Решение б/н Решение и предписания по делу № 06-03-12/16 в отношении ИП В... от 7 мая 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/16
05 июля 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
рассмотрев материалы дела №06-03-12/16 от 07.06.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Волковой О.Г.(ИНН 750500008525, паспорт <…>), не получает корреспонденцию.
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В № 5 (820) от 04.02.2012 года на стр.9 еженедельной газеты «Ва.Банкъ» распространялась рекламная статья «Эликсир «Медвед».
В статье «Эликсир «Медвед» сказано: «Сегодня наука творит чудеса, результатом открытий уральских ученых в области медицины стал «Медвед»….тысячи исцеленных и благодарных людей сегодня это подтверждают.».
Далее идут заметки многочисленных людей об излечении от болезней при помощи эликсира «Медвед».
Пишет <Ш…>: «….начала пить «Медвед» сахар уменьшился с 11единиц до 6-7, утомляемость и давление прошли… восстановила маму после инсульта»; <З…>: «Я очень страдал от аденомы и простатита. Купил полный курс эликсира, мне стало намного лучше, я стал принимать меньше других медицинских препаратов, у меня повысилась потенция и либидо….»; <О…>; «….невралгия тройничного, лицевого и затылочного нерва … свое спасение нашла в комплексе «Медвед»…»; <Х…> : «инвалид 2-й группы по онкологии - меланома….пропила два курса «Медвед»… Я живу!»; <З…> : « Вся моя жизнь- борьба с кучей болезней…. Стенокардия, ишемия, аритмия, распространенный остеохондроз. Дочка принесла 6 упаковок эликсира «Медвед»…..через 2 месяца исчезли загрудные боли, исчезла аритмия, нормализовалось давление».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламная статья «Эликсир «Медвед», размещенная в № 5 (820) от 04.02.2012 года на стр.9, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержат все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначены для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение БАД - «Эликсир «Медвед» побуждают воспользоваться данным продуктом.
Объектом рекламирования является продукт «Эликсир «Медвед».
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека.
Согласно Федеральному реестру (в сети Интернет http://obad.ru) биологически активная добавка к пище (далее – БАД) «Медвед», номер свидетельства: 77.99.11.3.У.3900.6.10 от 04.06.2010г. Область применения БАД: для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище – источника каротиноидов, дополнительного источника витамина Е, содержащей полиненасыщенные жирные кислоты.
«Медвед» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
«Эликсир «Медвед» является биологической активной добавкой к пище, но не лекарственным препаратом.
Таким образом, данный продукт как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый БАД.
Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы №466 от 28.09.2011г. заказал публикацию рекламы «Эликсир «Медвед», индивидуальный предприниматель Голоцван Нелли Васильевна (ИНН616832147746, Ростов –на – Дону, а/я 366), разместил в газете «Ва.Банкъ» рекламу заказчика Мурманский Филиал закрытого акционерного общества «Издательский дом «Комсомольская правда».
По запросу Мурманского УФАС <Г…> представила договор № 22 от 01.10.2011г. на оказание рекламных услуг.
Согласно предмету договора <Г…> принимает на себя обязательства оказывать услуги ИП Волковой О.Г. по размещению рекламных материалов в печатных СМИ. В представленных <Г…> материалах имеется заявка ИП Волковой О.Г. и акт №56 от 05.02.2012г. о приемке выполненных работ, подписанный и заверенный сторонами без претензий к объему и качеству выполненных работ.
ИП Волкова О.Г. по запросу УФАС по Мурманской области не представила регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключения на «Эликсир «Медвед».
Кроме того, индивидуальный предприниматель Волкова О.Г. не направила объяснений и заявлений на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела №06-03-12/16 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе.
Представитель ООО «Комсомольская правда-Арктика» в ходе заседания сообщил, что рекламодатель ИП Волкова О.Г. сознательно шла на нарушения Закона о рекламе.
Сотрудники Мурманского филиала ЗАО «ИД» «Комсомольская правда»» и ООО «Комсомольская правда-Арктика» неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и согласовывал его со следующей фразой: «Макет согласован, печать без изменений. В случае предъявления претензий по данному макету со стороны контролирующих органов ответственность несет ИП Волкова О.Г.»
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Комсомольская правда «Арктика»», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья «Эликсир Медвед» нарушает требования части 1 статьи 25 пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе является недостоверной и ненадлежащей.
Согласно материалам дела заказал публикацию рекламы «Эликсир «Медвед» индивидуальный предприниматель Волкова О.Г., разместил в газете «Ва.Банкъ» рекламу заказчика Мурманский Филиал закрытого акционерного общества «Издательский дом «Комсомольская правда».
Мурманский филиал ЗАО «ИД «Комсомольская правда» представило письмо, из которого следует, что учредителем газеты «Ва.Банкъ» является – ООО «Комсомольская правда – Арктика». Между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор на размещение рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда» осуществляет действия по поиску клиентов, согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.
Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель ИП Волкова О.Г. (ИНН 750500008525, паспорт <…>).
Таким образом, <В…> сознательно разместила рекламную статью «Эликсир Медвед», в № 5 (820) от 04.02.2012 года на стр.9 еженедельной газеты «Ва.Банкъ» с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью «Эликсир Медвед» в № 5 (820) от 04.02.2012 года на стр.9 еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Волковой О.Г. и ООО «Комсомольская правда – Арктика» о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Волковой О.Г.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.06. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.07. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
05.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/16 о признании рекламной статьи: «Эликсир «Медвед», размещенной в № 5 (820) от 04.02.2012 года на стр.9 еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю – ИП Волковой О.Г. (ИНН 750500008525, паспорт <…>) прекратить размещение рекламной статьи: «Эликсир «Медвед», с нарушением требований пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации.
А именно исключить возможность рекламирования БАДа не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
05.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/16 о признании рекламной статьи: «Эликсир «Медвед», размещенной в № 5 (820) от 04.02.2012 года на стр.9 еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2 части 1 статьи 25, пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламной статьи «Эликсир «Медвед», с содержанием макета, представленного ИП Волковой О.Г. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.