Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Мурманспецстрой» на дей... от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-12/15-20

 

10 марта 2015 года                                                                                                             г. Мурманск

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председатель комиссии Мурманского УФАС:

Калитина Н. А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

члены комиссии Мурманского УФАС:

Коптев А. С. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Фирсова Н. М. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителей Муниципального автономного учреждения «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» (далее — Заказчик) — директора МАУ «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.», Биготской О.Х. (Приказ о назначении на должность №18-л от 31.01.2012г., Приказ от 29.01.2015 №6-л «Об утверждении решения аттестационной комиссии от 29.01.2015 №1»), начальника отдела муниципального заказа Администрации города Апатиты Чаринцевой О.Н. (по доверенности от 06.03.2015 №52),

представителя Отдела муниципального заказа Администрации города Апатиты (далее — Организатор закупки) — начальника отдела муниципального заказа Администрации города Апатиты Чаринцевой О.Н. (по доверенности от 05.03.2015 №0586-01/15, по доверенности от 06.03.2015 №52),

генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Мурманспецстрой» (далее — ООО «Мурманспецстрой», Общество, Заявитель),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Мурманспецстрой» на действия заказчика при проведении открытого конкурса «Проведение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы МАУ «Апатитский городской Дворец культуры им. Егорова В.К.», реестровый номер извещения: 31502003081 (далее – Открытый конкурс),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 26 февраля 2015 года обратилось Общество с жалобой на действия Заказчика и Организатора закупки при проведении Открытого конкурса.

            Из существа поданной жалобы следует, что отдельные положения конкурсной документации противоречат требованиям Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту решения  - Закон о закупках) и Закона о защите конкуренции, а именно:

  1. в соответствии с требованиями конкурсной документации участникам закупки  в составе заявки необходимо представить копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Однако Заказчиком не установлено требование к наличию определенных пунктов лицензии, что вводит участников закупки в заблуждение;
  2. в соответствии с требованиями конкурсной документации Заказчиком предусмотрен критерий оценки «квалификация участника: - информация о выполнении за последние пять лет работ по ремонту Дворцов (Домов) культуры». Из документации не следует, каким образом и по каким показателям членами закупочной документации участникам закупки будут присваиваться баллы по настоящему критерию.

Кроме того, требование Заказчика о наличие у участника закупки опыта работ за последние пять лет по ремонту именно Дворцов (Домов) культуры является незаконным, поскольку в предмет договора входят общестроительные работы, не требующие определенных разрешительных документов;

  1. Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении  обеспечения исполнения договора только в виде денежных средств.

            По мнению Заявителя, установленные требования  предоставляют преимущественные условия участие в Открытом конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам, тем самым ограничивая конкуренцию.

            Общество просит признать действия Заказчика неправомерными, выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители Заказчика и Организатора закупок с доводами ООО «Мурманспецстрой» не согласны и считают, что процедура проведения закупки осуществлена в соответствии с действующим законодательством. Отделом муниципального заказа Администрации города Апатиты представлены письменные возражения на жалобу от 04 марта 2015 г. № 01-17/25.

Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора закупок, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями. Следовательно, Муниципальное автономное учреждение «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» являясь автономным учреждением, должно осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с нормами Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Мурманского УФАС установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг МАУ «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.», утвержденным Наблюдательным Советом МАУ «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» 25.13.2013г. (далее — Положение).

Заказчик 06 февраля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликовал извещение о закупке № 31502003081 на проведение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы МАУ «Апатитский городской Дворец культуры им. Егорова В.К.».

 Частью 9 пункта 6.2 Положения установлено, что в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 7.2.2.2 раздела 7.2.2 главы 7 Положения заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным пунктом 5.1 Положения.

Согласно подпункту 1 пункта 5.1 Положения к участникам закупки предъявляется обязательное требование:

         - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Аналогичное требование содержится в  подпункте 1 пункта 9 конкурсной документации.

Подпунктом 2.2.8 пункта 2 части II конкурсной документации установлено требование о наличие в составе заявки копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В случае отсутствия данной лицензии у участника закупки в составе заявки предоставляется копия такой лицензии лица, выступающего на стороне участника закупки, а также документ, подтверждающий наличие договорных отношений между участником закупки и лицом, выступающим на стороне участника закупки.

Техническое задание конкурсной документации, помимо прочего, содержит требование по установке противопожарных дверей двупольных глухих размером 1400*2100мм (приложение 2 к проекту договора).

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений») лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, в том числе монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проёмов в противопожарных преградах.

Следовательно, наличие у организации соответствующей лицензии является обязательным условием при выставлении требования к участникам закупки по установке противопожарных дверей.

В то же время конкурсная документация содержит требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, без установления конкретных требований к наличию определенных пунктов в лицензии.

Пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пункт 9 части 6.2.1. Положения о закупке товаров, работ и услуг МАУ «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.», так же устанавливает, что в документации о закупке указываются следующие сведения, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следовательно, Заказчик при установлении требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должен был установить требования к наличию определенных пунктов в лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Невыполнение данного требования, является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 9 части 6.2.1. Положения о закупке товаров, работ и услуг МАУ «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.».

В данной части жалоба ООО «Мурманспецстрой» обоснованна.

 

Как было указанно ранее, частью 9 пункта 6.2 Положения установлено, что в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Подпунктом 2.2.7 пункта 2 части II конкурсной документации установлено требование о наличие в составе заявки при наличии копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, при условии, что все контракты (договора) исполнены без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с пунктом 4 Порядка оценки заявок, содержащемся в конкурсной документации, на участие в конкурсе для оценки заявок используются следующие критерии и соответствующая значимость критериев: цена договора (95%), квалификация участника: - информация о выполнении за последние пять лет работ по ремонту Дворцов (Домов) культуры (5%).

Часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Оценка заявки по критерию «квалификация участника: - информация о выполнении за последние пять лет работ по ремонту Дворцов (Домов) культуры» направлена на выявление лучшего участника закупки.

Согласно техническому заданию конкурсной документации, наименование работ включает следующие позиции:

1. Наружная отделка;

2. Ремонт фойе, гардероб, вахта, касса;

3. Ремонт коридоров1 этаж,2 этаж, лестницы №3, 4;

4. Электромонтажные работы;

5. Сантехнические работы.

Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает особых  требований при производстве данных видов работ в Дворцах (Домах) культуры.

К тому же, Порядок оценки заявок на участие в конкурсе (приложение 2 к конкурсной документации) не содержит четкие требования расчета баллов оценки соответствия представленных участниками закупки копий договоров оценочным требованиям по критерию «Квалификация участника: - информация о выполнении за последние пять лет работ по ремонту Дворцов (Домов) культуры».

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 данного Порядка оценки заявок на участие в конкурсе (приложение 2 к конкурсной документации) для получения рейтинга заявок по критерию «Квалификация участника» каждой заявке закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию.

Таким образом, Заказчиком в конкурсной документации не определен порядок расчета баллов по рассматриваемому критерию, на основании которого комиссия оценивает квалификацию участников при сопоставлении заявок, что может привести к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов, является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлен на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Заказчик не определив порядок расчета баллов по критерию «Квалификация участника», на основании которого комиссия оценивает квалификацию участников при сопоставлении заявок, нарушил часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В данной части жалоба Общества обоснованна.

 

Довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно не установлена возможность обеспечения договора путем предоставления банковской гарантии, не обоснован в виду следующего.

Статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Как было указано ранее, согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Главой 8 Положения определен порядок заключения и исполнения договора.

Согласно части 8.1 Положения порядок заключения и исполнения договора регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом нижеследующего.

В силу части 8.3 Положения договор с участником закупки, обязанным заключить договор, заключается после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора, соответствующего требованиям документации о закупки (если требование о предоставлении обеспечения исполнения договора было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке).

В соответствии с  подпунктом 17.1 пункта 17 части II конкурсной документации размер обеспечения договора: 8 000 000 (восемь миллионов) рублей.

Таким образом, Заказчик установил в конкурсной документации требование о предоставлении  обеспечения исполнения договора в виде денежных средств в соответствии с частью 8.3 Положения.

 

            Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурманспецстрой» признать обоснованной в части не установленного Заказчиком требования к наличию в составе заявки участников закупки определенных пунктов лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; не установленного Заказчиком в конкурсной документации порядка расчета баллов по критерию «Квалификация участника»; а также необоснованно установленного Заказчиком предоставления в составе заявок копий договоров о выполнении за последние пять лет работ по ремонту именно Дворцов (Домов) культуры, для подтверждения опыта по критерию «Квалификация участника».
  2. Признать Заказчика — Муниципальное автономное учреждение «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункт 9 части 6.2.1. Положения о закупке товаров, работ и услуг МАУ «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.», часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать Муниципальному автономному учреждению «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» предписание об устранение допущенных нарушений.

 

Решение по жалобе принято 10 марта 2015 года.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС:                                                                                                         Н.А. Калитина

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС:                                                                                                           А.С. Коптев

 

                                                                                                                                          Н.М. Фирсова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 06-12/15-20

 

 

10 марта 2015 года                                                                                              город Мурманск

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председатель комиссии Мурманского УФАС:

Калитина Н. А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

члены комиссии Мурманского УФАС:

Коптев А. С. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Фирсова Н. М. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

            на основании решения от 10 марта 2015 года по делам № 06-12/15-20, № 06-12/15-25 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы общества с ограниченной ответственностью «Мурманспецстрой», общества с ограниченной ответственностью «Кольская строительная компания Мурман» на действия заказчика при проведении открытого конкурса «Проведение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы МАУ «Апатитский городской Дворец культуры им. Егорова В.К.», реестровый номер извещения: 31502003081 (далее – Открытый конкурс),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Муниципальному автономному учреждению «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» устранить нарушения требований пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также части 1 статьи 17 от 26.07.2006 года Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём:

1.1. отмены протоколов, составленных в ходе проведения Открытого конкурса;

1.2. внесения изменений в конкурсную документацию с учётом выявленных нарушений, либо аннулированием процедуры закупки.

  1. Муниципальному автономному учреждению «Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» исполнить предписание и в срок до 26 марта 2015 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru

 

Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание по делам № 06-12/15-20,  № 06-12/15-25 принято 10 марта 2015 года.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС:                                                                                              Н.А. Калитина

 

Члены комиссии:     

Мурманского УФАС:                                                                                                А.С. Коптев

 

                                                                                                                               Н.А. Фирсова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны