Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 21 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 05-04-17/39 об административном правонарушении

21 декабря 2017 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действуя на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), рассмотрев протокол № 05-04-17/39 об административном правонарушении и материалы дела № 05-04-17/39 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении должностного лица – генерального директора ПАО «Аэропорт Мурманск» <...>, указывающие на наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате рассмотрения дела № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства своим решением от 23.12.2016 № 05-03-16/13-6022 признала в действиях ОАО «Аэропорт Мурманск» (в настоящее время – ПАО «Аэропорт Мурманск») (184355, Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши, Аэропорт; ИНН 5105040715, ОГРН 1025100586510) факт нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путём создания закрытому акционерному обществу «Аэросервис» (далее – ЗАО «Аэросервис») препятствий доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска посредством прекращения предполётного досмотра бортового питания, поставляемого ЗАО «Аэросервис».

Событие административного правонарушения и его квалификация:

ЗАО «Аэросервис», действуя на основании заключённых с авиакомпаниями договоров, на протяжении длительного периода времени (начиная с 1997 года) осуществляло деятельность по производству и доставке бортового питания на воздушные суда в аэропорту города Мурманска.

Для организации работы цеха бортового питания ЗАО «Аэросервис» арендовало помещения у ООО «КМС-РАЙДО», заключив договор субаренды помещений № 01/01/2014 от 01.01.2014г.

Эксплуатируемые ЗАО «Аэросервис» помещения находятся в здании Аэропорта города Мурманска и были переданы ООО «КМС-РАЙДО» по договору аренды № а/п-908/13 от 01.01.2014г. с ОАО «Аэропорт Мурманск» на срок до 31.12.2039 года. Условиями договора аренды было определено целевое использование переданных ООО «КМС-РАЙДО» помещений: для организации цеха бортового и общественного питания.

Руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждёнными Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, содержащими положения в части организации обеспечения авиационной безопасности в аэропорту службами авиационной безопасности аэропортов, ОАО «Аэропорт Мурманск» заключило с ЗАО «Аэросервис» договор № а/п-954/14 от 03.03.2014г. на оказание услуг по обеспечению пропускного, внутриобъектового режима и досмотру бортовых запасов, в соответствии с которым обязалось предоставлять ЗАО «Аэросервис» следующие услуги: 1) досмотр на КПП 1 ОАО «Аэропорт Мурманск» физических лиц и транспорта ЗАО «Аэросервис», вещей и предметов, а также третьих лиц и транспорта, следующих на территорию ЗАО «Аэросервис» при входе (выходе) в (из) контролируемую (-ой) зону (-ы) Аэропорта; 2) досмотр бортового питания в специально оборудованном пункте досмотра; 3) оформление личных и транспортных пропусков по заявкам ЗАО «Аэросервис».

Перечисленные услуги исполнялись работниками Службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Мурманск».

В соответствии с общими требованиями к производству предполётных и послеполётных досмотров, содержащимися в Правилах проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждённых Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104, производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра (пункт 9 Правил). При досмотрах применяются такие специальные средства как стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, рентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра и другие технические и специальные средства, а также служебные собаки кинологических подразделений (пункт 10 Правил).

Предполётный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств (пункт 103, раздел IX «Предполетный досмотр грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна» Правил).

Пунктом 2.9 «Технологии производства предполётного и послеполётного досмотра грузов, почты и бортовых запасов воздушных судов в аэропорту «Мурманск», утверждённой врио генерального директора ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> 11.05.2012г., предусмотрено, что организация проведения досмотров возлагается на администрацию ОАО «Аэропорт Мурманск». В целях соблюдения вышеуказанных требований нормативно-правовых актов к организации проведения предполётных досмотров бортового питания, администрация ОАО «Аэропорт Мурманск» приняла меры по оснащению обустроенного силами ЗАО «Аэросервис» пункта досмотра бортового питания специальным досмотровым оборудованием, посредством передачи ЗАО «Аэросервис» во временное владение и пользование на основании договора № а/п-1378/15 от 25.03.2015г. рентгенотелевизионного интроскопа Linescan 112, принадлежащего Аэропорту на праве собственности.

При таких условиях ЗАО «Аэросервис», действуя на основании заключённых договоров с авиакомпаниями, вплоть до мая 2016 года беспрепятственно осуществляло свою деятельность по производству и доставке бортового питания на воздушные суда в аэропорту города Мурманска.

Далее, в отсутствие каких-либо объективных претензий к работе ЗАО «Аэросервис», ОАО «Аэропорт Мурманск», пользуясь своим положением субъекта естественной монополии, стало предпринимать действия, препятствующие деятельности ЗАО «Аэросервис» и направленные на вытеснение его с рынка обеспечения бортовым питанием пассажиров и экипажей авиакомпаний в аэропорту города Мурманска, одновременно обеспечивая благоприятные условия для деятельности на этом рынке нового участника – ЗАО «Юность ПЛЮС», который, благодаря действиям ОАО «Аэропорт Мурманск», в условиях устранения ЗАО «Аэросервис» был лишён необходимости конкурировать при входе на рынок. К такому мнению Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-16/13 пришла, рассмотрев и оценив следующие фактические обстоятельства, имевшие место.

17.05.2016г. ОАО «Аэропорт Мурманск» предприняло меры по возврату из владения ЗАО «Аэросервис» досмотрового оборудования (рентгенотелевизионного интроскопа Linescan 112), ранее переданного Обществу по договору аренды № а/п-1378/15 от 25.03.2015г., для чего в адрес ЗАО «Аэросервис» было направлено уведомление (исх. № 829) об одностороннем расторжении указанного договора с 03.06.2016г. Указание на какие-либо объективные основания расторжения договора уведомление не содержало.

По информации ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» (исх. № 3909 от 29.06.2016), являвшегося контрагентом ЗАО «Аэросервис» по договору поставки бортового питания на воздушные суда с 2006 года, 20.05.2016г. Авиакомпания была проинформирована по электронной почте начальником договорного отдела ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> о направлении в адрес ЗАО «Аэросервис» уведомления о расторжении указанного выше договора аренды досмотрового оборудования. А 25.05.2016г. ЗАО «Нордавиа» уже получило коммерческое предложение ЗАО «Юность ПЛЮС» о заключении договора на оказание услуг по обеспечению бортовым питанием, после чего, письмом от 26.05.2016г. ЗАО «Юность ПЛЮС» уведомило Авиакомпанию о готовности к оказанию услуг по обеспечению бортовым питанием с 03.06.2016г., т.е. со дня, когда ЗАО «Аэросервис» утрачивало право пользования арендованным интроскопом и, как полагало ОАО «Аэропорт Мурманск», в связи с этим, лишалось возможности проходить предполётный досмотр бортового питания.

Аналогичная информация была направлена начальником коммерческого отдела ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> 30.05.2016г. и в адрес других контрагентов ЗАО «Аэросервис» - ОАО «АК «Уральские авиалинии» и ООО «Авиакомпания «Икар». В сообщении говорилось, что с 03.06.2016г. Аэропорт расторгает договор аренды досмотрового аппарата с ЗАО «Аэросервис», а поскольку у Общества нет альтернативного оборудования, и с учётом временных затрат на прохождение процедуры ввода в эксплуатацию нового аппарат после его приобретения, ЗАО «Аэросервис» не сможет поставить бортовое питание, т.к. не сможет пройти предполётный досмотр.

Обосновывая свои действия по расторжению договора аренды досмотрового оборудования с ЗАО «Аэросервис», ОАО «Аэропорт Мурманск» сослалось на необходимость передачи рентгенотелевизионного интроскопа в аренду на более выгодных условиях в связи с образовавшейся у ЗАО «Аэросервис» задолженностью по арендным платежам (исх. № 1114 от 23.06.2016г.). ОАО «Аэропорт Мурманск» сообщило (исх. № 1241 от 14.07.2016), что намеревалось предать изъятое из пользования ЗАО «Аэросервис» досмотровое оборудование в аренду его единственному конкуренту – ЗАО «Юность ПЛЮС», при этом какие-либо доказательства наличия у ЗАО «Аэросервис» задолженности по договору № а/п-1378/15 от 25.03.2015г. представлены не были.

В свою очередь, ЗАО «Аэросервис» представило подтверждение внесения платы за пользование интроскопом в феврале – мае 2016г. в полном объёме.

Ссылаясь на расторжение договора аренды рентгенотелевизионного интроскопа Linescan 112 № а/п-1378/15 от 25.03.2015г., ОАО «Аэропорт Мурманск» фактически прекратило исполнять обязательства по действующему договору № а/п-954/14 от 03.03.2014г. в части осуществления досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис». Отказ в проведении предполётного досмотра бортового питания ОАО «Аэропорт Мурманск» мотивировало ненадлежащим оборудованием пункта досмотра ЗАО «Аэросервис». При этом под «оборудованием» пункта досмотра ОАО «Аэропорт Мурманск» подразумевало наличие в пункте досмотра установленного и введённого в эксплуатацию принадлежащего арендатору (субарендатору) помещения на любом законном праве (собственность, аренда) работоспособного, технически исправного стационарного технического средства досмотра – рентгенотелевизионного интроскопа, техническое состояние которого должно соответствовать требованиям по его эксплуатации и действующим стандартам и техническим условиям (исх. №2039 от 11.11.2016).

«Аэросервис» указывало, что приняв в субаренду помещения, выполнило мероприятия по обустройству пункта досмотра бортового питания, установив охранную сигнализацию, кнопку тревожной сигнализации, видеонаблюдение с выводом на пункт наблюдения аэропорта, дополнительную дверь и прочее. В самих же договорах аренды и субаренды помещений, на которые ссылалось в своих пояснениях ЗАО «Аэропорт Мурманск», отсутствует конкретное прямое указание на необходимость оборудования силами и за счёт средств арендатора и субарендатора пункта досмотра бортового питания стационарным техническим средством досмотра – рентгенотелевизионным интроскопом.

В договоре № а/п-954/14 от 03.03.2014г. на оказание услуг по обеспечению пропускного, внутриобъектового режима и досмотру бортовых запасов, заключённом между ОАО «Аэропорт Мурманск» и ЗАО «Аэросервис», также не определено, что досмотр бортового питания должен производиться исключительно с использованием принадлежащего ЗАО «Аэросервис» рентгенотелевизионного интроскопа.

Таким образом, отказ в проведении досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» в аэропорту города Мурманска был обусловлен отсутствием во владении и пользовании Общества введённого в эксплуатацию рентгенотелевизионного интроскопа, что фактически явилось следствием собственных действий Аэропорта по одностороннему досрочному расторжению договора аренды досмотрового оборудования. При этом ОАО «Аэропорт Мурманск», несмотря на запросы ЗАО «Аэросервис», не была предоставлена возможность прохождения досмотра бортового питания альтернативным способом и на регулярной основе, что позволило бы ЗАО «Аэросервис» исполнять обязательства по договорам с авиакомпаниями.

ПАО «Аэропорт Мурманск» письмами № 1085 от 20.06.2016, № 1159 от 01.07.2016 предлагало ЗАО «Аэросервис» самостоятельно обращаться к ЗАО «Юность Плюс» для урегулирования вопроса о возможности прохождения досмотра бортового питания, фактически устранившись от решения вопроса в части организации обеспечения предполётных досмотров в интересах ЗАО «Аэросервис». В этих письмах ПАО «Аэропорт Мурманск», тем не менее, не даёт никаких гарантий, что досмотр бортового питания ЗАО «Аэросервис» действительно на регулярной основе безвозмездно будет производиться в пункте досмотра ЗАО «Юность Плюс».

09.06.2016г. генеральный директор ОАО «Аэропорт Мурманск» <...> издал приказ № 171, которым Службе авиационной безопасности (САБ) Аэропорта было запрещено производить предполётный досмотр бортового питания, бортовых запасов и бортового кухонного оборудования в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис» по причине его не оборудования стационарными техническими средствами досмотра вследствие расторжения с 03.06.2016г. договора аренды № а/п 1378/15 от 25.03.2015г.

На основании данного приказа генеральным директором ОАО «Аэропорт Мурманск» также было подготовлено Указание по САБ №33 от 09.06.2016г., согласно которому сотрудникам группы досмотра САБ с 00 часов 00 минут 10.06.2016г. не следовало производить предполётный досмотр бортового питания, бортовых запасов и бортового кухонного оборудования в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис», а инспекторам по перонному контролю и досмотру ВС САБ – не допускать к погрузке на воздушное судно недосмотренное бортовое питание.

Помимо этого, ОАО «Аэропорт Мурманск» были предприняты меры по информированию контрагентов ЗАО «Аэросервис» о решении Аэропорта прекратить предполётный досмотр бортового питания, поставляемого Обществом (исх. ОАО «Аэропорт Мурманск» № 114 от 23.06.2016).

В адрес авиакомпаний, сотрудничающих с ЗАО «Аэросервис», были направлены телеграммы за подписью генерального директора ОАО «Аэропорт Мурманск» <...>, содержащие уведомление о том, что с 10.06.2016г. служба авиационной безопасности в аэропорту Мурманск не осуществляет предполётный досмотр бортового питания, бортовых запасов и бортового кухонного оборудования в пункте досмотра ЗАО «Аэросервис» ввиду его несоответствия требованиям авиационной безопасности. Авиакомпаниям было предложено рассмотреть возможность загрузки бортового питания в аэропорту вылета, а также сообщалось о наличии в аэропорту Мурманска иной организации, оказывающей услуги по предоставлению бортового питания.

Фактически данные действия привели к блокированию хозяйственной деятельности ЗАО «Аэросервис» и невозможности исполнения своих обязательств по договорам с авиакомпаниями, поскольку осуществление предполётного досмотра бортовых запасов и грузов, доставляемых на воздушные судна, является обязательной процедурой по обеспечению авиационной безопасности в силу Воздушного кодекса РФ. В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142) предполётный досмотр должен проводиться в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности.

Следствием описанных выше действий ОАО «Аэропорт Мурманск» стал отказ авиакомпаний – контрагентов ЗАО «Аэросервис» от услуг Общества и приостановление совместного сотрудничества (письмо ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» № 7С-7449/16 от 10.06.2016, письмо ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии № 3259 от 01.06.2016, письмо ОАО «АК «Уральские авиалинии» № 8.1-4631 от 29.06.2016).

сложившуюся ситуацию, ЗАО «Юность ПЛЮС» разослало в адрес авиакомпаний, сотрудничавших ранее с ЗАО «Аэросервис» своё коммерческое предложение исх. б/н от 10.06.2016г. о заключении договора на оказание услуг по обеспечению бортовым питанием пассажиров и членов экипажей воздушных судов в аэропорту г. Мурманска.

Вследствие приостановления в аэропорту г. Мурманска деятельности ЗАО «Аэросервис», авиакомпании стали пополнять бортовые запасы в аэропорту вылета с учётом потребности рейса по маршруту «туда-обратно», либо пользоваться услугами ООО «Юность Плюс».

Проанализировав совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что у ОАО «Аэропорт Мурманск» не имелось оснований для прекращения досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» после инициирования расторжения договора аренды интроскопа.

У ОАО «Аэропорт Мурманск» имеется обязанность в силу требований Правил проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждённых Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (пункты 14, 23, 34), Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897 (далее – Положение № 897) (вместе с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности) по обеспечению наличия в аэропорту пунктов досмотра, оборудованных в соответствии с требованиями нормативных документов гражданской авиации по авиационной безопасности и предоставляющих возможность проходить предполётный досмотр заинтересованным лицам.

В соответствии с пунктом 10 Положения № 897, авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности. При этом согласно пункту 12 Положения № 897 администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.

Пунктом 2 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897, предусмотрено, что каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.

Бортовые запасы – готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание (пункт 3.3 «ОСТ 54-0-192.84-2002. Стандарт отрасли. Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Общие требования» (утв. Минтрансом России 27.05.2003).

В соответствии с пунктом 5 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна. Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.

При рассмотрении дела № 05-03-16/13 ОАО «Аэропорт Мурманск» не представило доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности продолжения исполнения своих обязательств по досмотру бортового питания ЗАО «Аэросервис» в соответствии с договором № а/п-954/14 от 03.03.2014г.

Комиссия Мурманского УФАС России посчитала, что действия ОАО «Аэропорт Мурманск» по прекращению предполётного досмотра бортового питания, бортового кухонного оборудования ЗАО «Аэросервис» содержат признаки злоупотребления ОАО «Аэропорт Мурманск» своим доминирующим положением, поскольку фактически были направлены на ограничение доступа ЗАО «Аэросервис» на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту г. Мурманска.

На то, что ОАО «Аэропорт Мурманск» действовало при этом в интересах ЗАО «Юность Плюс», которое в условиях устранения ЗАО «Аэросервис» было лишён необходимости конкурировать при входе на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов, указывают следующие обстоятельства.

Прекращению предполётного досмотра бортового питания предшествовала попытка ОАО «Аэропорт Мурманск» лишить ЗАО «Аэросервис», длительное время успешно действующее на товарном рынке услуг по обеспечению бортовым питанием, арендуемых помещений, в которых хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, путём одностороннего расторжения с 08.03.2016г. договора аренды № а/п-908/13 от 01.01.2014г. с ООО «КМС-РАЙДО». Однако это не принесло результата, поскольку суды трёх инстанций при рассмотрении дела А42-1384/2016 признали требование ОАО «Аэропорт Мурманск» о расторжении указанного договора аренды необоснованным.

Далее, несмотря на то, что на территории аэропорта г. Мурманска действует ЗАО «Аэросервис», арендующее значительные площади, принадлежащие ОАО «Аэропорт Мурманск», под цех бортового питания, Аэропорт на своём официальном сайте www.airport-murmansk.ru разместил Извещение № 703 от 22.04.2016 о проведении запроса предложений на предмет заключения договора аренды коммерческих площадей для организации ещё одного цеха бортового питания (целевое назначение помещений).

итогам запроса предложений 19.05.2016г. (т.е. практически одновременно с уведомлением ЗАО «Аэросервис» о расторжении договора аренды досмотрового оборудования) ОАО «Аэропорт Мурманск» заключило с ООО «Юность Плюс» договор аренды №а-8/16 в отношении принадлежащих Аэропорту площадей с целевым использованием под цех бортового питания, что свидетельствует о намерении ООО «Юность Плюс» осуществить выход на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов, на котором уже стабильно действовало ЗАО «Аэросервис».

Анализируя совокупность установленных в ходе рассмотрения дела № 05-03-16/13 последовательных и взаимосвязанных обстоятельств, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что в совокупности своей отдельные действия ОАО «Аэропорт Мурманск» образуют стратегию поведения, имеющую определённую направленность, а именно, воспрепятствование доступу на товарный рынок обеспечения бортовым питанием ЗАО «Аэросервис» и одновременное создание благоприятных условий для выхода на этот же товарный рынок ЗАО «Юность Плюс».

Такие действия не могут быть допустимы, поскольку их совершение в конечном итоге привело к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции путём устранения ЗАО «Аэросервис» в рассматриваемый период с товарного рынка, что, в свою очередь, стало следствием злоупотребления ОАО «Аэропорт Мурманск» своим доминирующим положением при осуществлении естественно монопольного вида деятельности по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Мурманска.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в частности, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

ОАО «Аэропорт Мурманск» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим в аэропорту города Мурманска, помимо прочего, услуги по обеспечению авиационной безопасности, включая досмотр воздушных судов и их бортовых запасов.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлению Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах входит обеспечение авиационной безопасности. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждёнными Приказом Минтранса России от 28.11.2005и № 142, обеспечение авиационной безопасности включает досмотр бортовых запасов воздушных судов.

Поскольку ОАО «Аэропорт Мурманск» согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» осуществляет естественно монопольный вид деятельности, а в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положении хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, ОАО «Аэропорт Мурманск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории аэропорта города Мурманска.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях ОАО «Аэропорт Мурманск» нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путём создания ЗАО «Аэросервис» препятствий доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска посредством прекращения предполётного досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» с целью создания благоприятных условий для выхода на указанный товарный рынок нового участника - ЗАО «Юность Плюс».

Действия ОАО «Аэропорт Мурманск» привели к ущемлению интересов ЗАО «Аэросервис» и повлекли за собой ограничение конкуренции на рынке услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска, поскольку их следствием стало устранение ЗАО «Аэросервис» с указанного товарного рынка.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, является административным правонарушением и образует диспозицию части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ являются как юридические лица, злоупотребившие своим доминирующим положением, так и должностные лица таких хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Уставом ОАО «Аэропорт Мурманск» (в редакции, утверждённой решением общего собрания акционеров, протокол № 15 от 22.06.2009), генеральный директор является единоличным исполнительным органом Общества, осуществляющим руководство его текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесённых к компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров Общества (пункты 11.1, 11.2 Устава).

Действующей редакцией Устава ПАО «Аэропорт Мурманск» (утверждён решением общего собрания акционеров, протокол № 26 от 30.03.2017) также определено, что руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган – Генеральный директор (пункт 9.1).

Генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться положениями Устава Общества (пункт 9.4). К компетенции единоличного исполнительного органа - генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров Общества (пункт 9.7)

По результатам заочного заседания Совета Директоров ОАО «Аэропорт Мурманск», проведённого 29.10.2015, <...> был назначен генеральным директором ОАО «Аэропорт Мурманск», исполняющим функции единоличного исполнительного органа Общества, с 30.10.2015 сроком на три года (Выписка из протокола результатов голосования № 98, Трудовой договор с генеральным директором от 30.10.2015).

Имеются достаточные основания, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в действиях генерального директора ПАО «Аэропорт Мурманск» <...>

Субъект административного правонарушения

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается, в том числе, руководитель и другой работник организации, совершивший административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Субъектом административного правонарушения в рассматриваемом случае является генеральный директор ПАО «Аэропорт Мурманск» <...>.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, являются общественные правоотношения в сфере предпринимательской деятельности.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения состоит в том, что <...>, в период с 30.10.2015 и по настоящее время являющимся генеральным директором ПАО «Аэропорт Мурманск», исполняющим функции единоличного исполнительного органа Общества, не были приняты меры по надлежащему соблюдению ПАО «Аэропорт Мурманск» требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.

ПАО «Аэропорт Мурманск» было допущено злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории аэропорта города Мурманска, создавшее ЗАО «Аэросервис» препятствие доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска посредством прекращения предполётного досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис» с целью предоставления благоприятных условий для выхода на указанный товарный рынок нового участника - ЗАО «Юность Плюс».

Общественно-опасные последствия действий ПАО «Аэропорт Мурманск» выразились в ущемлении интересов ЗАО «Аэросервис» и повлекли за собой ограничение конкуренции на рынке услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска, поскольку их следствием стало устранение ЗАО «Аэросервис» с указанного товарного рынка.

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Генеральным директором ПАО «Аэропорт Мурманск» не были предприняты надлежащие меры по недопущению и прекращению нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в злоупотреблении ПАО «Аэропорт Мурманск» своим доминирующим положением на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории аэропорта города Мурманска посредством прекращения предполётного досмотра бортового питания ЗАО «Аэросервис», что повлекло создание для ЗАО «Аэросервис» препятствий доступу на товарный рынок услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска.

Вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, заключается в том, что он осознавал противоправный характер деяния, предвидел его вредные последствия и сознательно допускал наступление таких последствий.

В рассматриваемых обстоятельствах у должностного лица имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Место совершения административного правонарушения: Мурманская область, Кольский район, пос. Мурмаши.

Время совершения административного правонарушения: период с июня 2016 года. Нарушение выявлено Мурманским УФАС России 10.08.2016 (Приказ врио руководителя Мурманского УФАС России «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № 89 от 10.08.2016).

При указанных обстоятельствах в действиях <...> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в отношении ПАО «Аэропорт Мурманск» не установлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность в отношении ПАО «Аэропорт Мурманск» не установлены.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

О времени и месте рассмотрения дела № 05-04-17/39 об административном правонарушении должностное лицо было уведомлено определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 12.12.2017 № 05-04-17/39-4304. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела было доставлено 13.12.2017 (входящий № 2022 от 13.12.2017) по месту осуществления <...> трудовой деятельности в ПАО «Аэропорт Мурманск» по адресу: 184355, Мурманская область, Кольский район, пос. Мурмаши, Аэропорт.

Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела.

На рассмотрение дела об административном правонарушении № 05-04-17/39 <...> не явился, защитника не направил. Ходатайство об отложении рассмотрения дела заявлено не было. В связи с этим, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие должностного лица <...> на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

Перед рассмотрением дела ПАО «Аэропорт Мурманск» письмом от 21.12.2017 № 2354 представило возражения по делу № 05-04-17/39 об административном правонарушении. В своих возражениях Общество, ссылаясь на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 по делу №А42-638/2017, указало на отсутствие оснований для привлечения должностного лица – генерального директора ПАО «Аэропорт Мурманск» <...> к административной ответственности. Указанные письменные возражения ПАО «Аэропорт Мурманск» приобщены к материалам дела.

Должностное лицо, рассматривающее дело № 05-04-17/39 об административном правонарушении, ознакомившись с возражениями ПАО «Аэропорт Мурманск» (от 21.12.2017 № 2354), не находит оснований для прекращения рассмотрения дела, поскольку по состоянию на текущую дату спор о законности и обоснованности Решения Мурманского УФАС России по делу № 05-03-16/13 о нарушении антимонопольного законодательства, послужившего поводом для возбуждения дела № 05-04-17/39 об административном правонарушении, в судебном порядке не разрешён. Воспользовавшись правом кассационного обжалования, гарантированного статьёй 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманское УФАС России обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 по делу №А42-638/2017.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

При решении вопроса о применении предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ санкции в отношении привлекаемого к административной ответственности должностного лица ПАО «Аэропорт Мурманск», заместителем руководителя Мурманского УФАС России был учтён характер общественно-опасных последствий совершённого деяния. Действия, предпринятые ПАО «Аэропорт Мурманск» под руководством генерального директора <...>, повлекли за собой ограничение конкуренции на рынке услуг по обеспечению бортовым питанием воздушных судов в аэропорту города Мурманска, выразившееся в устранении с указанного товарного рынка ЗАО «Аэросервис». В связи с незаконным прекращением в аэропорту города Мурманска предполётного досмотра бортового питания, поставляемого ЗАО «Аэросервис», хозяйствующий субъект был лишён возможности продолжать свою хозяйственную деятельность и исполнять обязательства перед контрагентами по заключённым договорам.

Кроме того, генеральный директор ПАО «Аэропорт Мурманск» <...> постановлением Мурманского УФАС России от 13.10.2017 по делу №05-04-17/20 об административном правонарушении уже был привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ за факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на ряд аэропортовых услуг, предоставляемых в аэропорту города Мурманска, в отношении которых государственное регулирование цен (сборов, тарифов) не осуществляется.

На основании изложенного, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, учитывая характер совершённого правонарушения и повторность привлечения должностного лица к ответственности за однородное правонарушение, руководствуясь частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо - генерального директора публичного акционерного общества «Аэропорт Мурманск» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. За нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, наложить на должностное лицо – генерального директора публичного акционерного общества «Аэропорт Мурманск» <...> административный штраф в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)

ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000. Код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, следует направить по факсу: (8152) 68-50-43.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны