Решение б/н Решение и предписаниепо делу № 08-04/14-07 о нарушении анти... от 6 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 08-04/14-07 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

15 апреля 2014 года                                                                                       город Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» апреля 2014 года.

 

Комиссия по рассмотрению дела № 08-04/14-07 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту решения – Комиссия)

при участии представителей ООО «Росгосстрах»: заместителя директора по корпоративному страхованию Мурманского филиала ООО «Росгосстрах» <...> по доверенности 51 АА 0388450 от 27 марта 2014 года, <...> по доверенности 51 АА 0388063 от 21 декабря 2013 года,

рассмотрев материалы дела №08-04/14-07 возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту решения – Закон о защите конкуренции) обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641, юридический адрес: 140002, Московская область, город Люберцы, улица Парковая, дом 3, адрес местонахождения: 121059, г. Москва, ул. Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха») (далее по тексту решения – Общество, ООО «Росгосстрах») действовавшего по месту нахождения филиала Общества в Мурманской области,

 

УСТАНОВИЛА:

Филиал Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (далее по тексту решения – СОАО «ВСК», Заявитель) в городе Мурманске обратился в Управление антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения – Мурманское УФАС России) с жалобой на действия тендерной комиссии открытого акционерного общества «Арктикморнефтегазразведка» (далее по тексту решения – ОАО «Арктикморнефтегазразведка», Тендерная комиссия) при проведении тендера на право заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов (реестровый номер закупки - 31400873416) (далее по тексту решения - Тендер) По мнению СОАО «ВСК», допустив к участию в Тендере заявку участника, предложившего необоснованно заниженную цену договора страхования, Тендерная комиссия тем самым нарушила права и законные интересы СОАО «ВСК», как участника тендера.

По результатам рассмотрения данной жалобы на предмет нарушения положений Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушений в действиях заказчика установлено не было.

Однако при рассмотрении указанной жалобы были установлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закон о защите конкуренции в действиях участника Тендера – ООО «Росгосстрах», действовавшего по месту нахождения филиала юридического лица в Мурманской области. Это послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела № 08-04/14-07 о нарушении антимонопольного законодательства.

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках. В настоящее время в Российской Федерации сформирована правовая база, позволяющая антимонопольным органам пресекать недобросовестную конкуренцию в административном порядке.

Закон о защите конкуренции является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции. Процедура пресечения недобросовестной конкуренции определяется отдельными положениями Закона о защите конкуренции, а также Регламентом утвержденным приказом от 25 мая 2012 г. № 339 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства российской федерации» (далее по тексту решения – Регламент).

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

Статьёй 14 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на осуществление недобросовестной конкуренции во всех её проявлениях.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено следующее. 07.02.2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о Тендере на предмет отбора страховой организации для оказания услуг страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов (13 зарегистрированных опасных производственных объектов). Заказчиком выступило ОАО «Арктикморнефтегазразведка». Начальная (максимальная) цена договора не установлена.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца надлежало осуществить в отношении тринадцати зарегистрированных опасных производственных объектов:

- Площадка буровой установки (плавучая) СПБУ «Мурманская»

- Участок ведения буровых работ

- Система промысловых трубопроводов Песчаноозерского месторождения

- Парк резервуарный (промысловый)

- Погрузо-разгрузочный участок

- Площадка грузового портового пункта (п. Лавна)

- Эксплуатационно-технический участок

- Склад взрывчатых материалов (3 класс опасности)

- Фонд скважин Песчаноозерского месторождения

- Пункт подготовки и сбора нефти

- Площадка гусеничного крана (20 причал)

- Участок транспортный (о. Колгуев)

- Площадка буровой установки (буровое судно «Валентин Шашин»)

Согласно протоколу № 5 от 27 января 2014 года вскрытия конвертов на участие в открытом тенденре по выбору контрагента по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов поступило семь заявок, в том числе заявки ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК». Все участники, подавшие заявки на участие в Тендере представили документы соответствующие требованиям документации закупки и были допущены к участию в Тендере.

Согласно протоколу № 6.1 от 29 января 2014 года заседания Тендерной комиссии ОАО «Арктикморнефтегазразведка» участники сделали следующие предложения по начальной (максимальной) цене договора:

  1. СОАО «ВСК» МФ 485 730,00 рублей.

  2. ОСАО «Ингосстрах» МФ 485 730,00 рублей

  3. ООО «Росгоссрах» МФ 470 330,00 рублей.

  4. ОАО «Альфастрахование» МФ 485 730,00 рублей.

  5. ОСАО «РЕСО-Гарантия» 693 900,00 рублей.

  6. ОАО «СОГАЗ» МФ 581865,00 рублей.

  7. ОАО СК «Альянс» 516 415,00 рублей.

Победителем Тендера согласно протоколу № 6.1 от 29 января 2014 года заседания тендерной комиссии ОАО «Арктикморнефтегазразведка» признано ООО «Росгосстрах» Мурманский филиал. Решение тендерной комиссии мотивировано тем, что предложение данной компании соответствует заявленным требованиям и наиболее выгодно по цене, а именно 470 330,00 (Четыреста семьдесят тысяч триста тридцать) рублей, 00 копеек.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее по тексту решения – Закон N 225-ФЗ) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. При этом, базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов, а коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: 1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших, 2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, указанным нормативным правовым актом предусмотрено право страховщика при расчёте страховой премии по договору обязательного страхования применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

Согласно части 12 статьи 7 Закона N 225-ФЗ установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 916, при определении размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору обязательного страхования, страховщик применяет базовые страховые тарифы и поправочные коэффициенты к ним, исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении об обязательном страховании и иных документов, прилагаемых к нему.

В соответствии с разделом IV (Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии) Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2011г. №808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчёте страховой премии» (далее по тексту решения – Постановление №808) страховая премия, подлежащая уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается следующим образом:

- произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа (раздел I настоящего документа) на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.

При этом:

1. В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» установлены признаки опасности и тип эксплуатируемых ОАО «Арктикморнефтегазразведка» объектов.

2. В соответствии со статьёй 6 Закона N 225-ФЗ размер страховой суммы для эксплуатируемых ОАО «Арктикморнефтегазразведка» опасных производственных объектов составляет 10 000 000 руб.

3. Базовые ставки страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте установлены разделом I Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчёте страховой премии, утверждённых Постановлением № 808.

Все объекты, эксплуатируемые ОАО «Арктикморнефтегазразведка» согласно приложенной документации к Тендеру зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» свидетельство о регистрации А26-00045 от 22 ноября 2013 года с присвоением следующих классов опасности:

- Площадка буровой установки (плавучая) СПБУ «Мурманская» (III класс опасности)

- Участок ведения буровых работ (IV класс опасности)

- Система промысловых трубопроводов Песчаноозерского месторождения (II класс опасности)

- Парк резервуарный (промысловый) (III класс опасности)

- Погрузо-разгрузочный участок (IV класс опасности)

- Площадка грузового портового пункта (п. Лавна) (IV класс опасности)

- Эксплуатационно-технический участок (IV класс опасности)

- Склад взрывчатых материалов (III класс опасности)

- Фонд скважин Песчаноозерского месторождения (III класс опасности)

- Пункт подготовки и сбора нефти (III класс опасности)

- Площадка гусеничного крана (20 причал) (IV класс опасности)

- Участок транспортный (о. Колгуев) (IV класс опасности)

- Площадка буровой установки (буровое судно «Валентин Шашин») (III класс опасности)

Из материалов дела следует, что при расчете величины страховой премии Обществом был применен неверный базовый тариф по объекту Парк резервуарный (промысловый). Согласно Постановлению № 808 для объекта Парк резервуарный (промысловый) установлена базовая ставка страхового тарифа в размере 0,53 % от страховой суммы. При расчете страховой премии при участи в Тендере (реестровый номер закупки - 31400873416) к данному объекту была применена базовая ставка страхового тарифа в размере 0,31% от страховой суммы, что занизило общую сумму контракта (страховой премии). Представители Общества объясняют данный факт технической ошибкой, которая заключается в неправильном выборе объекта страхования, в место требуемого Парк резервуарный (промысловый) с базовой ставкой страхового тарифа в размере 0,53 % от страховой суммы, применили базовую ставку страхового тарифа в размере 0,31 % от страховой суммы установленную для объекта Парк резервуарный магистрального продуктопровода, нефтепровода, аммиакопровода.

Применение заниженной суммы страховой премии было направлено на получение преимущества при участии в запросе котировок, поскольку в соответствии с условиями документации о Тендере, победителем признавался участник, подавший заявку с указанием наиболее низкой цены контракта (страховой премии).

Фактически применение заниженной суммы страховой премии позволило ООО «Росгосстрах», действовавшему по месту нахождения филиала в Мурманской области, победить в Тендере на оказание на право заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов (реестровый номер закупки - 31400873416), как участнику, предложившему наиболее выгодное предложение по цене.

В результате таких действий другим участникам Тендера, предложившим более высокую, но правильно рассчитанную в соответствии с законодательством Российской Федерации сумму страховой премии были причинены убытки в виде упущенной выгоды, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страховых услуг возможность заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов с ОАО «Арктикморнефтегазразведка».

На момент рассмотрения дела между страховщиком ООО «Росгосстрах» и страхователем ОАО «Арктикморнефтегазразведка» договоры обязательного страхования заключены в отношении всех указанных в документации Тендера тринадцати опасных объектов.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Росгосстрах», действовавшего по месту нахождения филиала в Мурманской области, факта нарушения части 1 статьи 14 Закона защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в Тендере на право заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов (реестровый номер закупки - 31400873416) для нужд ОАО «Арктикморнефтегазразведка» путём необоснованного занижения предложенной суммы страховой премии.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Росгосстрах» исходя из деятельности Филиала ООО «Росгосстрах» в Мурманской области факт нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в тендере на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов (13 зарегистрированных опасных объектов) для нужд ОАО «Арктикморнефтегазразведка».

2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 08-04/14-07

 

15 апреля 2014 года                                                                город Мурманск

 

Комиссия по рассмотрению дела № 08-04/14-07 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту решения – Комиссия), руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15 апреля 2014 года по делу № 08-04/14-07 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641, юридический адрес: 140002, Московская область, город Люберцы, улица Парковая, дом 3, адрес местонахождения: 121059, г. Москва, ул. Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха»), исходя из деятельности Филиала ООО «Росгосстрах» в Мурманской области, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

  1. ООО «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, юридический адрес: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая д.3, адрес местонахождения: 121059, г. Москва, ул. Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха») исходя из деятельности Филиала ООО «Росгосстрах» в Мурманской области в срок до 26 мая 2014 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный ООО «Росгосстрах» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 470 330,00 (Четыреста семьдесят тысяч триста тридцать) рублей, 00 копеек, причитающуюся ООО «Росгосстрах» в соответствии с результатами проведенного тендера на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов (13 зарегистрированных опасных объектов) для нужд ОАО «Арктикморнефтегазразведка».

  2. ООО «Росгосстрах» в срок до 30 мая 2014 года уведомить Мурманское УФАС России об исполнении настоящего предписания, представив в адрес Управления заверенные надлежащим образом копии платёжных поручений или иной документ, свидетельствующий о перечислении в бюджет дохода.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000. Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны