Решение б/н Решение о прекращении дела № 05-03-15/29 о нарушении Правил ... от 2 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-15/29

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «19» января 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «01» февраля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела № 05-03-15/29 о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в составе:

председателя комиссии – заместителя руководителя управления Поповой И.Н.,

членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии:

гр. <...> – заявителя,

<...> – председателя ДНТ «Кильдинское» (протокол общего собрания №48 от 10.12.2014),

<...> – представителя ДНТ «Кильдинское» (по доверенности от 13.05.2015);

в отсутствие заинтересованных лиц – АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО «МРСК Северо-Запада»;

рассмотрев дело № 05-03-15/29 о нарушении Дачным некоммерческим партнерством «Кильдинское» (183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 31, ИНН 5190108601, ОГРН 1025100833097, дата регистрации 30.07.2002) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861, выразившегося в неправомерном воспрепятствовании перетоку электрической энергии на принадлежащий гр. <...> объект – жилой дом по адресу Мурманская область, пгт Кильдинское, ДНТ «Кильдинское», уч.№326, д.1,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России, Управление) поступило заявление гр. <...> на неправомерные действия Дачного некоммерческого товарищества «Кильдинское» (далее - ДНТ «Кильдинское», Товарищество) по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Мурманская область, п.г.т. Кильдинстрой, ДНТ «Кильдинское», уч. № 326, д. 1.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. При этом согласно пункту 66 указанных Правил рассмотрение дел о нарушении требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятие по ним решений (предписаний) осуществляются в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

По результатам рассмотрения указанного заявления Мурманское УФАС России усмотрело в действиях ДНТ «Кильдинское» признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861, что послужило основанием для возбуждения в отношении ДНТ «Кильдинское» настоящего дела.

Комиссией Мурманского УФАС России из представленных документов и сведений установлены следующие обстоятельства.

Гр. <...> на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Мурманская область, п.г.т. Кильдинстрой, ДНТ «Кильдинское», уч. № 326, д. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 51-АВ 506287.

Как пояснила гр. <...>, прежде собственником дома являлась гр. <...>, дом был электрифицирован, оплата потребляемой электрической энергии производилась владельцем дома непосредственно в ДНТ «Кильдинское», что подтверждается представленными квитанциями к приходно-кассовым ордерам по оплате услуги электроснабжения за 2014-2015г.г.

Поставка электрической энергии (мощности) в ДНТ «Кильдинское» осуществляется гарантирующим поставщиком АО «АтомЭнергоСбыт» в рамках заключённого с ДНТ договора энергоснабжения № 511214313 от 02.02.2015г.

В июне 2015 года гр. <...> обратилась непосредственно к гарантирующему поставщику с заявлением об открытии на её имя лицевого счёта с целью оплаты потреблённой электрической энергии в адрес АО «АтомЭнергоСбыт». На основании этого обращения гарантирующий поставщик принял гр. <...> на непосредственное обслуживание без заключения отдельного письменного договора (письмо филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» от 26.10.2015 № 17/15526). Расчет коммунальных услуг производится по прибору учета №004686, введенному в эксплуатацию 23.06.2015, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию, составленным филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго».

22 сентября 2015 года электроснабжение жилого дома гр. <...> было прекращено. Как указала заявительница, это было сделано по указанию председателя правления ДНТ «Кильдинское» <...>.

АО «АтомЭнергоСбыт» в ответ на запрос Мурманского УФАС России пояснило, что гарантирующий поставщик со своей стороны не инициировал введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении жилого дома гр. <...>.

ДНТ «Кильдинское» в своём письме в Мурманское УФАС России уклонилось от дачи пояснений о причинах введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении гр. <...>, сославшись на отсутствие технологического присоединения принадлежащего ей объекта к сетям Товарищества.

В результате проверки, проведенной ОМВД России по Кольскому району по заявлению гр. <...> (Постановление старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Кольскому району об отказе в возбуждении уголовного дела №1926 от 22.10.2015), установлено, что точка подключения кабеля, питающего дом гр. <...>, находится в подвале соседнего дома, принадлежащего гр. <...> 22.09.2015 гр. <...> на мобильный телефон позвонил председатель ДНТ <...>, который сообщил, что требуется произвести отключение от сети электроснабжения соседнего участка (гр. <...>) для чего придет электрик, так как подключение было осуществлено по временной схеме. В тот же день к гр. <...> пришел электрик, который спустился в подвал и отключил электроснабжение соседнего дома.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

При этом переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку электроэнергии становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.

Вместе с тем, нарушение данного запрета не предполагает совершения запрещенных действий (препятствование перетоку) каким-либо иным субъектом, помимо прямо перечисленных в пункте 6 Правил недискриминационного доступа (собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства). Совершение действий иным субъектом, помимо прямо перечисленных в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, не может быть квалифицировано в качестве нарушения данного запрета.

По пункту 6 Правил недискриминационного доступа могут быть квалифицированы действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения потребителя.

Таким образом, для доказывания наличия нарушения требований пункта 6 Правил недискриминационного доступа антимонопольному органу необходимо установить наличие в совокупности следующих условий:

- надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, в отношении которого произошло прекращение подачи электрической энергии, к электрическим сетям;

- надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие возможность отнесения ответчика к категории собственника или законного владельца объектов электросетевого хозяйства, в которых произошло отключение энергоснабжения.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно пункту 3 и 6 Правил технологического присоединения, мероприятия по технологическому присоединению выполняются сетевой организацией при условии соблюдения заявителем настоящих Правил. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: подача заявки юридическим или физическим лицом, заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (при необходимости); осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; процедура завершается составлением акта об осуществлении технологического присоединения и акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон.

Технологическое присоединение ДНТ «Кильдинское» было осуществлено в 2003 году, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности Товарищества и «Северных электрических сетей» филиала «Колэнерго» от 17.03.2003, тогда как дом, принадлежащий в настоящее время заявительнице, построен в 2008 году, что подтверждается представленным на обозрение Комиссии техническим паспортом на жилой дом. Указанное свидетельствует о том, что дом №1 на участке № 326 не был присоединен к электрическим сетям в составе ДНТ «Кильдинское»; в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, следовательно, технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя могло осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Управлением у всех лиц, участвующих в деле, были запрошены документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение дома гр. <...> к электрическим сетям.

ДНТ «Кильдинское» опровергло факт надлежащего технологического присоединения дома гр. <...> к электрическим сетям ДНТ «Кильдинское».

АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик), привлеченное к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, документов о надлежащем технологическом присоединении объекта заявительницы к электрическим сетям также не представило.

В соответствии с пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения. Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения.

Открытие АО «АтомЭнергоСбыт» отдельного лицевого счета на имя гр. <...> в данном случае не свидетельствует о надлежащем технологическом присоединении объекта заявительницы, поскольку, как следует из представленных в материалы дела документов, указанный счет был открыт гарантирующим поставщиком в отсутствие документов, подтверждающих технологическое присоединение.

ПАО «МРСК Северо-Запада» (сетевая организация), привлеченное к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, письмом от 14.01.2016 №41-07/137 пояснило, что дом гр. <...> непосредственного технологического присоединения к сетям филиала ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Колэнерго» не имеет. К электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» присоединено ДНТ «Кильдинское», и в связи с тем, что других электрических сетей в районе спорного участка кроме сетей Товарищества не расположено, сетевая организация пришла к выводу, что дом заявительницы опосредованно присоединен к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» через сети ДНТ «Кильдинское».

В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа в случае опосредованного присоединения потребитель электрической энергии заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

В соответствии с Правилами технологического присоединения в редакции от 26.07.2007, действовавшей на момент строительства спорного дома, опосредованное технологическое присоединение, так же как и непосредственное, осуществлялось сетевой организацией после исполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению, определенных сетевой организацией в технических условиях.

Как указала в ходе рассмотрения дела гр. <...>, ее дом снабжается электрической энергией через внутридомовые сети дома соседа гр. <...>, который в свою очередь имеет технологическое присоединение к сетям ДНТ «Кильдинское». Технические условия на технологическое присоединение дома заявительницы к сетям дома гр. <...> ни сетевой организацией, ни ДНТ «Кильдинское» не выдавались, а, следовательно, не исполнялись; акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности между гр. <...> и <...> не составлялся.

Таким образом, в связи с отсутствием у гр. <...> заключенного договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, исполненных технических условий на технологическое присоединение и акта разграничения балансовой принадлежности, имеющееся присоединение спорного дома к электрическим сетям нельзя признать надлежащим.

Ответчиком в материалы дела представлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.11.2010, составленный ДНТ «Кильдинское» и гр. <...>, в соответствии с которым на балансе ДНТ «Кильдинское» находятся ВЛ 6кВ, Ф-13 ПС-306, оборудование КТП-3, ВЛ 0,4кВ Ф-3-1 КТП-3, кабельная отпайка от ВЛ 0,4кВ на опоре №1 и оборудование ЩУ№54: прибор учета, автоматический выключатель; а на балансе гр. <...> находятся: кабельная линия от ЩУ№54 до распределительного устройства на территории заявителя, распределительные устройства, электрические сети и энергопринимающие устройства (электроприборы) жилого дома. Точкой раздела балансовой принадлежности является точка присоединения кабеля (провода) к отходящим клеммам прибора учета в ЩУ№54. Эксплуатационная ответственность сторон акта установлена согласно балансовой принадлежности.

При рассмотрении дела установлено, что отключение энергоснабжения дома гр. <...> произошло во внутридомовых сетях гр. <...>, то есть за пределами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ДНТ «Кильдинское», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.11.2010, Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела №1926 от 22.10.2015 и пояснениями сторон.

Следовательно, ДНТ «Кильдинское» не является собственником или законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, в которых произошло отключение энергоснабжения дома заявителя, а значит, в рассматриваемых обстоятельствах товарищество не является субъектом нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 05-03-15/29 в отношении Дачного некоммерческого партнерства «Кильдинское» (183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 31, ИНН 5190108601, ОГРН 1025100833097, дата регистрации 30.07.2002) по признакам нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, прекратить в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны