Решение б/н Решение по делу № 08-04-14/16 о нарушении ЗАО «Национальная ... от 19 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/16

 

22 декабря 2014 года                                                                                                                                  г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С.,

главный специалист-эксперт Мороз С.В. (далее - Комиссия),

рассмотрев материалы дела № 08-04-14/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ЗАО «Национальная спутниковая компания» <...> по доверенности № 133/1/нск от 12.11.2014, <...>  по доверенности №133/нск от 12.11.2014;

генерального директора ООО «Спутник Трейд» <...>;

ИП Ладыгина С.Ю.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданина <...> по поводу распространения рекламы: «…С новым оборудованием вы получаете новый спектр возможностей. Триколор ТВ меняет старое на новое, Внимание всего за 3499 рублей вы получаете новый HD приемник… и смарт карту с годовым обслуживанием, пакет HD … Акция «Обмен оборудования» проводится в период с 17.02.2014 по 31.12.2014 года на территории: Центрального, Южного, Северо-Западного… Федеральных округов РФ…. С информацией об организаторах акции, правилах, сроках и территории её проведения можно ознакомиться на сайте http:// tricolor.tv» Организаторы акции «Обмен оборудования» ЗАО Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд» на каналах «Триколор-ТВ»: «Инфоканал», «Русский роман», а также на сайте компании(http:// tricolor.tv), с нарушением рекламного законодательства. Заявитель к обращению в УФАС по Мурманской области приложил распечатанные условия акции, товарный чек от 14.06.2014г и диск с записью рекламных роликов.

По мнению гражданина <...>, он соответствует всем требованиям проводимой акции «Обмен оборудования», поэтому обратился в компанию с целью поучаствовать в акции и обменять свое старое оборудование на новое с доплатой, указанной в рекламной акции по цене 3499 рублей.

Из обращения гражданина следует, что 05.06.2014г на сайте компании «Триколор –ТВ» гражданином  <...> была оформлена заявка на участие в акции «Обмен оборудования».

05.06.2014г в 19:42 на электронную почту абонента <...> пришел ответ от TricolorTV_vail@tricolor.tv, что заявка 791606 на обмен принята, контактный телефон дилера: +79062878835.

06.06. 2014г. абоненту <...> позвонил представитель дилера компании «Триколор ТВ» в городе Кандалакша Мурманской области. И предложил подойти в один из магазинов «Вариант» на обмен старого оборудования на новое, доплатив 5500 рублей.

Гражданин <...> напомнил, что по условиям акции сумма замены оборудования, должна составлять 3499 рублей, но не 5500 рублей.

06.06.2014г. <...> было отказано обменять оборудование по цене 3499 рублей.

10.06.2014г. на электронный адрес от «Триколор-ТВ» пришло письмо с отклонением заявки по причине указанной авторизованным дилером «дорого».

10.06.2014г. гражданин <...> обратился по указанному в электронном письме телефону 8 800-500-01-23, и оформил жалобу на действия дилера. Специалисты «Триколор ТВ» повторно приняли заявку на обмен оборудования(№ 791606 от 11.06.2014г).

12.06.2014 новая заявка компанией «Триколор ТВ» опять отклонена.

Абонент <...> был настойчив, его заявку регистрировали и отклоняли 13.06.2014г с формулировкой: « Монтаж не возможен. По вопросам установки вы можете обратиться по тел. 8 800-500-01-23 ».

Абонент <...> считает, что имеет право по условиям проводимой акции обменять свое старое оборудование на новое по цене 3499 рублей, т.к. в его случае отсутствуют какие либо условия невозможности это сделать, он полностью соответствует всем условиям акции.

Изменения стоимости (3499 рублей) при обмене спутникового оборудования Правилами акции не предусмотрено.

<...> указывает в обращении, что организаторы акции недобросовестными действиями нарушают его права и законные интересы.

Заявитель считает, что ЗАО «Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд» распространило недостоверную рекламу не соответствующую требованиям рекламного законодательства в части стоимости товара.

По мнению <...> реклама компании «Триколор -ТВ» «Обмен оборудования» содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости и цене товара, порядке его оплаты размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт4 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ закона).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

21.10.2014 Определением о возбуждении дела № 08-04-14/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было назначено заседание комиссии на 18 ноября 2014 года и приглашены заинтересованное лицо <...>, и лица, в действиях которых усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства.

18.11.2014 на рассмотрении дела отсутствовал заявитель <...>, присутствовали: представитель ЗАО «Национальная спутниковая компания»- <...> по доверенности, представитель- ООО «Спутник Трейд» - генеральный директор <...>, дилер компании «Триколор ТВ» в г. Кандалакша Мурманской области индивидуальный предприниматель Ладыгин С.Ю.

В ходе рассмотрения дела Комиссия и представители компаний организаторов акции изучили материалы дела, запись рекламного ролика, представленного заявителем <...>

Генеральный директор ООО «Спутник Трейд» представил письменные объяснения и запрашиваемые материалы, а также пояснил позицию компанию по существу дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Спутник Трейд» (далее - ООО «СТ») является соорганизатором акции «Обмен оборудования», проводимой в период с 17.02.2014 по 31.12.2014 на территории Центрального, Южного, Северо-Западного, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского Федеральных округов Российской Федерации.

Указанная акция проводится в соответствии с Соглашением о проведении совместной маркетинговой акции «Обмен оборудования» от 14.02.2014, заключенным между организаторами акции: ООО «СТ» и ЗАО «Национальная спутниковая компания». Согласно указанному Соглашению ООО «СТ» осуществляет прием оборудования, соответствующего условиям акции, и подлежащего обмену, и передает в обмен участнику акции необходимое оборудование. Указанные действия ООО «СТ» вправе осуществлять силами агентов.

В качестве агента ООО «СТ» выступало ООО «Спутниковая Компания», в связи с чем между ООО «Спутниковая Компания» (Принципал) и ООО «СТ» (Агент) заключен агентский договор № СТО/СК-01 от 16.11.2012 г., согласно которому Агент реализует продукцию Принципала, в рамках акции «Обмен оборудования». В соответствии с Дополнительным соглашением № 6 от 16.11.2012 г. к указанному договору Агент реализует оборудование в рамках акции «Обмен оборудования» по обмену Абонентами старого оборудования на новое: новое приобретается Абонентом по цене 3499 руб.

Во исполнение вышеуказанного договора между ООО «Спутниковая Компания» (Принципал) и ИП Ладыгиным СЮ. (Агент) заключен агентский договор № 1/85/0000000020 от 19.05.2014 г. (далее - Агентский договор). Согласно указанному Агентскому договору, Агент принимает на себя обязательство совершать комплекс мероприятий по взаимодействию с Абонентами, которые изъявили желание стать участником акции «Обмен оборудования» по обмену Абонентами старого оборудования на новое: новое приобретается Абонентом по цене 3499 руб., при этом старое приобретается Агентом у Абонента по цене 1 руб., т.е. общая сумма сделки составляет 3500 руб.

В соответствии с определением термина «акционный комплект оборудования» он представляет собой совокупность технических устройств, обеспечивающих абонентам доступ к услугам, оказываемым ЗАО «Национальная спутниковая компания», в состав которого входит:

- цифровой спутниковый приемник 08 83088 или аналогичный, с аналогичными потребительскими свойствами и ценой,

смарт-карта-Обмен Максимум или смарт-карта-Обмен Максимум 5016ц.

В Агентском договоре предусмотрена обязанность дилера доставлять в рамках стандартной доставки акционные комплекты оборудования абонентам - участникам акции.

Под стандартной доставкой в рамках Агентского договора понимается - услуга по доставке акционного комплекта оборудования, которая включает в себя:

доставку акционного комплекта до абонента в пределах 50 километров,

подключение цифрового спутникового приемника к одному телевизору,

регистрацию абонента в качестве абонента «Триколор ТВ» и активацию услуг ЗАО «Национальная спутниковая компания».

В соответствии с п. 1.2.5 Агентского договора Агент передает Абоненту акционный комплект оборудования по акту приема-передачи и производит его настройку.

Согласно п. 2.1.9 Агентского договора Агент обязуется не взимать с Абонента дополнительной оплаты за акционные комплекты оборудования.

В целях соблюдения агентами условий акции «Обмен оборудования» пунктом 1.2.10 Агентского договора предусмотрен порядок отчета Агента перед Принципалом. Так, Агент передает Принципалу необходимые отчетные документы: акт приема-передачи, отчет агента (акт выполненных работ), денежные средства, в размере, предусмотренном п. 1.2.9 и абонентский комплект оборудования в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента установки, но не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней с момента получения акционных комплектов оборудования от Принципала по акту приема-передачи.

Таким образом, в Агентском договоре закреплена обязанность Агента реализовывать акционные комплекты оборудования только по стоимости, указанной в условиях акции, что отражается в акте с потребителем.

За произведенную передачу акционного комплекта оборудования абонентам на территории Российской Федерации Принципал выплачивает вознаграждение Агенту в размере и в порядке, указанном в Договоре.

Вопрос о расходах Агента урегулирован Агентским договором, пунктом 3.1 которого предусмотрено, что все расходы агента, связанные с исполнением им обязательств по Договору, в том числе стоимость расходных материалов, включаются в вознаграждение, причитающееся ему, и отдельно не возмещаются.

В соответствии с агентским договором № 1/85/0000000020 от 19.05.2014 г. и Актом приема-передачи № 219/85/00000381 от 11.06.2014 г. Агент (Дилер) ИП Ладыгин С.Ю. произвел установку Акционного комплекта оборудования <...> по цене 3500 руб. (с учетом зачета стоимости переданного <...> Ладыгину СЮ. старого оборудования 1 руб.). Агент (Дилер) ИП Ладыгин С.Ю. отчитался перед Принципалом за исполнение поручения полностью в соответствии с условиями акции, что подтверждает Акт приема-передачи № 219/85/00000381 от 11.06.2014 г., в котором указана стоимость акционного комплекта -3499 руб. т.е. согласно вышеуказанным документам ИП Ладыгин С.Ю. передал <...> оборудование исключительно по цене, указанной в рекламной акции.

По мнению генерального директора <...>, ООО «СТ», как организатор акции, строго следовало заявленным условиям Акции и предприняло все необходимые меры для соблюдения требований законодательства о рекламе.

<...>  пояснил, что Общество не является заказчиком указанной рекламы, не принимало участи в разработке и согласовании макета рекламы, соответственно не является рекламораспространителем.

ООО «СТ» считает, что действует добросовестно, не нарушает положений ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и в его действиях не содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Представитель ЗАО «Национальная спутниковая компания» - <...> представила запрашиваемые Мурманским УФАС документы и письменные объяснения и высказала в ходе рассмотрения дела позицию Компании по существу дела.

ЗАО «Национальная спутниковая компания» является правообладателем товарного знака обслуживания №393962 «ТРИКОЛОР ТВ». Согласно приложению к свидетельству на товарный знак лицензиатом с правом использовать товарный знак на срок действия неисключительной лицензии является ООО «Спутник Трейд».

ЗАО «Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд» являются организаторами акции «Обмен оборудования», проводимой в период с 17.02.2014 по 31.12.2014 на территории Центрального, Южного, Северо-Западного, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации.

Рекламный видеоролик «Обмен оборудования» транслируется в эфире телеканала «Инфоканал Триколор ТВ», на телеканале «Русский роман», на телеканалах «Страна», «Моя планета», «Россия НD», «Сарафан», «Спорт», «Спорт-1HD», «Русский роман», «Бойцовский клуб», «Русский бестселлер», а также информация об акции «Обмен оборудования» и Правила ее проведения, утвержденные приказом Генерального директора ЗАО «Национальная спутниковая компания» № 17/3 от 31.01.2014, расположены на сайте www.tricolor.tv.

В частности, в видеоролике информация о цене товара представлена в виде точной стоимости товара, а также указано, какие именно услуги и товары включает данная сумма. В видеоролике указано, что, уплатив цену 3499 рублей, потребитель получит один из приемников 08 8306, 08 8307, 08 8308, ОЯ8 8305, 08 В210 и смарт-карту «Смарт-карта-Обмен Максимум-5016ц» или «Смарт-карта-Центр-Обмен Максимум» с возможностью получения услуги «Обмен Максимум» по тарифу «Обмен Максимум», оказываемой ЗАО «Национальная спутниковая компания» (при условии заключения абонентского договора) предоставляющей возможность просмотра пакета «Максимум НБ» в течение 365 дней. Дополнительные услуги «Триколор ТВ» оплачиваются абонентом отдельно.

05.06.2014 абонент <...> на сайте www.tricolor.tv оставил заявку, которая путем автоматического распределения по адресу жительства абонента попала в работу к дилеру Ладыгину С.Ю. в г. Кандалакша Мурманской области, располагающемуся в субъекте жительства абонента.

09.06.2014 абонент <...> обратился с заявкой в службу технической поддержки по телефону 8-800-500-01-23 и сообщил, что дилер нарушает условия акции и предлагает приобрести оборудование, участвующее в акции, по цене 5500 рублей. Абоненту было предложено на сайте www.tricolor.tv оформить жалобу на данного дилера, была повторно заведена заявка, также сообщено, что в течение 3-5 дней с абонентом свяжется другой дилер. Повторный звонок от абонента <...> поступил 14.06.2014. Из содержания данного телефонного разговора (запись прилагается) следует, что абонент <...>, не дожидаясь поступления информации о другом дилере, обменял приемное оборудование у первоначального дилера по цене 5500 рублей с целью в будущем написать жалобу в УФАС по Мурманской области.

Поскольку ЗАО «Национальная спутниковая компания» предоставляет услуги по вещанию (распространению) пакетов телепрограмм (телеканалов), а не по продаже приемного оборудования, то отсутствует необходимость заключения соглашения, устанавливающего правоотношения с дилером в части проведения акции «Обмен оборудования», так как в сферу деятельности ЗАО «Национальная спутниковая компания» входит другой вид услуг - спутниковое телевещание.

Взаимодействие с дилерами происходит через дилерский отдел ЗАО «Национальная спутниковая компания» только лишь по вопросам подключения абонентов и настройке услуг вещания.

Компания считает, что в видеоролике, транслируемом на телеканалах, в эфире телеканала «Инфоканал» и содержащемся на www.tricolor.tv, присутствует достоверная информация об условиях акции, ее организаторах и цене товара.

В Агентском договоре между ООО «Спутниковая компания» и Ладыгиным С.Ю. урегулированы условия взаимодействия в целях соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе и о рекламе.

В ситуации, возникшей между <...> и дилером Ладыгиным С.Ю., ЗАО «Национальная спутниковая компания» усматривает нарушение дилером положений Агентского договора, а не условий акции «Обмен оборудования» и законодательства о рекламе.

В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО «Национальная спутниковая компания» подчеркнула, что дилер является самостоятельным хозяйственным субъектом, который определяет, принимает он участие в той или иной акции. Согласие дилера на участии в акции и подписание агентского договора с ООО «Спутниковая Компания» подтверждает, что дилер согласился со всеми условиями проводимой акции, соответственно должен был следовать всем условиям акции и не превышать указанную в рекламе цену акционного оборудования 3499 рублей.

Представитель ЗАО «Национальная спутниковая компания» сообщила, что дилерский отдел собирается рассмотреть вопрос о снятии с дилера ИП Ладыгина С.Ю. статуса дилера, в связи с жалобой <...> и нарушении условий акции.

Представитель компании подчеркнул, что акция обмена устаревшего приемного оборудования на оборудование с поддержкой НО-формата проводится во многих регионах Российской Федерации. По информации, опубликованной в официальном пресс-релизе «Триколор ТВ» от 08.10.2014 ««Триколор ТВ» подключил 15-миллионного абонента и увеличил АКРШ, за прошедший период участниками программы стали 290 ООО абонентов. У Абонентов не возникло проблем с обменом оборудования и не имелось претензий к организаторам акции, дилерам, занимающимися обменами в рамках акции, по условиям акции.

По мнению ЗАО «Национальная спутниковая компания», Общество действует добросовестно, не нарушает положений ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе». Реклама «Обмен оборудования» не содержит признаков недобросовестной и недостоверной рекламы, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, потребители не вводятся в заблуждение данной рекламой.

Присутствующий в заседании индивидуальный предприниматель Ладыгин С.Ю. пояснил, что решение о принятии участия в акции «Обмен оборудования» принял лишь в мае 2014 года, тогда и подписал агентский договор № 1/85/000000020 с ООО «Спутниковая компания». В личный электронный кабинет дилера Ладыгина С.Ю. с сайта www.tricolor.tv была переадресована заявка с указанием номера телефона абонента <...>

Ладыгин С.Ю. связался с абонентом <...> по телефону, и выяснил, что абонент соответствует всем требованиям проводимой акции «Обмен оборудования» и может по условиям акции получить акционный комплект оборудования взамен старого. Ладыгин С.Ю. объяснил абоненту <...>, что в настоящий момент нет в наличии акционного приемного оборудования и экономически невыгодно ездить из-за одной заявки в достаточно удаленный от места нахождения дилера город, по достижению определенного количества заявок акционное оборудование будет закуплено в г. Мурманске. Ладыгин С.Ю. указывает в письменных объяснениях, что в условиях акции «Обмен оборудования» предусмотрено, что авторизованный дилер «Триколор ТВ» производит дополнительные работы по взаимной договоренности с участником акции. Стоимость работ оговаривается с участником индивидуально. По словам дилера договоренность с <...> была достигнута, ИП Ладыгин С.Ю. обменял приемное оборудование по цене 3499рублей, как указано в условиях акции, а также выполнил дополнительные работы по установке оборудования и регистрации приемника по просьбе абонента, за что и взял дополнительную плату в размере 2000 рублей (товарный чек прилагается). Из письменных объяснений ИП Ладыгина С.Ю. следует, что акт приема-передачи оборудования не составлялся, поскольку абоненту был выдан товарный чек, который является подтверждением договорных отношений по купле- продаже оборудования. В товарном чеке указано 1. Ресивер Триколор Акция Кандалакша 1,00х5500 руб. Всего 01= 5500 руб. Итог=5500руб. док. 000479 14/06/14 12:08 Спасибо за покупку!

Однако, в ходе рассмотрения дела ООО «Спутник Трейд» представило в Мурманское УФАС Отчет агента ИП Ладыгина С.Ю. акт приема-передачи № 219/8500000381 от 11.06.2014 г. Приложение №1 к договору №1/85/000000020 от 19.05.2014.

Согласно указанному Акту, ИП Ладыгин С.Ю.14.06.2014 передал <...> и произвел установку акционного комплекта оборудования в составе: приемник цифровой спутниковый GS-8307B General Satelite Ful HD, смарт карта-Обмен Максимум-5016ц по цене 3500руб., а <...> сдал старый комплект оборудования ИП Ладыгину А.А. стоимостью 1,00 руб. Акт подписан агентом ИП Ладыгиным С.Ю. и абонентом <...>.

Следует отметить, что письменные объяснения ИП Ладыгина С.Ю. отличаются от пояснений, данных в ходе рассмотрения дела.

Из пояснений Ладыгина С.Ю. в ходе рассмотрения следует, что акционные комплекты оборудования, имеющиеся у него в наличии, были уже «отложены» ранее обратившимся участникам акции, и в момент обращения <...>  у него отсутствовал свободный комплект акционного оборудования, за ним необходимо было ехать в г. Мурманск, который значительно удален от г. Кандалакши, в связи с этим Ладыгин С.Ю. предложил <...> приобрести приемное оборудование за 5500 рублей, думая отдать <...> комплект акционного оборудования другого обратившегося абонента, или же подождать некоторое время, необходимое ему для поездки в Мурманск за товаром, и приобрести в последующем за 3499 рублей.

Со слов Ладыгина С.Ю. абонент ждать не захотел и согласился на предложенные им условия, заплатив сумму 5500 рублей, в которую входит стоимость акционного приемного оборудования за 3499 рублей и такие дополнительные работы дилера, как «доставка оборудования из г. Мурманска» за 1001 рублей и «регистрация оборудования» за 1000 рублей, о чем свидетельствует квитанция, представленная дилером Ладыгиным С.Ю.

Таким образом, ИП Ладыгин С.Ю. произвел обмен оборудования по цене 5500 рублей и объяснил в ходе рассмотрения дела, что дополнительная сумма денег взята за доставку комплекта оборудования и его регистрацию.

 

18 ноября 2014 года в ходе рассмотрения дела № 08-04-14/16 Комиссия установила, что для вынесения решения по делу необходимо получить дополнительные материалы.

В соответствии со вторым абзацем пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия определила рассмотрение дела № 08-04-14/16 отложить до 22 декабря 2014г. и запросить дополнительные материалы у ЗАО «Национальная спутниковая компания».

22 декабря 2014г. Комиссия в том же составе в присутствии представителя ЗАО «Национальная спутниковая компания» <...> по доверенности № 133/1/нск от 12.11.2014 и генерального директора ООО «Спутник Трейд» <...> продолжила рассмотрения дела № 08-04-14/16 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Представители ЗАО «Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд» поддержали ранее высказанные позиции и дополнительно высказались.

Представитель ООО «Спутник Трейд» обратил внимание Комиссии на тот факт, что согласно п. 2.1.7 Соглашения о проведении совместной маркетинговой акции «Обмен оборудования» от 14.02.2014 для исполнения обязательств по Соглашению ООО «Спутник Трейд» вправе привлекать третьих лиц, при этом, ООО «Спутник Трейд» несет ответственность за действия третьих лиц.

В данном случае, ООО «Спутник Трейд» несет ответственность за действия своего агента - ООО «Спутниковая компания», однако в связи с тем, что ИП Ладыгин С.Ю. представил акт приема-передачи, отвечающий требованиям условий акции, ООО«Спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд», каждый в отдельности добросовестно полагали о выполнении своих обязательств.

ЗАО «Национальная спутниковая компания» контроль за соблюдением дилерами условий акции проводит посредством предоставления возможности абонентам оставить жалобы, заявки на сайте www.tricolor.tv.

При телефонном разговоре со специалистом технической поддержки 09.06.2014 <...> оставил жалобу на дилера Ладыгина С.Ю., по результатам рассмотрения которой с дилером была проведена беседа по факту соблюдения условий проводимых акций.

В соответствии с п. 5.4 Соглашения о проведении совместной маркетинговой акции организаторы обязуются предоставлять участникам полную и правдивую информацию о правилах проведения акции, размещая ее на сайте www.tricolor.tv в разделе «Правила и тарифы» - «Акции», по телефону горячей линии 8 800 500 01 23.

По мнению организаторов акции «Обмен оборудования», ООО «Спутник Трейд» и ЗАО «Национальная спутниковая компания» выполнили свои обязательства по информированию участников акции надлежащим образом, полная и достоверная информация была доведена до участников вышеперечисленными способами.

ООО «Спутник Трейд» считает, что <...> сознательно вводит Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в заблуждение, а его обвинение относительно распространения ООО «СТ» недостоверной рекламы, не соответствующей законодательству о рекламе в части цены товара, является бездоказательным и вымышленным.

Организаторы акции считают, что рассматриваемый случай должен решаться между <...> и ИП Ладыгиным С.Ю. в претензионном порядке или в порядке гражданского судопроизводства в связи с оплатой потребителем услуг, которые, как он полагает, не были ему оказаны.

Комиссия заслушала объяснения сторон, изучила представленные материалы и пришла к следующему выводу.

Одними из целей Закона о рекламе являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В антимонопольный орган обратился <...>, который посчитал, что ЗАО «Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд» распространило недостоверную рекламу не соответствующую требованиям рекламного законодательства.

<...> был введен рекламой в заблуждение и понес дополнительные расходы, что и послужило обращением в антимонопольный орган за восстановлением своих прав потребителя рекламы.

 

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц; преследует цели информирования о маркетинговой акции: «Обмен оборудования», а также формирует интерес к предложенной акционному комплекту и его цене при обмене старого оборудования на новое «всего за 3499 рублей вы получаете новый HD приемник… и смарт карту с годовым обслуживанием, пакет HD …», реализуемой ЗАО Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд».

Объектами рекламирования являются:

- спутниковое телевидение Триколор ТВ;

- акция по обмену оборудования;

-цена акционного комплекта в период акции «обмен оборудования».

 

Согласно части 1 статьи 5 реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что организаторами акции «Обмен оборудования» являются Закрытое акционерное общество «Национальная спутниковая компания» и общество с ограниченной ответственностью «Спутник Трейд».

ЗАО «Национальная спутниковая компания» (ОГРН1057747513680 от 19.07.2005, ИНН 771701001, 129515, г. Москва, ул. Академика Королева,13, стр.1) осуществляет деятельность телевизионного вещания (Лицензия серии ТВ № 19351 от 30.11.2011).

ООО «Спутник Трейд»(ОГРН 1107847312242 от 22.09.2010, ИНН 7814478840, 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Оптиков, 4, корпус2, лит.А) осуществляет розничную и оптовую торговлю бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой, электронным оборудованием, вкл. Оборудование электросвязи.

Акция «Обмен оборудования» представляет собой комплекс мероприятий, целью которых является популяризация товаров и услуг Организаторов, п.1.2 Соглашения.

Рекламная информация «Обмен оборудования», размещена в сети Интернет на сайте www.tricolor.tv.

Согласно плану-графику рекламный ролик «Обмен оборудования» демонстрировался с 01.06.2014 по 30.06.2014 на телеканалах «Страна», «Моя планета», «Россия НD», «Сарафан», «Спорт», «Спорт-1HD», «Русский роман», «Бойцовский клуб», «Русский бестселлер» каждый час, а также на канале «Инфоканал» «Триколор-ТВ».

По условиям рекламной акции «Обмен оборудования» всем владельцам оборудования, рассчитанного на прием сигнала стандарта MPEG-2, проживающим в зоне вещания спутников Eutelsar 36A и Eutelsar 36B, предоставлена уникальная возможность обменять его на оборудование «Триколор-ТВ Full HD», доплатив всего 3499 рублей!».

В рассматриваемой рекламе рекламодатель не акцентирует внимание потребителя о дополнительных условиях, которые могут влиять на изменение стоимости акционного оборудования, и лишь прочитав на сайте полную информацию об условиях проведения акции, абоненты получают информацию о том, что авторизованный дилер «Триколор ТВ» производит дополнительные работы по взаимной договоренности с участником. Стоимость подобных работ оговаривается с Участником индивидуально.

Потребитель <...>, получив информацию из рекламы убежден, что обменяет свое старое оборудование на новое по цене 3499 рублей.

Однако, сталкивается с недостоверностью рекламы, обратившись к дилеру, выясняется, что обменять свое оборудование он может по цене 5500рублей.

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация, в которой заинтересован рекламодатель: ««Обмен оборудования» доплатив всего 3499 рублей!» изложена в рекламном ролике.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя информация раскрывается лишь на сайте, но не в рекламном ролике, тем самым потребители лишаются возможности получить полную информацию из рекламы.

Отсутствие существенных условий в рекламе, а именно информация, о том, что дополнительные услуги дилера могут изменить конечную стоимость акуионного комплекта оборудования и ввела заявителя в заблуждение, что и послужило обращением в антимонопольный орган для восстановления своих прав, как потребителя рекламной продукции.

Дополнительные условия доставки акционного комплекта оборудования существенны для потребителя, т.к. в конечном итоге сумма его расходов может возрасти.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость рекламируемого товара, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации и на сайте подробностей о рекламируемой акции не заменяет опубликования существенных сведений непосредственно в рекламе, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Потребитель должен быть проинформирован обо всех условиях проводимой акции, чтобы четко ориентироваться и понимать, какие последствия для него будет имееть участие в этой акции.

Включение обществом в текст рекламы адреса сайта и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой акции не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, рекламная информация организаторов акции не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации о изменении цены акционного оборудования при оказании дилером дополнительных услуг определяющих конечную стоимость акционного комплекта оборудования для потребителя и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о стоимости рекламируемого продукта.

 

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной для потребителя информации и умалчивание о иных условиях, которые могут повлиять на цену рекламируемого продукта, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицается организаторами акции, что абонент <...>, проживающий в г. Кандалакша Мурманской области имеет оборудование, которое подлежит обмену на новое по цене 3499 рублей, т.к. оно полностью соответствует всем условиям акции, что не отрицается сторонами в ходе рассмотрения дела.

ЗАО «Национальная компания» зарегистрировала заявку <...> на своем официальном сайте и передала её в работу авторизованному в г. Кандалакша дилеру Ладыгину С.Ю., который меняет акционный комплект оборудования в рамках рекламной акции «Обмен оборудования», но по иной цене, значительно выше заявленной в рекламе, а именно за 5500 рублей, вместо обещанной 3499 рублей.

Дилер ИП Ладыгин С.Ю. подтвердил, что обменял акционный комплект оборудования по цене 5500 рублей, оказав дополнительные услуги:

-доставка комплекта оборудования из г. Мурманска;

-регистрация оборудования.

Согласно условиям акции «Обмен оборудования» все эти услуги уже входят в стоимость 3499 рублей.

В Агентском договоре предусмотрена обязанность дилера доставлять в рамках стандартной доставки акционные комплекты оборудования абонентам - участникам акции.

Под стандартной доставкой в рамках Агентского договора понимается - услуга по доставке акционного комплекта оборудования, которая включает в себя:

доставку акционного комплекта до абонента в пределах 50 километров,

подключение цифрового спутникового приемника к одному телевизору,

регистрацию абонента в качестве абонента «Триколор ТВ» и активацию услуг ЗАО «Национальная спутниковая компания».

В соответствии с п. 1.2.5 Агентского договора Агент передает Абоненту акционный комплект оборудования по акту приема-передачи и производит его настройку.

В соотетствии с п. 2.1.9 Агентского договора агент обязуется не взимать с абонента дополнительной оплаты за акционные комплекты оборудования.

В ходе рассмотрения дела дилер Ладыгин С.Ю. ссылался на то, что он несет дополнительные расходы по доставке оборудования из г. Мурманска и отмечал, что он должен доставлять комплект акционного оборудования до абонента в пределах 50 км, а доставляя комплекты со склада в Мурманске до г. Кандалакша расстояние проделывает путь 250 км в одну сторону.

В данном случае необходимо разграничить понятия доставка оборудования до абонента, и складское пополнение запасов дилера акционным оборудованием, для осуществления деятельности в рамках агентского договора.

Комиссия отмечает, что по условиям Агентского договора дилер осуществляет доставку до абонента <...>, который находится в том же городе Кандалакша Мурманской области, в котором осуществляет деятельность дилер Ладыгин С.Ю., т.е. не несет дополнительные расходы.

Расходы которые несет дилер, доставляя комплекты акционного оборудования со склада в г. Мурманске до места своей деятельности в г. Кандалакша, изначально были заложены в вознаграждение дилеру при реализации акционных комплектов. Дилер, принимая решение об участии в акции «Обмен оборудования» и подписывая агентский договор, должен был заранее просчитать все риски и дополнительные расходы, которые он несет при участии в акции, и не переносить бремя своих расходов на потребителя, тем самым нарушая условие агентского договора, условия акции «Обмен оборудования» по цене, и тем самым вводя в заблуждение потребителя рекламы <...>

Согласие дилера на участии в акции и подписание агентского договора с ООО «Спутниковая Компания» подтверждает, что дилер согласился со всеми условиями проводимой акции, соответственно должен был следовать всем условиям акции и не превышать указанную в рекламе цену акционного оборудования 3499 рублей.

В нарушение условий Агентского договора Ладыгин С.Ю. не имел права взимать с абонентов какие-либо дополнительные денежные средства за доставку акционного комплекта до абонента и регистрацию абонента.

По запросу антимонопольного органа дилер Ладыгин С.Ю. представил заверенную копию акт зачета взаимных требований по соглашению сторон ООО «Спутниковая компания» и ИП Ладыгина С.Ю. от 30 июня 2014 г., в котором отражена оплата, отгрузка, возврат старого оборудования и вознаграждение за период с 19.05.2014 г по 27.06.2014г.

Согласно акту, ИП Ладыгину С.Ю. было отгружено оборудование:

29.05.2014 на сумму 28000,00 руб., 06.06.2014г на сумму 28000,00руб. и 11.06.2014 на сумму 105000,00руб., данный факт подтверждает, что на дату продажи акционного оборудования абоненту <...> 14.06.2014 года, указанную в товарном чеке, в наличии у ИП Ладыгина С.Ю. имелось достаточное количество акционного оборудования. В ходе рассмотрения дела ООО «Спутник Трейд» указало, что данный акт зачета взаимных требований направлен ошибочно ИП Ладыгиным С.Ю. в антимонопольный орган, т.к. акт относится к другому агентскому договору № 040/85/00000385 от 19.05.2014г.

Однако, иного акта зачета взаимных требований к агентскому договору № 1/85/0000000020 от 19.05.2014г, заключенному с дилером Ладыгиным С.Ю. ни организатор акции ООО «Спутник Трейд», дважды присутствовавший в заседании, ни ИП Ладыгин С.Ю. не представили, не представили данные о количестве акционных комплектов оборудования у дилера ИП Ладыгина С.Ю. на дату обмена оборудования абоненту <...> и количества желающих его приобрести по акции.

Вместе с тем, в приложении № 4 к агентскому договору № СТО/СК-01 от 16.11.2012г указан состав отчетности Агента перед Принципалом за отчетный период, соответственно ООО «Спутниковая компания» имела возможность, как проконтролировать деятельность своего дилера, так и документально подтвердить в ходе рассмотрения дела наличие акционных комплектов у дилера Ладыгина С.Ю. на даты обращения <...>

ИП Ладыгин С.Ю. не представил Комиссии документальные подтверждения того, что у него отсутствовали акционные комплекты оборудования на дату обращения абонента <...> и доказательства того, что дилер Ладыгин С.Ю. понес дополнительные расходы, индивидуально доставляя комплект акционного оборудования для <...>

 

Комиссия считает безосновательными объяснения организаторов акции о том, что на дату обращения по участию в акции «Обмен оборудования» абонента <...> 05.06.2014 года и в последствии по 14.06.2014 года дату приобретения <...> акционного оборудования, по цене отличной от заявленной в рекламе, ими были предприняты все меры по предотвращению нарушения условий акции и соответственно рекламного законодательства.

Из обращения <...> следует, что переписка с организатором акции в электронном виде велась с 05.06.2014 года по 14.06.2014 года включительно и абонент неоднократно озвучивал сотрудникам ЗАО «Национальная спутниковая компания» проблему по реализации своего права на получение акционного комплекта оборудования в рамках акции «Обмен оборудования» по цене 3499 рублей, указанной в рекламном ролике.

09.06.2014 <...> оставил на сайте www.tricolor.tv жалобу на дилера Ладыгина С.Ю., в которой сообщал специалистам о том, что дилер предлагает акционный комплект по завышенной цене. Организаторы акции не отрицают, что знали о сложившейся ситуации, но не предприняли должных мер и не проконтролировали своевременно деятельность дилера ИП Ладыгина С.Ю.

Претензия № 2021-114 ЗАО «Национальная спутниковая компания» к дилеру ИП Ладыгину С.Ю. была направлена лишь 11.06.2014., а ответ от дилера получен 07.08.2014г.

В ходе рассмотрения дела один из соорганизаторов акции ООО«Спутник Трейд» заявил, что Общество контролирует дилера на основании отчетов, т.е. актов приема-передачи и в их адрес был представлен отчет дилера Ладыгина С.Ю. о передаче акционного комплекта по цене 3499 рублей абоненту <...>, что соответствовало требованиям акции «Обмен оборудования» и цене указанной в рекламном ролике.

Следует отметить, что абонент <...>  в своем письменном обращении указывает, что имеет только товарный чек на сумму 5500 рублей, в котором прописано единой строкой «Ресивер Триколор Акция Кандалакша 1,0шт. по 5500,00рублей= 5500,00рублей», и не может представить иные документы, т.к. они отсутствуют, хотя дилер должен был составить акт приема-передачи оборудования в присутствии абонента и выдать <...> экземпляр акта.

Более того, в письменных объяснениях направленных в Мурманский УФАС (вх.№ 6680 от 13.10.2014) сам дилер Ладыгин С.Ю. пишет, что акт приме-передачи оборудования не составлялся, поскольку абоненту был выдан товарный чек б/н от 14.06.2014.

Комиссия ставит под сомнение подлинность подписи <...> на представленном акте приема- передачи оборудования, тем более в акте указана стоимость полученного акционного комплекта 3500 рублей, что не соответствует товарному чеку, выданному <...> на сумму 5500 рублей.

Кроме того, дилер Ладыгин С.Ю. не представил документ подтверждающий, что абонент <...> получил от Ладыгина С.Ю. дополнительные услуги на сумму 2000 рублей. Ладыгин С.Ю. в воем письменном ответе на претензию ЗАО «Национальная спутниковая компания» ссылается на квитанцию (договор), однако не прикладывает её копию ни к ответу организатору акции, не представляет в антимонопольный орган.

Из вышеизложенного следует, что отсутствуют доказательства того, что <...> были оказаны дополнительные услуги по установке и доставке акционного оборудования, соответственно абонент <...> должен был получить услугу в соответствии с условиями, изложенными в рекламном ролике, т.е. по цене 3499 рублей.

Фактически <...> акционное оборудование обменяли по цене 5500 рублей, что не соответствует рекламе организаторов акции ЗАО «Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник трейд».

 

Таким образом, информация, размещённая в рекламном ролике 03.06.2014 на каналах «Триколор-ТВ»: «Инфоканал», «Русский роман» и на телеканалах «Страна», «Моя планета», «Россия НD», «Сарафан», «Спорт», «Спорт-1HD», «Бойцовский клуб», «Русский бестселлер»: «…С новым оборудованием вы получаете новый спектр возможностей. Внимание Триколор ТВ меняет старое на новое, всего за 3499 рублей вы получаете новый HD приемник… и смарт карту с годовым обслуживанием, пакет HD … Акция «Обмен оборудования» проводится в период с 17.02.2014 по 31.12.2014 года на территории: Центрального, Южного, Северо-Западного… Федеральных округов РФ…. С информацией об организаторах акции, правилах, сроках и территории её проведения можно ознакомиться на сайте http:// tricolor.tv» Организаторы акции «Обмен оборудования» ЗАО Национальная спутниковая компания» и ООО «Спутник Трейд», не соответствует действительности, о стоимости товара и в отсутствии существенной информации о дополнительных услугах вводит потребителей в заблуждение.

Комиссия признает рекламу «Обмен оборудования» ЗАО «Национальная спутниковая компания», размещенную 03.06.2014в средствах массовой информации в виде рекламного ролика недостоверной и ненадлежащей, нарушающей пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 

 

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе - несет рекламодатель.

 

Согласно договору № НС 13-984 от 07.11.2013г закрытое акционерное общество «Национальная спутниковая компания» согласовала текст рекламы и оплатила изготовление рекламного ролика «Обмен оборудования».

Рекламодателями являются: ЗАО «Национальная спутниковая компания» (ОГРН 1057747513680, ИНН 7733547365, 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д.13, стр.1 стр.1, Почтовый адрес:129515, г. Москва, а/я 39).

 

Рекламодатель инициирует изготовление и размещение рекламы, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и выстроить свои взаимоотношения с партнёрами, агентами и дилерами таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

ЗАО «Национальная спутниковая компания» не представило в материалы дела пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать, рекламу «Обмен оборудования», распространенную в рекламных ролика в на каналах «Триколор-ТВ»: «Инфоканал», «Русский роман» и на телеканалах «Страна», «Моя планета», «Россия НD», «Сарафан», «Спорт», «Спорт-1HD», «Бойцовский клуб», «Русский бестселлер» недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 части 7 статьи 5 и Закона о рекламе.

2.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Национальная спутниковая компания».

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.01.2015 года.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны