Решение б/н Решение по жалобе ООО «Норд-Атлантика» № 07-03пр/16-84 на де... от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03пр/16-84

25 июля 2016 года

г. Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя комиссии – заместитель руководителя Попова И.Н.;

членов комиссии: начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптева А.С., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р.,

при участии:

представителя ООО «Норд-Атлантика» <...> (доверенность № б/н от 19.07.2016),

представителя ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» <...> (доверенность № 51 АА 0639318 от 30.12.2015),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Норд-Атлантика» (далее – Заявитель) на действия заказчика ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» (далее – Заказчик) при проведении запроса цен на поставку продуктов питания на НИС «Гео Арктик» и НИС «Профессор Рябинкин» в порт Мурманск, номер извещения на официальном сайте № 31603823322, дата размещения извещения 27.06.2016. (далее – Запрос цен),

УСТАНОВИЛА:

Как следует из существа жалобы, Заявитель являлся участником Запроса цен с предложением цены 2 616 359,79 руб. (без НДС). Невключение суммы НДС в цену заявки было обусловлено применением Заявителем упрощенной системы налогообложения. Комиссией Заказчика победителем Запроса цен было признано ООО «ПОМОР-снаб» с предложением цены заявки 2 693 098,40 руб. (с НДС) после приведения ценовых предложений к единому базису без учета НДС. Согласно доводов Заявителя, единственным критерием Запроса цен являлась «Цена договора» со значением критерия 100%, при этом закупочной документацией не предусмотрено различных подходов при оценке ценовых предложений, поданных с учетом НДС либо без учета НДС. В связи с чем Заявитель полагает нарушенными свои права в сфере предпринимательской деятельности, действия комиссии Заказчика – противоречащими требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

На рассмотрение жалобы Заказчиком представлены письменные возражения от 19.07.2016 № 319/08-668. В обоснование позиции Заказчик информирует, что в своей деятельности при закупке руководствуется Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Росгеология», утвержденным Советом директоров ОАО «Росгеология» 22.09.2015 (далее также – Положение о закупке). Согласно пояснений, запрос цен предусматривает определение победителя исключительно по критерию цены, что предусмотрено пунктом 2.1.8 Положения о закупке, а также пунктом 25 Информационной карты запроса цен. Пунктом 3.4 закупочной документации установлены требования к предложениям о цене договора в части необходимости указания такой цены с учетом цен сопутствующих работ/услуг, всех налогов, пошлин и сборов. При рассмотрении заявок, поданных на запрос цен, комиссией Заказчика было установлено, что две заявки были поданы с учетом НДС, а заявка Заявителя – без учета НДС. На основании пункта 3.5.4 Положения о закупке комиссией Заказчика было принято решение о приведении ценовых предложений участников к единому базису путем оценки всех предложений без учета суммы НДС. Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной, а оспариваемое решение закупочной комиссии – законным, оставить его без изменения.

Комиссией Мурманского УФАС при рассмотрении дела установлено следующее.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Росгеология» на основании приказа ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» № 57 от 26.02.2016.

В соответствии с пунктом 2.1.8 Положения о закупке, запрос цен является конкурентной процедурой закупки, не являющаяся торгами. Выбор поставщика путем проведения запроса цен может осуществляться, если предметом закупки является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые не требуют проведения технической экспертизы заявок участников закупки.

Извещение № 31603823322 о проведении Запроса цен опубликовано Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 27.06.2016.

Согласно разделу 3 извещения (далее – Информационная карта), начальная максимальная цена договора составляла 2 957 925,00 руб. с учетом НДС и стоимости доставки. Цена договора включает в себя общую стоимость поставки, а также все дополнительные расходы, комиссии, суммы налога, страховые и таможенные сборы, другие обязательные платежи.

Требования к содержанию и составу заявки установлены пунктом 10 Информационной карты, в том числе требование о представлении копии документа, подтверждающего освобождение участника закупки от уплаты НДС, если цена договора указана без НДС и участник имеет право на такое освобождение.

Согласно протокола закупочной комиссии № 109/16-ЗЦ от 30.06.2016, для участия в Запросе цен было подано три заявки:

ООО «ПродАльянс» , цена заявки – 2 699 696,50 руб.,

ООО «ПОМОР-Снаб», цена заявки – 2 693 098,40 руб.,

ООО «Норд-Атлантика», цена заявки – 2 616 359,79 руб. (без учета НДС).

В соответствии с пунктом 2.1.8 Положения о закупке, запрос цен предусматривает определение победителя исключительно по цене.

Согласно пункту 3.4.4 закупочной документации, участники закупки указывают цену предложения товара, работ, услуг с учетом цены сопутствующих работ/услуг, налогов, пошлин и прочих обязательных сборов.

Пунктом 6.7 закупочной документации установлено, что оценка и сопоставление заявок проводится в целях выявления лучших условий исполнения договора, по итогам этапа заявки ранжируются по степени предпочтительности для организатора процедуры.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках закупочная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации. Сравнение заявок должно проводиться по одинаковым параметрам (единицы измерения, валюта предложения, условия платежа, комплектация, структура ценообразования, дополнительные необходимые расходы и т. д.) и с использованием единого подхода. Если параметры различаются, то их необходимо привести к единому базису (пункты 3.5.3, 3.5.4 Положения о закупке).

Согласно Информационной карте, оценка заявок на участие в Запросе цен осуществлялась на основании единственного критерия «Цена договора» со значением в процентах 100%.

Как следует из протокола, закупочной комиссией Заказчика было принято решение о приведении ценовых предложений участников к единому базису, то есть о проведении оценки ценовых предложений без учета НДС для всех участников запроса цен на основании пункта 3.5.4 Положения о закупке.

При этом закупочной документацией полно и однозначно не регламентирован порядок оценки и сопоставления заявок при поступлении ценовых предложений с учетом НДС и без учета НДС.

Кроме того, закупочной документацией и Положением о закупке не дано понятие «единого базиса» и не раскрывается порядок приведения к нему различных ценовых предложений.

Таким образом, проведение оценки и сопоставления ценовых предложений участников путем приведения к «единому базису» в отсутствие надлежащей регламентации (описания) порядка оценки и сопоставления заявок закупочной документацией приводит к нарушению пункта 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, следствием чего является ненадлежащее информационное обеспечение закупки и возможность субъективного усмотрения закупочной комиссии.

Кроме того, следствием применения закупочной комиссией описанного подхода явилось субъективное признание победителем Запроса цен заявки ООО «ПОМОР-Снаб», что повлекло ущемление интересов Заявителя при отсутствии надлежащего информирования о порядке оценки и сопоставления ценовых предложений.

Согласно пункту 15 Информационной карты, датой начала срока подачи заявок на участие в запросе цен является день размещения извещения в Единой информационной системе и на Единой электронной торговой площадке (http://rosgeo.roseltorg.ru). Прием заявок прекращается в день вскрытия заявок на участие.

В соответствии с пунктом 2.3.7 Положения о закупке (таблица 2 «Нормативные сроки размещения информации в единой информационной системе»), при проведении запроса цен срок публикации информации о закупке составляет не менее 3 дней до окончания срока подачи заявок.

В соответствии с пунктами 16, 17 Информационной карты, вскрытие заявок являлось назначенным на 09-00 30.06.2016, время окончания рассмотрения заявок – на 10-00 30.06.2016.

Согласно Единой информационной системы в сфере закупок, извещение № 31603823322 опубликовано 27.06.2016 в 17 часов 32 минуты.

Таким образом, срок подачи ценовых предложений, установленный Заказчиком, фактически составил менее 3 дней, что нарушило нормативный срок, установленный пунктом 2.3.7 Положения о закупке.

Согласно Единой информационной системы в сфере закупок по итогам Запроса цен Заказчиком с ООО «ПОМОР-Снаб» заключен договор поставки №135/15 от 01.07.2016, то есть на следующий день после подведения итогов закупочной процедуры.

Из положений статьи 1 Закона № 223-ФЗ следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, заключение договора по результатам закупки без учета закрепленной в Законе № 223-ФЗ и Законе № 135-ФЗ процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Кроме того, срок заключения договора по итогам Запроса цен не регламентирован Заказчиком в закупочной документации.

Следствием данных действий явилось сознательное сокращение (исключение) срока обжалования действий Заказчика, что фактически направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав заинтересованными лицами.

Частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ путем заключения договора по итогам Запроса цен до истечения срока процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа в нарушение статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, что повлекло ущемление прав Заявителя на своевременное обжалование итогов закупочной процедуры до заключения договора поставки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

РЕШИЛА:

Признать обоснованной жалобу ООО «Норд-Атлантика» на действия заказчика ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» при проведении запроса цен на поставку продуктов питания на НИС «Гео Арктик» и НИС «Профессор Рябинкин» в порт Мурманск, номер извещения на официальном сайте № 31603823322, дата размещения извещения 27.06.2016.

Признать заказчика ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» нарушившим пункт 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем проведения оценки и сопоставления ценовых предложений участников путем приведения к единому базису в отсутствие регламентации (описания) такого порядка оценки и сопоставления заявок закупочной документацией.

Признать заказчика ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» нарушившим пункт 2.3.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Росгеология» путем нарушения сроков размещения информации о закупке (извещения о проведении запроса цен).

Признать заказчика ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения договора поставки, являющегося предметом закупочной процедуры, до истечения срока процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа в нарушение статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание заказчику ОАО «СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА» не выдавать в связи с заключением и исполнением договора поставки, являющегося предметом закупочной процедуры, на момент вынесения решения.

Передать материалы дела для возбуждения административного производства.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны