Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПАО «РОСГОССТРАХ» В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА В МУРМАНСКО... от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

22.01.2016

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, рассмотрев заявление Союза организаций технических экспертов «ТехЭксперт», выявило в действиях ПАО «Росгосстрах» (ИНН 7707067683; ОГРН 1027739049689) как правопреемника ООО «Росгосстрах» (ИНН 5027089703; ОГРН 1025003213641; запись о прекращении деятельности внесена в ЕГРЮЛ 31.12.2015) в лице филиала в Мурманской области признаки нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении страховщиком договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании направлений на прохождение технического осмотра у индивидуального предпринимателя Мицкевича Р.В. и при отсутствии у страхователей документов, подтверждающих прохождение технического осмотра транспортного средства.

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу части 1 статьи 4 Закона об ОСАГО, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования регламентирован Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО).

Согласно пункту «е» части 3 статьи 15 Закона об ОСАГО, страхователь обязан представить страховщику для заключения договора обязательного страхования диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра установлен Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о техническом осмотре).

Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра (часть 1 статьи 4 Закона о техническом осмотре).

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о техническом осмотре, оператор технического осмотра обязан отказывать в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств.

Периодичность проведения технического осмотра определяется в соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 15 Закона о техническом осмотре.

Сроки, установленные пунктами 1 и 3 части 1 статьи 15, исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска транспортных средств, указанных в данных пунктах (часть 3 статьи 15 Закона о техническом осмотре).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о техническом осмотре, первый технический осмотр транспортных средств, указанных в части 2 настоящей статьи, проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (часть 2 статьи 16 Закона о безопасности дорожного движения).

Частью 3 статьи 16 Закона о безопасности дорожного движения определено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, регистрация не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что процедура технического осмотра проводится до заключения договора обязательного страхования.

Требования действующего законодательства о необходимости подтверждения успешного прохождения технического осмотра транспортного средства до заключения договора обязательного страхования направлены на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Действующим законодательством закреплена обязанность страховых организаций по проверке наличия документа, подтверждающего надлежащее техническое состояние транспортного средства.

Мурманским УФАС России установлено, что 19 марта 2013 года между ООО «Росгосстрах» (ИНН 519050611160) и индивидуальным предпринимателем Мицкевичем Р.В. заключен агентский договор (далее – Договор), согласно которому ООО «Росгосстрах» принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств и (или) проведению технического осмотра транспортных средств у ИП Мицкевича Р.В.

В силу пункта 1.1 Договора, стороны исходят из того, что оказание ООО «Росгосстрах» страхователям услуг в любой форме по настоящему договору не является гарантией и подтверждением успешного прохождения процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

ООО «Росгосстрах» оказывает услуги по Договору путем выдачи клиентам (при изъявлении желания осуществить контрольную диагностику аккумуляторной батареи автомототранспортного средства (тестирование) и (или) по проведению технического осмотра транспортных средств) направления по утвержденной форме.

Размер стоимости услуги ООО «Росгосстрах» составляет 30% от суммового выражения стоимости услуг, соответствующих выданным направлениям (пункт 3.1 Договора).

При рассмотрении заявления установлено, что ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области при заключении договоров ОСАГО выдавало страхователям направления на прохождение технического осмотра у ИП Мицкевича Р.В., в которых указывался срок, до которого необходимо произвести осмотр транспортного средства, гражданам вручались незаполненные бланки диагностической карты и принималась оплата за услуги ИП Мицкевича Р.В. по проведению технического осмотра.

Полис ОСАГО выдавался клиентам, получившим направление на прохождение технического осмотра у ИП Мицкевича Р.В., без предъявления ими документа, подтверждающего соответствие транспортного средства требованиям безопасности, и на основании направления на прохождения технического осмотра.

Например, 02 сентября 2015 года ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области (представитель страховщика <...>) выдало гр. <...> направление № АВ2000033975 о прохождении технического осмотра транспортного средства с государственным номером B587BK51.

В заявлении о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 02.09.2015 в графу «диагностическая карта, свидетельствующая о прохождении технического осмотра» внесен номер <...> , который повторяет последние 7 цифр номера направления на прохождение технического осмотра транспортного средства.

Гр. <...> 02.09.2015 выдан полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0348282692 со сроком страхования с 15 часов 41 минуты 02.09.2015.

Согласно письменным пояснениям ИП Мицкевича Р.В. от 30.09.2015, по направлению № АВ2000033975 гражданину гр. <...> услуги по проведению технического осмотра транспортного средства не оказывались, диагностическая карта гр. <...> не выдавалась.

Таким образом, полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0348282692 выдан ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области при отсутствии у страхователя диагностической карты, подтверждающей соответствие транспортного средства требованиям безопасности.

23.05.2014 ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области выдало гр. <...> направление № АВ2000031138 на прохождение технического осмотра транспортного средства с государственным номером Т637EP51 у ИП Мицкевича Р.В.

23.05.2014 между ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области и гр. <...> заключен договор ОСАГО серии ССС № 0665881960 со сроком действия с 09 часов 25 минут 23.05.2014.

В полисе ОСАГО ССС № 0665881960 в графе «особые отметки» указан номер направления на прохождения технического осмотра № АВ2000031138.

В письме от 30.09.2015 ИП Мицкевич Р.В. пояснил, что услуги по проведению технического осмотра по направлению № АВ2000031138 гражданину не оказывались, диагностическая карта не оформлялась.

12 апреля 2014 года ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области выдало гр. <...> направление № АВ2000022594 на прохождение технического осмотра автотранспортного средства со свидетельством о регистрации ТС серии 51УА № 458463 у ИП Мицкевича Р.В.

В заявлении о заключении договора ОСАГО от 12.04.2014 в графе «талон технического осмотра» указан номер направления: AB 2000022594.

Между страховщиком и гр. <...>12.04.2014 заключен договора ОСАГО серии ССС № 0309072366 на основании направления № AB 2000022594.

По данным ИП Мицкевича Р.В., технический осмотр транспортного средства по направлению AB 2000022594 не осуществлялся, диагностическая карта не выдавалась.

24 февраля 2014 года ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области выдало гр. <...> направление № 2000018777 о прохождении технического осмотра транспортного средства (свидетельство о регистрации ТС серии 51РЕ № 438765) у ИП Мицкевича Р.В.

24.02.2014 между ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области и гр. <...> заключен договор обязательного страхования ССС № 0665879796 со сроком действия с 02.03.2014.

По данным ИП Мицкевича Р.В., технический осмотр транспортного средства по направлению № 2000018777 не осуществлялся, диагностическая карта гражданину не выдавалась.

05 сентября 2014 года ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области выдало гр. <...> направление № АВ2000037193 на прохождение технического осмотра транспортного средства (свидетельство о регистрации ТС серии 77ТУ № 147719) у ИП Мицкевича Р.В.

В направлении указывалось о необходимости гр. <...> осуществить технический осмотр транспортного средства в срок по 05.09.2014 (срок совпадает с датой выдачи направления).

05.09.2014 между ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области и гр. <...> заключен договора ОСАГО серии ССС № 0315871356.

По данным ИП Мицкевича Р.В., технический осмотр транспортного средства по направлению № АВ2000037193 не осуществлялся, диагностическая карта не выдавалась.

Пункт 1 стати 14.2. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно названной статье 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (ратифицирована СССР 19.09.1968), подлежат запрету, в том числе указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области, осуществляя деятельность по выдаче полисов обязательного страхования на основании направлений на прохождение технического осмотра и без проверки наличия действующей диагностической карты, допускал нарушение Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО.

Рассмотренные действия вводят страхователей в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона об ОСАГО, договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств признается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Пунктом «и» части 1 статьи 14 Закона об ОСАГО предусмотрено, что к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

Кроме того, в рассматриваемом случае страховщик вправе требовать возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области (правопреемником является ПАО «Росгосстрах»), оказывая услуги по заключению договоров ОСАГО без диагностической карты, заведомо ставит граждан в невыгодные условия, фактически лишая права на получение страховой выплаты при наступлении страхового случая, вводя их в заблуждение.

Страховщику как профессиональному участнику рынка ОСАГО, известны положения действующего законодательства, запрещающие реализацию договоров обязательного страхования без представления диагностических карт (документов их замещающих).

Учитывая вышеизложенное, Мурманское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «Росгосстрах» (ИНН 7707067683; ОГРН 1027739049689) в лице филиала в Мурманской области о необходимости в течении 15 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения прекратить вышеуказанные действия, являющиеся нарушением пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, путем заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а именно: только при условии предъявления страхователем предусмотренного законодательством РФ документа,

содержащего сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

О выполнении предупреждения сообщить в Мурманское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

 

Руководитель управления С.А. Чеченина

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны