Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-06-15/131 ООО «МУРМАНСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» О ... от 15 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление гражданина по вопросу взимания ООО «Мурманский автовокзал» (далее Автовокзал, Общество) комиссионного сбора за предварительную продажу билетов на автомобильный транспорт международного сообщения.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по реализации билетов на автомобильный транспорт международного сообщения установлено доминирующее положение ООО «Мурманский автовокзал» на данном рынке с долей 99-100% в границах города Мурманска, что позволило рассмотреть указанные в заявлении действия Общества на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

В соответствии с Приказом директора ООО «Мурманский автовокзал» от 15.12.2014 №65 в ООО «Мурманский автовокзал» организовано предварительное бронирование билетов, которое начинается за 10 календарных суток и заканчивается по истечении календарных суток, предшествующих дню отправления автобуса. Предварительной продажей билетов может быть реализовано до 80% мест в автобусе.

Указанным приказом утвержден тариф на услуги по продаже билетов с 26 декабря 2014 года:

1.

Комиссионный сбор за предварительное бронирование одного билета на международный маршрут

80 руб.

 

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статья 790 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» порядок продажи билетов определяется правилами перевозок.

ООО «Мурманский автовокзал» представило агентские договоры с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров по регулярным международным маршрутам, согласно которым ООО «Мурманский автовокзал» осуществляет предварительную и текущую продажу билетов на международные маршруты. Сумма вознаграждения по агентскому договору определяется сторонами из суммы продажи автобусных билетов на междугородние маршруты и варьируется в зависимости от перевозчика. Агент удерживает 3 % или 12% от суммы реализованных билетов за проезд и 12% от суммы реализованных билетов за провоз багажа.

Таким образом, установлено, что услуги автовокзала по продаже билетов оплачиваются ООО «Мурманский автовокзал» перевозчиками из суммы реализованных билетов.

Как следует из фактических обстоятельств заявления и собранных материалов (приказ директора ООО «Мурманский автовокзал» от 15.12.2014 №65, автобусный билет №000385, пояснения Автовокзала), плата взимается не только за предварительное бронирование билета, но и за продажу билетов, в том числе и в день отъезда.

При этом, бронирование билетов подразумевает размещение и подтверждение заявки на услугу перевозки пассажиров автобусным транспортом и не предусматривает предварительную оплату. Следственно, продажа и бронирование билетов это различные виды услуг, которые не могут быть оказаны одновременно.

Автовокзалом создана ситуация, когда граждане, не приобретая услугу бронирования, не имеют возможности приобрести билеты на международные автобусные маршруты без оплаты Обществу комиссионного сбора в размере 80 рублей за 1 билет.

ООО «Мурманский автовокзал» письмом от 23.06.2015 №67 пояснило, что в размер вознаграждения по агентским договорам на обслуживание международных маршрутов не включены расходы на выплату заработной платы кассиров ООО «Мурманский автовокзал», обслуживанию комплексной кассовой системы.

Указанный довод является необоснованным, поскольку ООО «Мурманский автовокзал», являясь агентом, оказывает автотранспортным предприятиям услуги по предварительной и текущей продаже билетов, следственно оплату указанных услуг должен производить Принципал, что и следует из условий представленных договоров.

Также Автовокзал пояснил, что плата с пассажиров взимается в случае продажи билетов на пронумерованные места, когда пассажиру гарантируется конкретное место.

Данный довод не может быть учтен, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено взимание комиссионного сбора за предварительную продажу билетов.

Кроме того, в имеющемся в материалах заявления билете №000385 конкретное место пассажира не указано, что свидетельствует о том, что пассажиру предоставляется любое свободное место в автобусе.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (пункт 3).

Установлено, что ООО «Мурманский автовокзал», реализуя от имени перевозчиков автобусные билеты на международные маршруты, навязывает гражданам услуги по предварительному бронированию таких билетов.

Такие действия Общества ущемляют интересы неопределенного круга лиц, поскольку приобретатели билетов на международные рейсы не имеют возможности покупки билета по установленной перевозчиком цене без оплаты комиссионного сбора за их бронирование. В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пункта 3 и пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Мурманский автовокзал» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора перевозки пассажиров автомобильным транспортом междугороднего сообщения, на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции Мурманское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий, а именно: не позднее 28 июля 2015 года прекратить взимание комиссионных сборов за предварительную продажу билетов на автомобильный транспорт международного сообщения.

О выполнении предупреждения сообщить в Мурманское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны