Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Эксперт» № 07-03пр/16-6... от 27 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03пр/16-69

Город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2016 года

В полном объёме решение изготовлено «27» июня 2016 года

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председатель Комиссии: Полищук М.С. – врио. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

члены Комиссии:

Редина Е.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Гисматуллин Р. Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

<...> - представителя АО «Бюро спецобслуживания» по доверенности от 17,02.2016 г. б/н,

<...> - представителя АО «Бюро спецобслуживания» по доверенности от 17,02.2016 г. б/н,

<...> - представителя ООО «Эксперт» по доверенности от 23.06.2016 г. б/н,

<...> - директора ООО «Эксперт»,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Эксперт» на действия АО «Бюро спецобслуживания» при проведении запроса котировок по извещению № 31603747928 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1(Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок),

УСТАНОВИЛА:

ООО «Эксперт» (далее по тексту - Общество, Заявитель) в своей жалобе указало, что заказчиком - АО «Бюро спецобслуживания» при проведении запроса котировок по извещению № 31603747928 нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223‑ФЗ) и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), которые заключаются в следующем:

1) единственным критерием оценки в открытом тендере является цена договора;

2) пунктом 4 Технического задания к Документации о проведении открытого тендера установлены функциональные характеристики транспортных средств: микроавтобусы (автокатафалк) не менее 8 посадочных мест (Mercedes-Benz), 2/3 парка не старше 2016 года выпуска, оснащение системой контроля ГЛОНАСС или эквивалент, обязательно наличие подиума под гроб, с возможностью предоставления не менее трех единиц автотранспорта одновременно для обеспечения потребности населения.

По мнению Заявителя, установление Заказчиком требования к году автотранспортного средства (2016 г.) приводит к ограничению конкуренции, так как год выпуска автотранспортного средства не является показателем технического состояния автотранспортного средства.

Комиссия Мурманского УФАС, изучив представленные Акционерным обществом «Бюро спецобслуживания» (далее по тексту - АО «БСО», Заказчик) документы о проведении закупки по Извещению №31603747928, установила нижеследующее:

1. 06.06.2016 г. на официальном сайте закупок: http://zakupki.gov.ru размещено извещение №31603747928 о проведении закупки на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1(Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок).

Согласно общих сведений о закупке, опубликованных на сайте http://zakupki.gov.ru:

- способ закупки: запрос котировок;

- дата и время окончания подачи заявок: 17.06.2016 г. в 11:00;

- дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок: 21.06.2016г. в 00:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 100 000,00 руб.

К извещению №31603747928 о проведении запроса котировок приложена Документация о проведении открытого тендера на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с мета проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО «Бюро спецобслуживания», утверждённая 07.06.2016 г. генеральным директором АО «Бюро спецобслуживания» (далее по тексту - Закупочная документация).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223‑ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Бюро спецобслуживания» утверждено Советом директоров ОАО «Бюро спецобслуживания» (Протокол №5 от 16.12.2016 г.) (далее по тексту - Положение о закупках).

Разделом 8 Положения о закупках регламентировано, что выбор поставщика осуществляется с помощью следующих процедур закупки:

1) Открытый конкурс;

2) Закрытый конкурс;

3) Открытый аукцион;

4) Открытый аукцион в электронной форме;

5) Открытый тендер;

6) Запрос ценовых предложений (котировок);

7) Запрос предложений;

8) Конкурентные переговоры.

Выбор поставщика с помощью открытого тендера осуществляется в случае, если предполагаемая цена договора о закупках превышает 200 000 (двести тысяч) рублей, а так же в случае, если по оценке Заказчика проведение открытого тендера может принести экономический эффект больший, чем при проведении иных процедур, предусмотренных настоящим Положением (пункт 8.6 Положения о закупках).

Учитывая, что начальная (максимальная) цена договора по рассматриваемой закупке составила 2 100 000,00 руб., Заказчик не праве был проводить запрос котировок, как указано в Извещении №31603747928.

В соответствии с разделом 2 Положения о закупках тендер – конкурентная процедура запроса предложений у поставщиков, при которой на основании требований Заказчика к предмету, условиям закупки и поставщикам, изложенных в тендерной документации, поставщики представляют свое коммерческое предложение (тендерную заявку), лучшее из которых выбирает Закупочная комиссия Заказчика в соответствии с порядком и критериями оценки, определенными в тендерной документации.

Пунктом 12 Закупочной документации определено, что единственным критерием оценки со значимостью (весом) 100% в открытом тендере является цена Договора.

В то же время, цена договора как единственный критерий может быть только в случае выбора поставщика с помощью запроса ценовых предложений.

В соответствии с пунктом 14.2. Положения о закупках Извещение о проведении тендера и тендерная документация должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 9 Положения о закупках.

Так, пунктом 9.5 Положения о закупках предусмотрены критерии оценки предложений поставщиков и выбора победителя, а именно:

1) предложенная поставщиком цена договора;

2)функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

3) квалификация участников конкурса;

4) расходы на эксплуатацию товара;

5) расходы на техническое обслуживание товара;

6) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

7) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

8) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

9) способы и сроки оплаты.

Значимость критериев и порядок оценки указываются в документации закупочной процедуры.

Выигравшей признается тендерная заявка, оцениваемая как наиболее выгодная в соответствии с указанными в тендерной документации критериями (пункт 14.23 Положения о закупках).

Следовательно, заказчиком не определены критерии оценки коммерческих предложений участников.

Таким образом, Заказчиком при проведении рассматриваемой закупки нарушены требования пункта 8.6 и 9.5 Положения о закупках.

2. В соответствии с пунктом 14.17 Положения о закупках Закупочная комиссия анализирует тендерные заявки на предмет соответствия квалификационным и техническим требованиям и наличия документов, предоставление которых в составе тендерной заявки в соответствии с тендерной документацией является обязательным, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней.

Пунктом 4.12.4. Закупочной документации регламентирована процедура оформления окончательного решения Комиссии, а именно: Комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и Документации, и оценивает такие заявки.

В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Закупочной документации Комиссия по закупке в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и Документации, и оценивает такие заявки.

Пунктами 4, 5, 6 и 7 Информационной карты Закупочной документации установлены:

- дата окончания срока подачи заявок: 17 июня 2016 г. в 11:00,

- дата вскрытия конвертов с заявками: 20 июня 2016 г.,

- дата рассмотрения заявок: 21 июня 2016 г.,

- дата подведения итогов размещения закупки: 21 июня 2016 г.

Согласно производственного календаря на 2016 год последний день подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке 17 июня 2016 г. является пятницей, то есть последним рабочим днём недели.

Рабочим днём, следующим за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере, является понедельник 20 июня 2016 года.

Следовательно, Комиссия по закупке обязана произвести вскрытие конвертов с заявками участников, а также рассмотреть и оценить данные заявки 20 июня 2016 г.

Таким образом, Заказчик, установив пунктами 4, 5, 6 и 7 Информационной карты срок вскрытия конвертов с заявками и срок рассмотрения и оценки заявок превышающий один рабочий день, следующий за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере, тем самым нарушил требования пункта 4.12.4. Закупочной документации пункта 10 Информационной карты Закупочной документации.

Представитель ООО «Апрель» в ходе рассмотрения настоящего дела отметил, что Заказчиком в Закупочной документации не указано время рассмотрения и оценки заявок.

Пунктом 14.15 Положения о закупках определено, что если это предусмотрено тендерной документацией, Закупочная комиссия допускает всех поставщиков, представивших тендерные заявки, или их представителей, выразивших желание присутствовать при вскрытии тендерных заявок, на данную процедуру, внося информацию о них в журнал регистрации.

Однако пунктом 4.10.1 Закупочной документации регламентировано, что процедура публичного вскрытия заявок на бумажном носителе по данному способу проведения закупки - запросу цен, не предусматривается.

Конверты с заявками на участие в открытом тендере, которые поступили заказчику до окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере, установленного извещением о проведении открытого тендера, вскрываются Комиссией без оповещения о времени их вскрытия Участников закупки и иных лиц. По результатам вскрытия конвертов Комиссией составляется протокол вскрытия конвертов с заявками.

3. Пунктом 7.2. Положения о закупках предусмотрены обязательные требования для участников закупки:

1) соответствие участника закупочной процедуры требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

2) не проведение ликвидации участника закупочной процедуры - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупочной процедуры - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) не приостановление деятельности участника закупочной процедуры в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупочной процедуре;

4) отсутствие у участника закупочной процедуры задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупочной процедуры считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупочной процедуре не принято.

Заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупочных процедур, в том числе требования о прохождении аккредитации в порядке, определенным настоящим Положением. При этом, во избежание ограничения конкуренции, такие требования устанавливаются одинаковыми для всех поставщиков (пункт 7.3. Положения о закупках).

Разделом 3 Закупочной документации помимо требований, регламентированных пунктом 7.2. Положения о закупках, к участнику закупки предъявляются дополнительные требования:

- соответствие системы менеджмента качества (пункт 3.3 Закупочной документации);

- соответствие системы управления охраной труда (пункт 3.3 Закупочной документации).

Данные пункты 3.3. и 3.4. Закупочной документации не содержат указания на документы, которые должен представить Участник в составе заявки для подтверждения своего соответствия системе менеджмента качества и системе управления охраной труда.

Комиссией Мурманского УФАС установлено, что официальным документом, подтверждающим соответствие системы менеджмента компании установленным международным стандартам качества и безопасности, является Сертификат ИСО.

В соответствии с законодательством Российской Федерации сертификация менеджмента качества в организации может проводиться только на добровольной основе, по желанию руководителя с целью приведения системы управления компанией в соответствие с международными стандартами качества ISO. Данные стандарты представляют собой совокупность универсальных средств, с помощью которых компания с любым профилем деятельности и масштабом может организовать эффективную систему управления, обеспечивающую стабильные условия производства качественной продукции.

Сертификация менеджмента качества осуществляется согласно требованиям утвержденного приказа Министерства торговли и промышленности РФ № 1575-ст от 22 декабря 2011 года «О введении в действие межгосударственного стандарта».

Система управления охраной труда (СУОТ) - это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации", ГОСТ 12.0.230 – 2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования»).

Цель проведения сертификации СУОТ - определение степени соответствия и результативности разработанной и внедренной системы управления охраной труда в организации требованиям стандарта ГОСТ.

Соответствие системе управления охраной труда подтверждается Международным стандартом по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда».

Сертификат OHSAS 18001 выдается на 3 года, ежегодно проводится инспекционный контроль для подтверждения соответствия Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности требованиям стандарта OHSAS 18001.

Так же как и сертификация менеджмента качества, сертификация охраны труда в организации может проводиться только на добровольной основе.

Представители АО «Бюро спецобслуживания» в ходе рассмотрения настоящего дела не смогли пояснить какие документы должны представить участники в подтверждение соответствия требованиям пунктов 3.3. и 3.4 Закупочной документации.

Пояснения необходимости установления в Закупочной документации требований к участникам о соответствии системам менеджмента качества и управления охраной труда Заказчиком не представлены.

Следовательно, требование пунктов 3.3. и 3.4 Закупочной документации является неопределенным по смыслу и необоснованным с правовой точки зрения.

Комиссия Мурманского УФАС отмечает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закона о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию к закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки представляется составной частью предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, который должен быть исчерпывающим.

Комиссия, проанализировав положения документации отмечает, что Заказчиком не определены конкретные документы, подтверждающие соответствие системе менеджмента качества и системе управления охраной труда, которые должен представить участник.

Таким образом, отсутствие конкретных документов, подтверждающих соответствие требованиям пунктов 3.3. и 3.4 Закупочной документации, может привести к созданию у участников закупки абстрактного, нечеткого представления о требованиях к предложению, что подтверждается судебной практикой (№А40-72817/2015, №А40-26255/2015) и является нарушением подпункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из совокупности изложенных обстоятельств следует, что Заказчиком при формировании требований Закупочной документации, предъявляемых к участникам, не был соблюден принцип определенности (однозначности) таких требований.

В установлении в Закупочной документации несоизмеримых требований к участникам закупки является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем сокращения количества участников, которые могут принять участие в конкурентных переговорах. Данная правовая позиция также подтверждена Постановление ФАС Уральского округа от 05.08.2014г. N Ф09-5133/14 по делу N А71-11305/2013.

4. Пунктом 4 Технического задания Закупочной документации установлены функциональные характеристики транспортных средств:

Микроавтобусы (автокатафалк) не менее 8 посадочных мест (Mercedes-Benz), 2/3 парка не старше 2016 года выпуска, оснащение системой контроля ГЛОНАСС или эквивалент, обязательно наличие подиума под гроб, с возможностью предоставления не менее трех единиц автотранспорта одновременно для обеспечения потребности населения.

(Автокатафалк - специально оборудованное автотранспортное средство, предназначенное для перевозки гроба с останками, урны с прахом умершего или погибшего, похоронной продукции и участников погребения. Автокатафалк оборудуется приспособлением для облегчения погрузки-выгрузки гроба, его фиксации во время движения и местами для участников похорон.).

Заявитель полагает, что требование Заказчика в году выпуска и модели автотранспортного средства является завышенным и может привести к ограничению конкуренции в результате сокращения количества участников, так как год выпуска автотранспортного средства не является показателем технического состояния автотранспортного средства.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Заказчик вправе установить Закупочной документацией функциональные характеристики транспортных средств, в том числе к году выпуска автотранспортного средства, необходимого для оказания услуг согласно предмета закупки.

Однако, требование к году выпуска автотранспортного средства должно являться критерием отбора участников закупки, а не основанием допуска участников к участию в закупке в виду следующего:

Заказчик, в равной степени допуская к оказанию услуг новые транспортные средства и транспортные средства с большим сроком эксплуатации с момента выпуска, признаёт тем самым обеспечение безопасности и пригодности транспортных средств. При этом Заказчик вправе предусмотреть выставление разного количества баллов участникам в зависимости от года выпуска автотранспортных средств.

Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.12.2013 N 12409/13 по делу N А78-576/2013, согласно которому установление критерия «срок эксплуатации транспортных средств» объясняется необходимостью оказания потребителям услуг надлежащего качества и соблюдением требований к их безопасности.

Так же согласно позиции, изложенной в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2014 по делу N А33-1525/2013,: установление критерия «срок эксплуатации выставляемых на торги транспортных средств» и оценка участников конкурса на предмет заключения договоров на осуществление перевозочной деятельности соответствуют Закону о транспортном обслуживании населения, направлены на подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины, удовлетворение потребностей населения в области качества обслуживания населения.

Аналогичные правовые позиции отражены в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.10.2012 N Ф03-3624/2012 по делу N А51-21791/2011 и Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2014 N Ф09-6464/14 по делу N А50-8130/2014.

Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что установление Заказчиком требования к году выпуска автотранспортного средства на этапе допуска к участию в закупке является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку установление ограничивающих критериев на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

В то же время выставление в качестве критерия оценки «год выпуска автотранспортного средства» является допустимым.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. и пункта 6.3 раздела 2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016), Федеральная антимонопольная служба России с целью реализации полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к компетенции Службы.

На основании указанных норм Федеральная антимонопольная служба России в своём письме от 31.03.2014г. №АЦ/11870/14 дала разъяснения по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которые заключаются в следующем:

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Данная правовая позиция подтверждена сложившейся судебной практикой: Постановления ФАС Уральского округа по делам №А71-11453/2012, №А71-11228/2012, Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-12358/2013.

Довод Заявителя, что в связи с конструктивными особенностями и необходимостью доработки стандартного автотранспортного средства микроавтобуса марки Mercedes-Benz для нужд Заказчика транспортные средства данной марки, модели, 2016 года выпуска на рынке у исполнителей данного вида услуг отсутствуют, документально в ходе рассмотрения настоящего дела не подтверждён.

Комиссия Мурманского УФАС России, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителя Заказчика, изучив представленные сторонами документы, считает вину Заказчика в совершенном правонарушении установленной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Поскольку Заказчиком при проведении запроса котировок (открытого тендера) на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с мета проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО «Бюро спецобслуживания» допущены нарушения пунктов 8.6 и 9.5 Положения о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Бюро спецобслуживания», подпункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения закупки.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.Жалобу ООО «Эксперт» на действия АО «Бюро спецобслуживания» при проведении запроса котировок по извещению № 31603747928 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1(Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок), признать обоснованной.

2. Признать Заказчика - АО «Бюро спецобслуживания» нарушившим пункты 8.6 и 9.5 Положения о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Бюро спецобслуживания», утверждённого Советом директоров ОАО «Бюро спецобслуживания» (Протокол №5 от 16.12.2016 г.).

3. Признать Заказчика - АО «Бюро спецобслуживания» нарушившим пункт 10 Информационной карты и пункт 4.12.4 Документации о проведении открытого тендера на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО «Бюро спецобслуживания», утверждённой генеральным директором АО «Бюро спецобслуживания», путём установления срока вскрытия конвертов с заявками и срока рассмотрения и оценки заявок превышающего один рабочий день, следующий за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере.

4. Признать Заказчика - АО «Бюро спецобслуживания» нарушившим подпункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", путём установления пунктами 3.3. и 3.4 Документации о проведении открытого тендера на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО «Бюро спецобслуживания», неизмеряемых требований к участникам закупки.

5. Признать Заказчика - АО «Бюро спецобслуживания» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в Документации о проведении открытого тендера на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО «Бюро спецобслуживания»:

- требований к участникам закупки не соответствующих принципу определенности (однозначности);

- требования к году выпуска автотранспортного средства на этапе допуска к участию в закупке.

6. Выдать Заказчику - АО «Бюро спецобслуживания» предписание об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Мурманской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 07-03пр/16-69

о нарушении антимонопольного законодательства

27 июня 2016 года

г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председатель Комиссии: Полищук М.С. – врио. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

члены Комиссии:

Редина Е.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Гисматуллин Р. Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

на основании решения от 27 июня 2016 года по делу № 07-03пр/16-69 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы ООО «Эксперт» на действия АО «Бюро спецобслуживания» при проведении запроса котировок по извещению № 31603747928 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1(Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - Акционерному обществу «Бюро спецобслуживания» устранить нарушение пунктов 8.6 и 9.5 Положения о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Бюро спецобслуживания», утверждённого Советом директоров ОАО «Бюро спецобслуживания» (Протокол №5 от 16.12.2016 г.), подпункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путём аннулирования запроса котировок по извещению №31603747928 от 06.06.2016г. на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1(Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок).

2. Заказчику - Акционерному обществу «Бюро спецобслуживания» исполнить предписание до 10 июля 2016 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа на адрес электронной почты: to51@fas.gov.ru.

Резолютивная часть предписания оглашена 24 июня 2016 года.

В полном объёме предписание изготовлено 27 июня 2016 года.

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны