Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 07-03/17-11 по признакам нарушения... от 8 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 07-03/17-11 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «02» ноября 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» ноября 2017 г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 07-03/17-11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС России: Попова Ирина Николаевна - заместитель руководителя Мурманского УФАС России,

члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Полищук Марина Сергеевна – начальник отдела контроля органов власти Мурманского УФАС России,

Редина Елена Николаевна - главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России,

рассмотрев дело №07-03/17-11 по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области (адрес: Мурманская область, Печенгский район, п. Никель, пр.Гвардейский, д.2; ИНН: 5109001690; ОГРН: 106509001286) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь частями 1 и 2 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением ФАС по Мурманской области по результатам рассмотрения заявлений депутата муниципального образования г.п. Никель Печенгского района <...> о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района, выразившихся в принятии ограничивающего конкуренцию решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области № 73 от 25.10.2016., было установлено следующее:

На территории муниципального образования городское поселение Никель расположено 155 многоквартирных домов (далее по тексту - МКД), в том числе:

- пос. Приречный – 1 МКД;

- п.г.т. Никель – 135 МКД;

- пос. Раякоски – 19 МКД.

Из общего количества указанных домов доля муниципальной собственности более чем 50% в праве общей собственности на общее имущество в многоквар-тирном доме имеется в 26 МКД, расположенных в посёлке Никель по адресам:

ул. Спортивная, д.1 - доля муниципальной собственности 74,00%;

ул. Спортивная, д.5 - доля муниципальной собственности 67,00%;

ул. Спортивная, д.6 - доля муниципальной собственности 79,00%;

ул. Советская, д.7б - доля муниципальной собственности 61,00%;

ул. Советская, д.11 - доля муниципальной собственности 100,00%;

ул. Советская, д.12 - доля муниципальной собственности 77,00%;

ул. Советская, д.13 - доля муниципальной собственности 76,00%;

ул. Советская, д.17 - доля муниципальной собственности 100,00%;

ул. Советская, д.22 - доля муниципальной собственности 88,00%;

ул. Печенгская, д.9 - доля муниципальной собственности 51,00%;

ул. 14 Армии, д.3 - доля муниципальной собственности 88,00%;

ул. 14 Армии, д.4 - доля муниципальной собственности 54,00%;

ул. 14 Армии, д.5 - доля муниципальной собственности 66,00%;

ул. 14 Армии, д.5а - доля муниципальной собственности 61,00%;

ул. 14 Армии, д.6 - доля муниципальной собственности 60,00%;

ул. 14 Армии, д.7 - доля муниципальной собственности 82,00%;

ул. 14 Армии, д.8 - доля муниципальной собственности 56,00%;

ул. 14 Армии, д.9 - доля муниципальной собственности 88,00%;

ул. 14 Армии, д.10 - доля муниципальной собственности 64,00%;

ул. 14 Армии, д.14 - доля муниципальной собственности 66,00%;

ул. Мира, д.23 - доля муниципальной собственности 56,00%;

ул. Бредова, д.6 - доля муниципальной собственности 58,00%;

ул. 2 Линия, д.2 - доля муниципальной собственности 100,00%;

ул. Молодёжная, д.7 - доля муниципальной собственности 54,00%;

ул. Пионерская, д.5 - доля муниципальной собственности 58,00%;

ул. Горняков, д.6 - доля муниципальной собственности 100,00%.

Установлено, что управление многоквартирными домами муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района осуществлялось двумя управляющими организациями: МУП «Жилфонд» и МУП «Сети Никеля».

Федеральным законом от 21.07.2014г. №255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть 1 статьи 12 Закона о лицензировании, устанавливающая перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, дополнена пунктом 51 о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 г. №255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Аналогичное требование содержит и часть 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, согласно которой деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса РФ случая.

На основании части 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

17.04.2015 г. МУП «Жилфонд», осуществляющее управление многоквартирными домами муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района, уведомил Администрацию муниципального образования Печенгский район и Администрацию городского поселения Никель Печенгского района об отсутствии у МУП «Жилфонд» лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

МУП «Сети Никеля» также не получило лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 200 Жилищного кодекса РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ (непосредственное управление МКД);

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом (пункт 4 статьи 200 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 5 статьи 200 Жилищного кодекса РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

В связи с необходимостью управления многоквартирными домами муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Администрацией городского поселения Никель Печенгского района было издано Распоряжение от 20.04.2015 г. №24, которым определено проведение внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории п.Никель, в очной форме для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами посёлка Никель.

Назначенное на 02.05.2015 г. собрание собственников помещений многоквартирных домов в п.Никель для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами не состоялось в связи с отсутствием кворума.

В соответствии с частью 2 статьи 163 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 №123-ФЗ), управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 Кодекса. Порядок проведения данного конкурса по выбору управляющей организации регламентируется постановления Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – Порядок проведения конкурса).

Порядок проведения конкурса определяет процедуру проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и не предоставляет организатору такого конкурса права применять отличный порядок.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения конкурса принципами проведения конкурса являются: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе был проводить общие собрания собственников жилых помещений тех МКД, в которых доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более 50%, а обязан был провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления такими многоквартирными домами.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентированы принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования,

- глава муниципального образования,

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

- контрольно-счетный орган муниципального образования,

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования помимо прочего находятся:

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35);

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 5 части 10 статьи 35).

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как указано выше содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля и иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения (п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ).

Подпунктом 6 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, утверждённого Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель от 01.02.2006 г. № 21 (далее по тексту - Устав), определено, что к вопросам местного значения городского поселения Никель помимо прочего относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 21 главы IV Устава г.п.Никель структуру органов местного самоуправления составляют обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:

1) представительный орган городского поселения – Совет депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области;

2) Глава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области;

3) исполнительно-распорядительный орган - администрация муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области.

Совет депутатов городского поселения Никель обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством (п.2 ст.22 Устава).

Глава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области исполняет полномочия председателя Совета депутатов городского поселения Никель с правом решающего голоса (п.2 статьи 23 Устава).

Частью 2 статьи 24 Устава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области к иным полномочиям Совета депутатов городского поселения Никель отнесены вопросы в том числе в жилищной сфере, а именно:

- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены (пункт 7 части 2 статьи 24 Устава);

- установление размера дохода, приходящегося на члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 18 части 2 статьи 24 Устава);

- определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 19 части 2 статьи 24 Устава);

- признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 20 части 2 статьи 24 Устава);

- установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (пункт 24 части 2 статьи 24 Устава).

В исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области находится в том числе контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (статья 24 Устава).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава Глава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области является высшим должностным лицом городского поселения и наделён собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского поселения Никель полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения Никель федеральными законами и законами Мурманской области (пункт 20 статьи 29 Устава).

Полномочия исполнительно-распорядительного органа - Администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области определены статьёй 33 Устава.

Так, пунктом 4 части 2 статьи 33 Устава регламентированы полномочия Администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории, в том числе:

- ведение учёта муниципального жилищного фонда;

- организация строительства и содержания за счет собственных и привлеченных средств муниципального жилья и объектов инженерной инфраструктуры;

- распоряжение и управление муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;

- осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивую работу объектов водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения и муниципальных учреждений топливом;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов.

Анализ вышеизложенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что представительный орган городского поселения – Совет депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области не наделён полномочиями по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района.

В соответствии со статьями 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом, администрация не наделена функциями исполнителя коммунальных услуг.

В связи с тем, что орган местного самоуправления не наделён действующим законодательством функциями управления многоквартирными домами, в целях управления муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры согласно пункту 4 части 2 статьи 33 Устава и в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 06.02.2006г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» Администрация муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области является органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и на формирование состава конкурсной комиссии.

Постановлением Администрации городского поселения Никель Печенгского района от 05.05.2015 г. №31 определено провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района.

В соответствии с пунктом 2.1. Постановления Администрации городского поселения Никель Печенгского района 05.05.2015 г. Администрацией в адрес Совета депутатов городского поселения Никель был направлен запрос о делегировании депутатов в конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Согласно письма Главы городского поселения Никель Печенгского района от 08.05.2015 г. исх. №224 в состав конкурсной комиссии были делегированы депутаты Совета депутатов г.п.Никель:<...> и <...>.

Постановлением Администрации г.п.Никель Печенгского района от 18.05.2015 г. №38 утверждёны состав конкурсной комиссии и Положение о порядке работы конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района.

26.05.2015 г. на официальном сайте торгов по адресу: https://torgi.gov.ru размещено Извещение № 260515/0003101/04 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района по 135 лотам.

В состав конкурсной массы вошли 135 многоквартирных дома, расположенных на территории муниципального образования г.п.Никель.

Согласно Протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации от 25.06.2015 г. на участие в рассматриваемом конкурсе была подана заявка от одного хозяйствующего субъекта - ООО Управдом».

По результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района 01.07.2015 г. с ООО «Управдом» как с единственным участником конкурса на основании пункта 89 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. №75, заключёны Договора управления многоквартирными домами, расположенными в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установленный статьей 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам власти и местного самоуправления, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Как следует из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части признания недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия), необходимо учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 и в Постановлении по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области от 25.10.2016 г. №73, подписанным главой городского поселения Никель Печенгского района, установлен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области:

- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда,

- для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и собственников помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Пунктом 24 части 2 статьи 24 Устава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области к полномочиям Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Согласно Приложению к Решению Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области от 25.10.2016 г. №73 размер платы за содержание жилого помещения установлен для всех многоквартирных домов г.п.Никель, в том числе для МКД по которым в результате проведённого в июне 2015 г. Администрацией городского поселения Никель Печенгского района открытого конкурса выбран способ управления.

Совет депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области принял Решение от 25.10.2016 г. №73 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области» уже после того, как в многоквартирных домах г.п.Никель Печенгского района выбран по результатам конкурса способ управления и управляющая организация, а также установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, тем самым превысив свои полномочия.

Исходя из норм действующего жилищного законодательства Мурманское УФАС приходит к выводу, что у Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области в 2016 году отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, и полномочия, определённые пунктом 24 части 2 статьи 24 Устава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, по установлению своим Решением от 25.10.2016 г. №73 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений многоквартирных домов, по которым в 2015г. по результатам открытого конкурса были выбраны способ управления многоквартирным домом, управляющая организация и определён размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Действие Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области по принятию в нарушение жилищного законодательства Решения от 25.10.2016 г. №73 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области» в отношении многоквартирных домов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района, в которых по результатам открытого конкурса выбран способ управления и установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, могло привести к ограничению (недопущению) конкуренции на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами в границах муниципального городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области.

Изложенные факты свидетельствуют о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части нарушения запрета органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия, которые могут привести к негативному вмешательству в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

По итогам рассмотрения антимонопольным органом заявления депутата муниципального образования г.п. Никель Печенгского района <...> в адрес Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области и главы городского поселения Никель Печенгского района <...> выдано Предупреждение №07-03/17-03 от 31.01.2017 г. о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путём отмены Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области от 25.10.2016 г. №73 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области» в части касающейся многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, в которых по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городское поселение Никель Печенгского района, проведённого Администрацией городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области в июне 2015 года, выбран способ управления и управляющая организация , а также установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в данных многоквартирных домах.

В установленный срок предупреждение не исполнено.

Управлением на основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с невыполнением предупреждения в установленный срок, в отношении Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области возбуждено дело № 07-03-17/11 по признакам нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Совет депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области оспорил выданное предупреждение в судебном порядке в Арбитражный суд Мурманской области.

Определением от 04.04.2017 г. рассмотрение дела №07-03/17-11 было приостановлено до вступления в законную силу решения по судебному делу № А42-1515/2017.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2017 г. по делу № А42-1515/2017 предупреждение признано законным и обоснованным, подтверждена правильность квалификации действий Совет депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области по части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в удовлетворении требований Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области отказано.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, установленные обстоятельства и выводы, изложенные в судебных актах по делу № А42-1515/2017, вступивших в законную силу, имеют обязательный характер для рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом.

Определением от 06.10.2017г. № 07-03/17-11 рассмотрение дела № 07-03/17-11 было возобновлено в связи со вступлением в законную силу указанного судебного акта кассационной инстанции.

В связи с изложенным и с учетом выводов арбитражных судов по делу № А42-1515/2017 о правильности данной в предупреждении квалификации действий Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, Комиссия по рассмотрению дела № 07-03/17-11, учитывая совокупность изложенных обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела, пришла к выводу о наличии в действиях Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссией перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела.

Советом депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области возражения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных оснований для квалификации действий Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, выразившихся в принятии Решения от 25.10.2016 г. №73 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области» в отношении многоквартирных домов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района, в которых по результатам открытого конкурса выбран способ управления и установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, что могло привести к ограничению (недопущению) конкуренции на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами в границах муниципального городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области от 21.09.2017 г. №54 признано утратившим силу Решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района от 25.10.2016 г. №73 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области».

Таким образом, Советом депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области устранён факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» до вынесения решения по рассматриваемому делу.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области (адрес: Мурманская область, Печенгский район, п. Никель, пр.Гвардейский, д.2; ИНН: 5109001690; ОГРН: 106509001286) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии Решения от 25.10.2016 г. №73 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области» в отношении многоквартирных домов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района, в которых по результатам открытого конкурса выбран способ управления и установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, что могло привести к ограничению (недопущению) конкуренции на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами в границах муниципального городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения до вынесения решения по данному делу.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии              И.Н. Попова

 

Члены комиссии                           М.С.Полищук

                                                      Е.Н. Редина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны