Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №07-03-18/1 о нарушении антимонопольного зак... от 15 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03-18/1 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                              г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена "09" августа 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено   "15" августа  2018 г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 07-03-18/1 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

                                                       

 

 

председателя комиссии Чечениной  Светланы  Адольфовны, 

членов комиссии:  заместителя  руководителя  управления  Поповой  И.Н., начальника отдела контроля органов  власти  Полищук М.С.,  

рассмотрев  дело  №07-03-18/1  по  признакам  нарушения  Администрацией сельского поселения Пушной  Кольского  района  Мурманской  области (184321, Мурманская  область,  Кольский  район,  п. Пушной, ул. Центральная, д.8; ИНН: 5105031936) части  1  статьи  17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  выразившегося  в заключении договора аренды муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления  (Договора №1/17  от  01.12.2017 г.  на аренду нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  -  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м.), с  Кольским хуторским казачьим обществом без проведения торгов,

в  присутствии:

представителя  администрации  сельского  поселения Пушной Кольского района Мурманской области:  исполняющей  обязанности  главы  администрации  Спиридлоновой Антонины  Анатольевны,

атамана  Кольского  хуторского  казачьего  общества  И.Ю. Гуменного,

индивидуального  предпринимателя  Главы  КФХ Исаевой  Марины Михайловны,

индивидуального  предпринимателя  Гладких  Константина  Анатольевича, 

представителя Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области: Поршневой Елены Ивановны  по  доверенности  от  12.04.2018 г. №1,

руководствуясь статьёй  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Арбитражного  суда  Мурманской  области  от 21.08.2017 г. по  делу №А42-4568/2017  было признано право  собственности муниципального образования сельского поселения  Пушной Кольского района Мурманской области на ряд объектов  недвижимого имущества,  в  том  числе  на  телятник с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, общей площадью 2379,7 кв.м., назначение: нежилое, 1-этажный, инв. № 68, адрес объекта: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной, номер регистрации 51-51-10/002/2009-028.

В  соответствии с Решением  Арбитражного  суда Мурманской  области  от  21.08.2017 г.  указанный  объект  недвижимого  имущества  - телятник с кадастровым номером 51:01:0000000:1155,  был  зарегистрирован  23.10.2017 г. в  Управлении  Росреестра  по  Мурманской  области  (свидетельство  №51:01:0000000:1155-51/001/2017-1  от  23.10.2017 г.).

19.10.2017 г. индивидуальный  предприниматель -  главы  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  Исаева  Мария  Михайловна обратилась  в  адрес    главы  Администрации сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  Исаеву В.В. по  вопросу  предоставления  в  пользование   нежилого  помещения - телятника общей площадь 2379,7 кв.м., с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной.

17.11.2017 г.  Администрация  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  своим  письмом  (исх. № 761 от 17.11.2017 г.)  на  обращение  ИП  Исаевой М.М.  ответила,  что особенности порядка  заключения  договоров  аренды муниципального  имущества  регулируются  Федеральным  законом  от  26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» и «…Администрация  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  планирует  рассмотреть  вопрос  о  разработке  муниципальных  правовых  актов,  регулирующих  вопросы  проведения   конкурсов или  аукционов  на  право заключения  договоров  аренды,  договоров  безвозмездного  пользования,  договоров  доверительного  управления  имуществом,  иных  договоров,  предусматривающих  переход  прав  владения  и (или)  пользования  в  отношении государственного  или  муниципального  имущества,  не  закреплённого  на  праве  хозяйственного  ведения  или  оперативного  управления.»

23.11.2017 г.  Администрация  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  заключила  с Кольским хуторским казачьим обществом Договор №1/17  на  аренду нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  -  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м. с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  для  использования  в  целях  размещения сельскохозяйственного  производства.

 

В соответствии со статьей 3 Федерального  закона  от  26.07.2006 г.  №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  (далее  по  тексту - Закон о защите конкуренции) действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В  соответствии  с  частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исключением из  нормы  статьи  17.1  Закона  о  защите  конкуренции  помимо прочего  является предоставление указанных прав на такое имущество    социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"  (п.4 части 1  статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

В  соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в  связи  с  этим действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

Согласно  письма  Федеральной  антимонопольной  службы  России  от  17.03.2010 г.  №АЦ/7021  «О  разъяснении  по  вопросам  применения  Федерального  закона  «О  защите  конкуренции»  если одновременно с заявкой на передачу государственного имущества некоммерческой организации, подпадающей под предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции исключения, поданы заявки от других хозяйствующих субъектов, претендующих на предоставление такого имущества без проведения торгов, собственнику имущества или уполномоченному им обладателю имущественного права необходимо провести торги.

 

Согласно пунктов 1, 3 и 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее  -  Закон  о  некоммерческих  организациях)  органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

В  соответствии с пунктом 2.1.  статьи 2  Закона о некоммерческих организациях  социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами  (пункт 3  статьи 2 Закона о некоммерческих организациях).

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется  органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (пункт 6 статьи 31.1 Закона  о  некоммерческих  организациях).

Решением  Совета  депутатов  с.п.Пушной  Кольского  района  от 17.11.2017 г. №35/6  рассматриваемый  объект  недвижимости  -  телятник  с кадастровым номером 51:01:0000000:1155,  включён  в  перечень  муниципального  имущества  муниципального  образования с.п.Пушной,  предназначенного  для  предоставления  его  во  владение  и  (или)  пользование  на  долгосрочной  основе  социально  ориентированным  некоммерческим  организациям.

Постановлением  Администрации с.п.Пушной  от 20.11.2017 г. №65  утверждён  перечень  объектов,  в  том  числе  здание  телятника  с кадастровым номером 51:01:0000000:1155,  которое  подлежит  предоставлению  в  пользование  социально  ориентированным  некоммерческим  организациям.

 

Необходимо  отметить,  что  Решение Совета  депутатов  с.п.Пушной  Кольского  района  от 17.11.2017 г. №35/6  и  Постановлением  Администрации с.п.Пушной  от 20.11.2017 г. №65   подписано  одним  должностным  лицом  органа  местного  самоуправления  - главой  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области. 

При  этом, указанные  правовые  акты  должны  приниматься  с  учётом    норм  пункта 1  статьи 31.1 Закона  о  некоммерческих  организациях  и  с  соблюдением  требований  статьи 17.1 Закона  о  защите  конкуренции.

Согласно пункта 1 статьи 31.1 Закона  о  некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Таким  образом,  Кольское  хуторское  казачье  общество   имеет  право  на получение имущественной поддержки путем заключения договоров безвозмездного владения и (или) пользования муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров   только  при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, а  именно: направленной  на  решение  социальных  проблем,  на  развитие  гражданского  общества  или  для  осуществления  видов  деятельности,  поименованных  в  части 1  статьи 31.1 Закона  о  некоммерческих организациях.

Из представленных в материалы дела документов следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Кольское  хуторское  казачье  общество  (ИНН: 5105082271) является выращивание однолетних культур  (ОККВЭД - 01.1), дополнительным видом деятельности является  помимо  прочего животноводство (ОКВЭД – 01.4).

В  соответствии  с  пунктом 1.1. Договора  №1/17 от 23.11.2017 г.  аренды здание  телятника  передано  Кольскому хуторскому  казачьему обществу для  использования  в  целях размещения  сельскохозяйственного  производства, а  не  для  решения  социальных  проблем  и  не  для  осуществления  деятельности,  указанной  в ч.1 ст.31.1 Закона о некоммерческих организациях. Следовательно,  данная  передача рассматриваемого  имущества Кольскому  хуторскому  казачьему  обществу  без  проведения  торгов  не  соответствует  требованиям  пункта  4  части 1  статьи 17.1 Закона  о защите  конкуренции.

Таким  образом,  Администрация  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  заключила  с Кольским хуторским казачьим обществом Договор №1/17 от 23.11.2017 г. на  аренду нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  -  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м. с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1  статьи 17.1 Закона о  защите конкуренции.

В  ходе  рассмотрения  дела  №07-03-18/1 Комиссией Мурманского УФАС  установлено,  что Кольское  хуторское  казачье  общество  в рассматриваемом здании  телятника не  осуществляет  социально  ориентированные  виды  деятельности, перечисленные  в  пункте  1  статьи 31.1  Закона  о  некоммерческих организациях.

В  предоставленном  здании  телятника деятельность  осуществляет  Зубарев А.Г.,  являющийся  членом Кольского  хуторского  казачьего  общества.

В  то  же  время  согласно  имеющихся  в  распоряжении  Управления  документов,  Зубарев   Алексей  Григорьевич  также  является  индивидуальным  предпринимателем -  главой  крестьянского  фермерского  хозяйства.

В 2017 г. в  соответствии  с  заключённым  с  Министерством  рыбного  и  сельского  хозяйства Мурманской  области  Соглашением   о  предоставлении  гранта  на  поддержку  начинающих  фермеров  от 26.06.2017 г. №39/гр Зубарев А.Г.  как  индивидуальный  предприниматель,    глава  КФХ  и начинающий  фермер  получил   грант  в  размере  3 млн. руб.  на  приобретение  40  голов  крупного  рогатого  скота  и  оборудования.

Необходимо  отметить,  что между  Администрацией  с.п.Пушной  и Кольским хуторским казачьим обществом Договор аренды  телятника №1/17 был  заключён  23.11.2017 г. 

Одновременно 23.11.2017 г. в  адрес  главы  администрации с.п.Пушной  обратился индивидуальный  предприниматель  Зубарев А.Г. и Атаман Кольского  хуторского  казачьего  общества Коротин Р.А.  с  заявлением  о  согласовании  передачи    здания  телятника  в  субаренду  ИП  Зубареву А.Г.  для  производства  сырого  молока  и  мясного  направления.

 

24.11.2017 г.  с  согласия   администрации с.п.Пушной  был заключён Кольским хуторским казачьим обществом  с  ИП  Зубаревым  А.Г. договор  №1  на  субаренду  нежилого  помещения (здания,  сооружения)  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м. с кадастровым номером 51:01:0000000:1155  в  целях  размещения  сельскохозяйственного  производства.

Согласно Представления Прокуратуры  Кольского  района  Мурманской  области от  26.12.2017 г. вынесенного главе Администрации  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области Исаеву В.В.       договор  субаренды  с  ИП Зубаревым А.Г.  был  расторгнут 28.12.2017 г.

Однако,  29.12.2017 г.  между  Кольским  хуторским  казачьим  обществом  и  ИП  Главой   Крестьянского  (фермерского)  хозяйства  Зубаревым А.Г.  был  заключён  Договор  о  совместной  деятельности,  пунктом  2.1.1.  которого  предусмотрено,  что  Кольское  хуторское  казачье  общество  (Товарищ-1)   в  целях  развития  социально-ориентированного  сельского  хозяйства  на  территории  Мурманской  области,  а  также  в  целях  получения  прибыли,  обязуется  внести  в  качестве  вклада  имущественное  право использования  нежилого  помещения  на  основании  Договора  №1/17  на  аренду нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  -  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м. с кадастровым номером 51:01:0000000:1155.

Казачьи общества как некоммерческие организации создаются на основе членства (п. 5 ст. 10 Закона  о  некоммерческих организациях). При этом имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона  о  некоммерческих организациях).

Таким  образом,  Кольское  хуторское  казачье  общество  не  вправе  распоряжаться  имуществом,  которое  является  муниципальной  собственностью, и,  следовательно,  вносить  его  в  качестве  вклада.

Исходя  из  изложенного,  ИП глава  КФХ Зубарев А.Г.  в  рассматриваемом  здании  телятника  осуществляет  не  социально  ориентированный  вид  деятельности согласно  Закона  о  некоммерческих организациях,  а   деятельность  на  конкурентном  товарном  рынке  по  производству  молочной  продукции,  и  данная  деятельность  направлена  не  на  решение  социальных  проблем  или  развитие  гражданского  общества,  а  на  получение  прибыли  конкретным  хозяйствующим  субъектом  -  индивидуальным  предпринимателем  Зубаревым А.Г.  путём  реализации  производимой  им  продукции  в  ОАО  «Молочный  завод»  г.Североморск.

Данный  факт  также  подтверждён  объяснением ИП главой  КФХ Зубарева  А.Г. от  22.02.2018г.    и  объяснением  Коротина  Руслана  Александровича  от  26.03.2018г.,  являвшегося  на  момент  дачи  объяснений  атаманом  Кольского  хуторского  казачьего  общества,  представленными   Прокуратурой  Кольского  района  Мурманской  области в  адрес  Мурманского  УФАС. 

Согласно  объяснения  Коротина  Р.А., телята  и  крупный  молочный  рогатый  скот,  размещённый  в  рассматриваемом  здании  телятника,  принадлежит  главе  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  Зубареву  А.Г.  При  этом  отмечено,  что до  заключения  договора  аренды здания  телятника между  Коротиным Р.А. и Зубаревым А.Г.  неоднократно  прорабатывался  вопрос  разведения  крупного  рогатого  скота  в  п.Пушной,  в  связи  с  чем  было  принято  решение  о  приобретении  Зубаревым А.Г.  крупного  рогатого  скота,  в  том  числе  по  гранту,  а  Кольское  хуторское  казачье  общество  в  свою  очередь    обращается  в  администрацию  с.п.Пушной  с  заявлением  на  предоставление  телятника  как  социально  ориентированная  некоммерческая  организация.  Данный  факт  свидетельствует  об  устной  договорённости  между  некоммерческой  организацией  и  хозяйствующим  субъектом  по  выходу  на конкурентный  товарный  рынок животноводства  и производства  молочной  продукции  в  границах  муниципального  образования  с.п.Пушной  Кольского  района  Мурманской  области.

Прокуратурой  Кольского  района  Мурманской  области  21.02.2018 г.   был  осуществлён  выезд  по  месту  нахождения  здания  телятника  с кадастровым номером 51:01:0000000:1155  и  выявлен  факт  использования  указанного  здания  индивидуальным  предпринимателем  Зубаревым  А.Г.  под  размещение  145 голов  крупного  молочного  рогатого  скота,  принадлежащего  ему  на  праве  собственности.

Таким  образом, в  ходе  рассмотрения  дела  №07-03-18/1  о  нарушении  антимонопольного  законодательства Комиссией  Мурманского  УФАС  установлено,  что  Кольское  хуторское  казачье  общество  не  осуществляет  в здании  телятника  с кадастровым номером 51:01:0000000:1155  социально  ориентированные  виды  деятельности,  перечисленные  в  пункте  1  статьи 31.1  Закона  о  некоммерческих организациях.

На  основании  вышеизложенного,  Комиссия  Мурманского  УФАС по  рассмотрению  дела  №07-03-18/1  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  приходит  к  выводу  о  наличии  в  действиях    администрации сельского поселения Пушной  Кольского  района  Мурманской  области признаков нарушения части  1  статьи  17.1 Закона о защите  конкуренции,  выразившегося  в заключении Администрацией  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  с Кольским хуторским казачьим обществом Договора №1/17  на  аренду нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  -  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м. с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1  статьи 17.1 Закона о  защите конкуренции.

Исходя   из  позиции  Федеральной  антимонопольной  службы  России,  если в период владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Законом о защите конкуренции - на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Также  в  ходе  рассмотрения  дела  Комиссия  Мурманского  УФАС  установила,  что срок действия Договора №1/17  от  23.11.2017 г. на  аренду  нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  установлен на 11 месяцев с 01.12.2017 г.  При  этом,  пунктом 1.3. Договора  аренды  предусмотрена  возможность  пролонгации    срока  договора,  а  именно: «По  истечении  срока  договора  аренды,  заключение  такого  договора  на  новый  срок  с  арендатором,  надлежащим  образом  исполнившим  свои  обязанности,  осуществляется   без  проведения  конкурса,  аукциона,  если  иное  не установлено договором  и  срок  действия  договора  не  ограничен  законодательством  Российской  Федерации,  при  одновременном  соблюдении  условий,  установленных п.9 ст.17.1 Федерального  закона  «О защите конкуренции» от 26.06.2006 г. №135-ФЗ.»  

Однако,  в  силу частей 9, 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции  преимущественное право на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок предоставлено арендатору только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключен в порядке, предусмотренном частями  1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть по результатам проведения конкурса или аукциона.

Данная  правовая  позиция  подтверждена  Определением Верховного Суда РФ от 30.06.2017 N 305-КГ17-2739 по делу N А40-77121/2016.

Таким  образом,  рассматриваемый  Договор  аренды №1/17  от  01.12.2017г.  не  может быть  продлён.

 

Частью  1  статьи 15 Закона  о  защите  конкуренции  установлен  запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.  

Следовательно,  нарушением  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции являются  акты  и  действия  органов  власти  и  управления,  которые  привели  или  могут  привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции  на  соответствующем товарном  рынке.

Президиум  Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  в    Постановлении  от  29.11.2011 г.  № 8799/11  и  в  Постановлении  по  делу №А66-7056/2010  указал,  что  достаточным  основанием  для  вывода  о  нарушении антимонопольного  законодательства  является  создание  условий,  возможности  для  наступления  последствий  в  виде  недопущения,  ограничения  либо  устранения  конкуренции.  В  тех  случаях,  когда  требуется  проведение  конкурса,  подразумевающее состязательность  хозяйствующих  субъектов,  его  не проведение,  за  исключением  случаев,  допускаемых  законом,  не  может  не  влиять  на  конкуренцию,  поскольку  лишь  при  публичном  объявлении  конкурса  в  установленном  порядке  могут  быть  выявлены  потенциальные  желающие  получить  товары,  работы,  услуги,  доступ  к  соответствующему  товарному  рынку  либо  права  ведения  деятельности  на  нём.

Исходя  из  позиции  Верховного  Суда  РФ, отражённой в Апелляционном  определении  от  01.11.2017 г. №10-АПГ 17-9,  в соответствии с положениями статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" обязанность органа местного самоуправления в безусловном порядке передать муниципальное имущество в пользование или аренду в качестве имущественной поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, указанной нормой федерального закона  не предусмотрена.

Адресная  реализация  муниципального  имущества  препятствует  доступу  к  ограниченному  муниципальному  ресурсу  неограниченного  круга  лиц,  что  противоречит  требованиям  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции.

Выявить потенциальных  участников  желающих  получить  доступ  к  соответствующему  муниципальному  ресурсу  и  обеспечить  равный  доступ  к  нему  для всех  заинтересованных  в  его  приобретении  лиц  можно  посредством  передачи данного имущества  на  торгах.

 

Отказ  Администрации  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  своим  письмом  от 17.11.2017 г.  исх. № 761 на  обращение  ИП  Исаевой М.М.  от 19.10.2017 г. о  предоставлении ей  в  пользование   муниципального  имущества – здания телятника общей площадь 2379,7 кв.м., с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  и  заключение  23.11.2017 г.  Администрацией  с.п.  Пушной  с Кольским хуторским казачьим обществом Договора №1/17  на  аренду данного  здания  телятника,  с  последующей  передачей  24.11.2017 г.   указанного  здания  в  субаренду  ИП  главе  КФХ  Зубареву  А.Г.,  свидетельствует  о  заинтересованности   органа  местного  самоуправления  в  передаче рассматриваемого муниципального  имущества  конкретному  лицу минуя  конкурентные  процедуры.

Администрация  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  зная,  что  рынок  производства  молочной  продукции  конкурентен,  и  более  того,  на  аренду  рассматриваемого  телятника  также  имеются  другие  претенденты, несмотря  на  это предоставила  преимущество  Кольскому  хуторскому  казачьему  обществу.

Администрация  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  создала риск того, что некоммерческая организация получив публичное имущество в льготном порядке, в дальнейшем смогла использовать для ведения коммерческой деятельности.

Действия Администрации сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области,  выраженные  в  заключении с  Кольским  хуторским  казачьим  обществом  Договора  №1/17 от 23.11.2017 г.  аренды здания  телятника  с  последующей  дачей согласия  на  передачу  в  субаренду  данного  здания  ИП  Зубареву А.Г.,  и бездействие  в  части    осуществления  контроля  за  использованием  муниципального  имущества,       фактически  направлены  на  обход  Закона  о  защите  конкуренции  с  противоправной  целью  -  передачи  в  пользование муниципального  имущества  конкретному  лицу  без  проведения  торгов.

Муниципальное  недвижимое  имущество  имеет  потенциальный  спрос  участников  соответствующего  рынка,  следовательно, передача такого  имущества  конкретному  лицу  повлечёт  или  может  повлечь  негативные  последствия  для  конкуренции  в  виде  её  недопущения, ограничения,  устранения, что  является  достаточным  основанием  для  вывода  о  нарушении  части  1  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции.

Выявить потенциальных  участников  желающих  получить  доступ  к  соответствующему  муниципальному  ресурсу  и  обеспечить  равный  доступ  к  нему  для всех  заинтересованных  в  его  получении  лиц  можно  посредством  проведения  торгов.

Изложенные  факты  содержат  признаки  нарушения  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части нарушения запрета органами  местного  самоуправления  осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В  соответствии  с  частью  2  статьи  39.1  Федерального  закона  от  26.07.2006 г.  №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона  о  защите  конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В  связи с  выявлением  в  ходе  рассмотрения  дела  №07-03-18/1  признаков  нарушения  части 1  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции   Администрации  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  выдано Предупреждение №07-03-18/6п от 08.05.2018 г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства  путём  расторжения  Договора  №1/17  на  аренду  нежилого  помещения  (здания, сооружения) от  23.11.2017 г.,  и  возврата  данного  объекта  в  казну  муниципального  образования.

Срок  исполнения  Предупреждения  №07-03-18/6п  от  08.05.2018 г. был установлен  до  17  июля 2018 года.

Предупреждение  №07-03-18/6п  от  08.05.2018 г.  не  исполнено,  Договор  №1/17  на  аренду  нежилого  помещения  (здания, сооружения) от  23.11.2017 г. не  расторгнут.

Администрацией  с.п. Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  23.07.2018 г.  в  адрес  Мурманского  УФАС представлены  документы,  свидетельствующие  о  принятии  администрацией  мер  по  расторжению  указанного  договора  аренды,  а  именно:

14.06.2018 г.  Администрация  с.п.Пушной  Кольского  района  Мурманской  области  направила  в  адрес  Кольского  хуторского  казачьего  общества    Уведомление  о  расторжении  Договора  №1/17 от 23.11.2017 г. на аренду    нежилого помещения  - здания  телятника  общей площадь 2379,7 кв.м., с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  с  15.07.2018 г. Данное  уведомление  было  получено  Коротиным  Р.А. 07.07.2018 г.

13.07.2018 г.  Администрацией  с.п.Пушной  Кольского  района  Мурманской  области   принято  Постановление №43  о  расторжении  Договора  №1/17  на аренду  нежилого  помещения  от  23.11.2017 г.

13.07.2018 г.  Администрацией с.п.Пушной  Кольского  района  Мурманской  области   принято  Постановление №45  о  проведении    торгов  в  форме  аукциона  на  право  заключения  договора  аренды  муниципального  имущества -  телятника  (нежилое  здание),  общей площадь 2379,7 кв.м., с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной.   

Извещение  о проведении  торгов  №130718/6744327/01  размещено  на  официальном  сайте  торгов,  определённом  Правительством  РФ:  www.torgi.gov.ru

20.07.2018 г. Администрацией с.п.Пушной  Кольского  района  Мурманской  области     в  адрес  Кольского  хуторского  казачьего  общества  направлена  Претензия  о  незамедлительном  освобождении  нежилого  здания  - телятника  общей площадь 2379,7 кв.м., с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной.

На  момент  рассмотрения  Комиссией  Мурманского  УФАС  настоящего  дела  рассматриваемое  здание  телятника  продолжает  использоваться  ИП  главой  КФХ    Зубаревым  А.Г.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных оснований для квалификации действий Администрации  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области    по  заключению с Кольским хуторским казачьим обществом Договора №1/17  на  аренду нежилого  помещения  (здания,  сооружения)  -  телятника  общей  площадью  2 379,7 кв.м. с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1  статьи 17.1 Закона о  защите конкуренции,  как  нарушающих часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 

Также Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных оснований для квалификации действий Администрации  сельского  поселения  Пушной  Кольского  района  Мурманской  области   по  совершению  ряда  последовательных  действий,  создавших    правовые  последствия  возникновения  у  Кольского  хуторского  казачьего  общества  и  ИП  Главы   Крестьянского  (фермерского)  хозяйства  Зубарева А.Г.  права  пользования  муниципальным  имуществом  минуя  конкурентные  процедуры, как нарушающих часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части запрета органам местного самоуправления  принимать акты  и  осуществлять действия, которые могут привести к негативному вмешательству  в конкурентную среду на  рынке  молочного  животноводства  посредством использования административных инструментов.

 

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй  49  и  статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации сельского поселения Пушной  Кольского  района  Мурманской  области (184321, Мурманская  область,  Кольский  район,  п. Пушной, ул. Центральная, д.8; ИНН: 5105031936) факт нарушения  части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении с Кольским хуторским казачьим обществом Договора №1/17 от 23.11.2017 г. на аренду    нежилого помещения  - здания  телятника  общей площадь 2379,7 кв.м., с кадастровым номером 51:01:0000000:1155, расположенного  по  адресу: Мурманская область, Кольский район, н.п. Пушной,  без проведения торгов.

 

2. Признать в действиях Администрации сельского поселения Пушной  Кольского  района  Мурманской  области (184321, Мурманская  область,  Кольский  район,  п. Пушной, ул. Центральная, д.8; ИНН: 5105031936) факт нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в  совершении  ряда  последовательных  действий,  создавших    правовые  последствия  возникновения  у  Кольского  хуторского  казачьего  общества  и  ИП  Главы   Крестьянского  (фермерского)  хозяйства  Зубарева А.Г.  права  пользования  муниципальным  имуществом  минуя  конкурентные  процедуры,  что  привело к  ограничению  конкуренции  на  рынке молочного  животноводства  в  границах  Кольского  района  Мурманской  области.

 

2. Выдать Администрации сельского поселения Пушной  Кольского  района  Мурманской  области (184321, Мурманская  область,  Кольский  район,  п. Пушной, ул. Центральная, д.8; ИНН: 5105031936) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела №07-03-18/1 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения  вопроса  о  возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения антимонопольного законодательства РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                              

С.А.Чеченина

 

 

 

Члены комиссии

И.Н.Попова

 

 

М.С.Полищук

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны