Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-16/17 о нарушении анти... от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-16/17

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «21» марта 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «24» марта 2017 года

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.;

Членов Комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии:

представителей ОАО «Аэропорт Мурманск»: <...> (доверенность), <...> (доверенность),

в отсутствие представителей ЗАО «Аэросервис»,

рассмотрев дело № 05-03-16/17 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Аэропорт Мурманск» (184355, Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши, Аэропорт; ИНН 5105040715, ОГРН 1025100586510) (далее – ОАО «Аэропорт Мурманск») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой стоимости услуги по предоставлению водителей по эксплуатации автолифта IVECO EURO CARGO TESTOR ML 120 EL 17 для ЗАО «Аэросервис», что привело к ущемлению интересов Общества в его предпринимательской деятельности,

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России поступило заявление ЗАО «Аэросервис» по вопросу неправомерного увеличения ОАО «Аэропорт Мурманск» с 24 сентября 2015 года стоимости услуг водителей по эксплуатации автомобиля специального назначения.

Приказом Мурманского УФАС России от 10.10.2016 № 103 в отношении ОАО «Аэропорт Мурманск» возбуждено настоящее дело, в ходе рассмотрения которого Комиссией установлено следующее.

ЗАО «Аэросервис» осуществляет деятельность по производству и доставке бортового питания на воздушные суда в аэропорту города Мурманска. В своей деятельности общество использует принадлежащие ему автомобили специального назначения для доставки борового питания на борт самолета (IVECO EURO CARGO TESTOR ML 120 EL 17 и др.).

В целях использования автомобилей специального назначения между ОАО «Аэропорт Мурманск» и ЗАО «Аэросервис» заключен договор №а/п-990/14 от 24.03.2014 на оказание услуг производственного характера, в соответствии с которым исполнитель (ОАО «Аэропорт Мурманск») обязуется предоставлять заказчику (ЗАО «Аэросервис») транспортные услуги общехозяйственного назначения (снабженческие, курьерские) транспортом исполнителя в соответствии с поданной заявкой заказчика. Стоимость услуг по договору составляет 6 900 рублей в месяц. Дополнительным соглашением №1 от 21.04.2014 в договор внесены дополнения: пунктом 1.2. установлено, что исполнитель оказывает заказчику возмездные услуги водителя по эксплуатации автомобиля заказчика, а заказчик производит оплату оказанных услуг; согласно пункту 3.1. договора, стоимость услуг водителя по эксплуатации автомобиля заказчика составляет 31 280 рублей в месяц. В соответствии с пунктом 3.4 договора исполнитель оставляет за собой право пересмотра цен, предупредив об этом заказчика за 5 дней до предстоящих изменений.

Дополнительным соглашением №2 от 09.06.2014 стоимость услуг водителя увеличена до 36 000 рублей в месяц. Дополнительным соглашением №3 от 15.06.2015 стоимость услуг водителя увеличена до 42 000 рублей в месяц (без НДС).

18.09.2015 ОАО «Аэропорт Мурманск» направило в адрес ЗАО «Аэросервис» уведомление № 1639 о том, что стоимость услуг водителя по эксплуатации автомобиля с 24 сентября 2015 года составит 371 700 рублей (с НДС). Такое повышение ОАО «Аэропорт Мурманск» обусловило тем, что для эксплуатации автомобиля заказчика необходимо дополнительно принять на работу 4 единицы водителя. При несогласии с новой стоимостью услуг ОАО «Аэропорт Мурманск» предложило ЗАО «Аэросервис» расторгнуть договор в части оказания услуг водителя.

ЗАО «Аэросервис» письмом от 24.09.2015 №495 с указанным повышением не согласилось, указав, что не имеет ресурсов для столь значительного увеличения финансовых затрат.

ОАО «Аэропорт Мурманск» письмом от 25.09.2015 №1080 сообщило ЗАО «Аэросервис» о том, что новая стоимость услуг водителей в размере 371 700 вводится в действие с 27 сентября 2015 года.

Письмом от 18.11.2015 №2092 ОАО «Аэропорт Мурманск» уведомило ЗАО «Аэросервис» о том, что с 10 ноября 2015 года на период ремонта автолифта IVECO EURO CARGO TESTOR ML 120 EL 17 стоимость услуг водителя составит 185 500 рублей в месяц.

Письмом от 20.11.2015 №2119 ОАО «Аэропорт Мурманск» признало уведомление от 18.11.2015 №2092 недействительным, сообщило, что стоимость услуг водителей с 01 ноября 2015 года будет составлять 278 250 рублей в месяц.

ОАО «Аэропорт Мурманск» выставило ЗАО «Аэросервис» счета-фактуры для оплаты услуг водителей: №3199 от 31.10.2015 на сумму 359 641,94 руб., №3288 от 30.11.2015 на сумму 225 383,06 руб., №3681 от 31.12.2015 на сумму 185 500,00 руб. (размер платы уменьшался в связи с тем, что с 28 октября 2015 года ЗАО «Аэросервис» приняло в свой штат двух водителей, прошедших подготовку специалистами ОАО «Аэропорт Мурманск»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах определен приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ № 241).

Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, определен постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с Методическим указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 31.10.2014 N 238-т/2.

Ставки сборов и тарифы, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен, формируются хозяйствующими субъектами самостоятельно, исходя из экономически обоснованных затрат на производство товара (услуги), с учетом императивного запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, установленного статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.11 Правил формирования тарифов и сборов (приложение №1 к Приказу №241), организации гражданской авиации, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы.

Аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции (пункт 1.13).

Общество является главным оператором аэропорта «Мурманск», имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта от 30.07.2014 № ФАВТ А.03256.

ОАО «Аэропорт Мурманск» является субъектом естественной монополии в сфере транспорта (услуги аэропортов) на территории Мурманской области. Общество также включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте решением правления МАП России № 16/1 от 28.04.1998.

Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, Общество осуществляет основной вид деятельности «Деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами» (ОКВЭД 63.23.1), а также дополнительные виды деятельности (в авиационной сфере): предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переделке летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов (ОКВЭД 35.30.9); деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов (ОКВЭД 63.23.4).

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 1.1. статьи 53).

В соответствии с пунктом 1.3. Приказа Федеральной службы воздушного РФ от 06.05.2000 №121 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов» аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска.

Порядок подготовки водителей спецавтотранспорта и средств механизации (в том числе водителей сторонних организаций) для работы на различных типах техники и руководителей подъездом (отъездом) спецмашинами к воздушным судам при работе на перроне аэродрома в контролируемой зоне гражданских аэродромов установлен Методическими рекомендациями Федерального агентства воздушного транспорта о подготовке и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска, утв. 13.05.2013.

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций обеспечение подготовки водителей и руководителей подъездом (отъездом) всех операторов в аэропорту осуществляется в рамках аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению главным оператором аэропорта.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством водители, осуществляющие работы на специализированном транспорте на аэродроме должны иметь соответствующий допуск, выданный аэропортом после прохождения такими водителями соответствующей подготовки.

Как указало ОАО «Аэропорт Мурманск» в письме от 05.08.2016 №1374, весь водительский состав службы аэродромного обеспечения полетов допущен к самостоятельной работе на всех типах и марках спецмашин по техническому и коммерческому обслуживанию воздушных судов приказом генерального директора.

ОАО «Аэропорт Мурманск» указало, что услуги водителей спецмашин для доставки питания на борт воздушных судов на территории аэродрома Аэропорта Мурманск осуществляли:

- с 01 января 2013 года по 27 октября 2016 года – ОАО «Аэропорт Мурманск»,

- с 28 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года – ОАО «Аэропорт Мурманск» совместно с ЗАО «Аэросервис» (для собственных нужд),

- с 01 января 2016 года по 01 июля 2016 года – ЗАО «Аэросервис» (для собственных нужд).

Также ОАО «Аэропорт Мурманск» указало, что услугами водителей спецмашин на территории аэродрома Аэропорта Мурманск пользовалось только ЗАО «Аэросервис» для доставки питания на борт воздушных судов.

В связи с тем, что ЗАО «Аэросервис» не предоставляет услуги водителей транспорта специального назначения на территории аэродрома Аэропорта Мурманск сторонним организациям, а осуществляет такую деятельность только для собственных нужд, Общество не является участником рынка услуг предоставления водителей транспорта специального назначения на территории аэродрома Аэропорта Мурманск.

Учитывая, что услуги водителей транспорта специального назначения на территории аэродрома Аэропорта Мурманск в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2015 года предоставляло только ОАО «Аэропорт Мурманск», Комиссия пришла к выводу о наличии у Общества доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению водителей транспорта специального назначения на территории аэродрома Аэропорта Мурманск с долей 100%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц путём установления монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара являются незначительными;

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Управлением были проанализированы калькуляции стоимости услуг водителя ОАО «Аэропорт Мурманск» по эксплуатации автолифта IVECO EURO CARGO TESTOR ML 120 EL 17.

Согласно калькуляции на июнь 2015 года стоимость услуг водителей составляла 49 560 рублей.

Наименование статей затрат

Сумма в месяц, руб.

ФОТ Основного работника (водитель) – 1 единица:

Оклад; 25% классность; 10% (выслуга лет); 52,5 (ночные часы); 10% премия

50 865,41

Коэффициент использования рабочего времени водителем (информация ЗАО «Аэросервис» - по путевым листам): летний период 7 мес. По 0,5, зимний период 5 мес. по 0,3

0,42

Общий ФОТ с учетом коэффициента использования рабочего времени

21 193,92

Отчисления на соц.нужды 30,53%

6 470,50

Накладные расходы, 27%

7 469,40

Всего расходов

35 133,82

Стоимость с учетом рентабельности, 20%

42 000

НДС 18%

7 560

Итого

49 560

Согласно калькуляции, действующей с 27 сентября 2015 года, стоимость услуг водителей составила 371 700 рублей.

Наименование статей затрат

Сумма в месяц, руб.

ФОТ Основного работника (водители)

158 202,87

Коэффициент использования рабочего времени водителем

1

Общий ФОТ

158 202,87

Отчисления на соц.нужды 30,53%

48 299,34

Накладные расходы, 27%

55 755,60

Всего расходов

262 257,80

Стоимость с учетом рентабельности, 20%

315 000

НДС 18%

56 700

Итого

371 700

Из калькуляций видно, что стоимость услуг водителей изменилась за счет увеличения ФОТ основных работников (водителей) и увеличения коэффициента использования рабочего времени.

ОАО «Аэропорт Мурманск» в своих пояснениях от 27.07.2016 №1310 и 05.08.2016 №1374 указало, что повышение стоимости услуг водителей по договору №а/п-990/14 от 24.03.2014 обусловлено объективными причинами. С учетом технологии обеспечения бортпитанием водитель при оказании услуг по эксплуатации автолифта не может быть задействован в осуществлении других процессов, связанных с обслуживанием воздушных судов. Соответственно, при использовании водителя на доставке бортового питания во время обслуживания рейса ОАО «Аэропорт Мурманск» не может привлечь сотрудника к выполнению его основных обязанностей, при этом содержание этого сотрудника обходится в размере полной месячной нормы времени. Водители работают посменно: дневная смена – с 8.50 до 21.00, ночная смена – 20.50 до 9.00. В каждую смену услуги водителя по эксплуатации спецмашин для доставки питания на борт воздушного судна оказывали разные водители, для обеспечения круглосуточной работы сформировано 4 смены водителей. При повышении с 24 сентября 2015 года стоимости услуг водителя по эксплуатации автолифта ОАО «Аэропорт Мурманск» в расчетах учло стоимость содержания 4 сотрудников. С учетом отпусков и потерь времени на болезнь коэффициент использования водителей составил 1,25 (4 единицы водителей + 25% - 5 водитель*0,83 (коэффициент использования при обслуживании рейса)=1.

Изменение количества водителей при расчете стоимости оказания услуг водителей с 24 сентября 2015 года было вызвано напряжением в обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами – водителями службы аэродромного обеспечения полетов в результате значительного роста производства в 2015 году (за 8 месяцев увеличение рейсов на 14%). В сложившихся условиях выделять водителя для работы по доставке питания на борт воздушного судна в каждую смену (то есть привлекать 4 человек), с учетом отсутствия возможности использования данного выделенного водителя при иных видах обслуживания воздушных судов только одного сотрудника для ОАО «Аэропорт Мурманск» недопустимо.

Для установления наличия либо отсутствия фактического увеличения трудозатрат водителей ОАО «Аэропорт Мурманск» по эксплуатации транспорта специального назначения ЗАО «Аэросервис» Комиссией были проанализированы табели учета рабочего времени водителей ОАО «Аэропорт Мурманск» за сентябрь 2014 года, июль, сентябрь и октябрь 2015 года и путевые листы ЗАО «Аэросервис» за сентябрь 2014 года, июль, сентябрь и октябрь 2015 года.

В результате анализа указанных документов довод ОАО «Аэропорт Мурманск» о напряженности в обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами – водителями службы аэродромного обеспечения полетов, обуславливающей необходимость привлечения для нужд ЗАО «Аэросервис» дополнительно 4 водителей, не подтвердился. Поскольку согласно табелю учета использования рабочего времени в ОАО «Аэропорт Мурманск» работало в среднем 26 человек в сутки, при этом в управлении специальными автотранспортными средствами было задействовано только 17 человек в сутки.

Комиссией было подготовлено Заключение об обстоятельствах дела №05-03-16/17 от 23 декабря 2016 года, в котором отражен вывод об отсутствии у ОАО «Аэропорт Мурманск» объективных причин для учета в калькуляции на оплату услуг водителей автолифта, действующей с 27 сентября 2015 года, 4 сотрудников с коэффициентом использования рабочего времени «1».

ОАО «Аэропорт Мурманск» представило возражения на заключение об обстоятельствах дела №05-03-16/17 от 12.01.2017 №49, от 02.03.2017 №427 и устные пояснения о несогласии с установленными фактами.

Ответчик указал, что Приказ №241 определяет состав услуг, которые предоставляются авиакомпаниям, и не распространяется на правоотношения, связанные с заключением договоров с иными организациями. Указанное свидетельствует о том, что договор №а/п-990/14 от 24.03.2014 носит гражданско-правовой характер и не является обязательным для ОАО «Аэропорт Мурманск».

Также ОАО «Аэропорт Мурманск» отметило, что разрешения на работу водителей специальной техники на перроне аэродрома выдавались различным хозяйствующим субъектам, что указывает на наличие возможности предоставлять услугу водителей в интересах ЗАО «Аэросервис» не только ОАО «Аэропорт Мурманск», но и иными организациями.

По мнению ответчика, вывод Комиссии о том, что фактически предприятием использовалось меньшее количество водителей, чем было отраженно в табеле учета рабочего времени, сделан на основании неполных данных, поскольку на рассмотрение Комиссии были предоставлены не все путевые листы ОАО «Аэропорт Мурманск» за рассматриваемый период.

Письмом №427 от 02.03.2017 Общество представило новый пакет документов.

Повторный анализ табелей учета рабочего времени и путевых листов ОАО «Аэропорт Мурманск» показал полную загруженность водителей предприятия.

Комиссия в Заключении об обстоятельствах дела пришла к выводу, что водители, выделенные ОАО «Аэропорт Мурманск» для работы на автолифте ЗАО «Аэросервис», также исполняли функции водителей на специальном транспорте ОАО «Аэропорт Мурманск».

ОАО «Аэропорт Мурманск» представило технологический график подготовки воздушных судов к отправлению, утвержденный генеральным директором ОАО «Аэропорт Мурманск» в 2013 году, согласно которому разгрузка/погрузка бортового питания производится в середине цикла подготовки воздушного судна одновременно с другими операциями.

Указанное подтверждает довод ответчика о том, что водитель, работающий на автолифте для загрузки бортпитания, не может быть привлечен к работе на других видах спецтранспорта.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в октябре 2015 года ОАО «Аэропорт Мурманск» выделило для ЗАО «Аэросервис» отдельных водителей, которые не привлекались для работ на специальных автотранспортных средствах ОАО «Аэропорт Мурманск».

Согласно информации, представленной ЗАО «Аэросервис» письмом от 20.10.2016 №434, для осуществления своей деятельности Общество приняло в штат 4 единицы водителей для подвоза бортового питания к воздушным судам.

Указанное подтверждает довод ОАО «Аэропорт Мурманск» о необходимости задействовать 4 единицы водителей в целях эксплуатации автолифта, а также правомерность применения коэффициента «1» при расчете платы за услуги водителей.

Также ответчик указал, что калькуляция за июнь 2015 года не учитывала всех расходов предприятия на оказание услуги водителей автолифта, поскольку расчет был сделан с учетом работы 1 водителя в месяц, тогда как фактически для данных целей выделялось 4 водителя в месяц.

В соответствии с частью 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО «Аэропорт Мурманск» факта установления монопольно высокой стоимости услуги по предоставлению водителей по эксплуатации автолифта IVECO EURO CARGO TESTOR ML 120 EL 17 для ЗАО «Аэросервис».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 7 статьи 48.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 05-03-16/17 в отношении Открытого акционерного общества «Аэропорт Мурманск» (184355, Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши, Аэропорт; ИНН 5105040715, ОГРН 1025100586510) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.


 

Председатель Комиссии                        И.Н. Попова

Члены комиссии                                     Р.Р. Гисматуллин

                                                              Е.Н. Редина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны