Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-15/15/1 по признакам ... от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-15/15

по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

30 июля 2015 года

г. Мурманск

Временно исполняющая обязанность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в ходе мониторинга наружной рекламы 26.02.2015 года выявила рекламу: «Лето Банк…0% по «Лето карте». Сколько взял столько и отдал»», распространявшуюся в г. Мурманске на бортах троллейбуса № 138, с признаками нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

В соответствии со статьей 5 данного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При этом к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг (пункт 6 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Из статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" следует, что к банковским операциям относится размещение привлеченных денежных средств в виде кредитов.

Из пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

По запросу антимонопольного органа представлены фото троллейбуса с указанной рекламой, заявка на размещение рекламы, договоры на размещение рекламы, полный текст рекламы.

Троллейбус №138 маршрута №6 зафиксирован на фото, как во время движения, так и на остановочном комплексе. На бортах троллейбуса с четырех сторон нанесена реклама «Лето Банк», передний и задний борт содержат логотип «Лето Банк», номер телефона, и номер сайта банка. Правый и левый борта транспортного средства содержат рекламу, выполненную большим шрифтом на ярком фоне следующего содержания: «0% по «Лето карте» Сколько взял-столько и отдал. Лето Банк. 8 8005500770 letobank.ru» и текст, объёмного содержания, выполненный частым, мелким черным шрифтом, который невозможно прочесть.

Полный текст рекламы, размещенной на правом и левом борту транспортного средства, крупно: «0% по «Лето карте» Сколько взял столько и отдал. Лето Банк. 8 8005500770 letobank.ru»,

мелким шрифтом: «Действительно для продукта «Лето-карта» при условии безналичной оплаты товаров/услуг по карте и полном погашении в дату платежа задолженности, образовавшейся за предшествующий расчетный период, в котором были совершены такие операции. Беспроцентный период равен 24 месяца с даты совершения операции по карте. Процентная ставка по кредиту равна ставке рефинансирования Банка России на дату заключения кредитного договора. Срок договора 30 лет, минимальный ежемесячный платеж 10% от кредитного лимита. Кредитный лимит от 5000 до 15000 рублей. Комиссия за оформления карты 300 рублей, при оформлении карты на стойках продаж Банка до 31.12.2014г не взимается. Комиссия за каждую операцию снятия наличных- 300 рублей. Комиссия за проведение каждой иной расходной операции (за исключением оплаты товаров/услуг)-3.3%, минимум 300 рублей. Ежемесячная комиссия за обслуживание карты 300 рублей, не взимается при отсутствии на дату платежа задолженности, образовавшейся за предшествующие расчетные периоды. Комиссия за перевыпуск карты по истечении срока действия (срок действия карты 3 года)-100 рублей. ОАО «Лето Банк». Лицензия ЦБ РФ № 650. Условия действительны на 15.12.2014г.»

Из текста рекламы, выполненного крупным шрифтом следует, что ОАО «Лето Банк» (лицензия ЦБ РФ № 650) предоставляет кредиты по «Лето карте» в размере процентной ставки 0%», с целью привлечь покупателя и воспользоваться услугой кредитования по «лето карте».

Мелким шрифтом описаны условия кредитования по указанной карте, которые значимы для потребителя рекламы, но не читаемы, т.к. текст достаточно объемный, содержит много информации, выполнен мелким шрифтом, транспортное средство находится в движении, что не позволяет в полном объеме прочесть и осознать информацию, промежутки времени на которые транспортное средство останавливается очень короткие, что не позволяет потребителям рекламы в полном объеме прочесть условия кредитования по «Лето карте».

Из рекламы, выполненной мелким шрифтом следует, что «Процентная ставка по кредиту равна ставке рефинансирования Банка России на дату заключения кредитного договора, а беспроцентный период равен 24 месяца с даты совершения операции по карте».

Таким образом, потребитель рекламы вводится в заблуждение такой рекламой, т.к. видит только привлекательную рекламную фразу: «0% по лето карте. Сколько взял столько и отдал», а полные условия услуги кредитования по «лето карте» не доступны для потребителя из-за способа их выполнения в этой же рекламе.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий предоставления кредита по «лето карте» с процентной ставкой 0%, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически, в рекламе отсутствовали.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

В нарушение нормы Закона о рекламе в визуальном восприятии рекламы отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рекламная информация: О кредитном продукте ОАО «Лето Банк» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки 0% по кредитной карте «Лето карта», а также условий определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

Согласно заявке ИП Горянников И.В. в период с 01.02.15 по 31.03.2015 запросил размещение наружной рекламы на трех транспортных средствах (троллейбусах), с использованием четырех бортов. Из договора № 8/Р возмездного оказания услуг от 30.12.2013 года следует, что ОАО «Электротранспорт» города Мурманска предоставляет заказчику ИП Горянникову, в соответствии с его заявкой право разместить рекламную информацию на бортах троллейбусов и обеспечить её прокат в течение согласованного срока.

ИП Горянников И.В. представил копию договора на предоставление рекламных услуг № 007 от 26.01.2015г, согласно которому ИП Горянников И.В.(исполнитель) обязуется совершать по поручению ООО «Рекламная компания «Идея»(заказчик) юридические и иные действия, связанные с проведением рекламной компании клиента посредством распространения его рекламы на городском пассажирском наземном транспорте. Из приложения №1 к договору № 007 от 26.01.2015 г. следует, что ИП Горянников И.В. по заказу ООО «Рекламная компания «Идея» обязуется выполнить работы по монтажу рекламно- информационных материалов и обеспечить прокат рекламного изображения заказчика (проект «ЛетоБанк») на бортах троллейбусов маршрута 3,4,6,10 в количестве 3 транспортных средств в течении 2 месяцев с момента монтажа рекламных материалов.

Пунктом 2.1.1. договора № 007 определено, что ООО «Рекламная компания «Идея» предоставляет исполнителю в электронном виде и на бумажном носителе эскиз размещения рекламного изображения на транспортном средстве, а также иную информацию.

Согласно Акту ввода транспортного средства в эксплуатацию от 02.02.2015 работы по нанесению рекламных материалов бренда «Лето Банк», согласно приложению к договору № 007 от 26.01.2015г, выполнены в полном объеме, стороны не имеют претензий друг к другу. Датой начала демонстрации размещенных материалов заказчика считать момент ввода машин в эксплуатацию, срок проката 2 месяца. Акт скреплен подписями и печатями сторон.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5,части 3 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Объект рекламирования и содержание рекламы определило ООО «Рекламная компания «Идея».

Рекламодателем является общество с ограниченной ответственностью Рекламная компания «Идея» (ИНН 5190153499, КПП 519001001, ОГРН 1065190095651 инд. 183038, г. Мурманск, ул. Марата, д.1).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-15/15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующим в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ограниченной ответственностью Рекламная компания «Идея» (ИНН 5190153499, КПП 519001001, ОГРН 1065190095651 инд. 183038, г. Мурманск, ул. Марата, д.1).

Назначить дело к рассмотрению на 12 августа 2015 года в 10.00, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

ООО Рекламная компания «Идея» представить к рассмотрению:

-копию свидетельства ОГРН ООО Рекламная компания «Идея»;

-копию ЕГРЮЛ ООО Рекламная компания «Идея»;

-копию Устава ООО Рекламная компания «Идея»;

-письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства,

Явка лица (законного представителя), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны