Решение б/н Решение по жалобе ООО «Электросервис» № 07-03пр/16-26 на... от 14 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 07-03пр/16-26

11 марта  2016 г.                                           

город Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии: Попова И.Н. – заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены Комиссии:
Полищук  М.С. – начальник  отдела  контроля  органов  власти Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гисматуллин Р.Р.  – главный специалист-эксперт  отдела  контроля  товарных  и  финансовых  рынков Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
<...> - представителя  МАОУДОД  «ДЮСШ» г.Полярные  Зори по  доверенности  №4  от  04.03.2016 г.,
<...> - представителя  МАОУДОД  «ДЮСШ» г.Полярные  Зори по  доверенности  б/н и б/д,
<...> - представителя  ООО «Электросервис»,
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО  «Электросервис» на действия заказчика   Муниципального  автономного  образовательного  учреждения  дополнительного  образования  детей  «Детско-юношеская  спортивная  школа»  г.Полярные  Зори   при  проведении открытого  запроса  предложений  в  электронной  форме  на право заключения договора на выполнение комплекса работ (строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, поставка оборудования) по теме: "Ремонт вентиляции плавательного бассейна» (далее по тексту – запрос предложений),

                            УСТАНОВИЛА:

Заявитель в поданной жалобе указал, что Муниципальным  автономным  образовательным  учреждением  дополнительного  образования  детей  «Детско-юношеская  спортивная  школа» г.Полярные  Зори   (далее  по  тексту  -  Заказчик) в  документации  по  выполнению  комплекса  работ  (строительно-монтажные  работы,  пусконаладочные  работы,  поставка  оборудования)  по  теме:  «Ремонт  вентиляции  плавательного  бассейна» согласно  Извещения  №3160330077, размещённой  15 февраля 2016 года  на  официальном  сайте:  http://zakupki.gov.ru/,  установлена  дата  окончания  срока  подачи  заявок:  24  февраля 2016 года 08:00:00  (время  московское).  
Общий  период  времени,  в  который  потенциальные  участники  могут  подать  заявки  составляет  9  календарных  дней.
ООО  «Электросервис»  полагает,  что  установленный Заказчиком  срок  на  предоставление   документов  уменьшен  неправомерно,  а  также,  что  заказчик  своими  действиями  (бездействиями)  нарушил  права  и  законные  интересы  потенциальных  участников  закупки,  тем  самым  сузив  круг  участников  закупки,  вследствие  чего  ООО  «Электросервис»  не  смогло  принять  участие  в  закупке.  

Комиссия Мурманского УФАС  установила  следующее:
Муниципальным  автономным  образовательным  учреждением  дополнительного  образования  детей  «Детско-юношеская  спортивная  школа» г.Полярные  Зори   25.02.2016 г.  проведена  процедура  закупки  путём  открытого  запроса  предложений  на  право  заключения  договора  на  выполнение  комплекса  работ  (строительно-монтажные  работы,  пусконаладочные  работы,  поставка  оборудования)  по  теме:  «Ремонт  вентиляции  плавательного  бассейна».
Номер  закупки: 3160332077.
Начальная  максимальная  стоимость  договора установлена  в  сумме  13 240 000 рублей.
Извещение  и  документация  по  проведению  открытого  запроса  предложений  в  электронной  форме  утверждены  Приказом  директора  МАОУДОД  ДЮСШ г.Полярные  Зори   от 10.02.2016 г. №5/1.
Рассматриваемый  запрос  предложений  проведён   Заказчиком  в  соответствии  с  Положением  о  закупках  товаров,  услуг  для  нужд  Муниципального  автономного  образовательного  учреждения  дополнительного  образования  детей  «Детско-юношеская  спортивная  школа»  г.Полярные  Зори,  утверждённым  наблюдательным  советом  МАОУДОД  «Детско-юношеская  спортивная  школа»  от  23.12.2015 г. №2  (далее  по  тексту  -  Положение  о  закупках).
Пункт  7.1. раздела 7 Положения  о  закупках  предусматривает  следующие  способы  закупок:
1) открытый  конкурс,  в  том  числе  двухэтапный;  
2) электронный  аукцион;  
3) запрос  котировок;  
4) запрос предложений;  
5) закупка  у  единственного  поставщика  (подрядчика, исполнителя);  
6)  закрытый  конкурс;
7) закрытый  аукцион.
Разделом  7.1.4  Положения  о  закупках  регламентирован  порядок  и  условия  проведения   запроса    предложений.
Так,  пунктом  7.1.4.1  Положения  о  закупках   установлено,  что  извещение  о  проведении  запроса  предложений  размещается  заказчиком  в   единой  информационной  системе  (далее  по  тексту – ЕИС)  не  позднее  чем  за пять  дней  до  даты  проведения  такого  запроса.
Согласно  Протоколу  №  1  от  24.02.2016 г.  до  08 часов 00 минут 24.02.2016 г.  поступила  одна  ценовая  заявка:  ЗАО  «Центр  информатики» (г.Мурманск).
В  соответствии  с  Протоколом  №2  от  25.02.2016 г.  рассмотрения  поступивших заявок  ЗАО  «Центр  информатики»  допущен  к  участию  в открытом запросе предложений.
В  связи  с  подачей   только  одной  заявки  на  участие  в  запросе  предложений  и на  основании  пункта  7.1.4.3  Положения  о  закупках   запрос  предложений  признан  несостоявшимся.
Руководствуясь  пунктом 7.1.4.13  Положения  о  закупках    договор  на  выполнение  комплекса  работ   (строительно-монтажные  работы,  пусконаладочные  работы,  поставка  оборудования)  по  теме:  «Ремонт  вентиляции  плавательного  бассейна» подлежит  заключению   с  ЗАО  «Центр  информатики»  по  предложенной  обществом  цене  в  размере 13 107 864,80 руб.

Согласно  пункту  2  статьи  3  Федерального  закона  от  18.07.2011 г.  №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"  (далее  по  тексту  - 223-ФЗ)  извещение  о  проведении  конкурса  или  аукциона  размещается  не  менее  чем  за  двадцать  дней  до  дня  окончания  подачи  заявок  на  участие  в  конкурсе  или  аукционе.
Пунктом  3  статьи  3  223-ФЗ  предусмотрено,  что   в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Следовательно,  нормы  статьи  3  223-ФЗ указывают  на  необходимость  установления  срока  размещения  извещения  не  менее  чем  за  двадцать  дней  до  дня  окончания  подачи  заявок  на  участие  только  в  случаях  проведения  конкурсов  и  аукционов.  В  отношении  проведения  иных  способов  закупки  законодателем  предоставлено  право  заказчику  самостоятельно  устанавливать  срок  размещения  извещения.
Пункты 7.1.1.2 и 7.1.2.3 Положения  о  закупках  предусматривают  срок  опубликования  извещения  о  проведении  конкурса и  аукциона в  ЕИС  не  менее  чем  за  двадцать  дней  до  дня  вскрытия  конвертов  с конкурсными  заявками  или  до  даты  окончания  подачи  аукционных  заявок.
Таким  образом,  установленный Заказчиком  срок подачи  заявок  на  участие   в открытом  запросе  предложений  на  право  заключения  договора  на  выполнение  комплекса  работ  (строительно-монтажные  работы,  пусконаладочные  работы,  поставка  оборудования)  по  теме:  «Ремонт  вентиляции  плавательного  бассейна»  не  нарушает  нормы  Федерального  закона  от  18.07.2011 г.  №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"  и  Положения  о  закупках  товаров,  услуг  для  нужд  МАОУДОД «Детско-юношеская  спортивная  школа»  г.Полярные  Зори.

В  то  же  время  в  ходе  рассмотрения  дела  Комиссией  было  установлено,  что  пункт  12  Документации  о  закупке,  утверждённой  директором  МАОУДОД  «Детско-юношеская  спортивная  школа»  г. Полярные  Зори  от 15.02.16 г.,  содержит  требования  к  участникам  и  перечень  документов,  предоставляемых  претендентами  для  подтверждения  их  соответствия  установленным  требованиям.
Так,  согласно  подпункту 4 пункта 12 Раздела  II  Информационной  карты Документации  о  закупке  участник  должен  представить в  том  числе  справку из  уполномоченного  налогового  органа,  подтверждающую  отсутствие  непогашенной  задолженности  по  начисленным  налогам,  сборам  и  иным  обязательным  платежам  в  бюджеты  любого  уровня  или  государственные  внебюджетные  фонды, размер которой превышает 25 % (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, полученной не ранее, чем за 3 (три) месяца до даты размещения Извещения о проведении Закупки.
Комиссией  установлено,  что  претендентом ЗАО  «Центр  информатики» в  составе  поданных  документов  была  представлена необходимая  справка  налогового  органа,  датированная  декабрём  2015 года, т.е. срок действия  которой не  истёк  на  момент  размещения  извещения  о закупке.  
В  то  же время  заявитель  ООО  «Электросервис»  в  ходе  заседания  Комиссии  Мурманского  УФАС  пояснил,  что  не  смог  принять  участие  в  рассматриваемой  закупке  в  связи  с  тем,  что  срок  выдачи  налоговым  органом необходимой  справки  составляет  5  рабочих  дней.
Согласно  пункту  127  Административного регламента  Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов),  утверждённого Приказом Минфина России от 02.07.2012г. N 99н, справка о состоянии расчетов представляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
Представитель  ООО  «Электросервис»  в  ходе  рассмотрения  дела устно сообщил,  что  Извещение  №3160330077  было  размещено  на  официальном  сайте:  http://zakupki.gov.ru/ 15 февраля 2016 года  в 23 часа 58 минут.  
Следовательно,  необходимая  справка  из  уполномоченного  налогового  органа  могла  быть  запрошена  претендентом  не  ранее  16  февраля 2016 г.  Учитывая установленный  5-дней  срок  справка  налогового  органа  могла  быть  получена  претендентом  по 20 февраля  включительно. Согласно  производственного  календаря на  2016  год  21, 22  и  23  февраля 2016  года  являлись  нерабочими  днями.  
Как  указано  выше, дата  окончания  срока  подачи  заявок  была  установлена  Заказчиком  24  февраля 2016 года 08:00:00  (время  московское).  
Следовательно, в  случае  обращения  претендента  за  получением  справки  налогового  органа  в  более  поздний  срок, её  неполучение  до  20  февраля 2016  года послужило бы  основанием  невозможности  принятия  участия  в  рассматриваемой  закупке.
Кроме  того,  установленный  пунктом  7.1.4.1  Положения  о  закупках   срок  размещения  извещения  о  проведении  запроса  предложений  в   ЕИС,  а  именно:  не  позднее  чем  за пять  дней  до  даты  проведения  такого  запроса,    вообще  не  позволяет  принять  участие в  запросе  предложений тем  претендентам,  у  которых  на  момент  опубликования  извещения  отсутствует  необходимая  справка  налогового  органа  об  отсутствии  задолженности  по  налогам,  сборам  и  иным  обязательным  платежам.
Представители  Заказчика  в ходе  рассмотрения  дела  пояснили,  что любой  потенциальный  претендент  вправе  обратится  за  получением  разъяснений  положений  документации  о  закупке.
В  свою  очередь  заказчик  на  основании  пункта  22  Раздела  II  Информационной  карты Документации  о  закупке  вправе принять решение о продлении срока окончания подачи Заявок в любое время до даты истечения такого срока.
По  мнению  представителей  Заказчика,  ООО  «Электросервис»  не  воспользовался  своим  правом.
Данный  довод Заказчика  по  мнению  Комиссии  Мурманского УФАС  не  обоснован,  поскольку  обратится  за  дачей  разъяснений  является  правом  претендента,  а  не  обязанностью. Кроме  того,  обращение  потенциального  претендента  о  невозможности  подачи  заявки  в  связи  с  короткими  сроками  подготовки  необходимых  документов  не  является  обращением  о  даче  разъяснений  положений  документации  о  закупке,  а  рассматривается  как  ходатайство  о продлении  срока  подачи  заявки,  принимать  которое Заказчик не  обязан.
Кроме  того, Комиссией  Мурманского  УФАС  был  в целом  оценён  объём  документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям,  среди  которых  необходимость  предоставления в  том  числе:
-  сведений об имеющемся у претендента специальном опыте выполнения работ по монтажу и наладке систем ОВК (отопление, вентиляция, кондиционирование) за период с 01.01.2013 г. до даты опубликования настоящего извещения.  Указанные сведения предоставляются с обязательным приложением копий актов приемки, подтверждающих поставку аналогичных товаров (выполнение аналогичных работ, оказание аналогичных услуг);
- копий разрешающих документов (допуски СРО) на виды деятельности, выданных саморегулируемой организацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом №315 «О саморегулируемых организациях», сертификаты соответствия ISO, лицензии, связанные с выполнением Договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у участника процедуры есть разрешающие документы;
- копию выписки из реестра членов саморегулируемой организаций (СРО), членом которой является Участник  закупки выданную не ранее чем за 30 календарных дней до срока окончания подачи Конкурсных заявок;
- оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих у участника наличие правомочий от производителей предлагаемой им продукции, ее поставку, монтаж, наладку, пуск в эксплуатацию, дальнейшее ее гарантийное обслуживание;
- заверенные копии сертификатов соответствия (декларации о соответствии) на предлагаемое оборудование и материалы, а также заверенные копии актов аттестации (экспертных заключений), подтверждающих аттестацию продукции;
-  справку о материально-технических ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора;
-  справку о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального  закона от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким  образом,  по  мнению  Комиссии  Мурманского  УФАС  срок  предоставления  заявки  с  приложение вышеперечисленного  перечня  документов,  ограниченный Заказчиком фактически  8-ю  календарными  днями  согласно  дате  опубликования  Извещения  о  проведении  указанного  запроса  предложений,  мог  привести  к недопущению  или  ограничению  конкуренции  на  этапе доступа на рынок строительно-монтажных  и  пусконаладочных  работ,  в  связи  с  тем,  что  не  каждый  потенциальный  претендент  может  в  такой  короткий  срок  подготовить  необходимый  пакет  документов.  Данный  факт  подтверждается  тем,  что  в закупке путём  открытого  запроса  предложений  на  право  заключения  договора  на  выполнение  комплекса  работ   (строительно-монтажные  работы,  пусконаладочные  работы,  поставка  оборудования)  по  теме:  «Ремонт  вентиляции  плавательного  бассейна» принял  участие  только  один  претендент - с  ЗАО  «Центр  информатики».
Кроме  того,  разделом  7  Положения  о  закупках  предусмотрены  лишь  способы закупок и  регламентирован  порядок  и  условия  их  проведения.  При  этом  случаи,  в  которых  должен  применяться  тот  или  иной  способ  закупки,  Положением  о закупках  не  предусмотрены,  что  позволяет  заказчику    в  каждом  конкретном  случае  самостоятельно  решать какой  из  способов  закупке  применить.
Необходимо  учесть,  что проведение  открытого  запроса  предложений  является  неконкурентной  процедурой.
Проведение  закупки на  сумму  13 240 000 рублей указанным  способом  свидетельствует  об  уходе  Заказчика  от  конкурентных процедур  (конкурса,  аукциона),  что  может  иметь  признаки  нарушения  антимонопольного  законодательства.
Для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства при утверждении Положения  о  закупках, Комиссия Мурманского УФАС считает необходимым передать материалы дела должностному лицу Мурманского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, комиссия Мурманского УФАС, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                            РЕШИЛА:

1.    Признать  жалобу  ООО  «Электросервис» на действия заказчика   Муниципального  автономного  образовательного  учреждения  дополнительного  образования  детей  «Детско-юношеская  спортивная  школа»  г.Полярные  Зори   при  проведении открытого  запроса  предложений  в  электронной  форме  на право заключения договора на выполнение комплекса работ (строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, поставка оборудования) по теме: "Ремонт вентиляции плавательного бассейна», необоснованной.

2.    Передать материалы рассмотрения жалобы для рассмотрения на предмет нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны