Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-16/13 о нарушении анти... от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-16/13 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «12» декабря 2016г.

В полном объеме решение изготовлено «23» декабря 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавина О.А., главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Редина Е.Н.,

в присутствии на заседании:

<...> – законного представителя закрытого акционерного общества «Аэросервис»,

<...> – представителя закрытого акционерного общества «Юность Плюс» по доверенности,

рассмотрев дело № 05-03-16/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэропорт Мурманск» (адрес места нахождения юридического лица: 184355, Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши, Аэропорт; ИНН 5105040715, ОГРН 1025100586510) (далее – ОАО «Аэропорт Мурманск») пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Закрытое акционерное общество «Аэросервис» (далее – ЗАО «Аэросервис», Общество) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России, Управление) с заявлением о необоснованном препятствовании ОАО «Аэропорт Мурманск» ведению хозяйственной деятельности Общества по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей авиакомпаний в аэропорту города Мурманска.

По результатам рассмотрения заявления ЗАО «Аэросервис» приказом временно исполняющего обязанности руководителя Мурманского УФАС России № 89 от 10.08.2016 было возбуждено дело № 05-03-16/13 по признакам нарушения ОАО «Аэропорт Мурманск» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Мурманского УФАС России из представленных документов, а также пояснений лиц, участвовавших в рассмотрении дела, установлены следующие обстоятельства.

ЗАО «Аэросервис», действуя на основании заключённых с авиакомпаниями договоров, на протяжении длительного периода времени (начиная с 1997 года) осуществляло деятельность по производству и доставке бортового питания на воздушные суда в аэропорту города Мурманска.

Для организации работы цеха бортового питания ЗАО «Аэросервис» арендовало помещения у ООО «КМС-РАЙДО», заключив договор субаренды помещений № 01/01/2014 от 01.01.2014г.

Эксплуатируемые ЗАО «Аэросервис» помещения находятся в здании Аэропорта города Мурманска и были переданы ООО «КМС-РАЙДО» по договору аренды № а/п-908/13 от 01.01.2014г. с ОАО «Аэропорт Мурманск» на срок до 31.12.2039 года. Условиями договора аренды определено целевое использование переданных ООО «КМС-РАЙДО» помещений: для организации цеха бортового и общественного питания.

Руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждёнными Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, содержащими положения в части организации обеспечения авиационной безопасности в аэропорту службами авиационной безопасности аэропортов, ОАО «Аэропорт Мурманск» заключило с ЗАО «Аэросервис» договор № а/п-954/14 от 03.03.2014г. на оказание услуг по обеспечению пропускного, внутриобъектового режима и досмотру бортовых запасов.

В соответствии с условиями данного договора ОАО «Аэропорт Мурманск» обязалось предоставлять ЗАО «Аэросервис» следующие услуги:

1) досмотр на КПП 1 ОАО «Аэропорт Мурманск» физических лиц и транспорта ЗАО «Аэросервис», вещей и предметов, а также третьих лиц и транспорта, следующих на территорию ЗАО «Аэросервис» при входе (выходе) в (из) контролируемую (-ой) зону (-ы) Аэропорта;

2) досмотр бортового питания в специально оборудованном пункте досмотра;

3)оформление личных и транспортных пропусков по заявкам ЗАО «Аэросервис».

Перечисленные услуги исполняют работники Службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Мурманск».

В соответствии с общими требованиями к производству предполётных и послеполётных досмотров, содержащимися в Правилах проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждённых Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104, производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра (пункт 9 Правил). При досмотрах применяются такие специальные средства как стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, рентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра и другие технические и специальные средства, а также служебные собаки кинологических подразделений (пункт 10 Правил).

Предполётный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств (пункт 103, раздел IX «Предполетный досмотр грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна» Правил).

Пунктом 2.9 «Технологии производства предполётного и послеполётного досмотра грузов, почты и бортовых запасов воздушных судов в аэропорту «Мурманск», утверждённой врио генерального директора ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> 11.05.2012г., предусмотрено, что организация проведения досмотров возлагается на администрацию ОАО «Аэропорт Мурманск». В целях соблюдения вышеуказанных требований нормативно-правовых актов к организации проведения предполётных досмотров бортового питания, администрация ОАО «Аэропорт Мурманск» приняла меры по оснащению обустроенного силами ЗАО «Аэросервис» пункта досмотра бортового питания специальным досмотровым оборудованием, посредством передачи ЗАО «Аэросервис» во временное владение и пользование на основании договора № а/п-1378/15 от 25.03.2015г. рентгенотелевизионного интроскопа Linescan 112, принадлежащего Аэропорту на праве собственности.

При таких условиях ЗАО «Аэросервис», действуя на основании заключённых договоров с авиакомпаниями, вплоть до мая 2016 года беспрепятственно осуществляло свою деятельность по производству и доставке бортового питания на воздушные суда в аэропорту города Мурманска.

В дальнейшем, как пояснил законный представитель ЗАО «Аэросервис», в отсутствие каких-либо объективных претензий к работе Общества, ОАО «Аэропорт Мурманск», пользуясь своим положением субъекта естественной монополии, стало предпринимать действия, препятствующие деятельности ЗАО «Аэросервис» и направленные на вытеснение его с рынка обеспечения бортовым питанием пассажиров и экипажей авиакомпаний в аэропорту города Мурманска, одновременно обеспечивая благоприятные условия для деятельности на этом рынке нового участника – ЗАО «Юность ПЛЮС», который, благодаря действиям ОАО «Аэропорт Мурманск», в условиях устранения ЗАО «Аэросервис» был лишён необходимости конкурировать при входе на рынок.

О направленности действий ОАО «Аэропорт Мурманск» на создание препятствий доступу ЗАО «Аэросервис» на товарный рынок обеспечения бортовым питанием воздушных судов в аэропорту г. Мурманска свидетельствуют следующие обстоятельства.

17.05.2016г. ОАО «Аэропорт Мурманск» предприняло меры по возврату из владения ЗАО «Аэросервис» досмотрового оборудования (рентгенотелевизионного интроскопа Linescan 112), ранее переданного Обществу по договору аренды № а/п-1378/15 от 25.03.2015г., для чего в адрес ЗАО «Аэросервис» было направлено уведомление (исх. № 829) об одностороннем расторжении указанного договора с 03.06.2016г. в соответствии с пунктом 5.2 договора, предусматривающим его досрочное расторжение по инициативе одной из сторон. Указание на какие-либо объективные основания расторжения договора уведомление не содержало.

По информации ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» (исх. № 3909 от 29.06.2016), являвшегося контрагентом ЗАО «Аэросервис» по договору поставки бортового питания на воздушные суда с 2006 года, 20.05.2016г. Авиакомпания была проинформирована по электронной почте начальником договорного отдела ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> о направлении в адрес ЗАО «Аэросервис» уведомления о расторжении указанного выше договора аренды досмотрового оборудования. А 25.05.2016г. ЗАО «Нордавиа» получило коммерческое предложение ЗАО «Юность ПЛЮС» о заключении договора на оказание услуг по обеспечению бортовым питанием, после чего, письмом от 26.05.2016г. ЗАО «Юность ПЛЮС» уведомило Авиакомпанию о готовности к оказанию услуг по обеспечению бортовым питанием с 03.06.2016г., т.е. со дня, когда ЗАО «Аэросервис» утрачивало право пользования арендованным интроскопом и, в связи с этим, лишалось возможности проходить предполётный досмотр бортового питания.

Аналогичная информация была направлена начальником коммерческого отдела ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> 30.05.2016г. и в адрес других контрагентов ЗАО «Аэросервис» - ОАО «АК «Уральские авиалинии» и ООО «Авиакомпания «Икар». В сообщении говорилось, что с 03.06.2016г. Аэропорт расторгает договор аренды досмотрового аппарата с ЗАО «Аэросервис», а поскольку у Общества нет альтернативного оборудования, и с учётом временных затрат на прохождение процедуры ввода в эксплуатацию нового аппарат после его приобретения, ЗАО «Аэросервис» не сможет поставить бортовое питание, т.к. не сможет пройти предполётный досмотр.

Обосновывая свои действия по расторжению договора аренды досмотрового оборудования с ЗАО «Аэросервис», ОАО «Аэропорт Мурманск» сослалось на необходимость передачи рентгенотелевизионного интроскопа в аренду на более выгодных условиях в связи с образовавшейся у ЗАО «Аэросервис» задолженностью по арендным платежам (исх. № 1114 от 23.06.2016г.).

На запрос Мурманского УФАС России ОАО «Аэропорт Мурманск» сообщило (исх. № 1241 от 14.07.2016), что намеревалось предать изъятое из пользования ЗАО «Аэросервис» досмотровое оборудование в аренду его единственному конкуренту – ЗАО «Юность ПЛЮС», при этом какие-либо доказательства наличия у ЗАО «Аэросервис» задолженности по договору № а/п-1378/15 от 25.03.2015г. представлены не были.

В свою очередь, ЗАО «Аэросервис» представило подтверждение внесения платы за пользование интроскопом в феврале – мае 2016г. в полном объёме.

Ссылаясь на расторжение договор аренды рентгенотелевизионного интроскопа Linescan 112 № а/п-1378/15 от 25.03.2015г., ОАО «Аэропорт Мурманск» фактически прекратило исполнять обязательства по действующему договору № а/п-954/14 от 03.03.2014г. в части осуществления досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис». Отказ в проведении предполётного досмотра бортового питания ОАО «Аэропорт Мурманск» мотивировало ненадлежащим оборудованием пункта досмотра ЗАО «Аэросервис». При этом под «оборудованием» пункта досмотра ОАО «Аэропорт Мурманск» подразумевает наличие в пункте досмотра установленного и введённого в эксплуатацию принадлежащего арендатору (субарендатору) помещения на любом законном праве (собственность, аренда) работоспособного, технически исправного стационарного технического средства досмотра – рентгенотелевизионного интроскопа, техническое состояние которого должно соответствовать требованиям по его эксплуатации и действующим стандартам и техническим условиям (исх. №2039 от 11.11.2016).

Таким образом, отказ в проведении досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» в аэропорту города Мурманска был обусловлен отсутствием во владении и пользовании Общества введённого в эксплуатацию рентгенотелевизионного интроскопа, что фактически явилось следствием собственных действий Аэропорта по одностороннему досрочному расторжению договора аренды досмотрового оборудования. При этом ОАО «Аэропорт Мурманск», несмотря на запросы ЗАО «Аэросервис», не была предоставлена возможность прохождения досмотра бортового питания альтернативным способом, что позволило бы ЗАО «Аэросервис» исполнять обязательства по договорам с авиакомпаниями.

Вменяя в обязанность ЗАО «Аэросервис» оборудование пункта досмотра рентгенотелевизионным интроскопом, ОАО «Аэропорт Мурманск» ссылается на договор аренды помещений № а/п-908/13 от 01.01.2014г., заключённый с ООО «КМС-Райдо» (пункт 2.2.6), и договор субаренды помещений № 01/01/2014 от 01.01.2014, заключённый между ООО «КМС-Райдо» и ЗАО «Аэросервис» (пункт 2.2.11), в соответствии с которыми арендатор и субарендатор, соответственно, «обязуются обустроить пункт досмотра бортового питания в соответствии с требованиями нормативных документов гражданской авиации по авиационной безопасности в срок не позднее 31 декабря 2014 года».

09.06.2016г. генеральный директор ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> издал приказ № 171, которым Службе авиационной безопасности (САБ) Аэропорта было запрещено производить предполётный досмотр бортового питания, бортовых запасов и бортового кухонного оборудования в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис» по причине его не оборудования стационарными техническими средствами досмотра вследствие расторжения с 03.06.2016г. договора аренды № а/п 1378/15 от 25.03.2015г.

На основании данного приказа генеральным директором ОАО «Аэропорт Мурманск» также было подготовлено Указание по САБ №33 от 09.06.2016г., согласно которому сотрудникам группы досмотра САБ с 00 часов 00 минут 10.06.2016г. не следовало производить предполётный досмотр бортового питания, бортовых запасов и бортового кухонного оборудования в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис», а инспекторам по перонному контролю и досмотру ВС САБ – не допускать к погрузке на воздушное судно недосмотренное бортовое питание.

Помимо этого, ОАО «Аэропорт Мурманск» были предприняты меры по информированию контрагентов ЗАО «Аэросервис» о решении Аэропорта прекратить предполётный досмотр бортового питания, поставляемого Обществом (исх. ОАО «Аэропорт Мурманск» № 114 от 23.06.2016).

В адрес авиакомпаний, сотрудничающих с ЗАО «Аэросервис», были направлены телеграммы за подписью генерального директора <...>, содержащие уведомление о том, что с 10.06.2016г. служба авиационной безопасности в аэропорту Мурманск не осуществляет предполётный досмотр бортового питания, бортовых запасов и бортового кухонного оборудования в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис» ввиду его несоответствия требованиям авиационной безопасности. Авиакомпаниям было предложено рассмотреть возможность загрузки бортового питания в аэропорту вылета, а также сообщалось о наличии в аэропорту Мурманска иной организации, оказывающей услуги по предоставлению бортового питания.

Фактически данные действия привели к блокированию хозяйственной деятельности ЗАО «Аэросервис» и невозможности исполнения своих обязательств по договорам с авиакомпаниями, поскольку осуществление предполётного досмотра бортовых запасов и грузов, доставляемых на воздушные судна, является обязательной процедурой по обеспечению авиационной безопасности в силу Воздушного кодекса РФ. В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142) предполётный досмотр должен проводиться в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности.

Следствием описанных выше действий ОАО «Аэропорт Мурманск» стал отказ авиакомпаний – контрагентов ЗАО «Аэросервис» от услуг Общества и приостановление совместного сотрудничества (письмо ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» № 7С-7449/16 от 10.06.2016, письмо ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии № 3259 от 01.06.2016, письмо ОАО «АК «Уральские авиалинии» № 8.1-4631 от 29.06.2016).

По сведениям ЗАО «Аэросервис», убытки Общества в связи с отказом ОАО «Аэропорт Мурманск» от осуществления досмотра бортового питания по состоянию на 01.11.2016 г. составили <...> рублей.

Используя сложившуюся ситуацию, ЗАО «Юность ПЛЮС» разослало в адрес авиакомпаний, сотрудничавших с ЗАО «Аэросервис» своё коммерческое предложение исх. б/н от 10.06.2016г. о заключении договора на оказание услуг по обеспечению бортовым питанием пассажиров и членов экипажей воздушных судов в аэропорту г. Мурманска.

Вследствие приостановления в аэропорту г. Мурманска деятельности ЗАО «Аэросервис», авиакомпании стали пополнять бортовые запасы в аэропорту вылета с учётом потребности рейса по маршруту «туда-обратно», либо пользоваться услугами ООО «Юность Плюс».

По состоянию на 10 октября 2016г. ООО «Юность Плюс» были заключены договоры на предоставление бортового питания с АО «Авиационная транспортная компания «Ямал», ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», ОАО АК «Уральские авиалинии», АО «Центр услуг гражданской авиации «РусАэро» - бывшими контрагентами ЗАО «Аэросервис».

При рассмотрении дела № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО «Аэросервис», ссылаясь на нормативно-правовые акты по авиационной безопасности, настаивало на том, что, у ОАО «Аэропорт Мурманск» не имелось законных оснований для прекращения досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис», поскольку осуществление досмотра является обязанностью Аэропорта в сфере обеспечения авиационной безопасности.

Опровергая довод ОАО «Аэропорт Мурманск» о том, что при заключении договора аренды помещений № а/п-908/13 от 01.01.2014г. с ООО «КМС-Райдо» и договора субаренды помещений № 01/01/2014 от 01.01.2014 с ЗАО «Аэросервис» под обязанностью арендатора и субарендатора по «обустройству» пункта досмотра бортового питания подразумевалось именно наличие в пункте досмотра установленного и введённого в эксплуатацию рентгенотелевизионного интроскопа, ЗАО «Аэросервис» пояснило, что вплоть до 25.03.2015 года (то есть до момента заключения с ОАО «Аэропорт Мурманск» договора № а/п-1378/15 аренды интроскопа Linescan 112) досмотр бортового питания осуществлялся ОАО «Аэропорт Мурманск» в пункте досмотра цеха бортового питания ЗАО «Аэросервис», который не был оборудован интроскопом, в связи с чем, сотрудники аэропорта использовали иные технические средства и способы для досмотра бортового питания. Пункт 10 Правил проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждённых Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104, предусматривает возможность применения при досмотрах различных технических и специальных средств помимо рентгенотелевизионных интроскопов, в частности, стационарных металлоискателей, портативных (ручных) металлоискателей, рентгенографических сканеров, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра, а также служебных собак кинологических подразделений.

Тот факт, что в период с 31 декабря 2014 года (крайний срок, когда ЗАО «Аэросервис» должно было исполнить обязательство по обустройству пункта досмотра в арендованных помещениях) и до момента появления в марте 2015 года в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис» арендованного интроскопа Linescan 112 ОАО «Аэропорт Мурманск» не предъявляло претензий о несоблюдении условия договора аренды помещений в части обязанности арендатора обустроить пункт досмотра бортового питания в соответствии с требованиями нормативных документов гражданской авиации по авиационной безопасности, указывает на то, что ОАО «Аэропорт Мурманск» считало обязательство арендатора в этой части исполненным, а пункт досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» обустроенным таким образом, который позволял производить в нём предполётный досмотр бортового питания. Доказательств обратного ОАО «Аэропорт Мурманск» не представило.

ЗАО «Аэросервис» при этом указало, что приняв в субаренду помещения, выполнило мероприятия по обустройству пункта досмотра бортового питания, установив охранную сигнализацию, кнопку тревожной сигнализации, видеонаблюдение с выводом на пункт наблюдения аэропорта, дополнительную дверь и прочее. В самих же договорах аренды и субаренды помещений, на которые ссылается в своих пояснениях ЗАО «Аэропорт Мурманск», отсутствует конкретное прямое указание на необходимость оборудования силами и за счёт средств арендатора и субарендатора пункта досмотра бортового питания стационарным техническим средством досмотра – рентгенотелевизионным интроскопом.

В договоре № а/п-954/14 от 03.03.2014г. на оказание услуг по обеспечению пропускного, внутриобъектового режима и досмотру бортовых запасов, заключённом между ОАО «Аэропорт Мурманск» и ЗАО «Аэросервис», также не определено, что досмотр бортового питания должен производиться исключительно с использованием принадлежащего ЗАО «Аэросервис» рентгенотелевизионного интроскопа.

Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, также не следует, что решение вопросов материально-технического обеспечения авиационной безопасности возлагается на сторонние организации, осуществляющие деятельность на территории Аэропорта.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (статья 83 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897 (далее – Положение № 897), авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности. При этом согласно пункту 12 Положения № 897 администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.

Пунктом 2 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897, предусмотрено, что каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.

Бортовые запасы – готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание (пункт 3.3 «ОСТ 54-0-192.84-2002. Стандарт отрасли. Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Общие требования» (утв. Минтрансом России 27.05.2003).

В соответствии с пунктом 5 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна. Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что у ОАО «Аэропорт Мурманск» не имелось оснований для прекращения досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» после инициирования расторжения договора аренды интроскопа.

При рассмотрении дела № 05-03-16/13 ОАО «Аэропорт Мурманск» не представило доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности продолжения исполнения своих обязательств по досмотру бортового питания ЗАО «Аэросервис» в соответствии с договором № а/п-954/14 от 03.03.2014г. каким-либо альтернативным способом: используя интроскоп Linescan 112, изъятый из пользования ЗАО «Аэросервис», но продолжительное время находившийся в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис» (доказательства невозможности его дальнейшей эксплуатации не представлены), или другой интроскоп из состава материально-технической базы Аэропорта, используя иные технические средства и способы.

Поскольку намерение ОАО «Аэропорт Мурманск» не производить предполётный досмотр бортового питания ЗАО «Аэросервис» было мотивировано исключительно отсутствием в пункте досмотра Общества принадлежащего ему рентгенотелевизионного интроскопа, с целью сохранения своего положения на товарном рынке и продолжения хозяйственной деятельности ЗАО «Аэросервис» арендовало интроскоп Rapiscan 520 (заводской номер <...> ), заключив договор аренды оборудования № 01/06 от 03.06.2016г. с ООО «КМС-Райдо».

Учитывая, что для поддержания работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация должна осуществляться специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание - специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию (Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности - приложение к Положению № 897), и при этом у ЗАО «Аэросервис» отсутствуют разрешительные документы (лицензия на право осуществления деятельности в области использования ИИИ, санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие условий работы с ИИИ требованиям санитарного законодательства), необходимые для эксплуатации арендованного рентгенотелевизионного интроскопа, Общество в октябре 2016 года обратилось в адрес ОАО «Аэропорт Мурманск» с просьбой принять арендованный интроскоп на условиях безвозмездного пользования в целях возобновления оказания ЗАО «Аэросервис» услуг по досмотру бортового питания (исх. № 439 от 26.10.2016). Мотивированного ответа от ОАО «Аэропорт Мурманск» на указанное предложение ЗАО «Аэросервис» не последовало.

Всё вышеизложенное в совокупности указывает, что действия ОАО «Аэропорт Мурманск» по прекращению предполётного досмотра бортового питания, бортового кухонного оборудования ЗАО «Аэросервис» содержат признаки злоупотребления ОАО «Аэропорт Мурманск» своим доминирующим положением, поскольку фактически были направлены на ограничение доступа ЗАО «Аэросервис» на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту г. Мурманска в целях создания благоприятных условий для деятельности нового участника рынка - ЗАО «Юность ПЛЮС», который, благодаря действиям ОАО «Аэропорт Мурманск», в условиях устранения ЗАО «Аэросервис», был лишён необходимости конкурировать при входе на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов.

Помимо вышеизложенного, на то, что ОАО «Аэропорт Мурманск» действовало в интересах ЗАО «Юность Плюс», указывают следующие обстоятельства.

ОАО «Аэропорт Мурманск» была предпринята попытка лишить ЗАО «Аэросервис», длительное время успешно действующее на товарном рынке услуг по обеспечению бортовым питанием, арендуемых помещений, в которых хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, путём одностороннего расторжения с 08.03.2016г. договора аренды № а/п-908/13 от 01.01.2014г. с ООО «КМС-РАЙДО». Однако это не принесло результата, поскольку суды трёх инстанций при рассмотрении дела А42-1384/2016 признали требование ОАО «Аэропорт Мурманск» о расторжении указанного договора аренды необоснованным.

Далее, несмотря на то, что на территории аэропорта г. Мурманска действует ЗАО «Аэросервис», арендующее значительные площади, принадлежащие ОАО «Аэропорт Мурманск», под цех бортового питания, Аэропорт на своём официальном сайте www.airport-murmansk.ru разместил Извещение № 703 от 22.04.2016 о проведении запроса предложений на предмет заключения договора аренды коммерческих площадей для организации ещё одного цеха бортового питания (целевое назначение помещений).

По итогам запроса предложений 19.05.2016г. (т.е. практически одновременно с уведомлением ЗАО «Аэросервис» о расторжении договора аренды досмотрового оборудования) ОАО «Аэропорт Мурманск» заключило с ООО «Юность Плюс» договор аренды №а-8/16 в отношении принадлежащих Аэропорту площадей с целевым использованием под цех бортового питания, что свидетельствует о намерении ООО «Юность Плюс» осуществить выход на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов, на котором уже стабильно действовало ЗАО «Аэросервис».

Анализируя совокупность установленных в ходе рассмотрения дела № 05-03-16/13 последовательных и взаимосвязанных обстоятельств, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что в совокупности своей отдельные действия ОАО «Аэропорт Мурманск» образуют стратегию поведения, имеющую определённую направленность, а именно, воспрепятствование доступу на товарный рынок обеспечения бортовым питанием ЗАО «Аэросервис» и одновременное создание благоприятных условий для выхода на этот же товарный рынок ЗАО «Юность Плюс».

Такие действия не могут быть допустимы, поскольку их совершение в конечном итоге привело к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции путём устранения ЗАО «Аэросервис» в рассматриваемый период с товарного рынка, что, в свою очередь, стало следствием злоупотребления ОАО «Аэропорт Мурманск» своим доминирующим положением при осуществлении естественно монопольного вида деятельности по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Мурманска.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в частности, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

ОАО «Аэропорт Мурманск» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим в аэропорту города Мурманска, помимо прочего, услуги по обеспечению авиационной безопасности, включая досмотр воздушных судов и их бортовых запасов.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах входит обеспечение авиационной безопасности. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждёнными Приказом Минтранса России от 28.11.2005и № 142, обеспечение авиационной безопасности включает досмотр бортовых запасов воздушных судов.

Поскольку ОАО «Аэропорт Мурманск» согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» осуществляет естественно монопольный вид деятельности, а в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положении хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, ОАО «Аэропорт Мурманск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории аэропорта города Мурманска.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии в рассматриваемых действиях ОАО «Аэропорт Мурманск» нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путём создания ЗАО «Аэросервис» препятствий доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска посредством прекращения предполётного досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» с целью создания благоприятных условий для выхода на указанный товарный рынок нового участника - ЗАО «Юность Плюс».

Действия ОАО «Аэропорт Мурманск» привели к ущемлению интересов ЗАО «Аэросервис» и повлекли за собой ограничение конкуренции на рынке услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска, поскольку их следствием стало устранение ЗАО «Аэросервис» с указанного товарного рынка.

Комиссией Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-16/13 в соответствии с требованиями статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела.

До окончания рассмотрения дела в порядке части 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в адрес Комиссии Мурманского УФАС России поступили письменные возражения ОАО «Аэропорт Мурманск» (письмо б/н от 12.12.2016).

Из письменных возражений ОАО «Аэропорт Мурманск» следует, что Общество не согласно с вменяемым ему нарушением и отрицает сам факт осуществления каких-либо действий, направленных на создание ЗАО «Аэросервис» препятствий доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска. Доводы, приведённые в возражениях, сводятся к тому, что ОАО «Аэропорт Мурманск» не обязано нести расходы, связанные с обустройством пункта досмотра бортового питания в Аэропорту города Мурманска стационарными техническими средствами досмотра; такая обязанность закреплена и возложена условиями договора аренды № а/п 908/13 от 01.01.2014 на арендатора (ООО «КМС-Райдо»), а договором субаренды № 01/01/2014 - на субарендатора (ЗАО «Аэросервис»).

Комиссия Мурманского УФАС России, рассмотрев приведённые ОАО «Аэропорт Мурманск» доводы, не находит оснований для пересмотра выводов, сделанных по результатам рассмотрения дела № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства, и прекращения производства по данному делу, поскольку указанная позиция ОАО «Аэропорт Мурманск» была заявлена при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и учтена при оценке действий Общества.

Выводы о нарушении ОАО «Аэропорт Мурманск» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» сделаны Комиссией Мурманского УФАС России на основании анализа совокупности действий Общества с учётом оценки наличия объективных причин и мотивов для их совершения, а также представленных пояснений лиц, участвующих в деле.

В целях обеспечения конкуренции, на основании подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия полагает необходимым выдать ОАО «Аэропорт Мурманск» предписание о прекращении установленного нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Аэропорт Мурманск» (адрес места нахождения юридического лица: 184355, Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши, Аэропорт; ИНН 5105040715, ОГРН 1025100586510) нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путём создания ЗАО «Аэросервис» препятствий доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска посредством прекращения предполётного досмотра бортового питания, поставляемого ЗАО «Аэросервис».

2. Выдать ОАО «Аэропорт Мурманск» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Мурманского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Аэропорт Мурманск» дела об административном правонарушении.


 

Председатель Комиссии                          И.Н. Попова

Члены комиссии:                                     О.А. Басавина

                                                               Е.Н. Редина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-03-16/13

о нарушении антимонопольного законодательства

 

23 декабря 2016 года

г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.; члены комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавина О.А., главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Редина Е.Н., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения по делу № 05-03-16/13 от 23.12.2016 о нарушении ОАО «Аэропорт Мурманск» (адрес места нахождения юридического лица: 184355, Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши, Аэропорт; ИНН 5105040715, ОГРН 1025100586510) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Аэропорт Мурманск» в срок до 01 февраля 2017 года прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём возобновления предполётного досмотра бортового питания, поставляемого ЗАО «Аэросервис» на воздушные суда в аэропорту города Мурманска.

2. ОАО «Аэропорт Мурманск» в указанный срок обеспечить информирование авиакомпаний о возобновлении досмотра бортового питания, поставляемого ЗАО «Аэросервис» на воздушные суда в аэропорту города Мурманска.


О выполнении настоящего предписания сообщить в Мурманское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.


Председатель Комиссии И.Н. Попова

Члены комиссии О.А. Басавина

Е.Н. Редина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.


Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны