Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-15/15 о нарушении анти... от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-15/15 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «19» октября 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «30» октября 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – заместителя руководителя управления Поповой И.Н.,

Членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А.,

при участии:

<...> – представителя Государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» по доверенности б/н от 12.01.2015г.,

<...>– представителя Общества с ограниченной ответственностью «Вита» по доверенности б/н от 02.09.2015г.,

рассмотрев дело № 05-03-15/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Государственным областным автономным учреждением здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» (184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр. Кирова, д. 6; ИНН 5107914486; ОГРН 1135107000082) (далее – ГОАУЗ МЦРБ; Учреждение) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России, Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Вита» (далее – ООО «Вита») по вопросу необоснованного отказа ГОАУЗ МЦРБ от заключения с Обществом договоров на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также по проведению профилактических приёмов пациентов медицинского центра «Вита» врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом в целях осуществления ООО «Вита» деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических), медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, к владению оружием.

По результатам рассмотрения указанного заявления Мурманское УФАС России усмотрело в действиях ГОАУЗ МЦРБ признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что послужило основанием для выдачи Учреждению в соответствии со статьёй 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ 05-06-15/143-4038 от 20.07.2015г.).

ГОАУЗ МЦРБ было предложено заключить с ООО «Вита» договор на проведение лабораторных исследований в соответствии с заявкой ООО «Вита» от 02.04.2015г. № 466 и договор об оказании платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога согласно заявке Общества от 18.02.2015г. № 363.

Предупреждение Мурманского УФАС России в установленный срок исполнено не было, в связи с чем, приказом руководителя Управления № 102 от 18.08.2015 возбуждено дело № 05-03-15/15 по признакам нарушения ГОАУЗ МЦРБ пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссией Мурманского УФАС России из представленных документов, а также пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, установлены следующие обстоятельства.

Медицинский центр «Вита», расположенный в городе Мончегорске, является медицинским учреждением частной формы собственности. Свою деятельность осуществляет на основании лицензии № ЛО-51-01-001089 от 27.01.2014г., выданной Министерством здравоохранения Мурманской области.

Между ООО «Вита» и ГОАУЗ МЦРБ (ранее – ГОБУЗ МЦРБ) был заключен договор об оказании платных медицинских услуг (лабораторные исследования) от 02.09.2013г. В соответствии с условиями данного договора ГОАУЗ МЦРБ выполняло по заявкам ООО «Вита» работы по проведению лабораторных исследований в лаборатории ГОАУЗ МЦРБ образцов биологических материалов, забираемых ООО «Вита» у своих пациентов, а Общество, в свою очередь, оплачивало выполненные работы на основании утверждённых Учреждением прейскурантов цен на платные медицинские услуги.

Осуществление ГОАУЗ МЦРБ деятельности по оказанию платных медицинских услуг сторонним организациям не противоречит Уставу Учреждения. Так, в соответствии с пунктом 2.6 Устава ГОАУЗ МЦРБ, Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Договор об оказании платных медицинских услуг (лабораторные исследования) от 02.09.2013г., заключённый с ООО «Вита», был расторгнут по инициативе ГОАУЗ МЦРБ с 15 декабря 2014 года. В соответствии с пунктом 8.2 указанного договора ГОАУЗ МЦРБ заявило о своём намерении расторгнуть его, направив в адрес ООО «Вита» письмом от 12.11.2014 № 2586/9107 соответствующее Соглашение.

Однако потребность ООО «Вита» в услугах ГОАУЗ МЦРБ сохранилась, в связи с чем, Обществом была предпринята безрезультатная попытка пролонгировать действие договора от 02.09.2013г. (письмо ООО «Вита» от 29.12.2014г.).

02 апреля 2015 года ООО «Вита» направило в адрес ГОАУЗ МЦРБ заявку (исх. № 466) на заключение договора на проведение лабораторных исследований в 2015 году в отношении следующего перечня услуг (лабораторных исследований):

- гематологические и цитохимические исследования,

- исследования мочи,

- исследования кала,

- определение показателей белкового обмена,

- определение показателей липидного обмена.

- определение показателей углеводного обмена,

- коагулогические исследования (особенно АЧТВ, РФМК, АВР),

- группа крови и резус-фактор.

Как пояснил представитель ООО «Вита», необходимость заключения договора на проведение указанного перечня лабораторных исследований обусловлена тем, что эти исследования являются основными необходимыми видами исследований при диагностике и лечении заболеваний, а отдельные их виды входят в программу обязательных исследований при проведении медицинских осмотров и освидетельствований.

Письмом от 09.04.2015 № 843/0107 ГОАУЗ МЦРБ сообщило ООО «Вита» об отказе в заключении договора на проведение лабораторных исследований в 2015 году ввиду невозможности оказания данных услуг. При этом в письме не разъяснялось, чем была обусловлена невозможность проведения лабораторных исследований для ООО «Вита» в 2015 году.

В ходе рассмотрения дела № 05-03-15/15 было установлено, что необходимость заключения ООО «Вита» договора на проведение лабораторных исследований с ГОАУЗ МЦРБ обусловлена рядом факторов.

У ООО «Вита» отсутствует собственная лаборатория для проведения лабораторных исследований. Это обстоятельство не является препятствием для получения медицинским учреждением частной формы собственности лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических) и медицинских освидетельствований, однако вынуждает его обращаться в сторонние организации для заключения договора на оказание услуг по проведению лабораторных исследований. Без проведения лабораторных исследований биоматериала пациентов в большинстве случаев невозможно осуществлять диагностику заболеваний, назначать и корректировать лечение, а также осуществлять деятельность по проведению медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Помимо договора с ГОАУЗ МЦРБ, расторгнутого по инициативе Учреждения с 15 декабря 2014 года, ООО «Вита» был заключен договор на проведение лабораторных исследований б/н от 18.09.2014г. с ООО «БиоТехСервис» (г. Санкт-Петербург).

Диагностический лабораторный центр ООО «БиоТехСервис» фактически осуществляет для ООО «Вита» не все виды исследований из приведённого выше перечня в связи с удалённостью лаборатории от места забора биологического материала. Как следует из письма ООО «БиоТехСервис» от 25.09.2015г., общество указывает на невозможность выполнения диагностическим лабораторным центром в рамках заключённого с ООО «Вита» договора без нарушения условий, необходимых для получения достоверных результатов, следующих видов лабораторных исследований: гематологические и цитохимические исследования (в том числе, общий анализ крови), исследования мочи, коагулогические исследования (особенно АЧТВ, РКФМ, АВР) - исследования свёртывающей системы крови, группа крови и резус-фактор.

По сведениям Министерства здравоохранения Мурманской области (письмо № 08-05/6306-ЛУ от 02.10.2015г.), при отборе материала и проведении лабораторных исследований медицинские организации руководствуются различными документами, в частности:

- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53079.4-2008 «Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа», введённым в действие 01.01.2010г. (далее – ГОСТ Р 53079.4-2008), утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 554-ст;

- Правилами и методами исследований и правилами отбора образцов донорской крови, необходимых для применения и исполнения технического регламента о требованиях безопасности крови, её продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 31.12.2010г. № 1230 (далее – Правила № 1230);

- Методическими рекомендациями «Организация преаналитического этапа при централизации лабораторных исследований» (далее – Методические рекомендации).

Поскольку целью лабораторных исследований является определение концентрации или активности диагностически важного аналита в биологической жидкости для получения информации о клиническом состоянии пациента, то принципиально важное значение для получения объективного результата анализа будет иметь стабильность (способность сохранять первоначальные свойства) проб биологического материала в процессе преаналитического этапа, который включает взятие проб, транспортировку, хранение, подготовку к анализу. Стабильность проб биологического материала во время преаналитического этапа зависит от температуры окружающей среды, механического воздействия (встряхивание проб при транспортировке), времени, прошедшего от момента забора до проведения анализа (Методические рекомендации).

В части общих рекомендаций отмечается следующее. При транспортировании в лабораторию контейнеры с образцами крови не должны быть подвержены встряхиванию во избежание развития гемолиза. Температура ниже 4°C и выше 30°C может существенно изменить содержание в образце многих аналитов. Образцы цельной крови пересылке не подлежат. Хранение образцов плазмы крови для исследования свёртывающей системы в условиях комнатной температуры более 4 часов не рекомендуется (ГОСТ Р 53079.4-2008). Транспортировка образцов крови для определения группы крови осуществляется при температуре от +17°C до + 24°C, при условии недопущения прямого воздействия света и встряхивания (Правила № 1230).

Такой биологический материал, как моча, необходимо как можно быстрее доставлять в лабораторию, поскольку длительное хранение мочи при комнатной температуре приводит к изменению физических свойств, разрушению клеток и размножению бактерий. Моча, собранная для общего анализа, может храниться не более 1,5-2 часов в холодильнике, при этом применение консервантов нежелательно, а охлаждение может повлиять на результаты определения относительной плотности (ГОСТ Р 53079.4-2008).

Требования к временным параметрам, которые следует соблюдать при проведении лабораторных исследований, определяются видом пробы, стабильностью того или иного исследуемого аналита в определённых условиях хранения (важным фактором является температура хранения), в связи с чем могут существенно варьировать (от несколько минут или часов, до года в условиях глубокой заморозки).

Таким образом, поскольку биоматериал является хрупкой структурой, имеющей определённые сроки хранения, его транспортировка во многих случаях нежелательна, поскольку несоблюдение при этом фактора времени, чрезмерное нагревание или охлаждение, встряхивание может повлечь изменение показателей исследуемого биоматериала и привести к получению некорректных результатов исследований.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель ООО «Вита» ссылался на то, что для Общества экономически более выгодным является приобретение услуг по проведению лабораторных исследований в ГОАУЗ МЦРБ, чем в диагностическом лабораторном центре ООО «БиоТехСервис» (г. Санкт-Петербург). Как показал сравнительный анализ действующего прейскуранта цен на проведение исследований лабораторией ООО «БиоТехСервис» и прейскуранта ГОАУЗ МЦРБ в отношении перечня лабораторных исследований, отражённых в заявке ООО «Вита» от 02.04.2015г. № 466, стоимость услуг ООО «БиоТехСервис» существенно превышает стоимость аналогичных исследований, проводимых в лаборатории ГОАУЗ МЦРБ. Например, стоимость проведения исследования уровня глюкозы в крови в ГОАУЗ МЦРБ составляет 50 рублей, в то время как в лаборатории ООО «БиоТехСервис» эта услуга стоит 120 рублей; стоимость исследования уровня холестерина в крови в ГОАУЗ МЦРБ – 50 рублей, а у ООО «БиоТехСервис» - 120 рублей; стоимость исследования скорости оседания эритроцитов (СОЭ) в ГОАУЗ МЦПБ – 30 рублей, а в лаборатории ООО «БиоТехСервис» - 90 рублей. Стоимость лабораторного исследования кала (копрограмма) в ГОАУЗ МЦРБ составляет 200 рублей, а в лаборатории ООО «БиоТехСервис» - 320 рублей. Проведение общего анализа мочи в ГОАУЗ МЦРБ – 70 рублей, в то время как стоимость этого исследования в лаборатории ООО «БиоТехСервис» составляет 170 рублей.

Оценивая негативные последствия отказа ГОАУЗ МЦРБ от заключения договора на оказание услуг по проведению лабораторных исследований, ООО «Вита» указало также, что такой отказ не позволяет Обществу оказывать своим пациентам качественные медицинские услуги в режиме «одного окна», поскольку посещение консультаций отдельных специалистов медицинского центра (терапевт, кардиолог, эндокринолог и пр.), прохождение медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием требует проведения лабораторных исследований, в том числе тех, в отношении которых ООО «Вита» обращалось в ГОАУЗ МЦРБ, в связи с чем, пациенты медицинского центра «Вита» вынуждены дополнительно заключать договоры с ГОАУЗ МЦРБ на проведение лабораторных исследований. Такая ситуация негативно сказывается на конкурентоспособности медицинских услуг, предоставляемых медицинским центром «Вита». Имеют место случаи отказа от услуг медицинского центра в связи с необходимостью дополнительно обращаться в ГОАУЗ «МЦРБ» для проведения лабораторных исследований.

Кроме того, из-за отсутствия договора на лабораторные исследования оказывается невозможным осуществление ООО «Вита» деятельности по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с выданной Обществу лицензией.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» предварительный и периодический осмотр является завершённым в случае осмотра лица, поступающего на работу (работника) всеми врачами - специалистами, а также выполнения полного объёма лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов (приложение № 1 к Приказу) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение № 2 к Приказу). При этом, проведение предварительных и периодических осмотров в отношении всех обследуемых в обязательном порядке предусматривает: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.

Хозяйствующие субъекты отказываются от заключения с ООО «Вита» договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, поскольку для этого им требуется дополнительно заключать договоры с ГОАУЗ МЦРБ на проведение отдельных видов исследований. По этой же причине ООО «Вита» не имеет возможности участвовать в торгах на право заключения договора на оказание услуг по проведению медицинских осмотров.

Помимо договора на проведение лабораторных исследований, ООО «Вита» нуждается в заключении с ГОАУЗ МЦРБ договора на оказание платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога в целях осуществления деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических), медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в соответствии с выданной Обществу лицензией. В связи с этим, 18 февраля 2015 года ООО «Вита» направило в адрес ГОАУЗ МЦРБ заявку (исх. № 363) на заключение договора об оказании платных медицинских услуг по проведению профилактического приёма врача-психиатра и врача психиатра-нарколога с 01.03.2015г.

В ответ на указанную заявку ГОАУЗ «МЦРБ» письмом от 27.04.2015г. (исх. № 982/01-07) сообщило, что Учреждение не видит оснований для рассмотрения предмета заявки ООО «Вита» ввиду подачи последним жалоб в надзорные инстанции, до получения разъяснений.

Оценивая доводы представителя ООО «Вита» о необходимости заключения с ГОАУЗ МЦРБ договора на оказание платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога, Комиссия Мурманского УФАС России установила, что в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители может проводиться как в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, так и в организациях частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Однако при этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

Согласно статье 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» осмотр врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.

Таким образом, заключение с ГОАУЗ МЦРБ договора на проведение профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога необходимо для ООО «Вита», поскольку без такого договора Общество не имеет возможности проводить медицинские освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, к владению оружием, обеспечив при этом своим клиентам оказание услуги в режиме «одного окна», без необходимости заключения ими дополнительно договоров с ГОАУЗ МЦРБ.

Что касается организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Мурманской области (письмо от 02.10.2015 № 08-05/6306-ЛУ), такие медицинские осмотры могут проводиться медицинскими организациями любых форм собственности, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.

В соответствии с вышеупомянутым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011г. № 302н, проведение предварительных и периодических осмотров в отношении всех обследуемых предусматривает участие врача-психиатра и врача-нарколога, поскольку в перечень общих противопоказаний к допуску к работам включены психические и наркологические расстройства, подлежащие диспансерному наблюдению. При этом проведение осмотра врачом-специалистом обязательно в той организации, которая осуществляет проведение медицинских осмотров.

Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» диспансерный учёт больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях) по месту жительства. Учёт лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется также в учреждении здравоохранения по месту наблюдения. Для вынесения заключения о возможности выполнения работ врачам психиатру и наркологу необходима информация об отсутствии диспансерного наблюдения по психическим и наркологическим расстройствам.

Как пояснило Министерство здравоохранения Мурманской области, указанная информация может быть предоставлена гражданину безвозмездно учреждением здравоохранения по месту жительства на основании личного письменного заявления при предъявлении документа, удостоверяющего его личность. При этом выдача справок о состоянии на наркологическом и психиатрическом учёте может осуществляться без проведения осмотра врачом психиатром-наркологом в рамках оказания платных сервисных услуг.

Вместе с тем, по сведениям ООО «Вита», фактически получить справку о состоянии на наркологическом и психиатрическом учёте для целей прохождения медицинского осмотра (предварительного или периодического) без заключения с ГОАУЗ МЦРБ договора на платные медицинские услуги и прохождения осмотра у врача-психиатра и врача психиатра-нарколога не представляется возможным. В ходе рассмотрения дела представитель ГОАУЗ МЦРБ возражений относительно данного обстоятельства, указанного ООО «Вита», не заявлял.

Учитывая изложенное, поскольку проведение предварительных и периодических медицинских осмотров специалистами медицинского центра «Вита» невозможно без получения информации об отсутствии диспансерного наблюдения поступившего на медицинский осмотр гражданина по психическим и наркологическим расстройствам, а получение такой справки в ГОАУЗ МЦРБ обременено необходимостью заключения договора на платные медицинские услуги и прохождения осмотра у врача-психиатра и врача психиатра-нарколога больницы, представляется обоснованным довод ООО «Вита» о необходимости заключения договора с ГОАУЗ МЦРБ на проведение профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога в целях обеспечения клиентам медицинского центра оказания услуги в режиме «одного окна», без необходимости заключения ими дополнительно договоров с ГОАУЗ «МЦРБ».

По мнению ООО «Вита», заключение договоров с ГОАУЗ МЦРБ на проведение лабораторных исследований и профилактических приёмов врача-психиатра, врача психиатра-нарколога для целей проведения медицинских осмотров (предварительных и периодических) и медицинских освидетельствований, позволит Обществу повысить качество предоставляемых услуг, сделать их более конкурентоспособными, а также принимать участие в торгах на право заключения договоров на оказание услуг по проведению медицинских осмотров.

Обосновывая в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства действия ГОАУЗ МЦРБ по отказу в заключении с ООО «Вита» договора на проведение лабораторных исследований и договора на оказание платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога, представитель ГОАУЗ МЦРБ ссылался на пункт 2.6 Устава учреждения, в соответствии с которым ГОАУЗ МЦРБ вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом, представитель ГОАУЗ МЦРБ обращал внимание, что оказание услуг за плату сторонним юридическим лицам является правом, но не обязанностью Учреждения.

Кроме того, по мнению ГОАУЗ МЦРБ, отказ Учреждения от заключения с ООО «Вита» договора на лабораторные исследования не мог повлиять на хозяйственную деятельность Общества, поскольку у последнего имелся договор на проведение лабораторных исследований, заключённый с ООО «БиоТехСервис» (г. Санкт-Петербург).

Также представитель ГОАУЗ МЦРБ посчитал неприемлемой ситуацию, при которой коммерческая организация ООО «Вита» намеревается за счёт использования лабораторного оборудования, являющегося собственностью Мурманской области и находящегося на балансе бюджетного учреждения, то есть фактически за счёт содействия ГОАУЗ МЦРБ, осуществлять свою предпринимательскую деятельность по оказанию платных медицинских услуг, приносящую Обществу прибыль.

В связи с этим, Комиссия Мурманского УФАС России обратила внимание на тот факт, что в марте 2015 года (после расторжения договора об оказании платных медицинских услуг с ООО «Вита») на базе ГОАУЗ МЦРБ начал функционировать Косметологический центр «Феникс», являющийся хозрасчётным структурным подразделением Учреждения, осуществляющим коммерческую деятельность на рынке платных медицинских услуг. Согласно информации, размещённой на официальном сайте ГОАУЗ МЦРБ (http://monhospital.ru), помимо услуг в сфере косметологии, центр «Феникс» предоставляет на платной основе консультационные услуги врачей-специалистов, а также услуги по лабораторной диагностике. При этом вновь образованное структурное подразделение ГОАУЗ МЦРБ, осуществляющее исключительно коммерческую деятельность в сфере оказания медицинских услуг, собственной лабораторией для проведения лабораторных исследований не располагает. Все лабораторные исследования косметологическим центром «Феникс» проводятся на базе клинической лаборатории ГОАУЗ МЦРБ (письмо ГОАУЗ МЦРБ от 23.09.2015г. б/н).

Изложенное свидетельствует о наличии у ГОАУЗ МЦРБ необходимого ресурса для проведения лабораторных исследований в целях осуществления дополнительной коммерческой деятельности и выборочном подходе к вопросу использования такого ресурса. Это выражается в необоснованном отказе Учреждения в предоставлении услуг лабораторной диагностики юридическому лицу ООО «Вита» - своему прямому конкуренту на рынке платных медицинских услуг одновременно с расширением собственного коммерческого сегмента.

В ходе рассмотрения дела ГОАУЗ МЦРБ не было заявлено о наличии каких-либо обстоятельств экономического или технологического характера, объективно препятствующих заключению с ООО «Вита» договоров на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, по проведению профилактических приёмов врача-психиатра, врача психиатра-нарколога. Нормативно-правового обоснования своих действий по отказу ООО «Вита» в заключении вышеуказанных договоров ГОАУЗ МЦРБ также не представило.

Изучив представленные документы, доводы сторон и обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, с учётом изложенного, полагает обоснованными доводы ООО «Вита» о необходимости заключения с ГОАУЗ МЦРБ договора на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также договора на оказание платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра, врача психиатра-нарколога для целей осуществления ООО «Вита» деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических) и медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, владению оружием.

В то же время, Комиссией не установлено наличие у ГОАУЗ МЦРБ оснований экономического или технологического характера для отказа от заключения указанных договоров с ООО «Вита».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам проведённого в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 анализа состояния конкурентной среды на рынке платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также на рынке платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога в границах муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией за период 2013-2014г.г., было установлено доминирующее положение ГОАУЗ МЦРБ с долей более 50% на указанных рынках.

В рассматриваемых обстоятельствах, ГОАУЗ «МЦРБ», занимая доминирующее положение на указанных товарных рынках, вышло за пределы осуществления собственных гражданских прав и злоупотребило доминирующим положением, необоснованно отказав ООО «Вита» в заключении договора на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также договора на оказание платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра, врача психиатра-нарколога для целей осуществления ООО «Вита» деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических) и медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, владению оружием. Действия ГОАУЗ МЦРБ по необоснованному отказу от заключения указанных договоров привели к ущемлению интересов ООО «Вита», а также могут повлечь ограничение конкуренции на рынке платных медицинских услуг.

На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС России установила в действиях ГОАУЗ МЦРБ нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Одновременно с этим, на основании статьи 23, части 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссией Мурманского УФАС России установлена необходимость выдачи ГОАУЗ МЦРБ предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-03-15/15 ООО «Вита» было заявлено ходатайство (письмо от 28.09.2015 б/н), в соответствии с которым Общество просило Мурманское УФАС России обязать ГОАУЗ МЦРБ заключить с ним договор на следующие виды платных медицинских услуг: 1)лабораторные исследования: гематологические и цитохимические исследования, исследования мочи, определение показателей белкового обмена, определение показателей липидного обмена, определение показателей липидного обмена, определение показателей углеводного обмена, коагулогические исследования (особенно АТЧВ, РФМК, АВР), группа крови и резус-фактор, исследования кала (соответствует перечню услуг, указанному в заявке на заключение договора ООО «Вита» от 02.04.2015г. № 466); 2) профилактические приёмы пациентов медицинского центра «Вита» врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом в рамках предварительных, периодических медицинских осмотров, а также медицинских освидетельствований на наличие противопоказаний к владению оружием и медицинских освидетельствований водителей и кандидатов в водители транспортных средств.

С учётом указанного ходатайства ООО «Вита», руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» (ИНН 5107914486; ОГРН 1135107000082; юридический адрес: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр. Кирова, д.6) нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе от заключения с ООО «Вита» договора на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также договора по проведению профилактических приёмов врача-психиатра, врача психиатра-нарколога.

2. Выдать Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» предписание о заключении с ООО «Вита» договора на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также договора по проведению профилактических приёмов пациентов медицинского центра «Вита» врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-03-15/15

 

30 октября 2015 г.

г. Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии – заместителя руководителя управления Поповой И.Н.,

членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения по делу № 05-03-15/15 от 30.10.2015г. о нарушении Государственным областным автономным учреждением здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» (184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр. Кирова, д. 6; ИНН 5107914486; ОГРН 1135107000082) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе от заключения с ООО «Вита» договора на оказание платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований, а также договора по проведению профилактических приёмов врача-психиатра, врача психиатра-нарколога,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1) в течение 20 календарных дней со дня получения настоящего предписания заключить с ООО «Вита» договор на проведение лабораторных исследований в соответствии с перечнем услуг, указанных в заявке ООО «Вита» от 02.04.2015г. № 466;

2) в течение 20 календарных дней со дня получения настоящего предписания заключить с ООО «Вита» договор на оказание платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов пациентов медицинского центра «Вита» врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом в целях осуществления ООО «Вита» деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических), медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

2. Уведомить Мурманское УФАС России об исполнении настоящего предписания путём направления копий проекта договора на проведение лабораторных исследований и проекта договора об оказании платных медицинских услуг по проведению профилактических приёмов врача-психиатра и врача психиатра-нарколога, предложенных ООО «Вита», в течение пяти дней со дня окончания срока, установленного для исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны