Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 07-03-18/4 о нарушении ГОБУЗ "Кольская ЦР... от 23 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03-18/4 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена "16" августа 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2018 г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 07-03-18/4 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

председателя комиссии Чечениной Светланы Адольфовны,

членов комиссии: заместителя руководителя управления Поповой И.Н., начальника отдела контроля органов власти Полищук М.С.,

рассмотрев дело №07-03-18/4 по признакам нарушения Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Кольская центральная районная больница» (184381, Мурманская область, Кольский район, г.Кола, пер. Островский, д.11; ИНН: 5105032633) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

представителя НАО «Медико-фармацевтическая компания Северо-Запад» <...> по доверенности от 24.04.2018 г.,

представители ГОБУЗ «Кольская Центральная районная больница» и ООО «Росгосфарм» на рассмотрение настоящего дела не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела №07-03-18/4 не заявляли,

руководствуясь статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Мурманского УФАС 26.12.2017 г. поступило заявление ООО «Росгосфарм» о нарушении Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Кольская центральная районная больница» требований Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче государственного помещения в аренду НАО «МФК Северо-Запад» без проведения торгов.

Управление Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области по результатам рассмотрения заявления ООО «Росгосфарм» установило следующее:

Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Кольская центральная районная больница» (далее по тексту - ГОБУЗ «Кольская ЦРБ») с Непубличным акционерным обществом «Медико-Фармацевтическая компания Северо-Запад»(далее по тексту – НАО «МФК Северо-Запад») в ноябре 2017 года были заключены договора аренды государственного имущества - помещений, расположенных в обособленных подразделениях ГОБУЗ «Кольская ЦРБ», а именно:

1) Договор аренды №41 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, н.п.Видяево, ул. Центральная, д.16, площадью 15,1 кв.м. (1 этаж, номер помещения I, номер по плану здания №11) объекта недвижимого имущества «Амбулаторно-поликлиническое учреждение».

2) Договор аренды №42 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, г.Кола, проспект Защитников Заполярья, д.11, площадью 16,0 кв.м. (1 этаж, номер помещения II, номер по плану здания №33) объекта недвижимого имущества «Нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0108002:1.

3) Договор аренды №43 от 09.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.т.г. Мурмаши, ул. Кайкова, д.30, площадью 15,3 кв.м. (1 этаж, номер помещения III, номер по плану здания №4) объекта недвижимого имущества «нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0204003:6.

Все вышеуказанные договора аренды заключёны сроком 5 лет.

Согласно Актов приёма-передачи рассматриваемые объекты недвижимости были переданы в пользование НАО «МФК «Северо-Запад» 15.12.2017 г. в целях организации аптечной деятельности, в том числе по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником, а также недвижимым имуществом.

Передача рассматриваемых помещений в аренду НАО «МФК Северо-Запад» была согласована с собственником имущества в лице Министерства имущественных отношений Мурманской области.

Согласие Министерства имущественных отношений Мурманской области на совершение указанных сделок было дано путём издания нижеследующих приказов:

1) Приказ №327 от 06.09.2016г. о согласовании предоставления в аренду НАО «МФК Северо-Запад» государственного имущества Мурманской области - нежилого помещения площадью 15,1 кв., расположенного по адресу: Мурманская область, н.п.Видяево, ул. Центральная, д.16;

2) Приказ №328 от 06.09.2016г. о согласовании предоставления в аренду НАО «МФК Северо-Запад» государственного имущества Мурманской области - нежилого помещения площадью 15,3 кв., расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.т.г. Мурмаши, ул. Кайкова, д.30;

3) Приказ №352 от 04.10.2016г. о согласовании предоставления в аренду НАО «МФК Северо-Запад» государственного имущества Мурманской области - нежилого помещения площадью 16,0 кв., расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, г.Кола, проспект Защитников Заполярья, д.11.

Министерство имущественных отношений Мурманской области дало согласие на передачу в аренду указанного имущества без проведения торгов на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. и пункта 6 раздела 2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба России с целью реализации полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к компетенции Службы.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России от 04.09.2013 г. N АЦ/34611/13, размещённым на официальном сайте ФАС России по адресу: www.fas.gov.ru, а также в информационно-правовой системе «Консультант-плюс», вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При определении планируемой к передаче на основании пункта 14 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции площади государственного или муниципального имущества, площадь частей помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции или на основании иных исключений, предусмотренных частью 1 указанной статьи, не учитываются.

Таким образом, Министерство имущественных отношений Мурманской области при определении планируемой к передаче площади помещений ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» должно было учитывать совокупную площадь всех зданий, закреплённых за ГОБУЗ «Кольская ЦРБ».

Федеральная антимонопольная служба России в своём письме от 24.04.2014 N ЦА/16309/14 "О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дала разъяснения, согласно которым случаи заключения договоров, предусматривающие в соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов, не устанавливают безусловного права требовать от правообладателя заключение такого договора и не являются соответствующей обязанностью последнего.

При наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

«Росгосфарм» не единожды обращалось в адрес главного врача ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» о рассмотрении вопроса по предоставлению «Росгосфарм» помещений для организации аптечных пунктов в принадлежащих ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» обособленных подразделениях, путём направления следующих писем: от 01.06.2016 г. №116/2016; от 01.06.2016 г. №117/2016; от 14.11.2016 г № 20/2016; от 05.06.2017 г. №57/2017.

при принятии решения о предоставлении в аренду НАО «МФК Северо-Запад» рассматриваемых государственных помещений ни Министерством имущественных отношений Мурманской области, ни ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» не было принято во внимание факт наличия ещё одного претендента на рассматриваемые помещения - ООО «Росгосфарм».

В ходе рассмотрения настоящего дела представителем ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» не опровергнут факт обращения ООО «Росгосфарм» в адрес ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» по вопросу передачи в пользование помещений, расположенных в обособленных подразделениях учреждения.

Положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающие заключение договоров аренды без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, направлены, в первую очередь, на исключение возможности ограничения конкуренции при заключении указанных договоров.

1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Следовательно, нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции являются акты и действия органов власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют в том числе подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (п.3 ч.3 ст.29).

Согласно пункту 1.3. Устава ГОБУЗ «Кольская ЦРБ», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 19.12.2012 г. №742 (далее по тексту - Устав), учредителем ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» является исполнительный орган государственной власти Мурманской области - Министерство здравоохранения Мурманской области.

Целями деятельности, для которых создано Учреждение, являются: сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий (пункт 2.1. Устава)..

Предметом деятельности Учреждения является оказание на подведомственной территории муниципальных образований Кольский район и ЗАТО посёлок Видяево медицинской помощи (пункт 2.2. Устава).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Устава основным видом деятельности ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» является медицинская деятельность, в том числе: лечебно-профилактическая помощь в системе обязательного медицинского страхования; проведение медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований в соответствии с нормативными актами; проведение лечебно-диагностических процедур, врачебных назначений, манипуляций, консультаций, консилиумов и т.д.; деятельность по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Таким образом, ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» предоставляет населению государственные услуги в сфере здравоохранения.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права. Передача соответствующих прав на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное и согласно позиции Федеральной антимонопольной службы России (письмо от 24.04.2014 N ЦА/16309/14), решение о передаче государственного имущества в пользование хозяйствующему субъекту должно приниматься с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 и в Постановлении по делу №А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.

В рамках рассмотрения настоящего дела Мурманским УФАС проведен анализ состояния конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме, необходимом для принятия решения, и в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее по тексту - Порядок №220).

Вышеуказанный товарный рынок имеет следующие границы:

- продуктовые границы - розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;

- географические границы – Мурманская область.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка N 220 в Аналитическом отчете в качестве исходной информации использованы данные с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по адресу: http://www.roszdravnadzor.ru/services/licenses.

Установлено, что по состоянию на 15.08.2018 г. в Мурманской области действующие лицензии на осуществление деятельности на рынке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения имеют 63 хозяйствующих субъекта.

Наличие значительного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в границах Мурманской области, свидетельствует о наличии конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Кроме того, данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как находящегося на территории Мурманской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеют неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Таким образом, передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права. Передача соответствующих прав на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, передача государственного имущества в аренду хозяйствующим субъектам должна осуществляться с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Таким образом, передача ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов конкретному хозяйствующему субъекту - НАО «МФК Северо-Запад», содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку данные действия привели к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В связи с наличием в действиях ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» и Министерства имущественных отношений Мурманской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление ФАС России по Мурманской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Предупреждения о необходимости прекращения указанных действий, а именно:

1)Предупреждение №07-03-18/01п от 26.03.2018 г. выдано Министерству имущественных отношений Мурманской области об отмене Приказов Министерства от 06.09.2016г. №327, №328 и №352. от 06.09.2016г. №327, №328 и №352 о согласовании предоставления в аренду НАО «МФК Северо-Запад» государственного имущества Мурманской области. Срок исполнения данного Предупреждения был установлен до 23.04.2018 г.

2) Предупреждение №07-03-18/02п от 26.03.2018 г. выдано ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» о принятия мер по возврату государственного имущества, а именно: расторжения договоров аренды №41 и №42 от 03.11.2017г., №43 от 09.11.2017 г. Срок исполнения указанного Предупреждения был установлен до 03.05.2018 г.

Министерство имущественных отношений Мурманской области во исполнение Предупреждения №07-03-18/01п от 26.03.2018 г. своими Приказами от 17.04.2018 г. №116 , 117 и №118 отменила приказы о согласовании предоставления в аренду НАО «МФК Северо-Запад» государст-венного имущества Мурманской области от 06.09.2016г. №327, №328, №352.

19.04.2018 г. в адрес Мурманского УФАС поступило заявление ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» №2693 от 17.04.2018 г., свидетельствующее о подаче в Арбитражный суд Мурманской области заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.

20.04.2018 г. Управлением издан Приказ №30 о возбуждении дела №07-03-18/4 в отношении ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 20.04.2018 г. рассмотрение дела №07-03-18/4 было назначено на 11.05.2018 г.

Таким образом, до момента истечения срока исполнения ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» предупреждения №07-03-18/02п – до 03.05.2018 г. дело по признакам нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции Управлением не рассматривалось.

03.05.2018 г. в адрес Мурманского УФАС по электронной почте ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» поступили скан-копии писем Учреждения, направленные 26.04.2018 г. в адрес НАО «Медико-Фармацевтическая компания Северо-Запад», уведомляющие о расторжении договоров аренды и с приложением проектов дополнительных соглашений о расторжении договоров.

Таким образом, на дату исполнения Предупреждения №07-03-18/02п в адрес Управления поступили документы, свидетельствующие что ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» 26.04.2018 г. только начало совершать действия, направленные на исполнение предупреждения. Следовательно, по состоянию на 03.05.2018 г. Предупреждение №07-03-18/02п фактически не было исполнено, договора аренды не расторгнуты.

Также до даты исполнения рассматриваемого предупреждения в адрес Мурманского УФАС не поступало ходатайств со стороны ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» о продлении срока исполнения Предупреждения №07-03-18/02п.

Согласно пункту 6.1. Договоров аренды №41, №42 от 03.11.2017 г. и №43 от 09.11.2017 г. «..Все вносимые какой-либо из сторон предложения о внесении дополнений или изменений в условия настоящего Договора, в том числе о его расторжении, рассматриваются сторонами в месячный срок и оформляются дополнительными соглашениями.»

Следовательно, документами, подтверждающим расторжение договоров аренды, являются дополнительные соглашения.

По состоянию на 03.05.2018 г., равно как и 11.05.2018 г., 21.06.2018 г., 27.07.2018 г. (даты рассмотрения дела №07-03-18/4), дополнительные соглашения о расторжении рассматриваемых договоров аренды, либо иные документы (например, акты приёма-передачи помещений) Мурманскому УФАС не представлены.

Комиссией Мурманского УФАС установлено, что по состоянию на 16.08.2018 г. НАО «Медико-Фармацевтическая компания Северо-Запад» продолжает использовать помещения, переданные по указанным договорам аренды, несмотря на отмену Министерством имущественных отношений Мурманской области приказов о согласовании предоставления в аренду государственного имущества Мурманской области.

Таким образом, Предупреждение №07-03-18/02п от 26.03.2018 г. не исполнено ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница».

ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» в ходе рассмотрения настоящего дела пояснила, что во исполнение Предупреждения №07-03-18/02п от 26.03.2018 г. Учреждение направило в адрес НАО «Медико-фармацевтическая компания Северо-Запад» письма от 26.04.2018 г. исх.№2963, №2964, №2965, с приложением проектов дополнительных соглашений о расторжении нижеследующих договоров аренды:

1) Договора аренды №41 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, н.п.Видяево, ул. Центральная, д.16, площадью 15,1 кв.м. (1 этаж, номер помещения I, номер по плану здания №11) объекта недвижимого имущества «Амбулаторно-поликлиническое учреждение»,

2) Договора аренды №42 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, г.Кола, проспект Защитников Заполярья, д.11, площадью 16,0 кв.м. (1 этаж, номер помещения II, номер по плану здания №33) объекта недвижимого имущества «Нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0108002:1,

3) Договора аренды №43 от 09.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.т.г. Мурмаши, ул. Кайкова, д.30, площадью 15,3 кв.м. (1 этаж, номер помещения III, номер по плану здания №4) объекта недвижимого имущества «нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0204003:6.

Согласно устных пояснений представителя ГОБУЗ «Кольская ЦРБ», данных в ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС, дополнительные соглашения о расторжении рассматриваемых договоров НАО «Медико-фармацевтическая компания Северо-Запад» не вернуло в адрес ГОБУЗ «Кольская ЦРБ».

В то же время Министерство имущественных отношений Мурманской области, как собственник рассматриваемого государственного имущества, своими приказами от 07.06.2018 г. №№ 166, 167 и 168 согласовало проведение торгов на право заключения договора аренды указанного государственного имущества Мурманской области.

Приказом ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» от 26.07.2018 г. №571/1 утверждена документация об аукционе на право заключения договора аренды имущества, закреплённого на праве оперативного управления за ГОБУЗ «Кольская ЦРБ». В состав лотов планируемого к проведению аукциона вошли вышеуказанные нежилые помещения.

По состоянию на 16.08.2018 г. в адрес Мурманского УФАС не были представлены документы, подтверждающие объявление ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» аукциона на право заключения договора аренды имущества, закреплённого на праве оперативного управления за ГОБУЗ «Кольская ЦРБ».

Комиссией Мурманского УФАС были учтены все возражения представителя НАО «Медико-фармацевтическая компания Северо-Запад», данные в ходе рассмотрения настоящего дела.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Возможность ограничения конкуренции возникает при необоснованном предоставлении преимущества конкретному лицу, в том числе путём доступа к государственному имуществу в приоритетном порядке, поскольку лица, не получившие такие преимущества, оказываются в неравных условиях по отношению к тем участникам гражданского оборота, которые их получили.

Действия ГОБУЗ «Кольская ЦРБ», выраженные в заключении с НАО «Медико-фармацевтическая компания Северо-Запад» договоров аренды государственного имущества без проведения торгов создали для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества в аренду, и препятствовали доступу к государственному ресурсу как ООО «Росгосфарм», так и неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права.

Данные действия фактически направлены на обход Закона о защите конкуренции с противоправной целью - передачи в пользование государственного имущества конкретному лицу без проведения торгов.

Государственное недвижимое имущество имеет потенциальный спрос участников соответствующего рынка, следовательно передача такого имущества конкретному лицу повлечёт или может повлечь негативные последствия для конкуренции в виде её недопущения, ограничения, устранения, что является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных оснований для квалификации действий Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Кольская центральная районная больница», выразившихся в передаче государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, в аренду конкретному хозяйствующему субъекту - НАО «МФК Северо-Запад» целевым образом без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, как нарушающих часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку данные действия привели к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в границах Мурманской области.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй 49 и статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Кольская центральная районная больница» (184381, Мурманская область, Кольский район, г.Кола, пер. Островский, д.11; ИНН: 5105032633) факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении с Непубличным акционерным обществом «Медико-Фармацевтическая компания Северо-Запад» договоров аренды государственного имущества - помещений, расположенных в обособленных подразделениях ГОБУЗ «Кольская ЦРБ», а именно:

1) Договора аренды №41 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, н.п.Видяево, ул. Центральная, д.16, площадью 15,1 кв.м. (1 этаж, номер помещения I, номер по плану здания №11) объекта недвижимого имущества «Амбулаторно-поликлиническое учреждение»,

2) Договора аренды №42 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, г.Кола, проспект Защитников Заполярья, д.11, площадью 16,0 кв.м. (1 этаж, номер помещения II, номер по плану здания №33) объекта недвижимого имущества «Нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0108002:1,

3) Договора аренды №43 от 09.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.т.г. Мурмаши, ул. Кайкова, д.30, площадью 15,3 кв.м. (1 этаж, номер помещения III, номер по плану здания №4) объекта недвижимого имущества «нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0204003:6,

без проведения торгов, что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в границах Мурманской области.

2. Выдать Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кольская центральная районная больница» (184381, Мурманская область, Кольский район, г.Кола, пер. Островский, д.11; ИНН: 5105032633) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №07-03-18/4 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

С.А.Чеченина

 

Члены комиссии

И.Н.Попова

М.С.Полищук

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 07-03-18/4

о нарушении антимонопольного законодательства

22 августа 2018 года

город Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 07-03-18/1 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председателя Комиссии Мурманского УФАС: Чечениной Светланы Адольфовны, руководителя Мурманского УФАС России,

Членов Комиссии Мурманского УФАС:

Поповой Ирины Николаевны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России,

Полищук Марины Сергеевны, начальника отдела контроля органов власти Мурманского УФАС России,

руководствуясь пунктом 3 части 1 статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения по делу № 07-03-18/4 от 22 августа 2018 года о нарушении Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Кольская центральная районная больница» (184381, Мурманская область, Кольский район, г.Кола, пер. Островский, д.11; ИНН: 5105032633) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кольская центральная районная больница» (184381, Мурманская область, Кольский район, г.Кола, пер. Островский, д.11; ИНН: 5105032633) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путём расторжения нижеследующих договоров:

1) Договор аренды №41 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, н.п.Видяево, ул. Центральная, д.16, площадью 15,1 кв.м. (1 этаж, номер помещения I, номер по плану здания №11) объекта недвижимого имущества «Амбулаторно-поликлиническое учреждение»,

2) Договор аренды №42 от 03.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, г.Кола, проспект Защитников Заполярья, д.11, площадью 16,0 кв.м. (1 этаж, номер помещения II, номер по плану здания №33) объекта недвижимого имущества «Нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0108002:1,

3) Договор аренды №43 от 09.11.2017 г. о передаче в аренду недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным областным бюджетным учреждением, и расположенным по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.т.г. Мурмаши, ул. Кайкова, д.30, площадью 15,3 кв.м. (1 этаж, номер помещения III, номер по плану здания №4) объекта недвижимого имущества «нежилое здание («Поликлиника»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0204003:6.

В случае принятия решения об использовании вышеперечисленных объектов государственного недвижимого имущества, закреплённых на праве оперативного управления за ГОБУЗ «Кольская центральная районная больница» (ИНН: 5105032633), заключить договоры аренды указанного имущества по результатам проведённого аукциона на право заключения договоров аренды данных нежилых помещений.

2. В срок до 01 декабря 2018 года проинформировать Управление ФАС по Мурманской области о выполнении данного предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Председатель Комиссии

С.А.Чеченина

 

Члены комиссии:

И.Н. Попова

М.С.Полищук

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны