Решение б/н Решение по жалобам ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «... от 8 февраля 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по делам № 06-14/13-194, 06-14/13-198, 06-14/13-200
25 июня 2013 года город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Комиссия Мурманского УФАС России)
при участии:
представителей УФСИН России по Мурманской области <А…> (по доверенности от 24.06.2013), <Н…> (по доверенности от 05.03.2013),
представителя ООО «ПродАльянс» <Н…> (по доверенности от 01.08.2012), директора ООО «ПродАльянс» <Ш…>,
генерального директора ООО «ПолярисМол» <Ш…>,
без участия представителей ООО «Севморснаб»,
рассмотрев жалобы ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» на действия Единой комиссии УФСИН по МО при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта (0149100002913000023) (далее — Открытый аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратились ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» на действия Единой комиссии УФСИН по МО при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта.
Заявители указывают, что первые части заявок, поданные ими для участия в открытом аукционе в электронной форме, были необоснованно отклонены.
24.06.2013г. в связи с необходимостью проведения дополнительного анализа представленных документов и сведений Комиссией Мурманского УФАС был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 25 июня 2013 года.
Комиссия Мурманского УФАС России, ознакомившись с доводами Заявителя, возражениями Заказчика, Единой комиссии проанализировав представленные документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zakupki.gov.ru 04.06.2013.
Номер извещения: 0149100002913000023.
Предмет аукциона: Поставка масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта.
Государственный заказчик: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - УФСИН России по МО).
Начальная (максимальная) цена контракта: 545 490,00 (пятьсот сорок пять тысяч четыреста девяносто) рублей 00 копеек.
Главой 3.1 Закона о размещении заказов регламентированы требования к проведению открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Частью 4 вышеназванной статьи установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Предметом проводимого открытого аукциона в электронной форме является поставка товара (маргарина), таким образом, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак (п.п. «б» п. 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
Пункт 7.3 аукционной документации также содержит требование, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1. согласие участника размещения заказа на поставку товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
2. конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Подытоживая изложенное можно сделать вывод о том, что участник размещения заказа для участия в открытом аукционе в электронной форме на поставку маргарина должен был подать первую часть заявки содержащую:
1.согласие на поставку маргарина, соответствующего требованиям документации об аукционе (В пункте 19 Информационной карты «Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, сроку и (или) объему предоставления гарантий качества» аукционной документации содержатся следующие требования к закупаемому товару (маслу подсолнечному нерафинированному 1 сорта): требования к его качеству, сроку годности, таре, упаковке, прозрачности, запаху, вкусу. Участник в заявке должен выразить согласие поставить товар с характеристиками, отвечающими требованиям пункта 19 информационной карты), на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (Условия поставки масла подсолнечного УФСИН по МО области установил в пункте 20 Информационной карты «Место, условия и сроки поставки товара (требования к поставке товара)», а именно указал, кто будет являться грузополучателем и срок поставки масла. Кроме того, условия поставки масла подсолнечного содержатся в проекте контракта, который будет заключен по результатам проводимых торгов. В проект контракта, в том числе внесены сведения из пункта 20 Информационной карты.
Важно отметить, что заказчик обязан определять условия поставки товара (место, условия и сроки (периоды) поставки товара) в аукционной документации в силу пункта 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Установленные заказчиком условия являются императивными. Подрядчик, определенные заказчиком условия поставки товара, изменять не может, поскольку при подачи заявки дает согласие поставлять товар именно на этих условиях и на этих же условиях подписывается контракт).
2.конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов заказчиком должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Как ранее было отмечено, УФСИН по МО в пункте 19 Информационной карты установил показатели (качественные и функциональные характеристики) предмета торгов:
Наименование товара: масло подсолнечное нерафинированное 1 сорт;
Качество поставляемой продукции должно соответствовать нормативным правовым актам РФ (ГОСТ 52465-2005) и подтверждаться качественными удостоверениями на каждую партию товара.Поставка подлежит продукция Российского происхождения.
Срок годности продукции: остаточный срок годности на момент поставки не менее 10 месяцев с даты поставки.
Тара и упаковка: бутылка из полимерных материалов с подсолнечным маслом до 2 л. упаковано в ящики из гофрированного картона по ГОСТ 9142 и ГОСТ 13516 или другие ящики по документу, в соответствии с которым они изготавливается, обеспечивающие сохранность продукции, или формируют для упаковывания в термоусадочную пленку по ГОСТ 25951 или другую пленку с аналогичными свойствами по документу.
Прозрачность: допускается осадок и легкое помутнение или «сетка» на осадком
Запах и вкус: свойственные подсолнечному маслу, без постороннего запаха и вкуса
Поставляемый товар должен иметь сертификат соответствия (наличие сертификата соответствия является обязательным приложением к государственному контракту и передается Заказчику при поставке товара.) Копии сертификатов (удостоверения качества) заверяются держателем подлинника документа, нотариусом или органом сертификации, выдавшими сертификат.
В свою очередь, участник должен указать конкретные качественные и функциональные характеристики показатели того товара (масла подсолнечного), который он будет поставлять.)
Комиссией Мурманского УФАС проведена проверка обоснованности отклонения первых частей заявок заявителей: ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб».
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 17.06.2013 Единая комиссия (в составе <…>) приняла решение отказать в допуске, в том числе следующим участникам размещения заказа:
Заявка №4 (ООО «ПолярисМол») – в соответствии с п.п. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8, а именно не указаны конкретные о сроках поставки товара соответствующие значениям документации открытого аукциона в электронной форме;
Заявка №8 (ООО «ПродАльянс») – в соответствии с п.п. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8, а именно не указаны конкретные о сроках поставки товара соответствующие значениям документации открытого аукциона в электронной форме и грузополучатель;
Заявка №10 (ООО «Севморснаб») – в соответствии с п.п. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8, а именно не указаны конкретные о сроках поставки товара соответствующие значениям документации открытого аукциона в электронной форме и грузополучатель.
Комиссия Мурманского УФАС ознакомившись с причинами и основаниями отклонения заявок, обозрев заявки ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» приходит к нижеследующим выводам.
ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» не указали в составе заявок данные о сроке поставки и грузополучателе.
В обоснование отклонения Единая комиссия сослалась на положения п.п. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, то есть посчитала, что участниками не представлены конкретные показатели предлагаемого к поставке товара.
Комиссия Мурманского УФАС с выводами Единой комиссии не согласна, считает, их необоснованными.
Единая комиссия, неправильно истолковав положения Гражданского кодекса РФ и Закона о размещении заказов, пришла к выводу о том, что грузополучатель и срок поставки это характеристики товара, вместе с тем необходимо различать понятие качественная и функциональная характеристика товара и условия поставки этого товара заказчику.
Характеристики товара, позволяют определить какого качества, цвета, размера, веса, консистенции, функционального назначения будет поставлен товар.
В свою очередь условия исполнения контракта установлены с целью урегулирования вопросов того в какие сроки, в какое место будет поставлен товар и т.д.
Непосредственно сам заказчик УФСИН по МО в утвержденной аукционной документации на поставку масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта разделил понятия требования к товару и условия поставки товара в Информационной карте:
Пункт 19 Информационной карты - Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, сроку и (или) объему предоставления гарантий качества.
Пункт 20 Информационной карты - Место, условия и сроки поставки товара (требования к поставке товара).
В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение может осуществляться:
1) Путем проведения торгов, в форме конкурса, аукциона, в том числе и аукциона в электронной форме;
2) Без проведения торгов.
Согласно статьи 20 Закона о размещении заказов под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участи е в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии со статьей 32 вышеназванного закона под аукционом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Таким образом, следует разделять торги в форме конкурса, где участник должен предложить условия исполнения контракта и аукцион, где заказчик их устанавливает самостоятельно и они являются неизменными.
Закон о размещении заказов содержит требование о том, что в обязательном порядке аукционная документация должна содержать (часть 4 статьи 41.6) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Место, условия и сроки (периоды) поставки товара заказчик определяет самостоятельно. У участника размещения заказа при участии в аукционе отсутствует право предлагать свои условия поставки товаров, отличные от установленных в аукционной документации.
Частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов регламентировано, что заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Из приведенной нормы следует, что из заявки участника размещения заказа, ставшего победителем торгов, в контракт переносятся исключительно:
а) предложенная цена контракта,
б) сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара).
В данном перечне приведены исчерпывающие сведения, которые переносятся из заявки участника, ставшего победителем торгов в заключаемый контракт, иные сведения должны быть внесены в него на этапе утверждения аукционной документации (или внесения в нее изменений в сроки установленные законом).
Приложением №2 к проекту государственного контракта на поставку масла подсолнечного установлен график поставки:
N п/п | Наименование товара | Ед. изм. | Кол-во | Срок исполнения поставки | Наименование грузополучателя |
1. | Масло подсолнечное нерафинированное 1 сорт | кг |
9000
| с момента заключения контракта до 12 июля 2013 г. | ЦБ МТ и ВС ФКУ ИК-17 УФСИН России по мурманской области 183035, г. Мурманск, ул. Угольная база 9 |
Таким образом, не представляется возможным определить какие конкретные сведения о месте и сроке поставки хотела обозревать Единая комиссия в первых частях заявок участников размещения заказа, с учетом того что сведения о месте и сроке поставки товара уже установлены самим заказчиком в аукционной документации и проекте контракта.
Подводя итог вышесказанному, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что у Единой комиссии отсутствовали правовые основания отклонять заявки ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» по причине не представления в заявках сведений о сроке и месте поставки.
На основании изложенного, жалобы ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» на действия Единой комиссии УФСИН по МО при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку маргарина признаются обоснованными.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссией Мурманского УФАС проведена внеплановая проверка размещенного открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку маргарина в ходе которой установлено нижеследующее.
Как ранее было отмечено, соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.
Часть 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов содержит требование о том, что помимо всего прочего первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В пункте 19 Информационной карты УФСИН по МО установил требование таре закупаемого товара (масла подсолнечного): бутылка из полимерных материалов с подсолнечным маслом до 2 л.
Участник размещения заказа, заявке которого был присвоен №1, предложил к поставке масло подсолнечное нерафинированное 1 сорта. В качестве тары предлагаемого к поставке товара прописал бутылка из полимерных материалов с подсолнечным маслом до 2 л.
Из предложения данного участника, не представляется возможным определить, в какой конкретно таре будет поставлено им масло подсолнечное.
Согласно пункту 5.5.2 ГОСТ Р 52465-2005 «Масло подсолнечное. Технические условия» подсолнечное масло расфасовывают по массе или объему в любую потребительскую тару, изготовленную из материалов, разрешенных для контакта с растительными маслами в установленном порядке.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что заявка №1 не содержала конкретных показателей товара и должна была быть отклонена согласно пункту 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 17.06.2013 Единая комиссия (в составе <…>) приняла решение допустить участника размещения заказа, заявке которого был присвоен №1 к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях Единой комиссии нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
В силу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 7 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению:
7.1. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. Указанные электронные документы подаются одновременно.
7.2. Заявка на участие в аукционе, подготовленная Участником размещения заказа, а также все запросы о разъяснении положений документации, должны быть написаны на русском языке.
7.3.Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
7.3.1.1. согласие участника размещения заказа на поставку товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
7.3.1.2. конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
7.3.1.3. первая часть заявки на участие в аукционе может содержать эскиз, рисунок, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
7.3.1.2. фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
7.3.1.3. копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе:
а) копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, в том числе копии действующих лицензий на виды работ по предмету аукциона (если деятельность лицензируется);
б) обладание участником размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности (если это предусмотрено Информационной картой аукциона);
в) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
7.5. Непредставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товаре, на поставку которых размещается заказ, является риском участника размещения заказа, подавшего такую заявку, и является основанием для отказа в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе.
7.6. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе, такой участник должен быть отстранен заказчиком от участия в аукционе на любом этапе его проведения вплоть до заключения государственного контракта.
7.7. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе:
7.7.1 Заполнение заявки осуществляется в соответствии с порядком, определенным регламентом функционирования электронной торговой площадки на сайте www.roseltorg.ru.
Из анализа требований установленных УФСИН МО к составу заявки и инструкции по ее заполнению следует, что содержащиеся в аукционной документации требования дублируют положения Закона о размещения заказа.
Вместе с тем, требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению должны разрабатываться заказчиком в каждой аукционной документации с учетом специфики проводимых торгов, закупаемого товара и т.д.
Инструкция и требования к составу заявки разрабатываются заказчиком в целях разъяснения и определения участникам размещения заказа, какие именно документы и сведения должна содержать заявка, как ее правильно заполнить.
В случае, если в документации об открытом аукционе в электронной форме содержится абстрактная формулировка сведений, которые должен представить участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах (подобно той, которая установлена пунктом б части 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов), такое требование нельзя считать установленным.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что аукционная документация не содержит конкретного перечня сведений, а именно конкретных показателей, необходимых для представления участником в составе первой части заявки. В результате участник размещения заказа не был уведомлен заказчиком о том, на соответствие какому перечню конкретных показателей будет проверяться его первая часть заявки, а также какие конкретные сведения необходимо представить в составе первой части заявки
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях заказчика УФСИН по МО нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта для нужд Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской утверждена 04.06.2013 и.о. начальника УФСИН России по Муранской области <Ш…>.
Необходимо отметить, что не установление УФСИН по МО конкретных требований к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкции по ее заполнению привело к негативным последствиям, а именно произошли разночтения и не правильное понимание требований, как со стороны Единой комиссии так и со стороны участников размещения заказа. Вследствие получившихся разночтений, заявки ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» были необоснованно отклонены.
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО «ПолярисМол», ООО «ПродАльянс», ООО «Севморснаб» на действия Единой комиссии УФСИН по МО при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку маргарина признаются обоснованными.
2. Признать Единую комиссию УФСИН по МО нарушившей часть 5 статьи 41.9, пункт 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать заказчика – УФСИН по МО нарушившим пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Единой комиссии УФСИН по МО, заказчику – УФСИН по МО, оператору Единой ЭТП предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу для решения опроса о возбуждении административных производств в отношении членов Единой комиссии УФСИН по МО и должностного лица заказчика УФСИН по МО.
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2013 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.