Предупреждение б/н Предупреждение ГУ МЧС России по Мурманской области 07-03/... от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №07-03/17-04

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

31 марта 2017 г.

г.Мурманск

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

С 14.07.2014 г. вступила в силу часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), в соответствии с которой здания классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 (далее - объекты защиты) оборудуются системами пожарной сигнализации, которые должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Нормы Технического регламента, в том числе часть 7 статьи 83, не устанавливают возможность создания монопольного положения для одной организации на рынке монтажа и эксплуатации систем автоматической пожарной защиты.

Более того, в соответствии с данной нормой в отношении объектов защиты допускается использование любых средств связи и передающего оборудования различных производителей (в том числе и ранее смонтированных систем передачи извещений о пожаре), исключающих передачу ложных тревожных сообщений и контролирующих исправность систем пожарной сигнализации при дублировании сигналов от систем пожарной сигнализации объекта на пульт подразделения пожарной охраны (письмо МЧС России от 10.07.2014 г. №19-2-13-2911 «Разъяснения по порядку применения части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Объектовые станции, позволяющие выводить тревожные сигналы по различным каналам связи от объектов защиты на пультовое оборудование, установленное в подразделениях пожарной охраны, могут быть любых производителей при условии наличия сертификата соответствия требованиям ГОСТ 53325-2012 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования".

Согласно письма Северо-Западного регионального центра МЧС России от 14.04.2016 г. №3817-1-39 по вопросу размещения в подразделениях федеральной противопожарной службы оборудования сторонних организаций, предназначенного для получения извещений о возникновении пожара от пожарных сигнализаций без участия работников объектов и (или) транслирующей этот сигнал организации, действующим законодательством не предусмотрено оснований для отказа какой-либо организации в размещении соответствующего оборудования. При этом, данное оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ Р 53325-2012 "Технические средства пожарной автоматики. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

Главное управление МЧС России по Мурманской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Мурманской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

С 01.01.2017 г. на пункте связи пожарно-спасательной части №10 ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области) (г.Мончегорск) с 01.01.2017 г. установлен единый комплекс для приёма сигналов срабатывания пожарной сигнализации «Базальт-8016» от объектов зданий функциональной пожарной опасности Ф1.1., Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2.

Согласно абзацу 3 пункта 14.4 СП 5.13130.2009 на объектах класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций и т.д.) извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, с использованием технических средств, отвечающих требованиям ГОСТ Р 53325-2012 "Технические средства пожарной автоматики. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

Исходя из положений статей 38, 39 Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, в том числе по информированию подразделений пожарной охраны о возникших пожарах, возложена на руководителей организаций.

В связи с установкой единого комплекса для приёма сигналов срабатывания пожарной сигнализации «Базальт-8016» и необходимостью принятии мер по приведению систем передачи извещений о подаче сигналов срабатывании системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны г.Мончегорска в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» направило в адрес директора ООО «Автоматика» <...> и в адрес главы Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией <...> письмо от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5, содержащее следующие указания:

- о необходимости в срок до 01.03.2017 г. демонтировать на пункте связи пожарно-спасательной части №10 ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» установленное ООО «Автоматика» оборудование «Андромеда»;

- для приобретения оборудования для объектов хозорганов необходимо обращаться на завод-изготовитель производителя «Система безопасности «Альтоника» г.Москва.

Кроме того, Пожарно-спасательная часть №10 ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» направила в адрес руководителей образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больниц, гостинец, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха Информационное письмо от 09.01.2017 г. исх. №27-7-1-5, подписанное ВрИД заместителя начальника части <...>, о демонтаже с 01.03.2017 г. с пункта связи пожарной части №10 города Мончегорска пультов приёма сигналов срабатывания пожарной сигнализации СПИ «Андромеда» (собственник ООО «Автоматика») и ПАК «Стрелец-мониторинг» (собственник ООО «Лидер»), в связи с их несоответствием требованиям федерального законодательства.

Права и обязанности должностных лиц МЧС России при исполнении государственной функции определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утверждённым Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 (далее по тексту - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента должностные лица надзорных органов вправе: осуществлять проверку выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны субъектами надзора; выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны; выдавать объектам надзора предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из изложенного следует вывод, что при выявлении подразделениями ГУ МЧС России по Мурманской области фактов несоответствия оборудования (технических средств), предназначенного для получения извещений о возникновении пожара от пожарных сигнализаций, требованиям главы 9 ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний», должны выдаваться обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, в том числе о приведении в соответствие оборудования, установленного на объектах классов функциональной пожарной опасности Ф1.1., Ф1.2., Ф4.1. и Ф4.2. с целью передачи сигнала на пульт пожарно-спасательной части.

При назначении сроков исполнения пунктов предписаний, выданных в связи с невыполнением требований части 7 статьи 83 Технического регламента, ГУ МЧС России по Мурманской области необходимо учитывать бюджетные возможности учреждений, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых они находятся.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 и в Постановлении по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Содержание письма ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5, направленного в адрес директора ООО «Автоматика» <...> и главы Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией <...> о необходимости в срок до 01.03.2017 г. демонтировать на пункте связи пожарно-спасательной части №10 ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» установленное ООО «Автоматика» оборудование «Андромеда» и приобрести оборудование для объектов хозорганов на заводе-изготовителе производителя «Система безопасности «Альтоника» г.Москва является указанием, обязательным для исполнения, и не может быть рассмотрено в качестве рекомендации.

Направление ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» в адрес ООО «Автоматика» и главы Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией письма от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5 о необходимости приобретения оборудования для объектов хозорганов на заводе-изготовителе производителя «Система безопасности «Альтоника» г.Москва является неправомерным и влечёт установление для Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией необоснованное ограничение выбора хозяйствующего субъекта, предоставляющего оборудование (технические средства), предназначенное для получения извещений о возникновении пожара от пожарных сигнализаций и соответствующее требованиям главы 9 ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний», а для ООО «Автоматика» необоснованное ограничение выбора хозяйствующего субъекта, реализующего оборудование, соответствующее требованиям ГОСТ Р 53325-2012, а также создаёт препятствие осуществлению деятельности ООО «Автоматика» в указанной сфере, что может привести к ограничению конкуренции.

Кроме того, понуждение ООО «Автоматика» о приобретении необходимого оборудования у конкретного хозяйствующего субъекта создаёт препятствие осуществлению деятельности ООО «Автоматика» в сфере монтажа и технического обслуживания технических средств пожарной автоматики (системы передачи извещений) и может привести к ограничению или устранению конкуренции на рынке монтажа и технического обслуживания технических средств пожарной автоматики.

Действия ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» по направлению письма от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5 и заместителя начальника Пожарно-спасательной части №10 ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» <...> по направлению письма от 09.01.2017 г. исх. №27-7-1-5 нарушают запрет на вмешательство государственных органов в отношения хозяйствующих субъектов, установленный пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из подпунктов 1 и 2 пункта 15 Положения о ТУ МЧС России начальник Главного управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление МЧС России и подчиненные ему подразделения, и руководит деятельностью Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений.

Следовательно, ответственность за направление в адрес ООО «Автоматика» и главы Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией письма от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5 несёт начальник Главного управления МЧС по Мурманской области.

Описанные выше обстоятельства содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях Главного управления МЧС по Мурманской области.

Главное управление МЧС по Мурманской области не привело конкретную норму федерального закона, разрешавшую направлять письма такого содержания, тогда как действия подчинённого ему подразделения могут ограничить выбор хозяйствующих субъектов на рынке монтажа и технического обслуживания технических средств пожарной автоматики, что само по себе свидетельствует о возможности ограничения конкуренции.

С учётом вышеизложенного, в действиях Главного управления МЧС по Мурманской области, выразившихся в направлении подчинёнными ему подразделениями:

- в адрес ООО «Автоматика» и главы Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией письма от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5 о необходимости приобретения оборудования для объектов хозорганов на заводе-изготовителе производителя «Система безопасности «Альтоника» г.Москва,

- а также в адрес руководителей образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больниц, гостинец, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха письма от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5 о демонтаже с 01.03.2017 г. с пункта связи пожарной части №10 города Мончегорска пультов приёма сигналов срабатывания пожарной сигнализации СПИ «Андромеда» (собственник ООО «Автоматика») и ПАК «Стрелец-мониторинг» (собственник ООО «Лидер»),

содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 указанного закона федеральному органу исполнительной власти выдаётся предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Управление ФАС по Мурманской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий:

путём отзыва писем:

- ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» от 29.12.2016 г. исх.№643-1-5, направленного в адрес директора ООО «Автоматика» <...> и в адрес главы Администрации города Мончегорска с подведомственной территорией <...>, указывающее на необходимость приобретения оборудования для объектов хозорганов на заводе-изготовителе производителя «Система безопасности «Альтоника» г.Москва;

- Пожарно-спасательной части №10 ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» от 09.01.2017 г. исх. №27-7-1-5.

в срок до 28 апреля 2017 года.

 

Информируем, что федеральный орган исполнительной власти, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о выполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Врио. руководителя управления                               И.Н.Попова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны