Решение б/н Решение по жалобе ООО Техинвест» № 06-10/16-48 на положения ... от 23 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/16-48

15 марта 2016 года

город Мурманск

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС — Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Члены Комиссии Мурманского УФАС;

Воронина К.Ф. – начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Гребенюкова М.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Пахолкова Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

при участии:

представителя Комитета государственных закупок Мурманской области – <...> (по доверенности № 1/16 от 18.01.2016г.),

представителей Министерства здравоохранения Мурманской области (далее по тексту решения – Заказчик) – <...> (по доверенности № 08-04/1771-ВП от 14.03.2016г.), <...> (по доверенности №08-04/265-ВП от 18.01.2016г.), <...> (по доверенности №08-04/1770-ВП от 14.03.2016г.), <...> (по доверенности №08-04/1769-ВП от 14.03.2016г.),

общество с ограниченной ответственностью «Техинвест» уведомлено должным образом, своих представителей не направило,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техинвест» (далее по тексту решения – ООО «Техинвест», Заявитель, Общество) на положения документации электронного аукциона на Право заключения государственного контракта на поставку аппарата маммографического цифрового экспертного класса с принадлежностями», номер закупки: 0149200002316000104 (далее по тексту решения – Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 11 марта 2016 года из ФАС России по подведомственности поступила жалоба ООО «Техинвест» на положения документации Электронного аукциона.

Общество считает, что Заказчик в нарушение требований статьи 14 Закона о контрактной системе в аукционной документации не указал запрет на допуск программ электронных вычислительных машин и баз данных, регулируемых независимо от вида договора на материальном носителе в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также в документации Электронного аукциона отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, обязательный для Заказчика в соответствии с Правилами подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, по мнению Заявителя, документация разработана Заказчиком с нарушением требований норм статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно описание объекта закупки носит не объективный характер.

В связи с чем, Общество просит:

- признать жалобу обоснованной,

- приостановить закупку до рассмотрения жалобы,

- признать Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.

Способы обжалования и сроки, в течение которых может быть подана жалоба, определены в статье 105 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе установлена (по местному времени): 09.03.2016 в 08:00. Жалоба ООО «Техинвест», подана в ящик для корреспонденции ФАС России 04 марта 2016 года.

Следовательно, жалоба Заявителя была направлена до окончания срока, установленного Законом для обжалования.

Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы ООО «Техинвест» не согласны и считают, что положения документации соответствуют требованиям норм Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 10 часов 00 минут 15 марта 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.

Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

Из существа дела следует, что 04.02.2016 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение о проведении Электронного аукциона.

Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения – Уполномоченный орган).

Заказчик: Министерство здравоохранения Мурманской области.

Наименование объекта закупки: Право заключения государственного контракта на поставку аппарата маммографического цифрового экспертного класса с принадлежностями.

Начальная (максимальная) цена контракта: 21 585 000,00 рублей.

16.02.2016 года Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, в Том 1 и Том 2 аукционной документации, в том числе изменен срок начала и окончания подачи заявок.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Постановление от 16.11.2015г №1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

При этом 24.02.2016 года на сайте www.pravo.gov.ru опубликованы следующие нормативные правовые акты, принятые во исполнение Постановления Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236.

Приказ Минкомсвязи России от 30.12.2015г. №614 «Об определении официального сайта оператора единого реестра Российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Официальным сайтом оператора единого реестра отечественного ПО определен сайт www.reestr.minsvyaz.ru (реестр.минсвязь.рф);

Приказ Минкомсвязи России от 31.12.2015г.№ 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

Приказ Минкомсвязи России от 31.12.2015 №622 «Об утверждении правил применения классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Вышеуказанные документы вступили в силу 19 февраля 2016 года.

Как указано ранее, извещение о проведении аукциона было размещено Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 04.02.2016г., то есть на дату опубликования извещения отсутствовал единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных - в котором должны быть аналоги российского программного обеспечения.

Таким образом, на момент опубликования извещения о проведении Электронного аукциона у Заказчика отсутствовала возможность проверить наличие, либо отсутствие в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналогов российского программного обеспечения, то есть Заказчик в аукционной документации не имел возможности указать запрет на допуск программ электронных вычислительных машин и баз данных, регулируемых независимо от вида договора на материальном носителе в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также обосновать невозможность соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, обязательный для Заказчика в соответствии с Правилами подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Процедура осуществления закупок путём проведения аукциона в электронной форме регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе.

Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, заказчик вправе включить в документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

Цели осуществления закупок регламентированы статьей 13 Закона о контрактной системе. В соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определённых, установленных этим законом ограничений.

В пункте 8.4.4 Раздела 1 Тома 2 аукционной документации Заказчик установил, что оборудование должно быть доставлено по адресу Грузополучателя, транспортом, обеспечивающим его сохранность от загрязнений, влияния низких и высоких температур, пропитывания Оборудования посторонними запахами, обеспечивающим его дальнейшее качественное и безопасное применение. При несоблюдении данных условий Оборудование разгрузке у Грузополучателя не подлежит.

Представитель Заказчика пояснил, что при транспортировке оборудования должны соблюдаться требования, указанные производителем поставляемого оборудования, то есть должно быть исключено пропитывание Оборудования посторонними запахами, в том числе биологического и химического происхождения, а также чрезмерные нагревы и переохлаждения поставляемого оборудования.

Комиссия Мурманского УФАС, считает, что данное требование носит объективный характер, не ограничивает количество потенциальных участников закупки, а также нацелено на удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товаре, который необходим для осуществления ими своих функций.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В пункте 8.4.2 Раздела 1 Тома 2 документации Электронного аукциона установлено требование, что производитель или его официальный представитель обязаны иметь документально оформленную гарантию на оборудование. Поставщик обязан предоставить документально оформленную гарантию производителя (официального представителя) на оборудование.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС, считает, что Заказчик в соответствии с требованиями части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе правомерно установил требование о предоставлении гарантии на оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара установлены в части 3 Раздела 2 Тома 2 аукционной документации в виде таблицы. В пункте 6.4.1 части 3 Раздела 2 Тома 2 документации Электронного аукциона установлено требование к диагонали персонального графического ЖК монитора: «не менее 48 см».

Заявитель считает, что Заказчик необъективно описал объект закупки, так как данный параметр, по мнению Общества, имеет двусмысленное толкование.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, параметр «диагональ персонального графического ЖК монитора не менее 48 см», указанный в пункте 6.4.1 табличной части технического задания документации Электронного аукциона, относится к такой характеристике монитора, как диагональ экрана, и имеет однозначное, не допускающее двусмысленности, толкование. Заказчик при описании объекта закупки определил требование именно к размеру диагонали экрана, значение диагонали как габаритного размера корпуса монитора в техническом задании отсутствует.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что Заказчик при формировании описании объекта закупки указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики приобретаемых товаров, в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Исследовав положения документации об Электронном аукционе, исходя из целей Закона о контрактной системе, принимая во внимание свободу Заказчика в определении предмета Электронного аукциона с учетом его потребностей, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что указанные в Техническом задании аукционной документации характеристики товара обусловлены потребностью Заказчика и установлены в соответствии с требования Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав ответы Заказчика, на поступившие запросы о даче разъяснений о положении документации приходит к выводу, что разъяснения положений документации об электронном аукционе, опубликованные Заказчиком на официальном сайте не изменяют суть аукционной документации.

Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

РЕШИЛА:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техинвест» на положения документации электронного аукциона на Право заключения государственного контракта на поставку аппарата маммографического цифрового экспертного класса с принадлежностями», номер закупки: 0149200002316000104 признать необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны