Предупреждение б/н Предупреждение Администрации сельского поселения Пушной ... от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

07 октября 2016

город Мурманск

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Администрацией сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области на основании Решений Совета депутатов сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области №3/3, №3/5, №3/12 от 16.10.2014 года с МУП «ТеплоЭнергоРесурс» был заключён Договор №277 от 01.01.2016 г. о закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «ТеплоЭнергоРесурс» поселения Пушной следующего муниципального имущества:

1) КТП-9 (пос.Пушной Кольского района Мурманской области);

2) КТП-10 (пос.Пушной Кольского района Мурманской области);

3) КТПН-10 (ж/д станция Лопарская рядом с жилым домом №37, Кольский район, Мурманской области);

4) КТПНС-5 (ж/д станция Кица Кольский район Мурманской области);

5) КТПН-40 (н.п. Мокрая Кица, Кольский район, Мурманской области);

6) Электрокотельная (н.п.Пушной (п. Песчаный), Кольский район, Мурманской области);

7) КТП №1 Электрокотельная (н.п.Пушной, Кольский район, Мурманской области);

8) КТП №2 Электрокотельная (н.п.Пушной, Кольский район, Мурманской области).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Совет депутатов сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области своим Решением от 18.04.2016 г. №19/8 дал согласие на передачу объектов электросетевого хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении МУП «ТеплоЭнергоРесурс» поселения Пушной в аренду сторонней организации.

МУП «ТеплоЭнергоРесурс» заключило с хозяйствующими субъектами ряд договоров аренды всех 8-ми вышеуказанных объектов муниципального имущества (электрических сетей и оборудования), а именно:

1) с ООО «Сатка Энерго» на срок с 01.01.2016 г. по 31.01.2016 г.,

2) с ООО «Спектрум»» на срок с 31.01.2016 г. по 29.02.2016 г.,

3) с ООО «Сантех-Норд СМУ 1» на срок с 01.03.2016 г. по 30.03.2016 г.,

4) с ИП Жуковым Александром Валентиновичем на срок с 31.03.2016 г. по 29.04.2016 г.,

5) с ООО «Мурманская Горная Механика» на срок с 30.04.2016 г. по 29.05.2016 г.,

6) с ООО «Импульс» на срок с 30.05.2016 г. по 28.06.2016 г.,

7) с ООО «М-Полюс» на срок с 29.06.2016 г. по 28.07.2016 г.,

8) с ООО «Сатка Энерго» на срок с 29.07.2016 г. по 27.08.2016 г.,

9) с ООО «Спектрум» на срок с 28.08.2016 г. по 26.09.2016 г.

Все договоры с указанными хоз. субъектами были заключены МУП «ТеплоЭнергоРесурс» 02.12.2015 г. без проведения процедуры торгов.

В соответствии со статьёй 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пункт 11) части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции содержит исключение из данного правила, согласно которому договор аренды (безвозмездного пользования) имуществом может быть заключён без проведения торгов в случае передачи такого имущества на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьёй 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (п.10 и п.11 ч.1 ст.20).

В соответствии с нормами гражданского законодательства передача унитарному предприятию имущества осуществляется в целях использования его в экономическом обороте предприятия.

С целью минимизации данных расходов на содержание вышеуказанных 8 объектов электросетевого хозяйства МУП «ТеплоЭнергоСервис» поселения Пушной обратилось в Администрацию сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области за согласованием передачи в субаренду ООО «Сатка Энерго» рассматриваемого муниципального имущества:

п/п

обращение

МУП «ТеплоЭнергоСервис» п.Пушной

в адрес Администраци с.п.Пушной

Согласие Администрации с.п.Пушной на передачу имущества в субаренду ООО «Сатка Энерго»

1.

31.01.2016 г. №62

31.01.2016 г. №21-Б

2.

01.03.2016 г. №185

01.03.2016 г. №34-Б

3.

31.03.2016 г. №223

31.03.2016 г. №42-Б

4.

30.04.2016 г. №286

30.04.2016 г. №55-Б

5.

30.05.2016 г. №313

30.05.2016 г. №67-Б

6.

29.06.2016 г. №358

29.06.2016 г. №72-Б

7.

28.08.2016 г. №415

28.08.2016 г. №80-Б

Таким образом, рассматриваемое муниципальное имущество (8 объектов электросетевого хозяйства) на основании согласия Администрации с.п.Пушной Колького района Мурманской области было передано вышеуказанными арендаторами в субаренду ООО «Сатка Энерго» без проведения торгов, а именно:

п/п

Обращение хоз. субъекта в МУП «ТеплоЭнергоРесурс» за дачей согласия на передачу в субаренду

Согласие МУП «ТеплоЭнергоРесурс»

(дата и номер)

Наименование хоз. субъекта

дата и номер обращения

1.

ООО «Спектрум»

31.01.2016 г б/н

31.01.2016 г. №63

2.

ООО «Сантех-Норд СМУ 1»

01.03.2016 г. №34

01.03.2016 г. №186

3.

ИП Жуков А.В

б/д и б/н

31.03.2016 г. №224

4.

ООО «Мурманская Горная Механика»

30.04.2016 г. б/н

30.04.2016 г. №287

5.

ООО «Импульс»

30.05.2016 г. № 38

30.05.2016 г. №314

6.

ООО «М-Полюс»

29.06.2016 г. б/н

29.06.2016 г. №359

7.

ООО «Спектрум»

28.08.2016 г. б/н

28.08.2016 г. №416

В результате указанных действий ООО «Сатка Энерго» в период с 01.01.2016 г. по 26.09.2016 г. стало субарендатором 8 объектов электросетевого хозяйства, являющихся собственностью муниципального образования с.п.Пушной, без проведения торгов.

Данный факт является нарушением части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определено, что объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства; объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Из подпунктов 1.1.3 и 1.1.4 Правил устройства электроустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. №204, следует, что электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии. Открытые или наружные электроустановки - электроустановки, размещенные внутри здания, защищающего их от атмосферных воздействий.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, под трансформаторной подстанцией понимается электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; под электрической подстанцией - электроустановка, предназначенная для преобразования и распределения электрической энергии; под электроустановкой - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

Таким образом, Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области фактически согласовала передачу в субаренду ООО «Сатка Энерго» недвижимого имущества без проведения торгов.

Мурманским УФАС установлено, что закреплённые за МУП «ТеплоЭнергоРесурс» поселения Пушной объекты муниципального имущества (электросетевого хозяйства) фактически не находились в пользовании предприятия, не использовались последним в пределах предмета и целей деятельности муниципального унитарного предприятия, что позволяет сделать следующий вывод: при совершении действий по закреплению на праве хозяйственного ведения муниципального имущества стороны не преследовали цель возникновения правовых последствий в виде владения и пользования рассматриваемыми помещениями в соответствии с уставом предприятия.

Совокупность действий по передаче рассматриваемых объектов электросетевого хозяйства в аренду различным хозяйствующим субъектам, которые также фактически не находились в пользовании последними, и дальнейшая передача данного муниципального имущества в субаренду ООО «Сатка Энерго» на срок более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, направлена на передачу в пользование хозяйствующему субъекту муниципального имущества минуя положения Закона о защите конкуренции и конкурентные процедуры.

Такие действия рассматриваются антимонопольным органом как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав на объекты электросетевого хозяйства конкретному хозяйствующему субъекту.

Действия по неоднократной последовательной передаче прав на объекты электросетевого хозяйства одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов содержат признаки нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что является основанием для возврата такого имущества.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Установленный статьей 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 и в Постановлении по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. и пункта 6 раздела 2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г., Федеральная антимонопольная служба России с целью реализации полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к компетенции Службы.

Согласно разъяснений ФАС России от 24.04.2014 N ЦА/16309/14, размещённых на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети "Интернет" www.fas.gov.ru и в правовой системе «КонсультантПлюс», дача собственником имущества согласия (задания) на передачу государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов содержит признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба России в указанных Разъяснениях от 24.04.2014 N ЦА/16309/14 (пункт 12) пояснила, что в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 указанной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов

В случае, если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции - на торгах или по иным исключениям.

Таким образом, действия Администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области по согласованию передачи объектов электросетевого хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении МУП «ТеплоЭнергоРесурс» поселения Пушной, в аренду сторонней организации без проведения торгов, квалифицированы как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Управление ФАС по Мурманской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путём:

проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства)

в срок до 01 декабря 2016 года.

Информируем, что орган местного самоуправления, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о выполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель управления              С.А. Чеченина

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны