Определение б/н Определение о назначении дела № 05-03-17/14 о нарушении анти... от 20 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 05-03-17/14 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

19 мая 2017 года

г. Мурманск

Председатель комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-03-17/14

УСТАНОВИЛ:

В ноябре 2016 года Мурманским УФАС России (далее – Управление, антимонопольный орган) рассматривалось заявление ПАО «СЕВРЫБСБЫТ», поданное в отношении акционерного общества «Мурманский морской рыбный порт» (адрес: 183001, г. Мурманск, ул. Траловая, 12; ОГРН 1065190013107; ИНН 5190146332; КПП 519001001; дата присвоения ОГРН: 14.02.2006) (далее – АО «ММРП») по вопросу о законности ограничения въезда транспортного средства заявителя на территорию Мурманского морского рыбного порта 10.11.2016.

В указанную дату ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» обратилось в бюро пропусков АО «ММРП» с заявкой на оформление транспортного пропуска для въезда транспортного средства, предоставленного обществу по договору возмездного оказания услуг. Непосредственно после получения заявки должностным лицом бюро пропусков АО «ММРП» в удовлетворении заявки ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» было отказано. Данный отказ явился поводом для обращения ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» с заявлением в антимонопольный орган.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта и транспортных средств морского и речного транспорта (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности), а также Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры (далее – Правила).

Пунктом 9 Правил установлено, что письменные обращения (заявки) о допуске на объект транспортной инфраструктуры служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, иных автотранспортных средств включают полное наименование юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, инициирующего выдачу пропуска, сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе вид, марка, модель, цвет, государственный регистрационный знак (номер <...> сведения о должности лица, под управлением которого будут находиться эти автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.

При рассмотрении заявления было установлено, что функцию по обеспечению транспортной безопасности Мурманского морского рыбного порта, в том числе деятельность по обеспечению охраны территории порта и обеспечению круглосуточного пропускного режима, осуществляет АО «ММРП».

АО «ММРП» утверждено Положение о режиме и пропускной системе Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта от 07.06.2005 (далее – Положение).

Допуск граждан и автотранспорта на территорию порта осуществляется только на основании пропускных документов, оформленных в бюро пропусков ММРП (пункт 1 раздела 4 Положения). Автотранспорт сторонних организаций допускается на территорию порта по транспортным пропускам, выданным бюро пропусков ММРП (пункт 13 раздела 4 Положения).

Согласно пункту 1 раздела 3 Положения, исключительным правом оформления пропусков на территорию порта обладает АО «ММРП».

В соответствии с разделом 3 Положения, разовые пропуска на легковой и грузовой транспорт выдаются заинтересованным лицам на основании письменной заявки, документа удостоверяющего личность и документа, подтверждающего право владения и управления транспортным средством.

Положением не определены основания (критерии) отказа в оформлении пропуска для въезда автотранспорта на территорию порта. Положением также не регламентированы сроки рассмотрения заявок заинтересованных лиц на выдачу пропусков и заключения договоров на возмездное оказание услуг по оформлению пропусков

По результатам анализа состояния конкуренции, проведенного при рассмотрении заявления, было установлено, что доля АО «ММРП» на рынке услуг по оформлению пропусков для въезда на территорию Мурманского морского рыбного порта составляла 100% в периоды: 2015 г., с 01.01.2016 по 30.09.2016. Таким образом, АО «ММРП» занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Поскольку земельный участок и здания, находящиеся в пользовании ПАО «СЕВРЫБСБЫТ», расположены на территории Мурманского морского рыбного порта, ведение обществом нормальной хозяйственной деятельности находится в заведомо зависимом положении по отношению к АО «ММРП», имеющему исключительную возможность принятия решения о допуске (либо отказе) во въезде транспортным средствам, следующим на территорию порта.

При рассмотрении заявления ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» было установлено, что в группу лиц АО «ММРП» в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», помимо прочих, входит хозяйствующий субъект – ООО «Транспортно-перегрузочный комплекс Севрыба» (183001, Мурманская обл., г. Мурманск, тер. Рыбный порт), оказывающее услуги по хранению продукции водных биологических ресурсов на территории Мурманского морского рыбного порта, то есть осуществляющее также деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).

Следовательно, в группе лиц АО «ММРП» имелись хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке с ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» на территории Мурманского морского рыбного порта, а следовательно являются конкурентами.

Управлением было установлено, что отказ должностного лица АО «ММРП» в удовлетворении заявки ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» на оформление разового транспортного пропуска 10.11.2016 явился необоснованным как с точки зрения требований действующих Правил, так и действующей редакции Положения, безусловных доказательств иного АО «ММРП» представлено не было. Сведений о введении в рассматриваемый период времени ограничений пропускного режима в связи с угрозами проведения незаконных актов в порту АО «ММРП» представлено не было.

На основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с наличием в рассматриваемых действиях признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» АО «ММРП» было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 13.12.2016 № 05-06-16/282-5884 (далее – Предупреждение).

Предупреждением АО «ММРП» было обязано прекратить указанное нарушение в срок не позднее 26.12.2016, в том числе:

обеспечить надлежащее рассмотрение и согласование подаваемых заявок на оформление транспортных пропусков ПАО «СЕВРЫБСБЫТ», иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Мурманского морского рыбного порта, и иных заинтересованных лиц в соответствии с требованиями Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, и Положением о режиме и пропускной системе Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта, утвержденным врио директора ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» 07.06.2005, не допуская ущемления интересов отдельных лиц;

обеспечить надлежащее информирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Мурманского морского рыбного порта, и иных заинтересованных лиц об изменении порядка оформления пропусков путем опубликования соответствующих сведений и документов на официальном сайте АО «ММРП».

Кроме того, АО «ММРП» было обязано уведомить Управление о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания установленного срока.

АО «ММРП» письмом от 26.12.2016 № 01-11/2575 уведомило Управление о выполнении предупреждения. В частности, АО «ММРП» отчиталось об осуществлении надлежащего рассмотрения и согласования подаваемых на оформление пропусков (в том числе транспортных) заявок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории порта, и иных заинтересованных лиц в соответствии с действующим законодательством РФ.

АО «ММРП» также во исполнение предупреждения опубликовало на официальном сайте уведомление о пропускном и внутриобъектовом режимах на территории порта, Положение, Правила и нормативно правовые акты в сфере транспортной безопасности.

20.02.2017 в Управление обратились хозяйствующие субъекты ООО «Кольский берег», ООО «Мурманский бетонный завод» (далее - ООО «МБЗ»), ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» с коллективным заявлением от 14.02.2017 в отношении АО «ММРП». Из существа заявления следует, что АО «ММРП», по мнению заявителей, ущемляет их интересы в сфере предпринимательской деятельности и препятствует ведению нормальной хозяйственной деятельности путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в неправомерном уклонении от заключения договоров на услугу по оформлению пропусков для проезда (прохода) на территорию порта.

При рассмотрении заявления от 14.02.2017 установлено следующее.

ООО «МБЗ» письмом от от 18.11.2016 № 127 направило заявку в АО «ММРП» на заключение договора возмездного оказания услуг по оформлению пропусков с приложением подписанного обществом договора на оказание услуг и другими документами. Получение заявки АО «ММРП» подтверждается отметкой от 18.11.2016, входящий документ № 720/2.

ООО «Кольский берег» письмом от 24.11.2016 № 207 направило в АО «ММРП» аналогичную заявку на заключение договора с приложением подписанного договора и другими документами. Получение заявки АО «ММРП» подтверждается отметкой от 24.11.2016, входящий документ № 739/11.

Как следует из представленных АО «ММРП» пояснений (письмо от 15.03.2017 № б/н), указанные заявки остались без рассмотрения. Не рассмотрение заявок обосновывается увольнением с 30.11.2016 сотрудника <...>, занимавшегося рассмотрением заявок на оформление пропусков. Обществом пояснено, что ответственность за обеспечение пропускного режима предприятия было возложено на указанное должностное лицо, и при его увольнении дела, находящиеся в ведении <...>, не передавались.

В данных обстоятельствах АО «ММРП» не были предприняты своевременные и надлежащие меры по рассмотрению указанных заявок заинтересованных хозяйствующих субъектов.

Действия АО «ММРП» по ненадлежащему рассмотрению заявок ООО «МБЗ» и ООО «Кольский берег» имели начало в период до выдачи Предупреждения (13.12.2016). В разумный срок, в том числе в месячный срок со дня получения заявок и в срок до окончания срока исполнения предупреждения (26.12.2016) АО «ММРП» не были предприняты необходимые меры по рассмотрению заявок и заключению соответствующих договоров.

Из представленных пояснений следует, что АО «ММРП» 20.01.2017 (исх. № 04/1-18/33) в адрес ООО «МБЗ» был направлен договор возмездного оказания услуг на оформление пропусков от 18.11.2016 № 04/1-18/266. При этом обществом основания направления данного договора не пояснены.

Таким образом, в рассматриваемых действиях АО «ММРП» усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном уклонении от заключения договоров на возмездное оказание услуг по оформлению пропусков в ноябре-декабре 2016 года с заинтересованными лицами.

Поскольку АО «ММРП» ранее в целях прекращения выявленного нарушения антимонопольного законодательства было выдано Предупреждение, выдача повторного предупреждения по признакам однородного нарушения антимонопольного законодательства (пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), совершение которого началось в период до выдачи Предупреждения и продолжалось в период до окончания срока исполнения предупреждения, не требуется. При этом ранее выданным предупреждением АО «ММРП» предписывалось осуществлять именно надлежащее рассмотрение и согласование подаваемых заявок как одного из заявителей (ПАО «СЕВРЫБСБЫТ»), так и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Мурманского морского рыбного порта, и иных заинтересованных лиц.

Описанные действия АО «ММРП», послужившие основанием для обращения заинтересованных лиц с коллективным заявлением в антимонопольный орган, свидетельствуют о фактическом неисполнении Предупреждения в установленный срок, не смотря на наличие формального уведомления АО «ММРП» об исполнении Предупреждения в установленный срок в полном объеме.

На основании изложенного, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» издан приказ Мурманского УФАС России от 19.05.2017 № 72 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 05-03-17/14 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «ММРП» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 05-03-17/14 к рассмотрению на 10 часов 30 минут 12 июля 2017 года. Рассмотрение состоится в помещении Мурманского УФАС России по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а, 1 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 05-03-17/14:

в качестве ответчика - акционерное общество «Мурманский морской рыбный порт» (адрес: 183001, г. Мурманск, ул. Траловая, 12; ОГРН 1065190013107; ИНН 5190146332; КПП 519001001; дата присвоения ОГРН: 14.02.2006),

в качестве заявителей:

ООО «Кольский берег» (Территория Рыбный порт (Южные причалы), г. Мурманск, 183038);

ООО «Мурманский бетонный завод» (Территория Рыбный порт (Южные причалы), г. Мурманск, 183038);

ПАО «СЕВРЫБСБЫТ» (Территория Рыбный порт (Южные причалы), г. Мурманск, 183038).

3. Лицам, участвующим в деле, заблаговременно в срок до 30 июня 2017 года включительно представить в адрес комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства письменные отзывы с изложением позиции по существу рассматриваемого дела. Документы и сведения, представляемые в антимонопольный орган, должны быть заверены надлежащим образом с приложением документов, подтверждающих полномочия должностных лиц.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Справки по телефону (8152) 68-50-49, главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллин Радик Рафикович.

 

 

Председатель комиссии                              И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны