Решение б/н Решение и предписания по делу № 06-03-12/29 в отношении ИП Н... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/29
12 декабря 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела №06-03-12/29 от 06.11.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности б/н от 19 ноября 2012 года и <К…> по доверенности б/н от 14.03.2012г., и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Нигматуллина Р.С.,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях г. Мурманска, был выявлен факт распространения рекламы «Бальзам «Алтайский Десятисил» в газете «Вечерний Мурманск» № 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В статье «бальзам «Алтайский Десятисил» сказано: «…удивительный бальзам «Десятисил алтайский»- уникальный источник силы и энергии, действенное средство против многих болезней и дарящий жизнь без боли». Далее приводятся письма граждан: «Болели все суставы, особенно коленные, организм был очень слабый. Пропила всего четыре баночки сегодня я сама пришла к вам! Боли в ногах стали гораздо слабее.», «полгода назад мои болезни (ревматизм) артроз плечевых и коленных суставов) довели меня до плачевного состояния. И только благодаря бальзаму «Десятисил» я почувствовала облегчение. Нормализовалась работа кишечника, прошли боли в сердце, отдышка уменьшилась, теперь с легкостью поднимаюсь по лестнице…», «… у меня бронхиальная астма. Я все время пользовалась ингалятором, иногда даже 6-7 раз в день. После приема бальзама уже через месяц к своему «помощнику» стала обращаться максимум 3 раза в день».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламная статья «Бальзам «Алтайский Десятисил», размещенная в газете «Вечерний Мурманск» в № 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение биологически активной добавки к пище - «Бальзам «Алтайский Десятисил», побуждает воспользоваться данным продуктом.
Объектом рекламирования является БАД - «Бальзам «Алтайский Десятисил».
06.11.2012г. определением о возбуждении дела № 06-03-12/29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела было назначено на 21.11.12 в 11.30.
В назначенное время индивидуальный предприниматель Нигматуллин Р. С., в действиях которого усматривается нарушение рекламного законодательства, в заседание не явился, ходатайств и писем в адрес УФАС по Мурманской области от предпринимателя не поступало.
21 ноября 2012 года в ходе рассмотрения дела № 06-03-12/29 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) установила, что необходимо получить дополнительные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения пунктов 5 и 6 статьи 7 Закона о рекламе.
У рекламодателя и рекламораспространителя были запрошены доказательства достоверности потребительских свойств рекламируемого продукта, указанного в рекламе «Бальзам «Алтайский Десятисил».
В соответствии пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия определила рассмотрение дела № 06-03-12/29 отложить до 16.30 часов 06 декабря 2012 года, о чем письменно уведомила участников ИП Нигматуллина Р. С. и МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
06 декабря 2012 года Комиссия в том же составе при участии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности и в отсутствии ИП Нигматуллина Р. С. объявила перерыв до 11 декабря 2012 года по ходатайству представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
11 декабря 2012 Комиссия в том же составе при участии представителей МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> и <К…>, в отсутствии ИП Нигматуллина Р. С. (уведомлен надлежащим образом, не получает корреспонденцию) продолжила рассмотрение дела 06-03-12/29.
Согласно представленному МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» свидетельству о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е049527.12.11 от 02.12.2011 и реестру свидетельств о государственной регистрации (в сети Интернет http://fr.crc.ru) продукция «Бальзам «Десятисил Алтайский» является биологически активной добавкой к пище для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище – источника полифенольных соединений, изготовлен ООО «Амулет здоровья» и соответствует требованиям нормативных документов СанПин, гигиеническим требованиям и ТУ 9197-002-63591373-11.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи улучшения состояния здоровья человека в результате применения продукта «Бальзам «Алтайский Десятисил».
Рекламная статья «Бальзам «Алтайский Десятисил» содержит высказывания граждан о том, что «Десятисил» обладает лечебным свойством и при его приеме улучшается состояние здоровья при различных заболеваниях, <А…>: «Боли в позвоночнике не позволяли мне свободно двигаться. Только благодаря бальзаму «Десятисил» я вновь вернулась к жизни. Пропила 4 баночки …боли в позвоночнике уменьшились, я стала более подвижной», <С…>: «…благодаря бальзаму «Десятисил» я почувствовала облегчение, нормализовалась работа кишечника, прошли боли в сердце…»
Согласно пункту 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами и содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
«Бальзам «Алтайский Десятисил» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Указанный в рекламе продукт «Бальзам «Алтайский Десятисил», как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в декларации соответствия и свидетельстве о государственной регистрации на рекламируемый продукт.
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», участвующих в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья «Бальзам «Алтайский Десятисил» нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Федерального Закона о рекламе является ненадлежащей.
Газета «Вечерний Мурманск» зарегистрирована как средство массовой информации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации П 0663 14.12.1993г. Учредителем газеты является администрация г. Мурманска, трудовой коллектив редакции газеты.
МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» заключило договор № 30НГ от 04 июня 2012 года с ИП Нигматуллиным Р.С. на оказание услуг по размещение рекламных материалов в газете «Вечерний Мурманск» в соответствии с заявкой клиента.
Предоставленный макет рекламы утвержден ИП Нигматуллиным Р.С. с формулировкой «макет на 08.06.2012 г. утвержден в печать без изменений» и заверен печатью индивидуального предпринимателя.
Акт выполненных работ № 00000611 от 08.06.2012 года подписан и заверен печатью ИП Нигматуллина Р.С. без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
На рассмотрение данного дела ИП Нигматуллин Р.С. не явился, и не представил Комиссии запрашиваемые определением о возбуждении дела № 06-03-12/29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе документы и письменные объяснения.
ИП Нигматуллина Р.С. пренебрег требованиям Закона о рекламе и сознательно шёл на нарушения Закона о рекламе.
Согласно материалам дела ИП Нигматуллин Роман Сергеевич определил содержание рекламы и сознательно разместил рекламную статью «Бальзам «Алтайский Десятисил» в газете «Вечерний Мурманск» в № 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 с нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе. А именно биологически активная добавка к пище позиционировалась в рекламе, как лекарственный препарат, улучшающий состояние здоровья при различных заболеваниях.
Согласно материалам дела заказал публикацию рекламы «Бальзам «Алтайский Десятисил», индивидуальный предприниматель Нигматуллин Р.С., разместил в газете «Вечерний Мурманск» рекламу заказчика МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
Рекламораспространителем является МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9)
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Нигматуллин Р.С. (<…>).
ИП Нигматуллин Р.С. имел возможность предотвратить нарушение рекламного законодательства и привести макет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не создавать в рекламе впечатление о том, что биологически активные добавки и пищевые добавки являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также способствуют, улучшению состояния в результате их применения, служат целям защиты потребителя от ненадлежащей рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью БАД «Бальзам «Алтайский Десятисил» размещенную в газете «Вечерний Мурманск» в № 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Нигматуллину Р.С. и МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Нигматуллина Романа Сергеевича.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 11.12. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.12. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/29
17.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 11.12.2012 года по делу № 06-03-12/29 о признании рекламной статьи: «Бальзам «Алтайский Десятисил» размещенной в газете «Вечерний Мурманск» в № 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Нигматуллину Р.С. (<…>) прекратить размещение рекламной статьи и обеспечить соблюдение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе».
А именно, исключить возможность рекламирования биологически активные добавки к пище не зарегистрированные как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 29 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 11.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/29
17.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 11.12.2012 года по делу № 06-03-12/29 о признании рекламной статьи: «Бальзам «Алтайский Десятисил» размещенной в газете «Вечерний Мурманск» в № 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю - МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи «Бальзам «Алтайский Десятисил», с содержанием макета, представленного ИП Нигматуллиным Р.С. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе».
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 11.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.