Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-15/8 о нарушении антим... от 3 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-15/8

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «01» июня 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «02» июня 2015г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.,

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии:

<...> – ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения управления правового обеспечения, управления собственностью и консолидации электросетевых активов филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Колэнерго» по доверенности б/н от 17.02.2014,

рассмотрев дело №05-03-15/8 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России поступило заявление <...> об ущемлении ее интересов ОАО «МРСК Северо-Запада» путем неисполнения договора об осуществлении технологического присоединения №43-00019742/14 от 08.09.2014.

По признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная д. 31) было возбуждено дело №05-03-15/8 о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках рассмотрения которого установлено следующее.

Между <...> и ОАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор №43-00019742/14 от 08.09.2014 о технологическом присоединении объекта заявителя по адресу Мурманская область, г.Кандалакша, с.Лувеньга.

Согласно договору Сетевая организация приняла на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя (жилой дом) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, а <...> обязалась оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (пункт 1).

Пунктом 5 договора определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (пункт 22 договора).

Подписанный <...> экземпляр договора был получен филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» 06.10.2014, следовательно, вступил в силу 06.10.2014.

Оплата по договору произведена заявителем 19.10.2014.

13.11.2014 представителями филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» совместно с заявителем был произведен осмотр (обследование) электроустановки, составлен акт о выполнении <...> технических условий №43-0019742/14-003 от 23.09.2014 к договору технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 5 договора №43-00019742/14 от 08.09.2014 и пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила технологического присоединения), мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены ОАО «МРСК Северо-Запада» в срок не позднее 06.04.2015.

Однако до настоящего времени технологическое присоединение объекта заявителя сетевой организацией не осуществлено.

ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 28.04.2015 №41-21-01/2420 пояснило, что нарушение сроков технологического присоединения объектов заявителя произошло в связи с тем, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями, требуют от Сетевой организации капитальных вложений в новое строительство и реконструкцию существующих объектов электросетевого хозяйства, что возможно только в рамках инвестиционной программы ОАО «МРСК Северо-Запада». Филиал «Колэнерго» не имел возможности включить инвестпрограмму по строительству электросетевых объектов в ИПР на 2014 год, поскольку инвестиционная программа на 2014-2019 год утверждена Министерством энергетики и ЖКХ Мурманской области 31.03.2014, а договор был заключен 06.10.2014. В течение 2014 года корректировка инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» не производилась.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения.

В силу пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт «б»).

Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения. Следовательно, с учетом пункта 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя обязана была не только заключить с ним договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, но и выполнить в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих заявителю, мероприятия по технологическому присоединению, то есть осуществить физическое соединение контактов и обеспечить возможность передачи электрической энергии.

Согласно условиям договора об осуществлении технологического присоединения от 08.09.2014 №43-0019742/14, заключенного 06.10.2014, и в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения необходимые мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя надлежало выполнить в срок до 06.04.2015.

Как было указано выше, к обозначенному сроку технологическое присоединение не было осуществлено. Основания для переноса срока у ОАО «МРСК Северо-Запада» не имелось, соответствующее соглашение с <...> подписано не было.

Довод ОАО «МРСК Северо-Запада» о том, что мероприятия по технологическому присоединению возможно исполнить только в рамках инвестиционной программы, которая сформирована и в течение 2014 года не корректировалась, подлежит отклонению, поскольку Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные сроки.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В целях рассмотрения настоящего дела Мурманским УФАС России был определён товарный рынок, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При этом Управление исходило из того, что процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Исходя из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

Учитывая изложенное, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, на котором осуществляет свою деятельность ОАО «МРСК Северо-Запада» посредством эксплуатации принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, следует определить как «услуги по передаче электрической энергии». При этом услуги по выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям и услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в данном случае являются сопутствующими указанному виду деятельности сетевой организации.

При определении географических границ товарного рынка в целях рассмотрения настоящего дела Управление исходило из имеющихся сведений о месте нахождения объекта заявителя, подлежащего технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада», а также о зонах деятельности сетевой организации.

В соответствии с информацией, размещённой на официальном сайте ОАО «МРСК Северо-Запада» в сети Интернет (www.mrsksevzap.ru) в разделе раскрытия информации, в перечень зон деятельности филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» в границах города Кандалакша с подведомственной территорией входит село Лувеньга.

В связи с этим, учитывая также наличие технологической возможности приобретения товара потребителем услуг сетевой организации, географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены как границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МРСК Северо-Запада», расположенных в селе Лувеньга.

Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 N 191-э Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 47.1.116; в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» введены государственное регулирование и контроль (пункт 2 приказа).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанных с ними услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям Общества в границах балансовой принадлежности электрических сетей, расположенных в н.п. Зверосовхоз.

Бездействие ОАО «МРСК Северо-Запада», выразившееся в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> электрической энергии в срок, установленный законодательством, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку в рассматриваемой ситуации Сетевая организация вышла за допустимые пределы осуществления гражданских прав и злоупотребила доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание, предусмотренное подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, о прекращении злоупотребления доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов <...> путем неисполнения в обусловленный договором №43-00019742/14 от 08.09.2014 и действующим законодательством срок мероприятий по технологическому присоединению.

2. Выдать предписание по делу о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-03-15/8

02 июня 2015 г.

г. Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.,

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

рассмотрев дело №05-03-15/8 о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов <...> путем неисполнения в обусловленный договором №43-00019742/14 от 08.09.2014 и действующим законодательством срок мероприятий по технологическому присоединению.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- в срок до 01 августа 2015 года осуществить технологическое присоединение объекта <...>  по адресу Мурманская область, г.Кандалакша, с.Лувеньга. в соответствии с договором №43-0019742/14 от 08.09.2014.

Известить Мурманское УФАС России об исполнении предписания не позднее 5 (пяти) дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны