Решение б/н Решение по жалобе ООО «Санаторий Глобус» № 06-10/16-99 на де... от 13 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 06-10/16-99
28 апреля 2016 года
город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии Мурманского УФАС: Калитина Н.А. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены Комиссии Мурманского УФАС:
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гребенюкова М.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области <...>(по доверенности №1/16 от 18.01.2016), представителя Министерства образования и науки Мурманской области <...> (по доверенности №17-08/4014-ИК от 26.04.2016),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Глобус» (далее — Заявитель, Общество, ООО «Санаторий Глобус») на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Мурманской области и нужд областных учреждений Комитета государственных закупок Мурманской области (далее — Единая комиссия)при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов Мурманской области на оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в оздоровительных учреждениях, расположенных на территории России (0149200002316001555) (далее - Открытый конкурс), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 22 апреля 2016 года обратилось Общество с жалобой на действия Заказчика при проведении Открытого конкурса.
В поданной жалобе Заявитель ссылается на то, что критерии оценки заявок, поданных для участия в Открытом конкурсе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Так, в конкурсной документации, сформулировано требование к участникам закупки о необходимости наличия спортивных и оздоровительных объектов. Для целей оценки и сопоставления заявок по данному показателю применяется шкала и учитываются объекты, оборудованные надлежащим образом и находящиеся на территории учреждения (участника). При оценке и сопоставлении заявок по каждой из позиций указанных в перечне учитывается только один объект, функционально не совмещенный с иными объектами. При отсутствии хотя бы одного из типов объектов: закрытый бассейн, спортивный зал, футбольное поле — количество баллов принимается равным нулю.
В конкурсной документации оценка заявок по показателю «Наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей» производится исходя из представленной участником формы «Конкурсное предложение» (по форме Приложения 2.1-2.3. к тому 2 конкурсной документации). Для целей оценки и сопоставления заявок по данному показателю применяется следующая шкала и учитываются следующие объекты, оборудованные надлежащим образом и находящиеся на территории учреждения (участника):
- площадь территории учреждения до 4 Га включительно — 0 баллов,
- площадь территории учреждения от 5 до 7 Га — 10 баллов,
- площадь территории учреждения свыше 7 Га — 15 баллов.
Общество полагает, что участники закупки, которые располагают площадью учреждения меньше, чем 5 Га, однозначно находятся в неравной ситуации с другими участниками Открытого конкурса, что заведомо ограничивает количество участников Открытого конкурса.
Помимо этого, Заявитель указывает на нарушение Заказчиком части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, которое выразилось в установлении требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по следующему виду услуг «оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу, медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии». Между тем в соответствии с Приказом Минздрава России от 11.03.2013 №121-Н все санаторно-курортные учреждения осуществляют только санаторно- курортную помощь. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи исключили из компетенции санаторно-курортных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 10 часов 00 минут 28 апреля 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 19.04.2016 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) размещено извещение о проведении Открытого конкурса, а также конкурсная документация. 27.04.2016 в единой информационной системе в сфере закупок размещены изменения извещения о проведении Открытого конкурса.
Государственный заказчик Мурманской области: Министерство образования и науки Мурманской области.
Объектом настоящего конкурса является право заключения государственных контрактов Мурманской области на оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в оздоровительных учреждениях, расположенных на территории России.
- лот № 1 «Оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в одном санаторно-оздоровительном учреждении на побережье Черного моря Краснодарского края»;
- лот № 2 «Оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в одном оздоровительном учреждении на побережье Черного моря Краснодарского края»;
- лот № 3 «Оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в одном оздоровительном учреждении на территории Московской области».
Начальная (максимальная) цена контрактов по лотам:
- лот №1 - 75 231 360 рублей,
- лот №2 - 25 122 240 рублей,
- лот №3 - 9 299 549,91 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 3 статьи 48 Закона о контрактной системе определено, что для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту решения - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В силу пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 10 тома 2 аукционной документации установлены критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок (в редакции от 27.04.2016).
Для оценки заявок заказчиком применяется бальная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Законом, Порядком оценки заявок, установленном постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и конкурсной документацией.
Для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Номер |
Наименование критерия оценки заявок |
Максимальное |
1. |
Цена контракта |
60% |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
Для оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» для лотов №№ 1, 2, 3 используются следующие показатели:
№ |
Наименование показателя |
Код показателя |
Максимальное значение баллов |
1. |
Наличие спортивных и оздоровительных объектов |
20 |
|
2. |
Наличие игровых и развлекательных объектов |
20 |
|
3. |
Расположение санитарно-гигиенических комнат |
15 |
|
4. |
Количество направлений профильных программ, реализуемых за весь период исполнения государственного контракта |
15 |
|
5. |
Количество контрактов на оказание услуг отдыха и оздоровления детей, исполненных в 2015 году без применения неустоек (штрафов, пеней) |
15 |
|
6. |
Площадь территории, занимаемой учреждением |
15 |
|
|
Итого: |
|
100 |
Таким образом, Министерство здравоохранения установило критерии оценки заявок, подаваемых для участия в Открытом конкурсе в соответствии с Правилами и требованиями статьи 32 Закона о контрактной системе.
Подпункт 10.2.1 пункта 10 раздела 1 тома 2 конкурсной документации содержит указание, что оценка заявок по показателю «Наличие спортивных объектов» производится исходя из представленной участником формы «Конкурсное предложение» (по форме Приложения 2.1-2.3 к тому 2 конкурсной документации).
Для целей оценки и сопоставления заявок по данному показателю применяется следующая шкала и учитываются следующие объекты, оборудованные надлежащим образом и находящиеся на территории учреждения (участника):
Содержание показателя, типы объектов |
Количество объектов, в шт. |
Количество баллов, Ci1 |
- спортивный зал; - тренажерный зал; - закрытый бассейн; - открытый бассейн; - футбольное поле с естественным или искусственным покрытием; - мини-футбольное поле с искусственным покрытием; - волейбольная площадка с естественным или искусственным покрытием; - баскетбольная площадка с естественным или искусственным покрытием; - зал настольного тенниса (не менее 3-х столов); - теннисный корт (большой теннис) с естественным или искусственным покрытием; - скалодром или искусственный тренажер по альпинизму; - стрелковый (ружейный, лучный или арбалетный) тир; - гимнастический зал, оборудованный гимнастическими снарядами и инвентарем; - мини аквапарк; - помосты для гиревого спорта; - сауна с детской термальной программой; - кабинеты физиотерапии. |
от 0 до 4 объектов включительно |
0 баллов |
от 5 до 11 объектов включительно |
10 баллов |
|
12 и более объектов |
20 баллов |
При оценке и сопоставлении заявок по каждой из позиций указанного в настоящем подпункте перечня учитывается только один объект, функционально не совмещенный с объектами, указанными в перечне настоящего подпункта и подпункта 10.2.2 пункта 10 раздела 1 тома 2 документации.
Таким образом, исходя из изложенных положений конкурсной документации, довод Заявителя о том, что при отсутствии хотя бы одного из типов объектов: закрытый бассейн, спортивный зал, футбольное поле — количество баллов принимается равным нулю не находит своего подтверждения. 0 баллов участник получает при наличии у него от 0 до 4 объектов, в иных случаях участник может получить от 10 до 20 баллов.
Помимо всего прочего, Заявитель ссылается, что конкурсной документации оценка заявок по показателю «Наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей» производится исходя из представленной участником формы «Конкурсное предложение» (по форме Приложения 2.1-2.3. к тому 2 конкурсной документации). Для целей оценки и сопоставления заявок по данному показателю применяется следующая шкала и учитываются следующие объекты, оборудованные надлежащим образом и находящиеся на территории учреждения (участника):
- площадь территории учреждения до 4 Га включительно — 0 баллов,
- площадь территории учреждения от 5 до 7 Га — 10 баллов,
- площадь территории учреждения свыше 7 Га — 15 баллов.
Общество полагает, что участники закупки, которые располагают площадью учреждения меньше, чем 5 Га, однозначно находятся в неравной ситуации с другими участниками Открытого конкурса, что заведомо ограничивает количество участников Открытого конкурса.
Комиссия Мурманского УФАС с доводом Общества не согласна, поскольку критерии оценки устанавливаются в конкурсной документации в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
Частью 3 статьи 24 установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Критерии оценки не являются условиями допуска к Открытому конкурса, поэтому участвовать в закупке могут и участники, которые располагают площадью учреждения меньше, чем 5 Га.
Заявитель в поданной жалобе ссылается, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 11.03.2013 №121-Н все санаторно-курортные учреждения осуществляют только санаторно-курортную помощь. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи исключили из компетенции санаторно-курортных учреждений. Однако Заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по следующему виду услуг «оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу, медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии».
Раздел 5 тома 2 конкурсной документации содержит требования к участникам, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, части 1.1. статьи 31 Закона.
По лоту № 1 «Оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в одном санаторно-оздоровительном учреждении на побережье Черного моря Краснодарского края»:
1.1. Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по следующим видам работ (услуг):
- оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении по: гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, мануальной терапии, неврологии, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), педиатрии, психотерапии, пульмонологии, ревматологии, рефлексотерапии, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, терапии, травматологии и ортопедии, физиотерапии, эндокринологии.
Требование установлено в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», пунктом 6 Приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 № 121н.
По лоту № 2 «Оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в одном оздоровительном учреждении на побережье Черного моря Краснодарского края»:
1.1. Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по следующим видам работ (услуг):
- оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии.
Требование установлено в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», пунктом 2 Приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 № 121н.
По лоту № 3 «Оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в одном оздоровительном учреждении на территории Московской области»:
1.1. Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по следующим видам работ (услуг):
- оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии.
Требование установлено в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», пунктом 2 Приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 № 121н.
Таким образом, Заказчик установил требование о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по следующим видам работ (услуг): оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии только по лоту № 2 и лоту №3, по которым объектом закупки является оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся в одном оздоровительном учреждении.
В свою очередь по лоту №1 объектом закупки является оказание услуг отдыха и оздоровления в санаторно-оздоровительном учреждении и соответственно к участникам закупки установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Подытоживая изложенное, необходимо отметить, что Заказчик не устанавливал к санаторно-оздоровительным учреждениям требование о наличии лицензии на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Глобус» на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Мурманской области и нужд областных учреждений Комитета государственных закупок Мурманской области при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов Мурманской области на оказание услуг отдыха и оздоровления обучающихся Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году в оздоровительных учреждениях, расположенных на территории России (0149200002316001555) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.