Решение б/н Решение и предписания по делу № 08-04-15/12 о нарушении рекл... от 6 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-15/12

 

27.05. 2015 года

г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

Председатель комиссии - заместитель руководителя – Попова Ирина Николаевна;

Члены комиссии: главный специалист-эксперт – Мороз Светлана Валерьевна, ведущий специалист-эксперт – Мареха Дмитрий Александрович

рассмотрев дело № 08-04-15/13 от 14.05.2015 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: редактора журнала «Полуостров» индивидуального предпринимателя Анацко Дарьи Викторовны, доверенного лица индивидуального предпринимателя Каширской Елены Сергеевны <...> по доверенности № 51АА 0427695 от 14.04.2014

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях Мурманской области, был выявлен факт размещением в журнале «Полуостров», № 1 февраль 2015 года на стр.11 рекламы: «Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт…», с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

В рекламе присутствует фраза «…турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт…», при этом не указаны наименования организаций оказывающих услуги по кредитованию и страхованию лиц.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Частью 7 статьи 5 Закона предусмотрено, что недобросовестная, недостоверная реклама не допускается, как не допускается и реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).

В ходе рассмотрения дела ИП Анацко Д.В. пояснила, что журнал «Полуостров» периодическое печатное издание, выходящее в Мурманске с 2015г, тиражом 999 экземпляров, не зарегистрированное в качестве СМИ в соответствии со статьями 8,12,17 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Журнал «Полуостров» это суверенный проект издательства «Белый кит»(коммерческое обозначение ИП Анацко Д.В.), существующий за счет самофинансирования. В ходе подготовки выхода первого номера журнала в свет редакция журнала и ответственные лица не смогли соотнести статью 28 Закона о рекламе (реклама финансовых услуг) с конкретным материалом о туристических услугах, предлагаемых рекламодателем, вследствие чего произошел неумышленный факт нарушения рекламного законодательства. Редактор журнала ИП Анацко Д.В. признает полностью вину и обязуется принять меры по устранению правонарушения.

Представитель индивидуального предпринимателя Каширской Е.С. пояснил, что агентство путешествий «Тур-кафе» приняло предложение редакции «Белый Кит» по размещению рекламы на партнерских условиях, в целях продвижения своих услуг» и улучшения материального положения организации в условиях экономического кризиса. ИП Каширская Е.С. самостоятельно не предоставляет рассрочку и кредитования своих клиентов. Со слов представителя, ИП Каширская Е.С. заключила договора с банком и страховыми компаниями на оказание услуг кредитования и страхования своих клиентов, приобретающих туристические туры. В настоящее время предприниматель не может представить договора, заключенные со страховыми компаниями, т.к. они переоформляются.

ИП Каширская Е.С. в письменных объяснениях признает, что нарушила рекламное законодательство, и акцентирует внимание антимонопольного органа на то, что правонарушение совершила по незнанию рекламного законодательства, без злого умысла и при размещении рекламы в дальнейшем учтет допущенные ошибки.

Комиссия изучила представленные материалы, письменные пояснения сторон, рекламу: «Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт…» и заслушала позицию присутствующих сторон.

Реклама, размещенная в журнале «Полуостров», № 1 февраль 2015 года на стр.11 содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к агентству путешествий Тур-Кафе и его услугам, в том числе реклама предлагает приобрести турпутевки в кредит и рассрочку.

Объектами рекламирования являются:

- агентство путешествий Тур-Кафе;

- услуги агентства путешествий Тур-Кафе;

-финансовая услуга - "кредит", предоставляемая в связи с приобретением туристической путевки.

Материалы дела содержат выписки из ЕГРИП Каширской Елены Сергеевны, которая осуществляет туристическую деятельность агентств и Анацко Дарьи Викторовны, осуществляющей деятельность по изданию журналов и периодических публикаций.

Согласно материалам дела, ИП Анацко Д.В.(исполнитель) и ИП Каширская Е.С. (заказчик) заключили договор № 20 от 22.12.2014г в соответствии с которым, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на оказание рекламно-информационных услуг, по размещению в рекламно-информационном издании «Полуостров», информации необходимой заказчику.

Пунктом 2.1.1. исполнитель обязуется разместить макет рекламы в соответствии с требованиями Технического задания (приложение№1 к настоящему договору).

Пунктом 2.3.2 заказчик обязуется подписать макет в печать до 12.01.2014г.

Из Приложения №1 к договору (Техническое задание на размещение информационного модуля) следует, что стороны согласовали размер полосы, формат и содержание допечатного цикла работ в журнале Полуостров № 1(февраль 2015) .

Кроме того, сторонами представлен согласованный макет рекламы, который и был размещен в журнале «Полуостров» в февральском номере 1 на странице 11.

Акт №20 от 01.02.2015г на выполнение работ-услуг подтверждает, что рекламно-информационное обслуживание по договору № 20 от 22.12.2014г выполнено в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством, без претензий сторон. Акт подписан сторонами и скреплен печатями организаций.

Текст рекламы свидетельствует о распространении ИП Анацко Д.В. и ИП Каширской Е.С. помимо рекламы услуг организации, реализующей туристические путевки, так и рекламу финансовых услуг - "кредита", и страхования предоставляемого в связи с покупкой туристических путевок.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Материалы дела свидетельствую, что в рекламе «Тур-Кафе», отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Поскольку в вышеупомянутой рекламе содержится указание на предоставление рекламируемой услуги "кредит", то такая информация воспринимается потребителями, как предложение получения именно банковской услуги, что подтверждается представленными договорами.

По запросу Мурманского УФАС» представлена копия договора № АП51010394 о сотрудничестве между ОАО «Альфа Банк» и ИП «Каширская Е.С.». Договор устанавливает порядок взаимодействия Сторон при обслуживании клиентов приобретающих в торговой точке ИП Каширской Е.С. товар(туристические путевки) с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту Банком, а также порядок передачи в Банк документов клиентов, оформленных при предоставлении Кредита.

Таким образом, ИП Каширская Е.С. самостоятельно не оказывает услуги кредитования, указанный в рекламе «кредит» покупателем туристических путевок в агентстве путешествий «Тур-Кафе» предоставляет ОАО «Альфа Банк».

В данном случае в тексте рекламы отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется индивидуальным предпринимателем в форме отсрочки платежа, а не банком. Следовательно, реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" закреплено, что кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Частью 7 статьи 5 Закона предусмотрено, что недобросовестная, недостоверная реклама не допускается, как не допускается и реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из системного анализа положений указанного Закона следует, что требование части 1 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Как следует из пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

В нарушение нормы Закона о рекламе в рекламе:«Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт»…» отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего услуги кредитования и страхования (для юридического лица – наименование).

Требование законодательства об указании в рекламе наименования или имя лица при рекламировании банковских, страховых и иных финансовых услуг служат целям идентификации юридических лиц, и является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Комиссия пришла к выводу, что отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания "приобретение турпутевок в кредит", «страхование выезжающих за границу» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления о фактическом представителе этих услуг, об условиях приобретения услуг; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов Общества в заблуждение.

С учетом изложенного, оценив в совокупности доводы ИП Анацко Д.В. и ИП Каширской Е.С., Комиссия признала ненадлежащей рекламу: «Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт»…», размещенную в журнале «Полуостров» №1 (февраль) на странице 11, не отвечающую требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя, нарушение части 7 статьи 5 возложена на рекламодателя.

Из договора №20 на рекламно-информационное обслуживание от 22.12.2014г. рекламораспространителем является- индивидуальный предприниматель Анацко Дарья Викторовна( ИНН 519052563554, ОГРНИП 314519020600039, 183052, г. Мурманск, пр-т, Кольский,173-53), рекламодателем - индивидуальный предприниматель Каширская Елена Сергеевна (ИНН 519051772876,ОГРНИП 314519006300092 юр. адрес:183038, г. Мурманск, ул. Пушкинская,12-18, фактический адрес: г. Мурманск, ул. Воровского, 15-33).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: ««Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт»…» размещенную в журнале «Полуостров» №1 (февраль) на страницах-11, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 стать5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание индивидуальному предпринимателю Анацко Д.В. и индивидуальному предпринимателю Каширской Е.С. о прекращении распространения рекламы с нарушением требований части 1 статьи 28 и части 7 стать 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2015 года.

В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-15/12

27.05.2015года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

Председатель комиссии - заместитель руководителя – Попова Ирина Николаевна;

Члены комиссии: главный специалист-эксперт – Мороз Светлана Валерьевна, ведущий специалист-эксперт – Мареха Дмитрий Александрович

на основании своего решения от 27.05.2015 по делу № 08-04-15/12 о признании рекламы: ««Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт»…»в журнале «Полуостров» №1 (февраль) на страницах-11, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 стать 5 Федерального Закон « О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – индивидуальному предпринимателю Каширской Елене Сергеевне (ИНН 519051772876,ОГРНИП 314519006300092 юр. адрес:183038, г. Мурманск, ул. Пушкинская,12-18, фактический адрес: г. Мурманск, ул. Воровского, 15-33) прекратить нарушение части 1 статьи 28 и части 7 стать 5Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ., и при размещении рекламы указывать наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, не умалчивать о существенной информации при рекламировании товаров и услуг, об условиях их приобретения или использования.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 17 июня 2015 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-15/06

 

27.05.2015года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

Председатель комиссии - заместитель руководителя – Попова Ирина Николаевна;

Члены комиссии: главный специалист-эксперт – Мороз Светлана Валерьевна, ведущий специалист-эксперт – Мареха Дмитрий Александрович

на основании своего решения от 27.05.2015 по делу № 08-04-15/12 о признании рекламы: ««Агентство путешествий Тур-Кафе. Отдых под ключ! Все сделаем как для себя!... В нашем агентстве возможно приобретение турпутевки в кредит и предоставление рассрочки. Страхование выезжающих за границу и оформление «зеленых карт»…»в журнале «Полуостров» №1 (февраль) на страницах-11, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального Закон « О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламораспространителю – индивидуальному предпринимателю Анацко Дарье Викторовне( ИНН 519052563554, ОГРНИП 314519020600039, 183052, г. Мурманск, пр-т, Кольский,173-53) прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ., и при размещении рекламы указывать наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 17 июня 2015 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны