Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 12 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 05-04/14-58

 

12 декабря 2014г.                                                                                                                                                  г.Мурманск

 

Заместитель руководителя Мурманского УФАС России — Калитина Наталия Александровна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №58, возбужденного в отношении должностного лица – директора Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» <...> по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия Мурманского УФАС России в результате рассмотрения дела № 11 о нарушении антимонопольного законодательства своим решением от 17.10.2014 №05-03/14-11-6341 признала в действиях Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В».

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Мурманское УФАС России (далее по тексту – Управление) поступило заявление гражданки Семерьковой Л.Ю. по вопросу установления завышенных цен на услуги автошкол в городе Оленегорске.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в муниципальном образовании город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области осуществляют деятельность три автошколы, установившие следующие цены на свои услуги:

- Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр (далее по тексту НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО, Учреждение) – 40 000 рублей;

- ООО <А...> - 36 000 рублей;

- НОУ ДО <А...> - 35 577,8 рублей.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012-2013 годы, в результате которого установлено доминирующее положение НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО с долей 59%. Данное обстоятельство позволило рассмотреть действия указанного хозяйствующего субъекта на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО в Учреждении устанавливались следующие тарифы на обучение:

- с 25.09.2012 по 08.11.2012 – 27 830 рублей (приказ от 25.09.2012 №25);

- с 05.02.2013 по 24.05.2013 – 27 830 рублей (приказ от 05.02.2013 №14);

- с 09.07.2013 по 29.08.2013 – 29 830 рублей (приказ от 10.06.2013 №49);

- с 26.08.2013 по 30.10.2013 – 29 830 рублей (приказ от 28.08.2013 №69);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 21.10.2013 №83);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 31.10.2013 №95);

- с 09.12.2013 по 15.03.2014 – 40 000 рублей (приказ от 26.12.2013 №105).

Из указанных данных видно, что в период с 05 февраля 2013 года по 09 декабря 2013 года плата за обучение в Учреждении возросла на 12 170 рублей, то есть на 43,7 %.

Стоимость обучения водителей автотранспортных средств категории «В» устанавливалась приказами НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО об открытии хозрасчетных групп категории «В» на каждую открытую группу. Перечень затрат и размер рентабельности, исходя из которых установлена стоимость обучения, отражен в калькуляциях к соответствующим приказам. Данные документы утверждены начальником Учреждения.

НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО представило пояснения относительно причин повышения стоимости образовательной услуги (письмо от 02.06.2014 №71) и пояснение к расчету калькуляции к приказу №105 от 26.12.2013 (письмо от 30.06.2014 №81).

Представленные пояснения фактически представляют собой новые расчеты цены и значительно отличаются от представленных ранее калькуляций как по составу компонентов статей затрат, так и по размеру самих затрат.

Представители ответчика на рассмотрении дела не смогли обосновать несоответствие калькуляции, определяющей цену, представленным пояснениям, в связи с чем, такие пояснения не могут быть приняты Комиссией.

Кроме того, ответчик пояснил, что расчеты составлены после возбуждения дела для их представления Комиссии с целью обоснования установленной платы, в связи с чем, все статьи затрат определены расчетным методом исходя из стоимости услуги 40 000 рублей.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно части 1 статьи 22 данного Закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с Уставом НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО (утв. Постановлением Президиума РО ДОСААФ России Мурманской области от 25.11.2010 протокол №6) Учреждение является негосударственным образовательным учреждением начального профессионального, дополнительного профессионального образования и деятельности спортивно-технической направленности (пункт 1.1). Учреждение не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания, в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 1.11).

Таким образом, НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО относится к некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, то есть согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с действующим законодательством, цены на образовательные услуги являются свободными и самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. По итогам проведенного анализа состояния конкуренции, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026), подготовлен аналитический отчет.

В результате проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. установлено, что доля НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО на указанном товарном рынке в 2012 году составила 100%, в 2013 году - 59%. Таким образом, Учреждение занимало доминирующее положение на указанном товарном рынке в период с 2012 г. по 2013 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара являются незначительными;

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Как указано выше, стоимость услуги НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» в 2013 году возросла с 27 830 рублей до 40 000 рублей, то есть на 12 170 рублей.

Для того чтобы определить, на сколько изменились затраты на предоставление образовательной услуги, Комиссией был проанализирован Отчет о прибылях и убытках Учреждения (ОКУД 0710002) по состоянию на 01 января 2014 года.

Установлено, что изменение расходов, необходимых для производства и реализации услуги, не соответствует изменению цены услуги.

Таким образом, повышение Учреждением стоимости услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на 12 170 рублей нельзя признать обоснованным.

Комиссией также были исследованы цены, которые сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый рынок).

В соответствии с данными официальной статистики, размещенными на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, население муниципального образования город Оленегорск на 1 января 2014 года составляло 21 301 человек.

В качестве товарного рынка, который может быть сопоставим с рассматриваемым рынком в границах города Оленегорска Мурманской области, Комиссией определены рынки услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципальных образований город Ковдор Мурманской области (население 18 820 человек), ЗАТО город Полярный Мурманской области (население 17 053 человек) и город Кировск (население 27 686 человек).

Исследование представленной автошколами информации показало, что цена на услугу по обучению водителей категории «В» в НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО значительно превышает цену, сложившуюся на сопоставимом товарном рынке.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО неправомерно повысило цену на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» до 40 000 рублей, поскольку расходы, необходимые для предоставления такой услуги, не соответствуют изменению ее цены, изменение состава продавцов и покупателей являются незначительными, а условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными. Кроме того, установленная Учреждением цена превышает цену, установленную на указанную услугу на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела №11 установлен факт злоупотребления НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО своим доминирующим положением на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» путем установления монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Мурманской области №63 о/к от 14.09.2012 на должность начальника Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (ДОСААФ г. Оленегорска) назначена <...> .

Приказом РО ДОСААФ России Мурманской области №54 о/к от 10.09.2014 трудовой договор с <...> продлен на неопределенный срок.

Таким образом, должностным лицом, исполняющим в ДОСААФ г.Оленегорска административно-хозяйственные функции, является <...> .

Место совершения административного правонарушения: Мурманская область, город Оленегорск.

Время совершения административного правонарушения: период с 05 февраля 2013 года по 09 декабря 2013 года.

Время обнаружения административного правонарушения: 22 апреля 2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 приведенной нормы при длящемся правонарушении срок, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Момент обнаружения длящегося административного правонарушения связан с фактическим выявлением административным органом обстоятельств, указывающих на несоблюдение юридическим лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.

Принимая во внимание вышеизложенное, датой обнаружения правонарушения является дата возбуждения дела №11 о нарушении антимонопольного законодательства, то есть 22 апреля 2014 года.

Субъект административного правонарушения: должностное лицо – директор Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» <...>

Объект административного правонарушения: правоотношения в сфере предоставления услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» с участием хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке указанных услуг.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого <...> правонарушения состоит в установлении монопольно высокой стоимости услуг обучению вождению категории «В».

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, заключается в том, что должностное лицо в своей деятельности должно руководствоваться действующим законодательством, в том числе Законом о защите конкуренции, однако не предприняло всех зависящих от него мер по недопущению нарушения антимонопольного законодательства.

При указанных обстоятельствах в действиях <...>   содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.

В рассматриваемом случае действия должностного лица Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по обучению вождению категории «В» на территории города Оленегорска, привели к ущемлению интересов неопределенного круга физических лиц путём установления монопольно высокой стоимости на услуги по обучению водителей категории «В».

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Определением от 02.12.2014г. (исх. №05-04-14/58) <...> была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Должностное лицо на рассмотрение дела об административном правонарушении 12 декабря 2014 года не явилось. В связи с изложенным, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

За нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ наложить на должностное лицо – директора Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» <...> штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны