Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-15/13 о нарушении анти... от 4 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-15/13 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «19» августа 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «02» сентября 2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н.,

членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии:

<...>– ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения управления правового обеспечения, управления собственностью и консолидации электросетевых активов филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Колэнерго» (по доверенности б/н от 17.02.2014),

гражданина <...> – заявителя,

рассмотрев дело № 05-03-15/13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785; юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31), действующим по месту нахождения филиала «Колэнерго» на территории Мурманской области, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России, Управление) поступило заявление гражданина <...> об ущемлении его интересов ПАО «МРСК Северо-Запада» (прежде ОАО «МРСК Северо-Запада») путём неисполнения в обусловленный договором об осуществлении технологического присоединения № 43-0034042/14 от 23.12.2014г. и действующим законодательством срок мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Общества.

По результатам рассмотрения указанного заявления Мурманское УФАС России усмотрело в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что послужило основанием для возбуждения в отношении хозяйствующего субъекта дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В целях рассмотрения настоящего дела Мурманским УФАС России был определён товарный рынок, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При этом Управление исходило из того, что процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Исходя из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

Учитывая изложенное, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, на котором осуществляет свою деятельность ПАО «МРСК Северо-Запада» посредством эксплуатации принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, следует определить как «услуги по передаче электрической энергии». При этом услуги по выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям и услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в данном случае являются сопутствующими указанному виду деятельности сетевой организации.

При определении географических границ товарного рынка в целях рассмотрения настоящего дела Управление исходило из имеющихся сведений о месте нахождения объекта гражданина <...>, подлежащего технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада», а также о зонах деятельности сетевой организации.

Земельный участок, арендованный гражданином <...> по договору аренды лесного участка № 1025-2013-11 от 05.05.2014г., для целей электроснабжения которого планировалось выполнить технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада», имеет следующее местоположение: Мурманская обл., Муниципальное образование Кандалакшский район, Кандалакшское лесничество, Кандалакшское участковое лесничество, квартал 263, выдел 12, 13, является частью земельного участка с кадастровым номером 51:00:0000000:6/5.

В связи с этим, учитывая также наличие технологической возможности приобретения товара потребителем услуг сетевой организации, географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены как границы балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МРСК Северо-Запада», расположенных в районе муниципального образования Кандалакшский район.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Учитывая, что ПАО «МРСК Северо-Запада» согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» осуществляет естественно монопольный вид деятельности, а в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положении хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, ПАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанных с ними услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям Общества в границах балансовой принадлежности электрических сетей, расположенных в районе муниципального образования Кандалакшский район.

Комиссией Мурманского УФАС России из представленных документов, а также пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

10.12.2014г. в адрес филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» поступила заявка гражданина <...> на технологическое присоединение к электрическим сетям Общества в целях электроснабжения жилого дома и гаража, расположенных на арендованном им земельном участке по адресу: Мурманская обл., Муниципальное образование Кандалакшский район, Кандалакшское участковое лесничество, квартал 263, выдел 12, 13.

По результатам рассмотрения указанной заявки между ПАО «МРСК Северо-Запад» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» и гражданином <...> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 43-0034042/14 от 23.12.2014г.

Учитывая, что согласно пункту 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту – Правила технологического присоединения) договор на технологическое присоединение считается заключённым с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию, договор № 43-0034042/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям был заключен 14.01.2015г. (дата подписания договора гражданином <...> и поступления подписанного экземпляра договора в филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго»).

Согласно условиям данного договора ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (ВРУ-10кВ для электроснабжения жилого дома и гаража), а гражданин <...> обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. Оплата по договору была произведена Заявителем 07.02.2015г.

В соответствии с пунктом 5 указанного договора и пунктом 16 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены ПАО «МРСК Северо-Запада» в срок не позднее 14.07.2015г.

Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям № 43-0034042/14-001 от 11.12.2014г., выданным ПАО «МРСК Северо-Запада» и являющимся неотъемлемой частью договора № 43-0034042/14 от 23.12.2014г., для целей осуществления технологического присоединения объектов Заявителя сетевая организация обязана была выполнить следующие мероприятия: произвести строительство отпайки от Л-10 ПС-18 оп. № 34; определить необходимость замены существующей опоры № 34 Л-10 ПС-18 на анкерноответвительную опору; отпайку 10 кВ выполнить на деревянных опорах без приставок, проводом марки СИП-3, сечением не менее 59 кв.мм; конечную опору (на границе участка Заявителя) выполнить концевой с анкерным креплением; на концевой опоре установить разъединитель. До настоящего времени мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией со своей стороны не выполнены.

На Заявителя указанными выше техническими условиями была возложена обязанность осуществить мероприятия по проектированию и строительству схемы приёма мощности, а именно: выполнить электроснабжение объектов от конечной опоры ОЛ-10 ПС-18 на границе участка; разработать проект по схеме электроснабжения объектов Заявителя и согласовать его с сетевой организацией и иными уполномоченными организациями; выполнить монтаж, наладку и испытания КТП-10/0,4 кВ Заявителя.

В своих пояснениях, направленных в адрес Мурманского УФАС России письмом б/н от 22.07.2015г. ПАО «МРСК Северо-Запада» пояснило, что по состоянию на текущую дату сетевой организацией подготовлен проект технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина <...>, однако основания для выполнения мероприятий по технологическому присоединению в своей части в отношении объекта Заявителя по состоянию на 14.07.2015г. у сетевой организации отсутствовали, поскольку сам Заявитель к реализации выданных ему технических условий не приступил. До настоящего времени уведомление о готовности энергопринимающих устройств Заявителя к технологическому присоединению в адрес сетевой организации не поступило.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» указало, что строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимое для целей выполнения технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина <...>, требует включения затрат на такое строительство в инвестиционную программу ПАО «МРСК Северо-Запада». Однако филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» не имел возможности включить инвестпроект по строительству указанных электросетевых объектов в ИПР на 2015г., поскольку инвестиционная программа на 2014-2019г.г. была утверждена Минэнерго и ЖКХ Мурманской области 31.03.2014г., а договор был заключен 14.01.2015г.

Изучив представленные документы, доводы сторон и обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 были утверждены Правила, в которых определён порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевой организации, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В силу пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Указанный договор является публичным.

Пунктом 16 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителем в обязательном порядке должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт «б»).

Этот срок является существенны условием публичного договора по технологическому присоединению.

Согласно условиям договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 43-0034042/14 от 23.12.2014г., заключённого 14.01.2015г., и в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения необходимые мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя сетевой организации надлежало выполнить в срок до 14.07.2015г.

По смыслу приведенных выше норм указанный срок для осуществления мероприятий по технологическому присоединению является обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

К 14.07.2015г. мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации выполнены не были. Соглашение с гражданином <...> о продлении срока технологического присоединения не заключалось.

Довод сетевой организации о том, что она не имела оснований приступать к реализации мероприятий по технологическому присоединению вплоть до истечения срока, предусмотренного договором № 43-0034042/14 от 23.12.2014г., в силу неисполнения технических условий Заявителем, Комиссия считает несостоятельным.

В силу пункта 7 Правил технологического присоединения, процедура технологического присоединения предусматривает равную обязанность по исполнению предусмотренных договором мероприятий по технологическому присоединению как сетевой организацией в своей части, так и заявителем.

Ни заключённым сторонами договором № 43-0034042/14 от 23.12.2014г., ни Правилами технологического присоединения не предусмотрено, что выполнение работ по технологическому присоединению сетевой организацией в своей части обусловлено окончанием выполнения Заявителем мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных выданными ему техническими условиями. Неуведомление Заявителем сетевой организации о выполнении своей части технических условий в любом случае не является препятствием для начала выполнения таких работ (в рассматриваемом случае работ по строительству отпайки от ВЛ 10кВ Л-10 ПС-18 оп. № 34 до границ участка заявителя) со стороны ПАО «МРСМК Северо-Запада». Такое уведомление имеет своей целью зафиксировать готовность энергопринимающих устройств заявителя к присоединению и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям, то есть выполнение мероприятий, обеспечивающих физическое соединение подготовленных объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и объектов заявителя (подпункт «г.1» пункта 7 Правил технологического присоединения). Таким образом, даже в случае своевременного направления гражданином <...> указанного уведомления в сетевую организацию, процедура технологического присоединения не могла бы быть завершена в силу отсутствия объектов сетевого хозяйства, подведённых к границе участка заявителя, поскольку ПАО «МРСК Северо-Запада» не приступило к строительству отпайки от ВЛ-10 кВ Л-10 ПС-18, предусмотренной техническими условиями.

Кроме того, как пояснил гражданин <...> в ходе рассмотрения дела, неисполнение им мероприятий по технологическому присоединению в своей части по договору № 43-0034042/14 от 23.12.2014г. по состоянию на 14.07.2015г. было обусловлено лишь тем, что, поскольку никакие строительные работы ПАО «МРК Северо-Запада» фактически не велись, он не располагал информацией о том, каким образом и в каком именно месте планируется подвести к его участку проектируемую линию ВЛ-10 кВ. Такая информация была необходима Заявителю для решения вопроса об установке им на своём участке приобретённой КТПМ-63/10/0,4 в соответствии с выданными техническими условиями. В материалы дела гражданином <...> было представлено подтверждение направления сетевой организацией в его адрес по электронной почте плана подключения проектируемой линии ВЛ-10 кВ к его участку только 22.07.2015г. Таким образом, невозможность своевременного осуществления Заявителем работ по технологическому присоединению в своей части была обусловлена бездействием сетевой организации.

Также в рассматриваемых обстоятельствах Комиссией не может быть принята позиция ПАО «МРСК Северо-Запада» о том, что уклонение сетевой организации от исполнения своих обязательств по технологическому присоединению обосновано необходимостью получения средств на реализацию проекта по технологическому присоединению объекта гражданина <...> только в рамках реализации инвестиционной программы ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2015г., корректировка которой, в свою очередь, на момент заключения договора с гражданином <...> была невозможна.

Нарушение установленных сроков технологического присоединения не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок технологического присоединения. ПАО «МРСК Северо-Запада», заключив с потребителем договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные сроки. Вместе с тем, Обществом не были представлены какие-либо доказательства наличия объективных причин, в том числе, финансового характера, невозможности строительства отпайки от ВЛ-10 кВ Л-10 ПС-18 до границ участка Заявителя.

Учитывая изложенное, отсутствие объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, указывает на неправомерное бездействие ПАО «МРСК Северо-Запада», которое привело к ущемлению интересов гражданина <...>

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать в действиях Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785; юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов гражданина <...> путём неисполнения в обусловленный договором № 43-0034042/14 от 23.12.2014г. и действующим законодательством срок мероприятий по технологическому присоединению.

Выдать Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» предписание.

Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-03-15/13

 

02 сентября 2015 года

г. Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии по делу № 05-03-15/13 от 02.09.2015г. о нарушении Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785; юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785; юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего надлежит в срок до 01.10.2015г. осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта гражданина <...> (жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке по адресу: Мурманская обл., МО Кандалакшский район, Кандалакшское участковое лесничество, квартал 263, выдел 12, 13) в соответствии с договором
№ 43-0034042/14 от 23.12.2014г. и техническими условиями №43-0034042/14-001 от 11.12.2014г., являющимися его неотъемлемой частью.

2. Уведомить Мурманское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны