Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 06-12/18-215 АО «Национальная инжиниринг... от 1 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-12/18-215

 

 г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «25» сентября 2018 года

В полном объёме решение изготовлено «28» сентября 2018 года

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Попова И.Н. – врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

члены комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Фирсова Н.М. – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителя публичного акционерного общества «АЭРОПОРТ МУРМАНСК» (далее – ПАО «АЭРОПОРТ МУРМАНСК», Заказчик) — <...> (по доверенности),

без участия акционерного общества «Национальная инжиниринговая корпорация», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела должным образом,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу акционерного общества «Национальная инжиниринговая корпорация» (далее – АО «НИК», Общество, Заявитель) на действия ПАО «АЭРОПОРТ МУРМАНСК» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Выполнение работ по реконструкции парковочного комплекса на привокзальной площади международного аэропорта Мурманск» (реестровый номер извещения: 31806818860) (далее – Открытый запрос предложений в электронной форме, закупка),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 10 сентября 2018 года обратилось АО «НИК» с жалобой на действия Заказчика при проведении Открытого запроса предложений в электронной форме.

Из существа поступившей жалобы следует, что в нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке не установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Действия Заказчика нарушают  пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции - отсутствие в документации требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, а также отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик с доводами жалобы Общества не согласен, считает, что его действия соответствовали требованиям закупочной документации, Положению о закупке товаров, работ, услуг.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 00 минут 18 сентября 2018 года, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции продолжено 25 сентября в 10 часов 00 минут.

Комиссия Мурманского УФАС России, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителей Заказчика, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок. Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Необходимым условием является установление нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров, установленных федеральными законами и иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что Открытый запрос предложений в электронной форме проводится Заказчиком в соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным решением совета директоров ПАО «Аэропорт Мурманск» (Протокол от 14.05.2018 № 117) (далее — Положение).

Заказчик 14 августа 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru опубликовал извещение о проведении Открытого запроса предложений в электронной форме, а также закупочную документацию.

Последние изменения закупочной документации были опубликованы ПАО «Аэропорт Мурманск» 10 сентября 2018 года.

Закупка путем проведения запроса предложений регламентирована разделом 5 Положения.

Согласно пункту 5.3.2 части 5.3 раздела 5 Положения документация о проведении запроса предложений должна содержать сведения, определенные частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также в соответствии пунктом 2.8.1 части 2.8 с раздела 2 Положения документация о закупке должна содержать сведения, указанные в части 10 статьи 4 Закона о закупках и сведения, предусмотренные в соответствующих разделах настоящего Положения по конкретным способам закупки.

Технические задания формируются структурными подразделениями Заказчика и содержат описание закупаемых товаров, работ, услуг, требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования по срокам и формам гарантийных обязательств, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Объектом закупки является выполнение работ по реконструкции парковочного комплекса на привокзальной площади международного аэропорта Мурманск.

Следовательно, Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ, при которых будет использоваться товар.

Заказчику необходимо установить конкретные требования к такому товару, в соответствии с техническими регламентами, а в случае если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований.

Установленные правила описания требований к товару обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным участникам, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.

Техническое задание содержится в приложении №3 к закупочной документации.

Так, в пункте 5 технического задания прописаны требования к товарам, работам, услугам по измеримым/исчисляемым параметрам  потребительских свойств - требования к материалам: при выполнении работ Подрядчик обязан использовать товары, приобретенные за счет собственных средств у производителей, поставщиков и пр. Качество товаров, используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ, СанПиН, требованиям безопасности, пожарной безопасности, в случае если к используемым материалам предъявляются такие требования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и других нормативно-технических документов.

Закупочная документация не содержит требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, что не позволяет потенциальным участникам закупки сформировать свое предложение.

При таких обстоятельствах ПАО «Аэропорт Мурманск» признается нарушившим пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пунктам 3 и 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Как было указано, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции парковочного комплекса на привокзальной площади международного аэропорта Мурманск.

Расчет начальной (максимальной) цены договора формировался путем составления локального сметного расчета.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Пунктом 1.5 проекта договора, который является неотъемлемой частью закупочной документации, установлено, что подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с проектной документацией 397-2018-ПЗ «Парковочный комплекс на привокзальной площади международного аэропорта Мурманск» - этапы 1,2,3 и приложениями к настоящему договору (Приложение №1 - Техническое задание; Приложение №2 -Локальные сметные расчеты).

Вместе с тем, в составе документации о закупки, размещенной Заказчиком в ЕИС, проектно-сметная документация отсутствует.

Приложение №2 к Техническому заданию содержит форму запроса на предоставление проектной документации, в которой указано «…для подачи заявки на участие в открытом запросе предложений на выполнение работ по реконструкции парковочного комплекса на привокзальной площади международного аэропорта Мурманск просит предоставить для ознакомления проектную документацию, являющуюся конфиденциальной информацией».

Представитель Заказчика пояснил, что после направления потенциальными участниками закупки такого запроса, ему будет направлена ссылка на проектную документацию, размещенную в Интернет-ресурсе.

Следует отметить, что локальная смета не будет доступна для ознакомления.

Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что учитывая, тот факт, что проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Открытого запроса предложений в электронной форме, в ЕИС в составе документации не размещена, документация не отражает порядок формирования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по итогам закупки.

В нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации в полном объеме отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом закупки, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ, что приводит к невозможности формирования участниками закупки заявки на участие в Открытом запросе предложений в электронной форме, в том числе в части формирования ценового предложения.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России,

РЕШИЛА:

Жалобу акционерного общества «Национальная инжиниринговая корпорация» на действия ПАО «АЭРОПОРТ МУРМАНСК» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Выполнение работ по реконструкции парковочного комплекса на привокзальной площади международного аэропорта Мурманск» (реестровый номер извещения: 31806818860) признать обоснованной.

ПАО «АЭРОПОРТ МУРМАНСК» нарушившим пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать ПАО «АЭРОПОРТ МУРМАНСК» предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 И.Н. Попова

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 Н.А. Калитина

                                                                                                            Н.М. Фирсова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны