Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 051/05/28-72/2019 по приз... от 7 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 051/05/28-72/2019

по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации

о рекламе

07 февраля 2019 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя УФАС России Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратился отдел архитектуры и градостроительства г. Апатиты по факту распространения в период с 14.05.2018г. по 17.10.2018 в г. Апатиты, ул. Бредова, д.11 наружной рекламы в виде баннеров: «Центрофинанс микрофинансирование. Деньги на любые нужды. Пожалуй, лучшая % ставка в городе, 2 этаж» и «Центрофинанс микрофинансирование. Деньги на любые нужды, далее мелкий шрифт», с признаками нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 и пунктом 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Из обращения следует, что рекламные конструкции в г. Апатиты, ул. Бредова, д.11, размещены без разрешения, и содержат рекламу ООО МКК «Центрофинанс Групп».

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Размещенная в г. Апатиты на ул. Бредова, д.11, виде двух баннеров информация: «Центрофинанс микрофинансирование. Деньги на любые нужды. Пожалуй, лучшая % ставка в городе, 2 этаж» и «Центрофинанс микрофинансирование. Деньги на любые нужды, далее мелкий шрифт» является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц(размещена на фасаде здания); направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Центрофинанс Групп» и её услуге займу: «Деньги на любые нужды», призвана формировать, и поддерживать интерес к микрофинансовой компании, побуждая воспользоваться финансовой услугой: «Пожалуй, лучшая % ставка в городе».

Объектами рекламирования являются:

- микрофинансовая компания «Центрофинанс»

- финансовая услуга потребительские займы «Деньги на любые нужды»;

- предложение «лучшая процентная ставка в городе».

В рамках рассмотрения обращения, по запросу антимонопольного органа, представлены документы и пояснения ООО МКК «Центрофинанс Групп» и агента общества ИП Яковлева Е.Е.

Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центрофинанс Групп» (далее- ООО МКК «Центрофинанс Групп») коммерческая микрофинансовая организация, предметом деятельности которой, является микрофинансовая деятельность, финансовое посредничество, вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества(свидетельство о внесении в реестр микрофинансовых организаций от 18.09.2013 ОГРН 1132932001674).

ООО МКК «Центрофинанс Групп» (ОГРН 1132992001674 от 20.09.2016, ИНН 2902076410) заключило агентский договор № 9 от 01.11.2015 с индивидуальным предпринимателем Яковлевым Евгением Евгеньевичем (ИНН 290215999949, ОГРНИП 315290100018455).

Исходя из предмета договора, агент от имени и за счет ООО МКК «Центрофинанс Групп» информирует, обратившихся граждан об условиях предоставления займа, осуществляет прием заявлений на предоставление займа от граждан, оформляет договор займа и передает денежные средства на основании заключенного договора займа и т.д.

В соответствии с пунктом 2.3.6 агентского договора№ 9 от 01.11.2015, агент самостоятельно разрабатывает, создает и размещает рекламу, в том числе наружную с использованием фирменного наименования МФО в качестве коммерческого обозначения.

Согласно дополнительному соглашению к Договору № 9 от 01.11.2015, стороны расторгли агентский договор 30.06.2018г.

Согласно представленным документам, реклама распространялась с 29.03.2018г.

Из письменных пояснений и представленных документов ИП Яковлевым Е.Е. следует, что рекламные услуги были заказаны <...> по договору №14 от 01.02.2017г с ИП Якушиной О.Н.(ИНН 29020386540, ОГРНИП 315290100018455).

По заявке ИП Яковлева Е.Е. рекламные баннеры были изготовлены и размещены в г. Апатиты, в полном объеме в установленные сроки и с надлежащим качеством, согласно акту № 184 от 04.04.2018.

Под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном порядке. Таким образом, предоставление микрозаймов, согласно положениям Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ), является деятельностью, осуществляемой лицами, обладающими специальной правоспособностью.

В силу пункта 2.1. Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Ммикрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Из вышеприведенных норм следует, что ООО МКК «Центрофинанс Групп» оказывает финансовые услуги по предоставлению займа.

ООО МКК «Центрофинанс Групп», как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о полном наименовании финансовой организации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.

В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно пункта 1.3 Устава от 08.09.2016, полное фирменное наименование: общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центрофинанс групп», сокращенное ООО МКК «Центрофинанс групп».

В двух рекламах содержится лишь часть фирменного наименования «Центрофинанс», с пометкой мелким шрифтом микрофинансирование, что не соответствует статье 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации и требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, реклама содержит фразу: «Пожалуй, лучшая % ставка в городе», не подкрепленная подтверждением, исследованиями в самой рекламе.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Привлекая рекламой внимание потребителей к компании «Центрофинанс» и услугам (микрофинансированию) ИП Яковлев Е.Е. использует в рекламе сравнение, неподкрепленное исследованиями, тем самым действует недобросовестно по отношению к другим субъектам рынка.

По информации сайта http://apatity.kompaskreditov.ru/zaimy/ микро-займы в г. Апатиты выдает 41 компания, зарегистрированная в госреестре Микрофинансовых организаций Российской Федерации (МФО), в том числе кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций.

Использование в спорной рекламе сравнительного словосочетания "пожалуй, лучшая% ставка в городе" напрямую противоречит вышеприведенным норам.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление), необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

При анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару/услуге) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение".

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В связи с этим принято подобные утверждения сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

Исходя из вышесказанного, используемое в спорной рекламе словосочетание "пожалуй, лучшая% ставка в городе", также указывает на наличие в рекламе признаков нарушения пункта1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, в силу отсутствия каких-либо конкретных критериев сравнений и объективных подтверждений.

Приведенные нормы законодательства, защищая потребителей от злоупотребления их доверием, запрещает искажать в рекламе сведения о продавце рекламируемого товара/услуги и вводить тем самым в заблуждение.

Согласно пункту 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет как рекламодатель так и рекламораспространитель, за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ответственность возложена на рекламодателя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно представленным документам рекламодателем и распространителем рекламы является индивидуальный предприниматель Яковлев Е. Е. (ИНН 290215999949, ОГРНИП 315290100018455).

В действиях рекламодателя и рекламораспространителя индивидуального предпринимателя Яковлева Е. Е. (ИНН 290215999949, ОГРНИП 315290100018455) усматриваются признаки нарушения пункта1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5, части 1статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № № 051/05/28-72/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующим в деле:

-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –

индивидуального предпринимателя Яковлева Е. Е. (ИНН 290215999949, ОГРНИП 315290100018455 );

-заинтересованное лицо – индивидуального предпринимателя Якушину О. Н. (ИНН 29020386540, ОГРНИП 315290100018455)

Назначить дело к рассмотрению на 13 марта 2019 года в 11.30, по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела в антимонопольный орган к 27.02.2019 представить:

ИП Яковлеву Е.Е:

-утвержденные макеты реклам;

-условия предоставления «лучшей % ставки»;

-письменные пояснения, в которых указать конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение рекламной фразе

« пожалуй, лучшая % ставка в городе»;

- все приложения и дополнительные соглашения к агентскому договору № 9 от 01.11.2015 с ООО МКК«Центрфинанс Групп»;

-все приложения и дополнительные соглашения к договору №14 от 01.02.2017 с ИП Якушиной О.Н.;

-акты выполненных работ и счет на оплату к договору № 14 от 01.02.2017 с ИП Якушиной О.Н.;

-паспортные данные страницы (2-5) ИП Яковлева Е.Е.;

-мотвированные письменные пояснения по признакам нарушения рекламного законодательства;

-иные документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела по существу.

ИП Якушиной О.Н.:

-утвержденные макеты реклам;

-заявку ИП Яковлева Е.Е.;

-кто определял и утверждал содержание вышеназванных реклам;

-электронную переписку с заказчиком по размещению и изготовлению рекламы (при наличии);

-все приложения и дополнительные соглашения к договору №14 от 01.02.2017 с ИП Яковлевым Е.Е., в том числе план график размещения рекламы;

-акты выполненных работ и счет на оплату к договору № 14 от 01.02.2017 с ИП Яковлевым Е.Е.;

-все приложения к договору и дополнительные соглашения № Апа31-08/16 от 31.08.2016 с ИП Карпухиным Д.А. на оказание услуг по изготовлению рекламно-информационных носителей;

-счет на оплату и акт выполненных работ по договору№ Апа31-08/16 от 31.08.2016;

-письменные пояснения о взаимодействии с ИП Яковлевым Е.Е. и ИП Карпухиным Д.А. в целях распространения вышеназванной рекламы;

-паспортные данные страницы (2-5) ИП Якушиной О.Н.;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

Запрашиваемые документы представить в копиях, заверив надлежащим образом.

Явка лиц (законных представителей с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.

В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим письменно уведомить Мурманское УФАС России до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому, либо электронному адресу и направить запрашиваемые документы и письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

 

Заместитель руководителя управления

И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны