Постановление №06-04/15-149 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 06-04/15-149

 

01 декабря 2015 года

город Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Калитина Наталия Александровна, действующая на основании статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела № 06-04/15-149 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – первого заместителя министра здравоохранения Мурманской области – <...>, по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и руководствуясь статьёй 29.9 и статьёй 29.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

19 декабря 2014 года Министерством здравоохранения Мурманской области на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона «Услуга по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области», Закупка №0149200002314004327 (далее – Электронный аукцион).

Документация об Электронном аукционе состоит из трёх томов.

Том первый – «Общая часть», утверждён председателем Комитета государственных закупок Мурманской области <...>

Том второй – «Специальная часть», утверждён первым заместителем министра Министерства здравоохранения Мурманской области <...>

Том третий – «Проект контракта», утверждён первым заместителем министра Министерства здравоохранения Мурманской области <...>

Заказчик: Министерство здравоохранения Мурманской области (далее – Министерство), место нахождения: 183032, город Мурманск, проспект Кольский, дом 1.

Уполномоченный орган: Комитет государственных закупок Мурманской области, место нахождения: город Мурманск, проспект Ленина, дом 71 (5 этаж).

Наименование объекта закупки по электронному аукциону: услуга по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области.

Начальная (максимальная) цена контракта: 186791348,00 (Сто восемьдесят шесть миллионов семьсот девяносто одна тысяча триста сорок восемь) рублей 00 копеек.

Предметом контракта является осуществление услуги по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области в соответствии со Спецификацией (Приложением №1 к Контракту).

Согласно пункту 2.1 проекта контракта, который является неотъемлемой частью документации об Электронной аукционе, Заказчик поручает Исполнителю осуществлять услугу по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области в соответствии со Спецификацией (Приложением №1 к Контракту).

Обязательства Исполнителя, предусмотренные пунктом 2.1 проекта контракта, включают в себя совершение определённых действий, в том числе:

1. Обеспечить наличие в пунктах отпуска нормативного товарного запаса (пункт 3.1.3 и пункт 5.1 проекта контракта):

- в течение 5-ти рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска обеспечить наличие в них ассортимента товаров на территории Мурманской области, включённых в Спецификацию Контракта, в количестве равном 30% от количеств, указанных в утверждённых Заказчиком Заявках медицинских организаций:

- на 1 число каждого месяца обеспечить наличие в пунктах отпуска запаса товаров, обеспечивающего бесперебойное оказание услуги в течение 14 дней;

- организовать еженедельное пополнение товарных запасов в пунктах отпуска, при необходимости организует ежедневное пополнение товарных запасов в пунктах отпуска.

2. Обеспечить наличие в пунктах отпуска товаров надлежащего качества с остаточным сроком годности не менее 15 месяцев с даты поступления в пункт отпуска (пункт 3.1.7 проекта контракта).

3. Подтверждать качество и безопасность товаров установленными действующим законодательством документами (копии сертификатов, копии деклараций соответствия, копии паспортов заводов изготовителей и другими) (пункт 3.1.9 проекта контракта).

В свою очередь, обязанностью Заказчика согласно пункту 3.3.5 проекта контракта является, в том числе, возмещать стоимость расходов Исполнителя по оказанию услуги в размере стоимости отпущенных по рецептам товаров по ценам, указанным в Спецификации (Приложении № 1 к Контракту), на основании представленных и надлежаще оформленных документов в течение 60 рабочих дней, со дня оформления Акта медико-экономического контроля.

При этом в пункте 4.2 проекта контракта указано, что цена Контракта понимается как розничная цена товаров включающая: стоимость товаров, оплату услуг аптечным организациям по приёму, хранению, учёту и отпуску товаров отдельным категориям граждан, оснащения пунктов отпуска устройствами для считывания штрих кода рецепта, программно-аппаратными комплексами, средствами связи, средствами защиты информации, организации в пунктах отпуска автоматизированного предметно-количественного учёта движения товаров и персонифицированного учёта рецептов, информационного и технологического взаимодействия пунктов отпуска, медицинских организаций, Заказчика, предоставление отчётности, выполнение требований Порядка информационного обмена, а также стоимость подлежащих оплате таможенных и страховых платежей и процедур, расходы по конвертации валюты, все установленные налоги и сборы, НДС, оплату банковских услуг, погрузо-разгрузочных работ, транспортных услуг.

В ходе анализа положений документации об Электронной аукционе, Мурманским УФАС России установлено, что Министерство, определив предметом контракта услуги по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области в соответствии со Спецификацией (Приложением №1 к Контракту), установило при этом в документации об Электронной аукционе требование, в том числе, о поставке Исполнителем лекарственных препаратов.

Таким образом, к отношениям Заказчика и Исполнителя должны применяться нормы о поставке товаров, содержащиеся, как в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ), так и в Законе о контрактной системе.

В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учётом требований, предусмотренных статьёй 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объём подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, так же должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, объём закупки формируется на основании потребностей и нужд заказчика и описание объёма закупаемых услуг указывается в количественных характеристиках услуг, измеряемых в натуральных (физических) единицах. Указание объёма оказываемых услуг в документации позволит участникам закупки подготовить ценовое предложение. Если общий объём закупки невозможно определить, его измерение возможно произвести в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы, услуги или используемого при их выполнении (оказании) товара.

Установлено, что предметом закупки по Электронному аукциону является осуществление услуги по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области в соответствии со Спецификацией (Приложением №1 к Контракту) в виде набора определённых услуг.

В подпункте 1.1 пункта 1 «Требования к объёму услуги» раздела 2 «Требование к услуге, являющейся предметом аукциона» тома 2 документации об Электронном аукционе установлен перечень из 277 наименований товара по международному непатентованному наименованию лекарственных средств и количество товаров, предусмотренных для отпуска по рецептам.

Далее в этом же разделе 2 тома 2 документации об Электронном аукционе в подпункте 1.2 определены виды услуг, где указано, что Исполнитель:

1. организует деятельность пунктов отпуска в соответствии с пунктами 8.1.1., 8.1.2, 8.1.3. раздела 1 тома 2 аукционной документации;

2. обеспечивает наличие в пунктах отпуска нормативного товарного запаса:

- в течение 5-ти рабочих дней с даты заключения государственного Контракта Заказчику обеспечить наличие на территории Мурманской области ассортимента товаров, включенных в Спецификацию Контракта, в количестве равном 30% от количеств, указанных в утвержденных Заказчиком Заявках медицинских организаций;

- обеспечивает транспортировку и упаковку товаров с учётом требований нормативных документов;

- обеспечивает транспортировку (перемещение) лекарственных препаратов в целях обеспечения рецептов в нормативные сроки;

- организовывает еженедельное пополнение товарных запасов в пунктах отпуска, при необходимости - ежедневное пополнение товарных запасов в пунктах отпуска;

- на 1 число каждого месяца обеспечивает наличие в пунктах отпуска запаса товаров, необходимого для бесперебойного оказания услуги в течение 14 дней.

3. не позднее 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска, но не ранее 1 января 2015 года организовать отпуск товаров по рецептам в следующие нормативные сроки:

- в день предъявления в пункт отпуска рецепта, выписанного в соответствии с требованиями нормативных документов, в медицинской организации, включенной в Перечень медицинских организаций, имеющих право на выписывание рецептов отдельным категориям граждан, врачом (фельдшером), включенным в Регистр врачей (фельдшеров), имеющих право на выписывание рецептов отдельным категориям граждан;

- при временном отсутствии необходимых товаров - в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты предъявления рецепта в пункт отпуска, рецепты на лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утверждённой главным врачом лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

4. организует ежедневный раздельный персонифицированный учёт обеспеченных рецептов и рецептов, по которым не был осуществлен отпуск товаров, в день предъявления рецепта в пункт отпуска;

5. еженедельно по пятницам письменно уведомляет Заказчика о невозможности обеспечения рецептов, поступивших в пункты отпуска в нормативные сроки, с обоснованием причин.

Аналогичные требования по оказываемым услугам прописаны в разделе 3 проекта контракта «Права и обязанности сторон».

Таким образом, Заказчиком в документации об Электронном аукционе не установлен надлежащим образом объём оказываемых услуг по Электронному аукциону, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.

Данный вывод подтверждается так же тем обстоятельством, что в том же разделе 2 тома 2 документации об Электронном аукционе имеется требование о поставке Исполнителем лекарственных препаратов.

Кроме того, проектом контракта так же установлено обязательство Исполнителя по хранению и перевозке лекарственных препаратов.

Так, контракт, заключаемый по результатам проведения настоящего Электронного аукциона, имеет правовую природу договора оказания услуг, порядок заключения которого регламентирован главой 39 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение, как наименования, так и объёма подлежащих оказанию услуг.

Вместе с тем, в проекте контракта, закреплены только виды подлежащих оказанию услуг без указания их конкретного объёма, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика и в итоге приводит к признанию такого контракта договором поставки товара (лекарственных средств).

Следовательно, такое описание объекта закупки носит необъективный характер, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.

Таким образом, Министерство нарушило пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.

В положениях пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе закреплено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 3.1.3 и пунктом 5.1 проекта контракта обязательства Исполнителя, предусмотренные пунктом 2.1 проекта контракта, включают в себя совершение определённых действий по обеспечению наличия в пунктах отпуска нормативного товарного запаса.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта под нормативным товарным запасом понимается товарный запас, обеспечивающий бесперебойный и безотказный отпуск товаров по рецептам, предъявленным в пункты отпуска, в соответствии с условиями настоящего Контракта.

По условиям Контракта Заказчик поручает Исполнителю осуществлять услугу по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области в соответствии со Спецификацией (Приложением №1 к Контракту).

Таким образом, положения проекта контракта в отношении передачи Исполнителем услуг по отпуску необходимых товаров фактически свидетельствуют о необходимости поставки товара заказчику, следовательно, объектом данной закупки по Электронному аукциону являются, в том числе, лекарственные средства.

Ранее указывалось на то, что в подпункте 1.1 пункта 1 «Требования к объёму услуги» раздела 2 «Требование к услуге, являющейся предметом аукциона» тома 2 документации об Электронном аукционе установлен перечень и количество товаров, предусмотренных для отпуска по рецептам. Аналогичный перечень указан и в Спецификации (Приложение №1 к Контракту).

Данный перечень состоит из 277 наименований товара по международному непатентованному наименованию лекарственных средств, так же определено количество товара, подлежащего поставке заказчику.

В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 31.03.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», установлено, что международное непатентованное наименование лекарственного средства (далее – МНН) - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранении.

В подпункте 3.1 пункта 3 раздела 2 тома 2 документации об Электронном аукционе установлены одни из следующих лекарственных препаратов:

- Азапентацен - капли глазные 0.015 % / 15 мл № 1 (позиция 2 таблицы).

- Азатиоприн - таблетки 50 мг №50 (позиция 3 таблицы).

- Азацитидин - лиофилизат для приготовления суспензии для подкожного введения, 100 мг №1 (позиция 4 таблицы).

- Бевацизумаб - концентрат для приготовления раствора для инфузий 25 мг/мл / 16 мл № 1 (позиция 24 таблицы).

- Бозентан - таблетки покрытые оболочкой 125 мг № 56 (позиция 35 таблицы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1000 руб., если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.

Как следует из государственного реестра лекарственных средств, размещенном на официальном сайте: http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрированные в установленном порядке указанные препараты не имеет аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственными производителями.

- Азапентацен (капли глазные) – имеет торговое наименование «Квинакс» и одного производителя: с.а. Алкон-Куврер н.в., Бельгия.

- Азатиоприн (таблетки 50 мг) - имеет торговое наименование «Азатиоприн» и одного производителя: Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко ОАО, Россия.

- Азацитидин (лиофилизат для приготовления суспензии для подкожного введения, 100 мг) - имеет торговое наименование «Вайдаза» и одного производителя: Селджен Интернэшнл С.а.р.Л., Швейцария.

- Бевацизумаб (концентрат для приготовления раствора для инфузий 25 мг/мл / 16 мл) - имеет торговое наименование «Авастин» и одного производителя: Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд., Швейцария.

- Бозентан (таблетки покрытые оболочкой 125 мг) - имеет торговое наименование «Траклир» и одного производителя: Актелион Фармасьютикалз Лтд., Швейцария.

Таким образом, при разработке документации об Электронном аукционе Министерство объединило в один лот лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями, которые не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственным производителем. При этом начальная (максимальная) цена превышает предельное значение начальной (максимальной) цены, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929.

При данных обстоятельствах Заказчик должен был исключить данные препараты из данного лота (закупки) либо снизить начальную (максимальную) цену лота до 1000 руб.

Более того, в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере (за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления):

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объём денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;

2,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объём денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;

5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объём денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по Электронному аукциону: 186791348,00 (Сто восемьдесят шесть миллионов семьсот девяносто одна тысяча триста сорок восемь) рублей 00 копеек.

Таким образом, Заказчик в нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 1, пункта 2 Постановления Правительства, включил в один лот поставку лекарственных средств с различным МНН, превысив предельное значение начальной (максимальной) цена контракта и с одним зарегистрированным торговым наименованием единственного производителя.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 64 аналогичную информацию должна содержать и документация об электронном аукционе.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указывалось ранее, объектом закупки является услуги по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ установлено, что под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Аналогичное требование закреплено в статье 8 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ).

Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населённых пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Статьёй 8 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению.

В Приложение к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности указан следующий перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;

2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения;

3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения;

5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;

6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;

7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;

8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.

Исходя из буквального толкования указанных норм, фармацевтической деятельностью является любой из перечисленных видов деятельности.

Правильность такого толкования пункта 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ подтверждается Приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, которое предусматривает восемь самостоятельных видов фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 раздела 4 тома 2 документации об Электронном аукционе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг являющихся предметом аукциона:

- иметь действующую лицензию на фармацевтическую деятельность с видом работ (услуг) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения с адресом осуществления деятельности в пределах места оказания услуги - территория Мурманской области.

Кроме того, в подпунктах 2.5 и 2.6 пункта 2 раздела 2 том 2 документации об Электронном аукционе указано, что исполнитель:

- обеспечивает в пунктах отпуска раздельное хранение запаса товаров, предназначенных для отпуска в рамках настоящего Контракта по рецептам в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706 н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 № 377 «Об утверждении требований к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»;

- обеспечивает транспортировку (перемещение) товаров в соответствии с правилами транспортировки (для термолабильных товаров – с соблюдением правил «холодовой цепи»).

Аналогичные требования по хранению и транспортировки предусмотрены и вменены в обязанность исполнителю в пунктах 3.1.11, 3.1.3, 5.1 контракта.

В соответствии со статьёй 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Учитывая, что законодатель рассматривает «отпуск», «хранение», «перевозку» и «розничную торговлю» лекарственными препаратами для медицинского применения, как самостоятельные виды фармацевтической деятельности, то Министерством необоснованно установлено требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с видом работ (услуг) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения на оказание услуг по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях Мурманской области.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Таким образом, Министерство нарушило требование пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Местом совершения правонарушения является местонахождение Министерства здравоохранения Мурманской области, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 1.

Время совершения правонарушения: 19 декабря 2014 года.

В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Как указывалось ранее Том второй «Специальная часть» документации об Электронном аукционе, утверждёна первым заместителем министра Министерства здравоохранения Мурманской области <...>

Таким образом, в действиях должностного лица - <...>, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения является должностное лицо Министерства здравоохранения Мурманской области – первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области – <...>.

Должностное лицо не проявило должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица заказчика, что привело к совершению административного правонарушения.

<...>, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела без его участия, возражения, изложенные в ходатайстве, были учтены при рассмотрении дела.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения, не установлены. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (ст.ст. 4.2., 4.3. КоАП РФ), не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.66, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – первого заместителя министра здравоохранения Мурманской области – <...> виновным в нарушении пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 и пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложить на должностное лицо – первого заместителя министра здравоохранения Мурманской области – <...> административный штраф в размере 3000,00 (Три тысячи) рублей, 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250)

ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчётный счёт 40101810000000010005 в Отделении Мурманск г. Мурманск. БИК 044705001.

Код ОКТМО 47 701 000. Код платежа 161 1 16 33020 02 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд субъектов Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления Н.А. Калитина

Связанные организации

Связанные организации не указаны