Решение б/н Решение и предписания по делу № 06-03-12/30 в отношении ИП В... от 12 апреля 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/30
21 ноября 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела №06-03-12/30 от 06.11.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности б/н от 19 ноября 2012 года, и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Волковой О.Г.(<…>), не получает корреспонденцию.
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В газете «Вечерний Мурманск» № 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 размещалась рекламная статья «Эликсир «Медвед» с признаками нарушения рекламного законодательства.
В статье «Эликсир «Медвед» сказано: «Сегодня наука творит чудеса, результатом открытий уральских ученых в области медицины стал «Медвед»….тысячи исцеленных и благодарных людей сегодня это подтверждают.»
Далее идут заметки многочисленных людей об излечении от болезней при помощи эликсира «Медвед». Пишет <Ш…>: «….начала пить «Медвед» сахар уменьшился с 11единиц до 6-7, утомляемость и давление прошли… восстановила маму после инсульта»; <П…>: «Главной проблемой для меня был узел в щитовидной железе и киста там же. Два полных курса пропила эликсира «Медвед» узла в щитовидке нет. Совсем нет!»; <А…>; «С применением комплекса «Медвед» мои болячки сдуло как ветром облака. Гипертония, инсульт, сосуды, звон и шум в ушах.» и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламная статья «Эликсир «Медвед», размещенная в № 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты «Вечерний Мурманск», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение БАД - «Эликсир «Медвед», побуждает воспользоваться данным продуктом.
Объектом рекламирования является продукт «Эликсир «Медвед».
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека.
«Медвед» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Согласно Федеральному реестру (в сети Интернет http://obad.ru) биологически активная добавка к пище (далее – БАД) «Медвед», номер свидетельства: 77.99.11.3.У.3900.6.10 от 04.06.2010г. Область применения БАД: для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище – источника каротиноидов, дополнительного источника витамина Е, содержащей полиненасыщенные жирные кислоты.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
«Эликсир «Медвед» является биологической активной добавкой к пище, но не лекарственным препаратом.
Таким образом, данный продукт как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый БАД.
Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы №11НГ от 06.02.2011г. заказал публикацию рекламы «Эликсир «Медвед», индивидуальный предприниматель Голоцван Нелли Васильевна (<…>), разместило в газете «Вечерний Мурманск» рекламу заказчика МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
По запросу Мурманского УФАС МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» представило договор № 22 от 01.10.2011г. на оказание рекламных услуг. Согласно предмету договора Голоцван Н.В. принимает на себя обязательства оказывать услуги ИП Волковой Ольге Григорьевне (<…>) по размещению рекламных материалов в печатных СМИ, т.е. ИП Голоцван Н.В. является посредником по размещению публикации рекламы «Эликсир «Медвед».
В материалах дела, имеется заявка ИП Волковой О.Г. и акт №00000111 от 07.03.2012г. о приемке выполненных работ, подписанный и заверенный без претензий к объему и качеству выполненных работ.
ИП Волкова О.Г. не направила объяснений и заявлений на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела №06-03-12/30 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе, не представила запрашиваемые документы по делу.
Представитель МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» в ходе заседания сообщил, что рекламодатель ИП Волкова О.Г. сознательно шла на нарушения Закона о рекламе.
Сотрудники газеты «Вечерний Мурманск» неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и не предпринимал мер для предотвращения нарушения.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья «Эликсир Медвед» нарушает требования части 1 статьи 25 пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе является недостоверной и ненадлежащей.
Согласно материалам дела определил содержание рекламы «Эликсир «Медвед» и заказал её публикацию индивидуальный предприниматель Волкова Ольга Григорьевна.
МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» опубликовало рекламу в газете «Вечерний Мурманск».
Рекламораспространителем является МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск». (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9).
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Волкова Ольга Григорьевна (<…>).
Таким образом, <В…> определила содержание рекламы и сознательно разместила рекламную статью «Эликсир Медвед», № 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты «Вечерний Мурманск» с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать рекламную статью «Эликсир Медвед» № 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты «Вечерний Мурманск» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
3.Выдать предписание ИП Волковой Ольге Григорьевне и МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Волковой О.Г.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 21.11. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.11 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
21.11.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)
на основании своего решения от 21.11.2012 года по делу № 06-03-12/30 о признании рекламной статьи: «Эликсир «Медвед», размещенной в № 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты «Вечерний Мурманск», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2 части 1 статьи 25, пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Волковой Ольге Григорьевне (<…>) прекратить размещение рекламной статьи «Эликсир «Медвед» и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
А именно исключить возможность рекламирования БАДа не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 21 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 21.11.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
21.11.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)
на основании своего решения от 21.11.2012 года по делу № 06-03-12/30 о признании рекламной статьи: «Эликсир «Медвед», размещенной в № 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты «Вечерний Мурманск», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2 части 1 статьи 25, пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи «Эликсир «Медвед», с содержанием макета, представленного ИП Волковой О.Г. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 21 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 21.11.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.