Решение б/н Решение и предписание по жалобам ООО «Торус» № 06-10/15-21 и... от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делам № 06-10/15-20, № 06-10/15-21

19 февраля 2015 года

город Мурманск

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС России — Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Члены Комиссии Мурманского УФАС России;

Воронина К.Ф. – начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Алешин С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

при участии:

представителей Муниципального казённого учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» – <...> (на основании доверенности №381 от 18.02.2015г.), <...> (на основании доверенности №382 от 18.02.2015г.),

директора Муниципального казённого учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» - <...>

представителя общества с ограниченной ответственностью «Торус» - <...> (на основании доверенности №б/н от 16.02.2015 г.),

без участия представителя общества с ограниченной ответственностью «Кольская строительная компания Мурман», должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торус» (далее – ООО «Торус», Общество, Заявитель) и общества с ограниченной ответственностью «Кольская строительная компания Мурман» (далее – ООО «КСКМ», Общество, Заявитель) на действия Муниципального казённого учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» при проведении запроса предложений «выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск» (далее – МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», Казённое учреждение, Заказчик), реестровый номер закупки 0849300000515000002 (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 13 февраля 2015 года обратились Общества с жалобами на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.

В обоснование своей жалобы ООО «Торус» указало, что в документации на проведение запроса предложений Заказчик установил критерии оценки заявок на участие в запросе предложений: цена контракта и опыт работы участника связанный с предметом контракта. Оценка заявок Заказчиком по критерию «Опыт работы участника связанный с предметом контракта» производится на основании суммарной стоимости исполненных в 2012-2014 годах работ по государственным и муниципальным контрактам по предмету закупки (объём работы в суммарном выражении) в рублях, по бальной системе.

ООО «Торус» в своей жалобе обращает внимание, что по критерию «Опыт работы участника связанный с предметом контракта» баллов не начисляется, в случае если суммарная стоимость исполненных в 2012-2014 годах работ по государственным и муниципальным контрактам по предмету закупки находится в пределах от 0,00 руб. до 50000000,00 руб.

ООО «Торус» в жалобе указывает на то, что намеревалось подать заявку на участие в запросе предложений в качестве подрядчика на выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск.

Однако, как заявляет ООО «Торус» в жалобе, ознакомившись с критериями оценки заявок, используемыми Заказником, Общество было вынуждено отказаться от подачи заявки, так как у Общества отсутствует опыт и при отсутствии опыта Общество не может предоставить Заказчику требуемые документы, что исключает возможность участия в Запросе предложений согласно положениям пункта 3 раздела 3 документации Запроса предложений.

ООО «Торус» полагает, что действия Заказчика нарушают нормы Закона о контрактной системе и нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также, по мнению Общества, Заказчик создает дискриминационные условия для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В обоснование своей жалобы ООО «КСКМ» указало, что согласно условиям документации Запроса предложений сроки выполнения работ следующие: начало выполнения работ: 00.00 часов 20 февраля 2015; окончание срока выполнения работ: 24.00 часа 31 декабря 2015 года.

ООО «КСКМ» в своей жалобе обращает внимание, что по условиям документации Запроса предложений дата вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений 16.02.2015 г., а заключение контракта возможно только не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

ООО «КСКМ» в жалобе предполагает, что если учесть то, что вскрытие заявок будет происходить 16.02.2015 и Заказчик также успеет опубликовать итоговый протокол 16.02.15, то заключение контракта будет возможно только 23.02.2015

Таким образом, делает вывод ООО «КСКМ», Заказчик, устанавливая срок начала производства работ 20.02.2015 понуждает Победителя запроса предложений начать производство работ еще без заключённого контракта.

Также ООО «КСКМ» в жалобе указывает на нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Заказчиком установлено требование о сроке действия обеспечения контракта по 01 марта 2016 года, что превышает установленную законом планку на один месяц.

Представители Заказчика с доводами жалоб не согласны и считают, что действия Заказчика соответствовали требованиям Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 00 минут 19 февраля 2015 года, объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 19 февраля 2015 года. Заседание проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

Из существа дела следует, что 06.02.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Запроса предложений.

Организация, осуществляющая закупку: Муниципальное казённое учреждение «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск».

Объект закупки: Выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск.

Начальная (максимальная) цена контракта: 119 445 575,82 руб. (Сто девятнадцать миллионов четыреста сорок пять тысяч пятьсот семьдесят пять рублей 82 копейки).

Процедура осуществления закупок путём проведения запроса предложений регламентирована параграфом 4 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе, под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Пунктами 3 - 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, в том числе: непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица; неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях; отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьёй 31 Закона о контрактной системе.

Из пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе следует, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, в которой должны быть указаны требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.

В соответствии с частью 8 статьи 83 Закона о контрактной системе для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа.

На основании части 10 указанной статьи участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются и их заявки не оцениваются.

При этом указанные нормы не содержат указания на право заказчика требовать от участников запроса предложений иных документов, помимо тех, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьёй 31 Закона о контрактной системе.

Из части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Несмотря на то, что заказчик в документации о проведении запроса предложений указывает требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений, он вправе установить только требование о предоставлении документов участниками закупки в подтверждении о своём соответствии статье 31 Закона о контрактной системе. Требовать представления иных документов заказчик от участников запроса предложений не вправе.

Вопреки вышеперечисленным нормам Закона о контрактной системе Казённое учреждение в документации Запроса котировок указало следующее.

В подпункте «ж» пункта 15 раздела 2 документации Запроса предложений Заказчиком установлено, что Заявка на участие в Запросе предложений должна содержать документы, подтверждающие критерии оценки заявок («Форма № 5» раздела «Образцы форм и документов для заполнения участниками»).

В разделе 3 документации Запроса предложений Заказчиком для оценки заявок участников закупки определены критерии: «Цена контракта» и «Опыт работы участника связанный с предметом контракта».

Далее в пункте 3 раздела 3 документации Запроса предложений Заказчиком обозначено, каким образом, осуществляется оценка заявок по критерию «Опыт работы участника связанный с предметом контракта». Как указано в документации, критерий оценивается на основании суммарной стоимости исполненных в 2012-2014 годах работ по государственным и муниципальным контрактам по предмету закупки (объём работы в суммарном выражении) в рублях.

Суммарная стоимость исполненных контрактов от 0 руб. до 50 000 000,00 руб. – 0 баллов;

2) Суммарная стоимость исполненных контрактов от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб. – 50 баллов;

3) Суммарная стоимость исполненных контрактов свыше 100 000 000,01 руб. - 100 баллов.

Для оценки заявок по критерию «Опыт работы участника связанный с предметом контракта» Заказчик указывает, что источником информации являются предоставленные участниками копии следующих документов:

- контрактов (договоров) на выполнение работ, аналогичных предмету запроса предложений;

- актов приёмки выполненных работ, подтверждающих выполнение работ по приложенным контрактам (договорам).

При этом Заказчиком в пункте 3 раздела 3 документации Запроса предложений устанавливается, что непредставление указанных документов является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.

Аналогичное требование Заказчика к участнику закупки и предупреждение об отказе в допуске к участию в Запросе предложений, в случае непредставление документов, содержится также и в Форме №5 документации Запроса предложений.

Как указывалось ранее, из смысла части 10 статьи 83 и части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи и отстраняет заявки тех участников, которые не соответствует этим требованиям.

Таким образом, непредставление документов, которые участники закупки представляют для оценки своих заявок, не могут являться основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.

Согласно положениям пункта 2 части 4 статьи 83 и статьи 31 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьёй 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Учитывая положения пункта 2 части 4 статьи 83 и статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик не вправе отказывать в допуске участнику закупки в запросе предложений за непредставление документов, которые участники закупки представляют для оценки своих заявок.

Таким образом, МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», установив в документации Запроса предложений, такое основание для отклонение заявок в запросе предложений, как непредставление документов, которые участники закупки представляют для оценки своих заявок, нарушила положения пункта 2 части 4 статьи 83 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

Согласно части 2 статьи 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.

Таким образом, заказчик вправе при оценке заявок на участие в запросе предложений свободно применять критерии оценки, в том числе и такой как «Опыт работы участника связанный с предметом контракта». Однако это не должно приводить к недопущению, ограничению или устранению конкуренции либо создавать угрозу наступления таких последствий.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путём доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Материалы дела свидетельствуют, что Казённое учреждение в документации Запроса предложений установило критерий оценки заявок на участие в Запросе предложений «Опыт работы участника связанный с предметом контракта».

Согласно пункту 3 раздела 3 документации Запроса предложений критерий оценки заявок «Опыт работы участника связанный с предметом контракта» оценивается на основании суммарной стоимости исполненных в 2012-2014 годах работ по государственным и муниципальным контрактам по предмету закупки (объём работы в суммарном выражении) в рублях.

При оценке заявок по данному критерию во внимание принимается только опыт работы в 2012-2014 годах. Опыт работы в иной период времени, являющийся равнозначным и свидетельствующий о наличии опыта работы участника запроса предложений, не учитывается.

Принимая во внимание, что под опытом в целом понимается совокупность практически усвоенных знаний и навыков, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что учитывать опыт работы исключительно на основании суммарной стоимости исполненных в 2012-2014 годах работ по государственным и муниципальным контрактам, не отражает качество оказываемых услуг, не характеризует опыт работы и квалификацию участника закупки.

Осуществление лицом работ в иной период времени и по меньшей суммарной стоимости, отвечающим предмету Запроса предложений, свидетельствует о наличии у данного лица необходимого опыта и квалификации.

При таких обстоятельствах Комиссия Мурманского УФАС России делает вывод, что учёт опыта работы на основании суммарной стоимости исполненных в 2012-2014 годах работ по государственным и муниципальным контрактам позволяет получить количество баллов участнику Запроса предложений лишь потому, что этот участник исполнил контракты в 2012-2014 годах. Более того порядок начисление баллов позволяет получить дополнительное количество баллов тому участнику Запроса предложений, который исполнил контракты на определённую сумму в 2012-2014 годах. При этом участник Запроса предложений, который не имел опыта работы и, соответственно, не мог представить документов в подтверждение, вообще по условиям документации не допускается к участию в Запросе предложений, несмотря на то, что по критериям оценки такому участнику должны будут присвоить ноль баллов.

Следовательно, установленный в пункте 3 раздела 3 документации Запроса предложений критерий оценки заявок «Опыт работы участника связанный с предметом контракта» и порядок оценки по данному критерию мог привести к созданию необоснованного преимущества одних участников запроса предложений перед другими и повлиять на результаты запроса предложений.

При таких обстоятельствах Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу о том, что установленный МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» в пункте 3 раздела 3 документации Запроса предложений критерий оценки «Опыт работы участника связанный с предметом контракта» и порядок оценки по данному критерию создают преимущества отдельным участникам запроса предложений, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В подпункте 5 пункта 4 раздела 2 документации Запроса предложений Заказчиком установлены условия по срокам выполнения работ.

Согласно подпункту 5 Сроки выполнения работ составляют:

- начало выполнения работ: 00.00 часов 20 февраля 2015 года;

- окончание срока выполнения работ: 24.00 часа 31 декабря 2015 года.

Аналогичные условия по срокам выполнения работ Заказчиком установлены также в проекте контракта в пунктах 2.1 и 2.2 раздела 2. При этом в пункте 10.1 раздела 10 проекта контракта установлено, что настоящий Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31 декабря 2015 года.

Согласно условиям документации Запроса предложений (пункт 23 раздела 2) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений: 16.02.2015 года. Дата подачи/вскрытия конвертов с заявками содержащих окончательные предложения на участие в запросе предложений: 17.02.2015 г. (пункт 28 раздела 2 документации Запроса предложений).

В соответствии с частью 17 статьи 83 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В пункте 29 раздела 2 документации Запроса предложений так же указано, что заключение контракта возможно только не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

Принимая во внимание, что вскрытие конвертов с заявками будет происходить 16.02.2015 года, дата подачи/вскрытия конвертов с заявками содержащих окончательные предложения на участие в Запросе предложений назначено на 17.02.2015 года, то заключение контракта будет возможно только 24.02.2015 года, и то при условии, что Заказчик разместит итоговый протокол 17.02.2015 года.

Таким образом, Заказчик, устанавливая срок начала выполнения работ 20.02.2015 года, возлагает на подрядчика (исполнителя) запроса предложений начать выполнение работ, не имея заключённого контракта.

Более того, по условиям документации Запроса предложений и проекта контракта было установлено обеспечение исполнение контракта (пункт 31 раздела 2 документации и раздел 7 проекта контракта). А как указывалось ранее, согласно положениям части 17 статьи 83 Закона о контрактной системе заключение контракта, если было установлено обеспечение исполнение контракта, возможно только после предоставления участником запроса предложений такого обеспечения.

Анализ указанных выше условий проекта Контракта позволяет Комиссии Мурманского УФАС России сделать вывод об установлении Заказчиком сроков выполнения работ невыполнимыми для подрядчика (исполнителя) и противоречащими извещению и документации о проведении закупки.

Условие, установленное в пунктах 2.1 и 2.2 раздела 2 проекта контракта, не может быть вменено в обязательство подрядчика (исполнителя), так как данное обязательство вопреки пункту 10.1 проекта контракта вступает в силу как минимум за четыре календарных дня до даты реального заключения контракта.

Часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусматривает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключённого ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Из содержания части 2 статьи 425 ГК РФ следует, что наличие в договоре названного условия не влияет на определение момента, с которого договор считается заключённым, а равно не изменяет срока его действия. По смыслу указанной нормы распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно только в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения. Что невозможно в тех случаях, когда заключение контракта происходит на торгах или иным выборным (конкурентным) способом, где подрядчик (исполнитель) заранее неизвестен.

В условиях осуществления закупок в рамках Закона о контрактной системе никакие отношения между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, до завершения процедуры осуществления закупки, не могут существовать. Такое положение вещей противоречит целям Закона о контрактной системе, основанным на принципах открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Следовательно, заключение контракта является частью определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которое, в свою очередь, является частью закупки, и все эти действия должны совершаться в порядке, определённом Законом о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России признает, что установление Заказчиком в проекте Контракта условия о необходимости осуществить выполнение работ до завершения процедуры размещения закупки и подписания контракта является нарушением части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе. В данной части жалоба ООО «КСКМ» признается обоснованной.

Относительно довода в жалобе ООО «КСКМ» о нарушении части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, о сроке действия обеспечения контракта по 01 марта 2016 года, что превышает установленную законом планку на один месяц, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода в виду следующего.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В пункте 31 раздела 2 документации Запроса предложений и разделе 7 проекта контракта было установлено обеспечение исполнение контракта.

Согласно условиям документации срок действия обеспечения исполнения контракта по 01 марта 2016 года.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе фактически устанавливает минимальный срок, на который действия банковской гарантии должен быть выше срока действия контракта – это один месяц.

Используемые в норме слова «не менее» дают основание полагать, что этот срок может быть и больше одного месяца.

Соответственно по данному основанию нарушений со стороны Заказчика не усматривается.

Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, статьёй 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торус» на действия Муниципального казённого учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» при проведении запроса предложений «выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск» (реестровый номер закупки 0849300000515000002) обоснованной.

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кольская строительная компания Мурман» на действия Муниципального казённого учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» при проведении запроса предложений «выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск» (реестровый номер закупки 0849300000515000002) частично обоснованной.

Признать Муниципальное казённое учреждение «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» нарушившим часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать Муниципальному казённому учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» предписание об устранение нарушений.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делам № 06-10/15-20, № 06-10/15-21

19 февраля 2015 года

город Мурманск

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС России — Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Члены Комиссии Мурманского УФАС России;

Воронина К.Ф – начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

Алешин С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

на основании решений от 19 февраля 2015 года по делам № 06-10/15-20, № 06-10/15-21, принятого по итогам рассмотрения жалоб общества с ограниченной ответственностью «Торус» и общества с ограниченной ответственностью «Кольская строительная компания Мурман» на действия Муниципального казённого учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» при проведении запроса предложений «выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск», реестровый номер закупки 0849300000515000002 (далее — Запрос предложений), руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьёй 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному казённому учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» устранить нарушения части 6 статьи 31, части 1 статьи 34, части 4 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путём:

отмены протоколов, составленных в ходе проведения Запроса предложений;

внесения изменений в документацию о проведении Запроса предложений, либо отмены определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Муниципальному казённому учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» исполнить предписание и до 16 марта 2015 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законодательством Российской Федерации об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru

Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Резолютивная часть предписания оглашена 19 февраля 2015 года.

В полном объеме предписание изготовлено 25 февраля 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны