Решение б/н Решение и предписание по жалобе по делу № 07-03пр/17-25 на д... от 14 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03пр/17-25

 

город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «10» апреля 2017 года

В полном объёме решение изготовлено «13» апреля 2017 года

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председатель Комиссии: Попова И.Н. – заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

члены Комиссии:

Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Полищук М.С. – начальник отдела контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

<...> - представителя ОАО «Аэропорт Мурманск» по доверенности №704 от 10.04.2017 г.,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Чемпион» на действия ОАО «Аэропорт Мурманск» при проведении запроса котировок по Извещению № 31704953761 на право заключения договора поставки колесного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск»,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Чемпион» (далее по тексту - Общество, Заявитель) в поданной жалобе указало, что ОАО «Аэропорт Мурманск» допустило нарушение пунктов 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате необоснованного установления в Закупочной документации требования о предоставлении документов и соблюдении условий, ограничивающих конкуренцию, а именно:

Согласно разделу 14.2 пункта 22 Закупочной документации участник Закупки должен предоставить документ (письмо за подписью руководителя скрепленное печатью участника закупки – юридического лица, подготовленное на дату подачи заявки) или документы (или их копии) декларирующие/ подтверждающие соответствие участника закупки следующим требованиям:

а) Срок деятельности организации и опыт поставки аналогичного оборудования не менее 5 лет.

б) Сканированную копию паспорта самоходной машины.

По мнению Заявителя, Заказчик ограничил допуск к участию организаций, срок деятельности которых не превышает 5 лет.

Кроме того, требуя предоставить копию паспорта самоходной машины Заказчик ограничивает число участников, так как поставляемый товар на момент закупки может не находиться в собственности участника, а в большинстве случаев производится под заказ, соответственно, ПТС на него не может быть предоставлен.

Жалоба ООО «Чемпион» рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Мурманского УФАС установила следующее:

1. ОАО «Аэропорт Мурманск» (далее по тексту - Заказчик) на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru 30.03.2017 г. разместило Извещение № 31704953761 о проведении запроса котировок на поставку колесного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск».

Запрос котировок по Извещению №31704953761 проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту - Закон о закупках).

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск» утверждено Решением Совета директоров ОАО «Аэропорт Мурманск» 29.02.2016 г. (далее по тексту - Положение о закупках).

В соответствии с разделом 1 Положения о закупках запрос котировок (цен) - конкурентная процедура закупки, при которой победителем признаётся участник закупок, предложивший наименьшую цену договора.

Запрос предложений - конкурентная процедура закупки без проведения торгов, на право заключения договора на поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, победителем которой признаётся участник закупок, предложивший наилучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации о закупке.

Согласно пункту 2.6.2. раздела 2 Положения о закупках запрос котировок (цен) используется при закупках товаров (работ, услуг), для которой существует сложившийся рынок, и для Заказчика единственным оценочным критерием выступает цена предложения на товар, работы, услуги.

Запрос предложений проводится в тех случаях, когда к товарам или условиям его поставки (работам, услугам), предъявляются дополнительные требования, кроме стоимости.

Закупочная документация по запросу котировок №15/17 на право заключения договора поставки колёсного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск» (далее по тексту - Закупочная документация) утверждена генеральным директором ОАО «Аэропорт Мурманск» <...>.

Закупочной документацией определён способ закупки - запрос котировок.

Дата и время окончания подачи заявок: 27.04.2017 г. в 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок: 27.04.2017 г. в 14:00.

Дата и время подведения итогов: 27.04.2017 г. в 14:00.

Закупочной документация установлена начальная (максимальная) цена договора в размере 7 550 000,00 руб.

Пунктом 17 Закупочной документации установлено, что критерием оценки и сопоставления заявок на участие в запросе котировок является цена договора.

В то же время пунктом 4 Закупочной документации предусмотрено, что установленные Заказчиком требования к качеству и количеству товаров изложены в Техническом задании с приложением (Приложение № 1 к Закупочной документации), являющимся неотъемлемой частью настоящей Закупочной документации.

Кроме того, пунктом 12 Закупочной документации предусмотрено, что требования к описанию Участниками закупки работ, которые являются предметом закупки, их количественные и качественные характеристики, соответствующие потребностям Заказчика определены «Техническим заданием» (Приложение № 1 к Закупочной документации), являющемся неотъемлемой частью настоящей Закупочной документации и должны иметь полный и достоверный характер на момент подачи заявки на участие в запросе котировок.

Исходя из Приложения №1 «Техническое задание» Закупочной документации закупаемый колёсный фронтальный погрузчик должен соответствовать следующим параметрам:

Габаритные размеры, мм: не более 8510-3092-3458

База, мм: не более 3350

Колея колёс (передних-задних), мм: не более 2250-2855

Дорожный просвет, мм: не менее 470

Max нагрузка на переднюю ось, кг: 32000

Max нагрузка на заднюю ось, кг: 32000

Max полная масса, кг: не менее 20120

Количество мест для сидения: 1

Max скорость, км/ч: не менее 38

Двигатель: (Tier-2)

Мощность двигателя, кВт (л.с.): не менее 178(242.1)

Реверсивная коробка передач многовальная с переключением под нагрузкой и прямозубыми шестернями постоянного зацепления, четыре (4) передачи переднего хода, четыре (4) передачи заднего хода.

Номинальная грузоподъёмность, кг: не менее 6000

Объём ковша, л: не менее 3500

Вырывное усилие, кН: 183

Высота разгрузки по нижней кромке ковша, мм: 3 048

Время полного рабочего цикла, с: 9,7

Тормозная система: клещевой тормоз сухого типа, с воздушно-масляным пневмо-гидро усилителем.

Стояночный тормоз: колодочный тормоз барабанного типа, с пружинным включением и гидравлическим отключением.

Тип насоса аксиально-поршневой.

Рабочее давление 18 Мпа.

Шины: Диагональные 23.5-25, слойность 20

Протектор L3/E3.

Следовательно, Заказчиком определены качественные характеристики поставляемого товара.

Пунктом 3 Приложения №1 «Техническое задание» Закупочной документации к поставляемому товару также установлено требование о соответствии поставляемой продукции по качеству стандартам, техническим условиям или иной документации, устанавливающей требования к качеству данной продукции.

Пунктами 4 и 5 Приложения №1 «Техническое задание» Закупочной документации предъявлены требования по доставке товара и по гарантийным обязательствам в отношении поставляемого товара, а именно: гарантийный срок должен быть не менее 12 месяцев и доставка до а/п Мурманск.

Анализ вышеприведённых пунктов Закупочной документации позволяет сделать вывод, что Заказчиком к поставляемому товару предъявляются дополнительные требования, кроме стоимости.

Исходя из положений пункта 2.6.2. раздела 2 Положения о закупках Заказчик, предъявляя дополнительные требования к товару, должен проводить закупку в форме запроса предложений, а не в форме запроса котировок.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 2.6.2. раздела 2 Положения о закупках.

2. Статьёй 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках) определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, согласно которым при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами:

- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ-223);

- отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Пунктом 14.1 Закупочной документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе:

- соответствие участника закупки требованиям закупочной документации (подпункт 2 пункта 14.1);

- наличие финансовых, материальных средств, а также иных ресурсов, необходимых для выполнения условий договора; наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ, или оказания услуг, положительную деловую репутацию (подпункт 9 пункта 14.1).

Для участия в закупке Участник должен предоставить документы, определённые пунктом 14.2 Закупочной документации, в том числе документы (или их копии) и сведения, подтверждающие наличие у участника закупки положительного опыта аналогичных по видам и объемам предмету закупки (подпункт 20 пункта 14.2).

По желанию участника закупки могут быть также предоставлены (подпункт 20 пункта 14.2):

1) иные дополнительные документы, необходимые по мнению участника закупки, для оценки заявки по критериям, содержащимся в документации о закупке.

2) иные дополнительные документы, подтверждающие по мнению участника закупки, соответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке.

Кроме того, подпунктом 22 пункта 14.2 Закупочной документации установлено требование о предоставлении участником закупки документа (письмо за подписью руководителя скрепленное печатью участника закупки – юридического лица, подготовленное на дату подачи заявки) или документов (или их копии) декларирующих/ подтверждающих соответствие участника закупки следующим требованиям:

а) Срок деятельности организации и опыт поставки аналогичного оборудования не менее 5 лет.

б) Сканированную копию паспорта самоходной машины.

Как отмечено выше, единственным критерием оценки и сопоставления заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок является цена договора (пункт 17 Закупочной документации). В связи с чем, подпункт 20 (1) пункта 14.2 Закупочной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно критериев оценки заявок, поскольку не понятно каким образом опыт поставок аналогичного оборудования сроком не менее 5 лет может учитываться при оценке по критерию «цена договора».

Установление на стадии допуска к участию в закупке такого требования как «срок деятельности организации и опыт поставки аналогичного оборудования не менее 5 лет» ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, указанные требования не являются измеряемыми.

Установление такого требования на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно подпункту 22 «б» пункта 14.2 Закупочной документации Участник закупки в составе заявки должен представить сканированную копию паспорта самоходной машины. Исходя из буквального прочтения указанного подпункта данный документ предоставляется в подтверждение соответствия Участника требованиям закупки.

В то же время соответствие Участника требованиям закупки подтверждается документами, установленными пунктом 14.1 Закупочной документации.

Рассматриваемый подпункт 22 «б» пункта 14.2 Закупочной документации не даёт ясного понимания необходимости установления Заказчиком требования о предоставлении паспорта самоходной машины, а именно: паспорт на машину должен подтверждать факт наличия в собственности у участника закупки данной самоходной машины, либо Заказчику тем самым необходимо было получить подтверждение качественных характеристик предлагаемого участником товара.

Требование к наличию в собственности или ином праве пользования самоходной машины должно являться требованием к участникам закупки, а для подтверждения качественных характеристик самоходной машины предоставление необходимых документов должно предусматриваться Заказчиком как требование к поставляемому товару, а не как требование к участнику закупки.

Согласно пункту 14.1 Закупочной документации Участник закупки должен предоставить ряд документов, в том числе:

- документы (или их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, стандартами к таким товарам, работам, услугам в случае, если в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, стандартами установлены требования к таким товарам, работам, услугам (Копии сертификатов соответствия и паспортов продукции на товар и др.) и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о закупке, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством (подпункт 18 пункта 14.2);

- документ (письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера участника закупки, скрепленное печатью участника закупки – юридического лица, подготовленное на дату подачи заявки), декларирующий соответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки (подпункт 19 «а» пункта 14.2).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 18.2.3 Закупочной документации непредставление Участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах, является основанием для отказа в допуске Участника размещения заказа к участию в закупке.

Указанные подпункты 18 и 19 пункта 14.2 Закупочной документации не дают чёткого понимания, какие именно документы должен предоставить участник закупки и в случае не предоставления каких-либо документов потенциальный участник может быть не допущен к участию в рассматриваемой закупке.

Не установление Заказчиком в Закупочной документации перечня необходимых сертификатов на товар противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, предусмотренное подпунктом 22 «б» пункта 14.2 Закупочной документации требование о предоставлении сканированной копии паспорта самоходной машины также не содержит указание на то, должна ли самоходная машина находится в собственности участника или может быть у него на праве пользования с правом продажи, что также влечёт за собой возможность отклонить заявку участника в случае не нахождения у него в собственности данной машины.

Изложенные факты свидетельствуют о нарушении Заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных статьёй 3 Закона о закупках.

Установление пунктом 14.2 Закупочной документации неизмеряемых требований к участникам закупки может привести к ограничению допуска к участию в закупке.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, комиссия Мурманского УФАС, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Чемпион» на действия ОАО «Аэропорт Мурманск» при проведении запроса котировок по Извещению № 31704953761 на право заключения договора поставки колесного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск», обоснованной.

2. Признать Заказчика - ОАО «Аэропорт Мурманск» нарушившим пункт 2 и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункт 2.6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск», утвержденного Решением Совета директоров ОАО «Аэропорт Мурманск» 29.02.2016 г.

3. Выдать Заказчику - ОАО «Аэропорт Мурманск» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                     И. Н. Попова

Члены комиссии:                                Н.А.Калитина

                                                          М. С. Полищук

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 07-03пр/17-25

о нарушении антимонопольного законодательства

 

13 апреля 2017 года г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председателя комиссии – заместителя руководителя управления Поповой И.Н..,

членов комиссии:

Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

Полищук М.С. – начальник отдела контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

на основании решения от 13 апреля 2017 года по делу № 07-03пр/17-25 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы ООО «Чемпион» на действия ОАО «Аэропорт Мурманск» при проведении запроса котировок по Извещению № 31704953761 на право заключения договора поставки колесного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - ОАО «Аэропорт Мурманск» устранить нарушение пункта 2 и пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 2.6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск», утвержденного Решением Совета директоров ОАО «Аэропорт Мурманск» 29.02.2016 г., путём:

внесения изменений в Закупочную документацию по запросу котировок №15/17 на право заключения договора поставки колёсного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск»

либо аннулировать запрос котировок по Извещению № 31704953761 на право заключения договора поставки колесного фронтального погрузчика для нужд ОАО «Аэропорт Мурманск».

2. Заказчику - ОАО «Аэропорт Мурманск» исполнить предписание до 02 мая 2017 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа на адрес электронной почты: to51@fas.gov.ru.

 

Резолютивная часть предписания оглашена 10 апреля 2017 года.

В полном объёме предписание изготовлено 13 апреля 2017 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                     И. Н. Попова

Члены комиссии:                                Н.А.Калитина

                                                          М. С. Полищук

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны