Решение б/н Решение и предписание по жалобе ОАО «Молочный завод» г.Север... от 13 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 07-03пр/17-17
10 марта 2017 г.
г. Мурманск
Резолютивная часть оглашена «06» марта 2017 года
В полном объёме изготовлено «10» марта 2017 года
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Мурманского УФАС России (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии: Калитина Наталия Александровна – заместитель руководителя Мурманского УФАС России;
члены Комиссии:
Воронина Ксения Феликсовна – начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Яшина Ольга Евгеньевна – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,
при участии:
от ОАО «Молочный завод» г.Североморск — <...>,
от ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» - <...>, <...>,
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ОАО «Молочный завод» г.Североморск на действия заказчика — государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Мурманский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее — ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ») при проведении электронного аукциона (из двух частей приема заявок) на поставку молока и кисломолочных продуктов для нужд ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ», извещение №31704743455 (далее — Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
ОАО «Молочный завод» г.Североморск 22.02.2017 обратилось в Мурманское УФАС России с жалобой на действия ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» при проведении Электронного аукциона. Заявитель считает, что в документации об аукционе установлены необоснованные требования к участникам закупки в части установления единиц измерения (килограммы, литры) для молока и кисломолочной продукции, указания на соответствия продукции конкретным ГОСТам, выставления требований к виду упаковки.
ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» с доводами жалобы не согласно.
Жалоба Заявителя рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
01.02.2017г. на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.ru размещено извещение и документация о проведении Электронного аукциона.
15.02.2017г. в документацию о проведении Электронного аукциона внесены изменения.
Заказчик: ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ».
Наименование закупки: Поставка молока и кисломолочных продуктов для нужд ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ».
Начальная (максимальная) цена договора: 3 347 791 руб. 54 коп.
Электронный аукцион проводился ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» в соответствии с Положением о закупках Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Мурманский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее — Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В части 2 документации об аукционе заказчик установил следующие требования к количеству товара:
№
Наименование товара
Единица измерения
Количество товара *
1
Кефир 2,5% фасовка 0,3 кг
кг
3 615,60
2
Ряженка 4 %, фасовка 0,3 кг
кг
3 615,60
3
Йогурт 2,5 %, фасовка 0,33 кг.
кг
3 614,82
4
Молоко цельное 1 л.
Л
5 700,00
5
Молоко сухое не более 20%
кг
636,00
6
Молоко цельное 0,2 л., фасовка 200 мл.
л
2 529,00
7
Творог 9%
Кг
3 180,00
8
Сметана 10%
Кг
800,00
9
Сыры полутвердые ГОСТ 32260-2013
кг
900,00
В части 3 документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, а так же к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и к упаковке. Функциональные и качественные характеристики установлены в соответствии с ГОСТами. Вся поставляемая продукция должна соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011 и техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (TP ТС 033/2013).
Заказчик указал, что по кефиру, ряженке, йогурту и молоку продукция нужна в литрах.
Так, в части 3 документации об аукционе установлены следующие требования к фасовке: по кефиру, ряженке, йогурту — не менее 0,3 л. не более 0,33 л., по молоку цельному 1л., жирность 3,2% — не более 1 л., по молоку питьевому ультрапастеризованному 3,2% — не более 0,2 л.
Заявитель указывает на то, что единица измерения для кисломолочной продукции в соответствии с техническими регламентами может быть указана в литрах и килограммах, а для молока в литрах, в то время как в документации для кефира, ряженки и йогурта указана только одна единица измерения.
Согласно требованиям документации об аукционе единица измерения для кефира, ряженки и йогурта установлена в килограммах и литрах, для молока — в литрах.
В соответствии с общими требованиями к указанию в маркировке количества упакованной пищевой продукции, утвержденными пунктом 2 части 4.5 статьи 4 «Технического регламента Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее — ТР ТС 022/2011), выбор величины для указания количества упакованной пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, продаваемой поштучно, осуществляется с учетом следующих правил, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции:
- если пищевая продукция жидкая, то указывается ее объем;
- если пищевая продукция пастообразная, вязкая или вязкопластичной консистенции, то указывается либо ее объем, либо масса;
- если пищевая продукция твердая, сыпучая, является смесью твердого и жидкого вещества, то указывается ее масса.
Согласно положениям ТР ТС 022/2011 допускается одновременное использование двух величин для указания количества пищевой продукции, например масса и количество штук, масса и объем.
Таким образом, Заказчику для измерения количества поставляемого товара по молоку необходимо указать его объем, а по кефиру, ряженке и йогурту — либо объем, либо массу.
В документации об аукционе единица измерения по молоку стоит в литрах, а по кефиру, ряженке и йогурту в килограммах и литрах, что не противоречит требованиям ТР ТС 022/2011.
В свою очередь, между частью 2 документации (Требования к количеству товара) и частью 3 документации (Требования к качеству, техническим характеристикам товара) при определении количества и фасовки поставляемого кефира, ряженки, йогурта отсутствует единообразие в единицах измерения поставляемого товара.
Так, частью 2 документации об аукционе фасовка поставляемого кефира, ряженки и йогурта установлена в килограммах, в то время как частью 3 — в литрах.
Требований к фасовке товаров технические регламенты не содержат. Заказчик, при определении размера фасовки, исходил из собственных потребностей.
Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования Заказчиком в отношении фасованного товара в качестве единицы измерения литров либо килограммов, а так же определенного размера фасовки для кефира, ряженки, йогурта.
Таким образом, Заказчик в документации об аукционе не обосновал необходимость использования иных, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, требований к поставляемым товарам.
В данной части жалоба признается обоснованной.
Заявитель указывает на недопустимость в документации об аукционе при установлении функциональных и качественных характеристик товара ссылки на ГОСТы.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, ... , установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В разделе 3 документации об аукционе функциональные и качественные характеристики товаров установлены, в том числе, в соответствии с ГОСТами.
Согласно подпункту в) пункта 6 раздела III Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67) идентификация молока и молочной продукции осуществляется в целях установления соответствия молока и молочной продукции своему наименованию идентификация молока и молочной продукции осуществляется путем сравнения внешнего вида и органолептических показателей с признаками, установленными в приложении N 3 к настоящему техническому регламенту или определенными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, установленными перечнями стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия настоящему техническому регламенту, или с признаками, определенными технической документацией, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция.
Из пояснений представителей заказчика, при оценке и сопоставления заявок комиссия проверяет предложение конкретного участника закупки на соответствие ГОСТам, где установлены требования к такой продукции.
В данной части жалоба признается необоснованной
Заявитель указывает на недопустимость указания в документации на упаковку конкретной торговой марки.
Как было установлено, редакция документации об аукционе от 01.02.2017г. (часть 3. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, а так же к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) содержала требования к упаковке по кефиру, ряженке и йогурту: «Упаковка: Бутылка асептическая типа Tetra Evero или пластиковый стакан.»
Как указывает заявитель, Бутылка асептическая типа Tetra Evero является зарегистрированной торговой маркой компании ЗАО «ТетраПак».
15.02.2017г. в часть 3 документации об аукционе в части требований к упаковке были внесены изменения, после чего требования к упаковке по кефиру, ряженке и йогурту стали следующими: «Упаковка: Бутылка или пластиковый стакан».
Учитывая, что действующая на момент подачи жалобы редакция документации об аукционе не устанавливает требований к конкретной торговой марке упаковки, в данной части жалоба признается необоснованной.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, комиссия Мурманского УФАС, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу частично обоснованной.
2. Признать Заказчика — ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» нарушившим пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать Заказчику — ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.А. Калитина
Члены комиссии: К.Ф. Воронина
О.Е. Яшина
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 07-03пр/17-17
о нарушении антимонопольного законодательства
10 марта 2017 г. г. Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Мурманского УФАС России (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии: Калитина Наталия Александровна – заместитель руководителя Мурманского УФАС России;
члены Комиссии:
Воронина Ксения Феликсовна – начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Яшина Ольга Евгеньевна – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,
на основании решения от 07 марта 2017 года по делу №07-03пр/17-17 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы ОАО «Молочный завод» г.Североморск на действия заказчика — государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Мурманский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее — ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ») при проведении электронного аукциона (из двух частей приема заявок) на поставку молока и кисломолочных продуктов для нужд ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ», извещение №31704743455 (далее — Электронный аукцион),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» устранить нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», путём внесения изменений в документацию об аукционе, либо аннулирования торгов.
2. Заказчику — ГОАУСОН «Мурманский ДИПИ» исполнить предписание до 22 марта 2017 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа на адрес электронной почты: to51@fas.gov.ru.
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.7.2 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.А. Калитина
Члены комиссии: К.Ф. Воронина
О.Е. Яшина