузов. В том случае, когда клиенту требуется оказать услугу, не указанную в Приказе ФСТ № 146-т/9, стоимость такой услуги определяется по договорным тарифам.

Комиссией Мурманского УФАС установлено, что портом разработаны и применяются тарифы на вспомогательные операции с грузом, не перечисленные в Приказе ФСТ № 146-т/9 (Таблица 3 Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы). Например, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» установлен тариф 0,03 кг/брутто за коммерческую доработку груза при выгрузке и отгрузке груза, проверка состояния груза, упаковки, формирование груза по ассортименту и партиями; тариф 400,00 нормо-час за разбор колодцев и проходов к нужному ассортименту, вскрытие грузовых мест для определения качества, перекладка груза.

Таблицей 4 Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы установлен договорный тариф на санитарную обработку грузовых помещений.

В таблице 12 Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы закреплены договорные тарифы на другие работы и услуги, выполняемые участками и хозяйствами порта (для сторонних организаций).

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» определением о назначении дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.10.2014 было предложено представить пояснения относительно правомерности применения обозначенных ранее повышающих коэффициентов к установленным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам.

Проанализировав представленные ОАО «Мурманский морской рыбный порт» пояснения и документы, Мурманское УФАС России приходит к следующим выводам.

I. Применение повышающего коэффициента при невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин (состояние палубного покрытия, наличие трубопроводов, выступов, технологического оборудования).

Согласно пояснениям Общества, обязательность использования электропогрузчиков в порту определяется следующими документами:

ГОСТ 12.3.009-76 «Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», утвержденный Постановлением Государственного комитета по стандартам Совета Министров СССР от 23.03.1976 № 670.

ГОСТ 12.3.020-80 «Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения груза на предприятиях. Общие требования безопасности», утвержденный Постановлением Государственного комитета по стандартам Совета Министров СССР от 29.04.1980 № 1973.

ГОСТ 12.3.002-75 «Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», утвержденный Постановлением Государсвтенного комитета по стандартам Совета Министров СССР от 25.04.1975 № 1064.

ПОТ Р 0-152-31.82.03-96 «Правила охраны труда в морских портах, утвержденные Приказом от 09.01.1996 № 2 Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» отметило, что Обществом постоянно проводится совместная работа порта и клиентов по обеспечению требований по охране труда, снижению доли ручного труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

В целях устранения причин снижения производительности труда, нарушений требований по охране труда ОАО «Мурманский морской рыбный порт» принимает меры по устранению конкретных причин снижения производительности труда, связанных с конструктивными особенностями трюмов, помещений, используемых для перевозки рыбопродукции (выступы, технологическое оборудование и т.п.).

Обществом представлен расчет повышающего коэффициента, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в условиях увеличения тяжести трудового процесса из-за невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин.

Из представленных пояснений следует, что норма выгрузки в смену (с использованием электропогрузчиков) составляет 126,4 тонн. При невозможности использования электропогрузчиков, в смену фактически выгружается 84,3 тонны рыбы мороженой непакетированной, поскольку увеличивается доля ручного труда и снижается скорость выгрузки.

Согласно позиции ОАО «Мурманский морской рыбный порт», процесс погрузки и выгрузки на территории порта должен осуществляться исключительно механизированным способом. Утвержденный ФСТ России тариф на погрузку и выгрузку рассчитан из учета того, что ручной труд при производстве погрузки и выгрузки не применяется.

Вместе с тем, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» не учло, что в соответствии с требованиями, регламентирующими процесс выполнения погрузочно-разгрузочных работ, отдельные операции могут выполняться и фактически выполняются работниками порта вручную при соблюдении установленных ограничений. При этом, использование электропогрузчиков в трюме в ряде случаев может быть не допустимо.

Согласно пункту 1.1 «ГОСТ 12.3.009-76* (СТ СЭВ 3518-81). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 23.03.1976 № 670), погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75, настоящего стандарта и государственных стандартов на отдельные виды производственных процессов, учитывающими особенности выполнения работ.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Пунктом 1.25 «ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 № 2 (далее по тексту – Правила охраны труда в морских портах), для выполнения вручную вспомогательных операций установлены следующие нормы переноски тяжестей:

для одного рабочего разрешается подъем и перенос груза массой до 50 кг (на спине - до 80 кг, с подачей при помощи двух человек или со специальной подставки) на расстояние до 20 метров. Свыше 20 м груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений;

при подъеме-спуске с грузом весом от 50 до 80 кг общая высота подъема по наклонным трапам не должна превышать 3,0 м;

перенос груза массой от 80 до 100 кг разрешается только в отдельных случаях двумя рабочими на расстояние не более 10 метров;

груз массой свыше 100 кг должен перемещаться при помощи перегрузочных машин или приспособлений.

В силу пунктов 13.12.2, 13.3.3 Правил охраны труда в морских портах, перегрузка навалочных грузов, перегрузка камня должна производиться только механизированным способом.

Требования к эксплуатации погрузчиков при выполнении погрузочно-разгрузочных работ закреплены пунктом 4.8 Правил охраны труда в морских портах.

Согласно пункту 4.8.12 Правил охраны труда в морских портах, транспортировать мелкотарные грузы погрузчиками разрешается только на поддонах (листах) или с помощью специальных грузозахватных приспособлений. Без поддонов (листов) или специальных грузозахватных приспособлений допускается транспортировать только грузы, устойчиво лежащие на вилах.

Работа погрузчика в трюме судна допускается на исправном и прочном пайоле или фальшпайоле (промежуточных палубах). Заключение о возможности работы погрузчика в трюме судна дает производитель работ и представитель администрации судна после осмотра места работы (пункт 4.8.19 Правил охраны труда в морских портах).

Пунктом 8 Правил охраны труда в морских портах утверждены требования безопасности при производстве судовых погрузочно-разгрузочных работ.

В силу пункта 8.5.1 Правил охраны труда в морских портах, до начала погрузочно-разгрузочных работ администрация порта (грузового района, ППК) совместно с администрацией судна должна произвести проверку готовности судна к безопасному производству грузовых операций. При этом, проверяется наличие и соответствие требованиям безопасности трапов, переходов с трапа на трап, проходов, освещения, вентиляции, раскрытие и ограждение трюмов, твиндеков и т.д. После проверки и устранения всех выявленных недостатков составляется и подписывается Акт готовности судна к производству грузовых работ.

Запрещается производить обработку судна, если его состояние не удовлетворяет требованиям безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ, о чем делается отметка в Акте готовности судна.

Спуск в трюм портовых рабочих и других работников порта допускается после подтверждения администрацией судна об отсутствии в трюме токсичных и вредных газов и других факторов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, о чем должна быть запись в Акте готовности судна к производству грузовых работ (пункт 8.5.6 Правил охраны труда в морских портах).

В соответствии с пунктом 8.5.23 Правил охраны труда в морских портах, работа погрузчиков по перемещению груза в трюме допускается, если груз выбран до пайола на площади, достаточной для безопасного маневрирования машины и укрытия ее в подпалубном пространстве во время подъема и опускания груза краном. На судах с подпалубными пространствами, недостаточными для укрытия погрузчиков, последний должен находиться на расстоянии не менее 5,0 м от места опускания (подъема) груза, а водитель погрузчика обязан уходить в безопасное место (в укрытие).

Это требование должно соблюдаться при использовании фальшпайолов, устанавливаемых на груз. В этом случае конструкция и прочность фальшпайолов должны отвечать требованиям безопасной работы трюмных перегрузочных машин.

При крене или дифференте судна более 3° работа погрузчиков запрещается.

Госкомтрудом ССС разработаны «Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. Часть II. Погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских, речных портах и на пристанях» (далее по тексту – Нормативы времени).

Нормативы времени предназначены для разработки единых комплексных норм выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, для расчета технически обоснованных местных норм выработки и времени рабочим-сдельщикам на варианты погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых более производительными машинами, механизмами, грузозахватными устройствами при более совершенной организации труда, чем это предусмотрено в действующих единых комплексных нормах выработки и времени, и установления нормированных заданий рабочим-повременщикам, а также для расчета численности рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских, речных портах и на пристанях (пункт 1.3 Нормативов времени).

В силу пункта 1.15. Нормативов времени, нормативы охватывают следующие профессии рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, выполняемым комплексными бригадами: докер-механизатор, докер-крановщик, портовый рабочий.

Целевое назначение формирования «подъема» груза - подготовка груза и укладка его на грузозахватное устройство (поддоны, сетки, стропы и т.п.) для последующего перемещения или установка отдельных мест или пакетов груза к месту загрузки спецзахвата.

Согласно пункту 1 раздела 1 части 3 Нормативов времени, формирование «подъема» груза выполняется как в составе цикла перегрузочной машины, так и вне цикла перегрузочной машины.

Предусмотрены три способа формирования «подъема» груза: вручную, не полностью механизированным способом (формирование «подъема» вручную в подпалубном пространстве из отдельных мест груза с доставкой его погрузчиком на просвет люка судна); полностью механизированным способом, выполняемым погрузчиком.

В трюмах судов при не полностью механизированном способе формирования «подъема» груза норматив времени определяется путем суммирования нормативов времени, установленных на формирование «подъема» груза из отдельных мест вручную при расстоянии перемещения на 1 м, и нормативов времени, установленных на доставку погрузчиком сформированного вручную в подпалубном пространстве «подъема» груза на просвет люка.

Из вышеприведенных норм следует, что отдельные этапы погрузочно-разгрузочных работ могут выполняться вручную, при соблюдении весовых ограничений и правил безопасности, о чем свидетельствуют и Нормативы времени, определяющие продолжительность погрузочно-разгрузочного процесса в случае выполнения отдельных операций вручную.

Учитывая изложенное, довод ОАО «Мурманский морской рыбный порт» о том, что в порту применяются только механизированный способ погрузки и выгрузки представляется необоснованным.

Следует отменить, что согласно представленным ОАО «ММРП» данным (письмо № 01-11/1374 от 25.11.4), в 2013 году портом оказано услуг по погрузке и выгрузке с применением повышающего коэффициента 1.3 в случае невозможности использования электропогрузчиков в количестве 13 489, 924 тонн (5,2 % от общего объема услуг по погрузке и выгрузке) и 14 566,677 тонн (8,2 % от общего объема услуг по погрузке и выгрузке) – в течение 9 месяцев 2014 года.

Из данных ОАО «Мурманский морской рыбный порт» следует, что общество достаточно часто осуществляет погрузку и выгрузку грузов без использования электропогрузчиков и не отрицает правомерность осуществления отдельных этапов погрузки и разгрузки вручную.

Следовательно, при осуществлении погрузки и выгрузки в случае невозможности использования в трюме электропогрузчиков должен применяться тариф, утвержденный Приказом № 146-т/9, без применения повышающего коэффициента.

II. Применение повышающего коэффициента при несоблюдении клиентом температурного режима, заключающегося в поддержании при погрузочно-разгрузочных работах температуры воздуха в трюмах судов не ниже - 20ºС.

Согласно пояснениям ОАО «ММРП» (письмо № 01-11/1230 от 10.11.2014), требования к температуре трюма не ниже - 20ºС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ установлены следующими актами:

Постановление Госкомтруда ССР, Секретариата ВЦСПС от 02.10.1986 № 380/22-67 «Об утверждении Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях рыбной промышленности»;

РД 31.11.25.28-96 «Правила морской перевозки рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов», утвержденные Приказом Федеральной службы морского флота России от 29.11.1996 № 43.

Из анализа указанных актов следует, что поименованные документы не содержат нормы права, устанавливающие требования к температуре воздуха в трюмах судов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Из представленного портом расчета повышающего коэффициента, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в условиях увеличения тяжести трудового процесса (несоблюдение клиентов температурного режима не ниже - 20ºС), следует, что вследствие низкой температуры воздуха в трюме (ниже 20 градусов С) работы периодически останавливались, рабочие поднимались из трюма для обогрева, что привело к снижению нормы выгрузки в смену.

Таким образом, применение ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающего коэффициента 1,5 при производстве погрузочно-разгрузочных работ при температуре воздуха в трюмах судов ниже - 20°C обусловлено увеличением длительности процесса погрузки и выгрузки, вызванной необходимостью предоставления работникам дополнительного времени для обогрева и отдыха.

Вместе с тем, при утверждении ФСТ России тарифа для ОАО «ММРП» учитывалась возможность выполнения работ по погрузке и выгрузке при температуре воздуха ниже - 20°C.

Применение повышающего коэффициента 1,5 к утвержденным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам при несоблюдении клиентом температурного режима, заключающегося в поддержании при погрузочно-разгрузочных работах температуры воздуха в трюмах судов не ниже - 20ºС, невозможно признать правомерным, поскольку нарушает установленный государством порядок ценообразования на услуги порта.

III. Применение повышающего коэффициента 1,5 к утвержденному Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифу при выгрузке и погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок, а также при выгрузке-погрузке рыбопродукции из трюмов судов типа «Союз», модернизированных под мороженную продукцию.

Из пояснений ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (письмо № 01-11/1230 от 10.11.2014) следует, что при выгрузке и погрузке рыбопродукции с судов типа «Омуль» и ПСТ портальным краном происходил зацеп крюковой подвески крана за портал судового оборудования, в связи с чем, согласно предписанию Мурманского управления Госгортехнадзора России от 23.05.2000 № 3, выгрузка и погрузка рыбопродукции должна производится судовыми грузоподъемными средствами (лебедками), что приводит к уменьшению количества выгружаемой продукции. Учитывая изложенное, клиент оплачивает погрузку и выгрузку рыбопродукции с судов типа «Омуль» и ПСТ с повышающим коэффициентом 1,5.

Суда типа «Союз», отмечает ОАО «Мурманский морской рыбный порт», при постройке предназначались для добычи и доставки в порт охлажденной рыбопродукции. Для увеличения сроков автономного плавания, улучшения сохранности рыбы судовладельцами были приняты решения о модернизации судов под мороженную рыбопродукцию.

При погрузке и выгрузке из трюмов судов типа «Союз», модернизированных под мороженную рыбопродукцию, из-за наличия в трюме лотков, различных выступов, затрудняющих выгрузку и приводящих к уменьшению производительности труда докеров (уменьшению количества выгружаемой рыбопродукции) клиент оплачивает услуги с повышающим коэффициентом 1,5.

Таким образом, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» применяет повышающий коэффициент при погрузке и выгрузке груза с судов типа «Омуль», ПСТ и «Союз» с целью компенсировать уменьшение производительности труда докеров.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что предписание, на которое ссылается порт, выдано обществу в 2000 году. Тарифы на погрузку и выгрузку в морском порту утверждены ФСТ России в 2008 году, то есть тогда, когда ОАО «ММРП» осуществляло погрузку и выгрузку с судов типа «Омуль» при помощи судовых лебедок, а не портального крана. Следовательно, утвержденный ФСТ России тариф определен с учетом необходимости покрытия расходов порта на выполнения работ, в том числе, при помощи судовых грузоподъемных средств.

Применяемый ОАО «Мурманский морской рыбный порт» подход, заключающийся в применении повышающих коэффициентов во всех случаях увеличения длительности производственного процесса, невозможно признать обоснованным, поскольку утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы рассчитаны на любые условия оказания услуг, являются предельно максимальными и рассчитаны на покрытие всех расходов общества при выполнении работ.

IV. Применение повышающего коэффициента 2 при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя».

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» пояснило (письмо № 01-11/1230 от 10.11.2014), что производство работ, не соответствующих ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя», не запрещено.

С 90-х годов, в связи с отсутствием в Северном бассейне крупнотонажного приемо-транспортного рефрижераторного флота, доставку в порт в значительном объеме осуществляют рыбопромысловые суда, которые не приспособлены для пакетных перевозок, загрузка которых, с целью уменьшения объема затрат, производится на промысле с полным использованием грузовместимости судна. Выгрузка рыбопродукции в порту производится, в том числе, из помещений, не позволяющих осуществлять работы в полный рост, в связи с чем, клиент оплачивает погрузку и выгрузку с повышающим коэффициентом 2,0.

Из расчета повышающего коэффициента, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в условиях увеличения тяжести трудового процесса следует, что норма выгрузки в смену составляет 126,4 тонны. При невозможности осуществлять работы в полный рост, фактическая норма выгрузки составляет 68,9 тонн, что обусловливает применения повышающего коэффициента к утвержденному тарифу.

Таким образом, применение повышающего коэффициента 2 к утвержденному тарифу в случае несоответствия высоты трюмов требованиям ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя» также обусловлено стремлением Общества компенсировать затраты, вызванные увеличением длительности процесса погрузки и выгрузки.

V. Применение повышающих коэффициентов 1,3 (при осуществлении погрузки и выгрузки в праздничные дни и в смену с 00-00 до 08-00 часов), а также применение повышающего коэффициента 1,15 при оказании услуг буксиров в ночное время и повышающего коэффициента 1,25 при оплате услуг буксиров в праздничные дни.

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» в письме № 01-11/535 от 23.05.2014 года отметило, что порт применяет различные коэффициенты к тарифам на работы и услуги, оказываемых различными подразделениями в ночное время, по причине различных трудозатрат при выполнении соответствующих работ. Работникам Общества, занятым в ночное время, праздничные и выходные дни производятся дополнительные выплаты согласно действующему законодательству и условиями коллективного договора.

Согласно письму ОАО «ММРП» № 01-11/1374 от 25.11.2014, доля погрузочно-разгрузочных работ с применением повышающих коэффициентов за оказание услуг в ночную смену и праздничные дни составила 15,4% от общего объема услуг по погрузке и выгрузке, за 9 месяцев 2014 года – 12,20%. Доля услуг буксиров, оказанных в ночное время и праздничные дни в 2013 году составила 4,70%, за 9 месяцев 2014 года – 3%.

Как было отмечено ранее, ФСТ России в представленном в адрес Мурманского УФАС России письме указало, что утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы применяются, в том числе, при оказании услуг в ночное время и в праздничные дни.

Следовательно, установление платы за услуги порта путем применения максимального уровня тарифа и повышающего коэффициента к нему (за оказание услуги порта в ночное время и в праздничные дни) является неправомерным.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание пояснения ОАО «Мурманский морской рыбный порт», Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что Общество применяет повышающие коэффициенты к утвержденным Приказом № ФСТ № 146-т/9 тарифам в случае увеличения длительности производственного процесса, обусловленного необходимостью предоставления работникам дополнительного времени для отдыха и обогрева, а также невозможностью использования электропогрузчиков, портального крана, что увеличивает время выполнения работ по погрузке и выгрузке. Кроме того, порт применяет повышающие коэффициенты в случае оказания услуг в условиях, требующих осуществления дополнительных выплат работникам ОАО «ММРП» (осуществление деятельности в ночное время и в праздничные дни).

Согласно представленным ОАО «ММРП» данным, доход Общества за счет применения рассмотренных повышающих коэффициентов в 2013 году и 9 месяцах 2014 года составил 15 974 400,00 рублей.

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» отметило, что применение повышающих коэффициентов вызвано необходимостью покрытия расходов порта на оказание услуг по погрузке и выгрузке, а также услуг буксиров, которые утвержденными Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифами не покрываются.

Вместе с тем, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» не учтено, что Приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) (далее по тексту – Порядок изменения тарифов).

Порядок изменения тарифов определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В том случае, если утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы перестали покрывать расходы порта на оказание услуг порта, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» имело возможность и должно было обратиться в ФСТ России с заявлением о пересмотре утвержденных тарифов.

Однако, ОАО «Мурманский морской рыбный порт», вместо того, чтобы пересмотреть утвержденные тарифы в установленном порядке, самостоятельно регулировало порядок ценообразования на услуги порта путем применения повышающих коэффициентов в зависимости от условий оказания услуг, что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» и Приказа ФСТ № 146-т/9.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Применение ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам в случаях невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин; при несоблюдении клиентом температурного режима, заключающегося в поддержании при погрузочно-разгрузочных работах температуры воздуха в трюмах судов не ниже - 20ºС; при выгрузке-погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок; при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»; при выборке груза в подпалубных пространствах трюмов и твиндеков, если его укладка не позволяет осуществить переноску в полный рост, а также при осуществлении погрузки и выгрузки в праздничные дни и в смену с 00-00 до 08-00 часов и при оказании услуг буксиров в ночное время и в праздничные дни - является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку нарушает установленный государством порядок ценообразования на услуги порта.

Руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по погрузке и выгрузке в морскому порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт» путем нарушения установленного Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» порядка ценообразования в части применения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 тарифам на услуги порта по погрузке и выгрузке в зависимости от условий оказания услуг.

2. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг буксиров в морскому порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт» путем нарушения установленного Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Мурманский морской рыбный порт» порядка ценообразования в части применения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 тарифам на услуги буксиров в зависимости от условий оказания услуг.

3. Выдать Открытому акционерному обществу «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) предписание по делу № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Материалы дела № 05-03-14/28 о нарушении ОАО «Мурманский морской рыбный порт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Мурманской области.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-03-14/28

о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 декабря 2014 года                                                                                                                           город Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председателя Комиссии Мурманского УФАС: Поповой Ирины Николаевны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;

Членов Комиссии Мурманского УФАС:

Смирновой Кристины Анатольевны, начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

Рединой Елены Николаевны, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения по делу № 05-04-14/28 от 31 декабря 2014 года о нарушении открытым акционерным обществом «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Открытому акционерному обществу «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) устранить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения следующих действий:

1.1. ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) со дня получения настоящего предписания прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг по погрузке и выгрузке в морскому порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт» путем прекращения применения повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 тарифам на услуги порта по погрузке и выгрузке в зависимости от условий оказания услуг.

1.2. ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) со дня получения настоящего предписания прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг буксиров в морскому порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт» путем прекращения применения повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 тарифам на услуги буксиров в зависимости от условий оказания услуг.

2. Открытому акционерному обществу «Мурманский морской рыбный порт» (ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Траловая, дом 12) об исполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в течение 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны