Решение №06-12/15-135 Решение по жалобе ООО «НПФ Электротехника: наука и практика»... от 24 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-12/15-135

 

19 ноября 2015 года

г. Мурманск

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС России — Попова Ирина Николаевна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Члены Комиссии:

Калитина Наталия Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Мареха Дмитрий Александрович, ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителя заказчика – ОАО «Концерн Росэнергоатом» <...> (доверенность 51АА0511579 от 14.01.2015);

в отсутствие подателя жалобы – ООО «НПФ Электротехника: наука и практика», уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «НПФ Электротехника: наука и практика» на положения документации открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению анализа причин перенапряжения в сети 6кВ блоков 1-4 Кольской АЭС, реестровый номер закупки 31502908559, проводимого ОАО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Кольская атомная станция»,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Кольская атомная станция» (далее по тексту - Заказчик) организовал проведение открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению анализа причин перенапряжения в сети 6кВ блоков 1-4 Кольской АЭС, реестровый номер извещения 31502908559 (далее — Закупка).

Извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет на сайте www.zakupki.gov.ru 30.10.2015.

В связи с отсутствием заявок на участие закупка признана не состоявшейся.

В состав требований к участникам Закупки Заказчик включил условие о наличии действующей лицензии Федеральной службы безопасности, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (подпункт 15 пункта 2.1.1 подраздела 2.1 «Документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям» раздела 2 «Требования. Документы. Состав заявки на участие в закупке»).

Ознакомившись с Закупочной документацией в рамках запроса коммерческих предложений при установлении Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а также на торговой площадке при проведении Закупки ООО «НПФ Электротехника: наука и практика» (далее — Податель жалобы, Общество) обратилось в Мурманское УФАС России с жалобой на положения Закупочной документации.

Общество считает, что:

1) требование о наличии лицензии ФСБ предъявляется к участникам Закупки неправомерно, поскольку это не предусмотрено положениями Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации «Росатом» (приложение № 16; далее - ЕОСЗ), которая должна соблюдаться Заказчиком,

2) Заказчик не указал степень секретности сведений составляющих государственную тайну, указание которой необходимо Подателю жалобы для получения необходимой лицензии ФСБ,

3) решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителя Общества принимается руководителем организации Заказчика — главой ОАО «Концерн энергоатом», на момент проведения Закупки наличие такого разрешения не требуется.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные документы, установила следующее:

Податель жалобы в закупке участия не принимал, запросов о разъяснении положений документации, претензий в адрес Заказчика не направлял. На запрос коммерческого предложения ответил, что исполнителем работ будет являться ФГБОУ ВО «НИУ “МЭИ”».

В соответствии с пунктом 12.5.1 «б» ЕОСЗ участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ, связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, и если такие товары, работы, услуги приобретаются в рамках заключаемого договора.

Согласно пункту 14.3.6 «д» ЕОСЗ если в соответствии с законодательством РФ исполнение договора требует каких-либо специальных разрешений (лицензий, допусков, членства в саморегулируемых организациях и т. д.), документация по закупке должна требовать представления в составе заявки на участие в конкурсе копий соответствующих подтверждающих документов.

Требование об обладании участником закупки действующей лицензией ФСБ России, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено в подпункте 15 пункта 2.1.1 подраздела 2.1 «Документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям» раздела 2 «Требования. Документы. Состав заявки на участие в закупке».

Учитывая изложенное, довод Заявителя о неправомерном предъявлении спорного требования в связи с тем, что оно не предусмотрено ЕОСЗ является необоснованным.

Согласно статье 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) под такой тайной понимаются защищаемые государством сведения распространение которых может нести ущерб безопасности РФ.

Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в статье 5 Закона о государственной тайне. В такой перечень включены, в том числе,

- сведения в области противодействия терроризму - об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны (пункт 4). • Пунктом 17 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587, в состав таких объектов включены организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, атомные электростанции.

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими лицензий на проведений работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Статьей 52 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон об использовании атомной энергии) к работе на ядерной установке, радиационном источнике в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, а также лица, получившие допуск к указанной работе, связанной с обеспечением государственной тайны, в соответствии с требованиями к обеспечению государственной безопасности, установленными законодательством РФ.

Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов (Статья 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Пунктом 25 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, к государственной тайне относятся сведения о проектировании, сооружении, эксплуатации, обеспечении безопасности объектов ядерного комплекса, о физической защите ядерных материалов, изделий на их основе, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, об охране ядерно опасных или радиационно опасных объектов.

Согласно примечанию к указанному перечню под объектами ядерного комплекса понимаются сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружения, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами, другие содержащие ядерные материалы сооружения, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Статьей 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

Таким образом требование о наличии лицензии Федеральной службы безопасности для организаций осуществляющих проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено положениями действующего законодательства.

Пунктом 5 Положения об организации допуска персонала и посетителей к работам по обеспечению эксплуатации систем, важных для безопасности, в филиале «Кольская атомная станция» ОАО «Концерн Росэнергоатом» № 0-21-01П-11 предусмотрено, что для организации допуска персонала сторонних предприятий, привлекаемых для работы на указанной атомной станции, необходимо наличие у таких предприятий лицензии на осуществление работ со сведениями составляющими государственную тайну.

Типовым положением об организации допуска персонала АЭС к работам по обеспечению эксплуатации систем, важных для безопасности, и о порядке доступа персонала и посетителей в филиалы ОАО «Концерн Росэнергоатом» от 29.11.2010 № 1573/10-дсп установлено требование о наличии соответствующей лицензии ФСБ.

Согласно заключению ОАО «Концерн Росэнергоатом» (письмо исх. № 9/09/1752-ВН от 07.11.2014) при выполнении работ во внутренней зоне АЭС представители подрядных организаций неизбежно будут иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, подпадающими под действие пунктов 7.2.2, 7.2.3, 7.2.8, 7.2.9 раздела 7.2 части 7 «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Госкорпорации «Росатом», утвержденного Приказом Госкорпорации «Росатом» от 30.03.2012 № 0026.

В состав таких сведений включены: сведения об условных номерах, используемых в автоматизированной системе физической защиты (охраны) для идентификации сотрудников, с их привязкой к индивидуальным паролям, кодах доступа и биометрическим показателям верификации (подтверждения) личности сотрудников, для конкретной охраняемой зоны ядерного оружейного объекта или особо охраняемого режимного объекта, а также объекта ядерного комплекса, режимного объекта или критически важного объекта, сведениям о местах расположения технических средств охраны и их коммуникациях для внутренних и особо важных зон в системе физической защиты объекта.

Справкой и.о. начальника службы безопасности ОАО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Кольская атомная станция» (№ 1472-15/ЭЦ от 18.11.2015) подтверждается, что помещения, в которых планируется проведение работ являющихся объектом закупки относится к внутренней зоне Кольской АЭС в соответствии с «Перечнем и категорированием предметов физической защиты. Категорирование помещений. Распределением помещений по охраняемым зонам. Определение границ охраняемой зоны» № КЛ.1_4М24-0-76-ПЗ-001.

Кроме того, согласно справке начальника отдела защиты государственной тайны на объекте организована специальная военная охрана позиции и расположения постов которой являются засекреченными.

Так, локальными нормативными актами Заказчик, в соответствии с требованиями законодательства, определил, что допуск на объекты Кольской атомной станции для выполнения работ разрешается лицам (юридическим / физическим) получившим лицензии или свидетельства на выполнение работ в результате выполнения которых исполнитель получает доступ к государственной тайне.

Податель жалобы в праве обращения за получением лицензии Федеральной службы безопасности не ограничен.

На основании изложенного Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что условия определения победителя закупки являются объективными, основаны на нормах действующего законодательства, обеспечивают конкуренцию лиц - участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «НПФ Электротехника: наука и практика» на положения документации открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению анализа причин перенапряжения в сети 6кВ блоков 1-4 Кольской АЭС, реестровый номер закупки 31502908559, проводимого ОАО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Кольская атомная станция», необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны