Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Санаторий «Тамара» № 06... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-14/13-446

 

                          

10 декабря 2013 года                                                                                  город   Мурманск

           

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС) при участии:

представителей ООО «Санаторий «Тамара»»: <...>(генеральный директор), <...> (по доверенности б/н от 21 января 2013 года),

представителей ГУ – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: <...> (по доверенности № 01-21/11/178 от 11.01.2013 года), <...> (по доверенности № 01-21/11/13469 от 06.12.2013 года), <...> (по доверенности № 01-21/11/13497 от 06.12.2013 года),                         

рассмотрев  жалобу ООО «Санаторий «Тамара»» на действия  Государственного учреждения -  Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при размещении заказа путём проведения открытого конкурса «на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году», реестровый номер заказа 0249100000213000187  (далее по тексту решения – Открытый конкурс) по лотам № 2 и № 4, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее  - Закон о размещении заказов),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 03 декабря 2013 года обратился участник размещения заказа общество с ограниченной ответственностью «Санаторий «Тамара»» (далее по тексту решения – ООО «Санаторий «Тамара»»; Заявитель) с жалобой (входящий номер <...> ) на действия Государственного учреждения -  Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту решения: Заказчик; Мурманское региональное отделение ФСС РФ) при размещении заказа путём проведения открытого конкурса «на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году» по лотам №№ 2, 4.

В поданной жалобе ООО «Санаторий «Тамара»» указывает на то, что общество имеет намерение принять участие в Открытом конкурсе по лотам №№ 2,4. Вместе с тем, отдельные положения конкурсной документации, по мнению Заявителя, противоречат требованиям действующего законодательства РФ и ограничивают возможность ООО «Санаторий «Тамара»» принять участие в торгах.

Заявитель находит неправомерным включение в лот № 2 Открытого конкурса требования к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на оказание специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, поскольку данный вид деятельности не является предметом торгов и не входит в перечень оказания медико-санитарной помощи при санаторно-курортном лечении.

Кроме того, отмечено ООО «Санаторий «Тамара»», предметом Открытого конкурса по лоту № 2 является оказание медицинской реабилитации по профилям: заболевания нервной системы, костно-мышечной системы, органов дыхания. Вместе с тем, Заказчиком не установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них соответствующей лицензии на оказание санаторно-курортной помощи по пульмонологии, дерматовенерологии и  медицинской реабилитации. По лоту № 4, указывает ООО «Санаторий «Тамара»»,  в конкурсную документацию не включено требование о наличии лицензии на оказание санаторно-курортной помощи по пульмонологии и медицинской реабилитации.

Заявитель просит провести проверку соответствия документации об Открытом конкурсе по лотам №№ 2,4 требованиям законодательства РФ о размещении заказав и обязать Мурманское региональное отделение ФСС РФ внести следующие изменения в конкурсную документацию:

1. по лоту № 2 исключить требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на оказание специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных  условиях.

2. требование к лицензии на оказание санаторно-курортной помощи дополнить профилями по пульмонологии и медицинской реабилитации (для лотов №№2,4), а также дерматовенерологии (для лота № 2).

В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС представители ООО «Санаторий «Тамара»» доводы жалобы поддержали в полном объеме, дополнительно заявили о необоснованности включения Мурманским региональным отделением ФСС РФ по лотам №№ 2,4 требования к участникам размещения заказа о применении ими в своей практике галокамеры и крио сауны.

Мурманское региональное отделение ФСС РФ с доводами жалобы ООО «Санаторий «Тамара»» не согласилось по основаниям, указанным в письменных возражениях № 05-13/05/13273 от 09 декабря 2013 года.

Заказчик отмечает, что предметом Открытого конкурса по лотам №№ 1-4 является оказание услуг по медицинской реабилитации  застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поскольку при осуществлении медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется лечение застрахованных, требующее проведение инъекций, инфузионной терапии, то организация, оказывающая данные услуги, должна обладать лицензией на оказание медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. Предметом Открытого конкурса является не просто оказание санаторно-курортных услуг, а медицинская реабилитация, поэтому, по лоту № 2 Заказчиком установлено дополнительное требование о наличии у участников размещения заказа соответствующей лицензии на оказание медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Кроме того, в возражениях на жалобу ООО «Санаторий «Тамара»», Заказчик отмечает, что в лот № 2 не входит профиль по медицинской реабилитации по заболеваниям кожи, поэтому требование о наличии у участников торгов соответствующей лицензии на оказание помощи по дерматовенерологии не установлено правомерно.

Требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на оказание санаторно-курортной помощи по пульмонологии, подчеркивает Заказчик, установлено в лотах №№1,3 Открытого конкурса. Для лечения заболеваний органов дыхания, имеющих средний и легкий характер течения, достаточно наличия врачей профпатолога и (или) терапевта и участия в лечебном процессе врача пульмонолога не требуется, поэтому пульмонология не была включена Мурманским региональным отделением ФСС РФ в требования по лотам №№ 2 и 4.

Мурманское региональное отделение ФСС РФ настаивает на том, что предмет Открытого конкурса сформирован исходя из потребностей Заказчика и в целях исполнения государственным заказчиком требований действующего законодательства РФ с целью обеспечения осуществления медицинской реабилитации застрахованных лиц.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 16 часов 00 минут 09 декабря 2013 года, продолжено после объявления перерыва в 15 часов 00 минут 10 декабря 2013 года и проведено в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498.В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. 

Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

Из существа дела следует, что ГУ – Мурманское региональное отделение ФСС РФ 11 ноября 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса  «на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году», реестровый номер заказа 0249100000213000187.

Заказчик: Государственное учреждение – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 12 декабря 2013 года, 10 часов 00 минут (время московское).

Дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе: 13 декабря 2013 года.

Дата подведения итогов конкурса: 16 декабря 2013 года.

Извещение о проведении Открытого конкурса и конкурсная документация утверждена управляющим ГУ – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ <...>

Порядок проведения процедуры открытого конкурса регламентирован главой 2 Закона о размещении заказов.

Требования к содержанию конкурсной документации определены статьей 22 Закона о размещении заказов.

В силу части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Пунктом 1.3 раздела «Общие сведения» документации об Открытом конкурсе предусмотрено, что Заказчик проводит открытый конкурс на право заключить государственный  контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году в соответствии с процедурами и условиями, приведенными в настоящей конкурсной документации, в том числе в проекте контракта.

Основанием для оказания услуг, как следует из содержания конкурсной документации,  является Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006г. № 286 «Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья  вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Открытый конкурс проводится по четырем лотам.

Лот № 1 - Оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году.

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 973 068,33 рублей (семь миллионов девятьсот семьдесят три тысячи шестьдесят восемь рублей 33 коп.).

Лот № 2 - Оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году.

Профили по медицинской реабилитации: заболевания нервной системы, костно-мышечной системы, органов дыхания.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 053 199, 67 рублей (восемь миллионов пятьдесят три тысячи сто девяносто девять рублей 67 коп.).

Объем оказываемых услуг - 201 путевка. Продолжительность санаторно-курортного лечения по одной путевке — 21 день.

Стоимость одной путевки - не более 40 065,67 руб.

Срок оказания услуг (срок заездов): январь-декабрь 2014 года.

Место оказания услуг: Российская Федерация, Мурманская область.

Лот № 3 - Оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году.

Профили по медицинской реабилитации: заболевания нервной системы, кожи и соединительной ткани, верхних дыхательных путей, костно-мышечной системы, органов зрения, органов дыхания.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 248 602,77 рубля (пять миллионов двести сорок восемь тысяч шестьсот два рубля 77 коп.).

Лот № 4 - Оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году.

Профили по медицинской реабилитации: заболевания нервной системы, костно-мышечной системы, кожи и соединительной ткани, органов зрения, органов дыхания.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 513 525,46 рублей (один миллион пятьсот тринадцать тысяч пятьсот двадцать пять рублей 46 коп.).

            Объем оказываемых услуг – всего 38 путевок, в том числе:

для застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 37 путевок;

для сопровождающего лица (без лечения) – 1 путевка.

Продолжительность санаторно-курортного лечения (заезда) по одной путевке — 21 день.

Стоимость одной путевки для застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - не более 40 065,67 руб.

Стоимость одной путевки для сопровождающего лица (без лечения) - не более 31 095,67 руб.

Срок оказания услуг (срок заездов): январь-декабрь 2014 года.

Место оказания услуг: Российская Федерация, Мурманская область.

Требования к качественным и техническим характеристикам оказываемых услуг установлены Заказчиком в пункте 1.5 раздела «Общие сведения» документации об Открытом конкурсе и являются едиными для лотов №№ 1-4. 

Мурманским региональным отделением ФСС РФ определено, что услуги по медицинской реабилитации должны быть выполнены и оказаны с надлежащим качеством и в объемах, определенных медико-экономическими стандартами санаторно-курортного лечения по различным нозологическим формам, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 года.

Организация, оказывающая санаторно-курортные услуги при проведении медицинской реабилитации застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве  или профессиональных заболеваний должна обеспечить проведение полного курса медицинской реабилитации в соответствии с Методическими указаниям «Перечень необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированных санаториях больному по профилю его заболевания» (утв. Минздравом РФ от 22.12.1999 № 99/229). Оформление медицинской документации для поступающих на санаторно-курортное лечение застрахованных лиц должно осуществляться по установленным формам, утвержденным  Минздравом РФ.

Из приведенных положений документации об Открытом конкурсе следует, что предмет лотов №№ 1-4, а также качественные и технические характеристики услуг совпадают и являются едиными для всех четырех лотов. Основные отличия лотов Открытого конкурса заключаются в перечне профилей по медицинской реабилитации и количестве приобретаемых путевок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.

Подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов определено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

В силу части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Таким образом, в силу требований статьи 11 Закона о размещении заказов, заказчик обязан установить в конкурсной документации требование к участникам размещения заказов о наличии у них правовых оснований для оказания услуг, являющиеся предметом торгов. Копии данных документов, как следует из содержания статьи 22 и 25 Закона о размещении заказов, должны быть представлены в составе конкурсной заявки.

Установление в конкурсной документации требований о наличии у участников размещения заказа разрешительных документов на право оказания услуг, не являющихся предметом конкурса, является незаконным и нарушающими положения части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Особо следует отметить, что, прежде всего, заказчик определяет перечень услуг, подлежащих оказанию в рамках государственного контракта. Требования к разрешительным документам устанавливаются заказчиком на основании сведений о предмете торгов.

Пунктом 1.5 раздела «Общие сведения» документации об открытом аукционе в электронной форме определено, что для участия в Открытом конкурсе по лоту № 2 участник размещения заказа должен иметь:

- лицензию на оказание санаторно-курортной помощи по: терапии, неврологии, травматологии и ортопедии, профпатологии;

- лицензию на оказание специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:  профпатологии, травматологии и ортопедии, неврологии.

При этом, для участия в Открытом конкурсе по лоту № 4 участник размещения заказа должен обладать лицензией на оказание санаторно-курортной помощи по: дерматовенерологии, неврологии, офтальмологии, профпатологии, рефлексотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, применению методов традиционной медицины, экспертизе временной нетрудоспособности.

Требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на оказание специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лотам №№ 1,3 мурманским региональным отделением ФСС РФ не установлены.

Для решения вопроса о правомерности включения Мурманским региональным отделением ФСС РФ по лоту № 2 требования к участникам размещения заказа о наличии у них, помимо лицензии на оказание санаторно-курортной помощи, лицензии на оказание специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, необходимо установить, входят ли в предмет Открытого конкурса по лоту № 2 услуги специализированной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.

Как было отмечено ранее, процедура Открытого конкурса осуществляется Заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту решения – Закон № 125-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006г. № 286 «Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья  вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту решения – Постановление № 286).

В силу части 1 Закона № 125-ФЗ, указанный нормативный правовой акт устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Одним из видов обеспечения по страхованию, как следует из пункта 3 части 1 статьи 8 Закона № 125-ФЗ, является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. Дополнительные расходы оплачиваются, в частности, на:

- лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

- медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Постановление № 286 устанавливает условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющихся страховыми случаями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок оплаты расходов на лечение застрахованного лица регламентирован разделом II «Оплата расходов на лечение застрахованного лица» Постановления № 286. При этом, пунктом 12 Постановления № 286 определено, что оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица при:

а) оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве;

б) оказании амбулаторно-поликлинической помощи, предоставляемой после оказания стационарной помощи либо медицинской реабилитации, как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах;

в) осуществлении медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности.

В силу пункта 13 Постановления № 286, оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица, которое осуществляется медицинскими организациями.

Как следует из пункта 17 Постановления № 286, оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения застрахованного лица, неотъемлемой частью которого является перечень работ, услуг по лечению застрахованного лица, которые оказываются застрахованным лицам медицинской организацией.

Оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, оплата отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и оплата проезда к месту лечения и обратно регулируется разделом V Постановления № 286.

Так, пунктом 29 Постановления № 286 определено, что оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, осуществляется страховщиком в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии медицинской организации о наличии у застрахованного лица медицинских показаний к определенному курсу медицинской реабилитации путем оплаты расходов на лечение, проживание и питание застрахованного лица, а в случае необходимости (на основании программы реабилитации пострадавшего) - расходов на проживание на тех же условиях, что и для застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица.

В силу пункта 30 Постановления № 286, оплате страховщиком подлежат санаторно-курортные услуги, оказываемые организациями, расположенными на территории Российской Федерации. Отбор указанных организаций осуществляется страховщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 31 Постановления № 286, оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется в соответствии со сроками и периодичностью санаторно-курортного лечения, рекомендованными застрахованному лицу в программе реабилитации пострадавшего, но не чаще 1 раза в год, на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых страховщиком с указанными организациями, отобранными в порядке, указанном в пункте 30 Постановления № 286.

Из вышеприведенных норм следует, что процедура медицинской реабилитации, указанная в подпункте «в» пункта 12 Постановления № 286, и процедура медицинской реабилитации, предусмотренная разделом V Постановления № 286, имеют различную правовую природу, порядок оплаты. При этом, нормы права предусматривают различные способы выбора организаций, оказывающих медицинскую реабилитацию: прямое заключения гражданского договора и выбор организации  в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

Медицинская реабилитация, предусмотренная подпунктом «в» пункта 12 Постановления № 286, представляет собой часть лечения застрахованного лица до восстановления им трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности и осуществляется медицинской организацией по заключенному договору.

Из содержания документации об Открытом конкурсе следует, что предметом торгов является оказание услуг по медицинской реабилитации, предусмотренной разделом V Постановления № 286, что сопряжено с выбором организации, оказывающей санаторно-курортные услуги, в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

Довод Мурманского регионального отделения ФСС РФ о том,  что в предмет торгов по лоту № 2 включены услуги по оказанию специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, к которым относятся услуги по проведению инъекций и инфузионной терапии не может быть признан обоснованным. В конкурсной документации отсутствует указание на необходимость оказания медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. Из содержания конкурсной документации следует, что Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования осуществляет отбор организации, предоставляющей санаторно-курортные услуги, в соответствии с требованиями пункта 30 Постановления № 286.

Учитывая изложенное, принимая во внимание одинаковые требования к качественным и техническим характеристикам услуг по всем четырем лотам, положения раздела V Постановления № 286, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что предметом Открытого конкурса по лотам № 2 и 4 является выбор организации в целях оказания застрахованным лицам санаторно-курортных услуг по путевкам. Услуги специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях не входят в предмет Открытого конкурса, следовательно, требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на данный вид деятельности является необоснованным и противоречит требованиям части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

В связи с изложенным, жалоба ООО «Санаторий «Тамара»» в рассмотренной части признается Комиссией Мурманского УФАС обоснованной, Мурманское региональное отделение ФСС РФ – нарушившим часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов при установлении требований по лоту № 2 Открытого конкурса.

Согласно пункту 1.5 раздела «Общие требования» документации об Открытом конкурсе, участник размещения заказа по лоту № 2 должен применять в своей практике для лечения заболеваний лёгочной системы и кожи - галокамеру (искусственную соляную шахту). В требованиях по лоту № 4 установлено, что участник размещения заказа в своей практике для лечения заболеваний лёгочной системы и кожи должен применять галокамеру (искусственную соляную шахту) и крио сауну.

ООО «Санаторий «Тамара»» настаивает на том, что указанное требование, выставленное Заказчиком как обязательное условие участие в торгах, ограничивает его права и законные интересы, является незаконным, исключает возможность хозяйствующего субъекта применять при лечении альтернативные ресурсы.

Комиссией Мурманского УФАС установлено, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года № 212 утвержден Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями органов дыхания (далее по тексту решения – Стандарт № 212). Как следует из пункта 1.5 раздела «Общие требования» документации об Открытом конкурсе, услуги по предмету торгов должны оказываться в соответствии с требованиями, в том числе, Стандарта № 212.

В соответствии с требованиями Стандарта № 212, при санаторно-курортной помощи больным с болезнями органов дыхания применяется спелеовоздействие, представляющий собой метод немедикаментозного лечения заболеваний органов дыхания пациентов.

Галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, в котором создаются условия соляной пещеры (спелеошахты) и является одним из способов спелеовоздействия.

Согласно пояснениям представителей Мурманского регионального отделения ФСС РФ, криосауна используется для лечения органов дыхания и опорно-двигательного аппарата, однако, в стандартах санаторно-курортного лечения не упоминается в качестве метода лечения заболеваний.

Таким образом, в стандартах оказания санаторно-курортной помощи содержатся рекомендации по применению отдельных методов лечения, например, спелеовоздействие. Вместе с тем, стандарты не обязывают санаторно-курортную организацию использовать заранее определенные ресурсы: галокамеру, криокамеру.

Пунктом 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов определено, что не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении требований к наличию у участников размещения заказа ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом торгов. В данной части жалоба Заявителя признается обоснованной.

Применительно к доводу ООО «Санаторий «Тамара»» о невключении Мурманским региональным отделением ФСС РФ по лоту № 2 требования к участникам размещения заказа о наличии у них соответствующей лицензии на оказание санаторно-курортной помощи по пульмонологии, дерматовенерологии и  медицинской реабилитации, а также по лоту № 4 - по пульмонологии и медицинской реабилитации, Комиссия Мурманского УФАС отмечает следующее.

В соответствии с положениями норм Закона о размещении заказов, потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к услугам, отвечающих его потребностям и необходимых для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик вправе, в необходимой степени, детализировать предмет закупки. При этом  Заказчик не вправе устанавливать требования к услугам, которые ограничивают количество участников размещения заказа.

В рассматриваемом случае, Мурманским региональным отделением ФСС установлены требования к профилям, по которым необходимо оказывать услуги медицинской реабилитации, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов и не ограничивает количество участников размещения заказа. Права и законные интересы ООО «Санаторий «Тамара»» Заказчиком не нарушены, поэтому жалоба в данной части признается Комиссией Мурманского УФАС необоснованной.

Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Санаторий «Тамара»» частично обоснованной.

  2. Признать Государственное учреждение -  Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим часть 4 статьи 11 и часть 2.1 статьи 22  Закона о размещении заказов при проведении открытого конкурса «на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году» по лоту № 2 и лоту № 4.

   3. Выдать Государственному учреждению – «Мурманскому региональному отделению Фонда социального страхованию Российской Федерации предписание об устранении по лотам № 2 и № 4 открытого конкурса «на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году».

Резолютивная часть решения  оглашена 10 декабря  2013 года.

            В полном объеме решение  изготовлено 13 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.                     

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 06-14/13-446

 

                         

10 декабря 2013  года                                                                                     город   Мурманск

           

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС) на основании  решения от 10 декабря 2013 года по делу № 06-14/13-446, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Санаторий «Тамара»» на действия  Государственного учреждения -  Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при размещении заказа путём проведения открытого конкурса «на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2014 году», реестровый номер заказа 0249100000213000187  (далее по тексту предписания – Открытый конкурс) по лотам № 2 и № 4, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту предписания -  Закон о размещении заказов), руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. Государственному учреждению – Мурманскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее по тексту предписания – Заказчик) устранить нарушения части 4 статьи 11 (по лоту № 2) и части 2.1 статьи 22 (по лотам № 2 и № 4) Закона о размещении заказов путем внесения изменений в извещение о проведении Открытого конкурса по лотам № 2 и № 4 и документацию о проведении Открытого конкурса по лотам № 2 и № 4, либо путем аннулирования процедуры Открытого конкурса по лотам № 2 и № 4.

Для внесения изменений в извещение и документацию об Открытом конкурсе по лотам №№2 и 4 необходимо:

1.1. Заказчику вернуть участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в Открытом конкурсе по лотам № 2 и № 4, поданные заявки с уведомлением о возможности подать новые заявки на участие в Открытом конкурсе по лотам № 2 и № 4.

1.2. Заказчику вернуть участникам размещения заказа, подавшим заявки по лотам № 2 и № 4 Открытого конкурса, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Открытом конкурсе по лотам № 2 и № 4.

1.5. Заказчику устранить нарушения части 4 статьи 11 и части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в извещение о проведении Открытого конкурса по лоту № 2 и документацию о проведении Открытого конкурса по лоту № 2.

1.6. Заказчику устранить нарушение части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в извещение о проведении Открытого конкурса по лоту № 4 и документацию о проведении Открытого конкурса по лоту № 4.

1.7. Заказчику разместить информацию о новых датах вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения заявок, оценки и сопоставлении заявок на участие в Открытом конкурсе по лотам № 2 и № 4.

2. Заказчику исполнить предписание по 27 декабря 2013 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области  доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru

Резолютивная часть предписания оглашена 10 декабря 2013 года.

В полном объеме предписание изготовлено 13 декабря 2013 года.

Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны