Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04/15-15 о нарушении рекл... от 30 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 08-04/15-15 о нарушении
рекламного законодательства
14.07.2015 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе: председателя комиссии: Попова Ирина Николаевна - заместителя руководителя; членов комиссии: Коптева А.С. – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Марехи Д.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
при участии заявителя - <...>; директора общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр Гларус», ИНН 5190136415 (далее – ООО «МЦ Гларус») <...>; и.о. директора общества с ограниченной ответственностью «Виктория-М», ИНН 5190168382 (далее – ООО «Виктория-М») <...>,
рассмотрев материалы дела о нарушении рекламного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление) поступило обращение <...> по вопросу ненадлежащей рекламы ООО «Медицинский центр Гларус».
Заявитель указал, что на световом табло, расположенном при входе на территорию «Медицинского центра «Гларус»» содержатся недостоверные сведения следующего содержания «МЦ Гларус. Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения».
Просил по данному факту провести проверку, применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В ходе рассмотрения обращения были запрошены договоры на распространение спорной рекламы; копии всех лицензий на осуществление медицинской деятельности; документы, подтверждающие достоверность рекламы; список всех осуществляемых лабораторных исследований биологического материала человека (пациентов, населения) на базе «МЦ Гларус» с указанием срока их выполнения и иной, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела информации.
Комиссия Мурманского УФАС, исследовав доводы Заявителя, выслушав пояснения и возражения представителя сторон, проанализировав представленные документы и сведения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Установлено, что спорная реклама размещена на световом табло (рекламная конструкция), размещённом на пристройке справа от входа в МЦ «Гларус» со стороны ул. Комсомольской, рядом с домом №13 по ул. Комсомольская. На световом табло размещена следующая информация «Мединский центр «Гларус». Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения. 45-31-03, 45-68-06».
Указанная реклама зафиксирована заявителем на фотоноситель, фотоснимок направлен в Управление вместе с письмом от 22.06.2015 г.
Достоверность информации также подтвердилась при осмотре официального сайта http://glarus51.ru/. (Главная » Медицинский центр » Клинико-диагностическая лаборатория » Фотогаллерея).
Также на странице http://glarus51.ru/med-center/med-center-laboratory.html размещена рекламная информация следующего содержания:
«Важные преимущества лаборатории Медицинского Центра «ГЛАРУС»:
используется высококачественная аппаратура швейцарской фирмы «Roche Diagnostics», что является общепризнанным гарантом точности и достоверности исследований,
результаты всех анализов готовы в день обращения».
Также зафиксировано, что на корпусе «МЦ Гларус» со стороны ул. Шмидта, напротив торца здания №47 по улице Шмидта размещены шесть рекламных конструкций. На одной размещён логотип медицинского центра Гларус (парящая над морем птица на жёлтом фоне, окаймлённое латинской буквой G светло-голубого цвета) «медицинский центр тел. 455-455, 477-493, 45-31-03, 45-68-06». На рекламной конструкции, расположенной ниже, содержится следующая информация: «Анализы. Всегда быстро ( в течении дня). срочно (в течении часа)».
Указанная реклама доступна для неопределённого круга лиц, расположена в людном месте рядом с остановкой, аптекой, школой, административным зданием и подземным переходом.
Установлено, что реклама не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, представленный прейскурант цен на медицинские услуги ООО «Виктория-М» с 01 марта 2015 года (утверждённый 30 января 2015 директором ООО «Виктория-М»), договоры о предоставлении лабораторных исследований от 01.11.2011 года №1/11-2011, №3/11-2011 (приложение №1) содержат информацию о том, что по многим видам исследований срок оказания услуги превышает 1 день.
Например, исследования иммуноглобулина D,G,A,M составляют 5-10 дней; определение специфических аллергенов – 3 дня; днк-диагностика – 5-6 дней; серологические исследования 2-3 дня и так далее.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе). Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата, знаков соответствия, и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Требование статьи носит общий характер и должно соблюдаться независимо от специфических, особенных свойств, присущих рекламируемому товару. Достоверность таких характеристик оценивается исходя из конкретных данных и обстоятельств, принимая во внимание в полном объёме рекламный текст и изображения для определения смысла и содержания рекламы.
Так, реклама «МЦ Гларус», содержащая формулировку «Результаты анализов готовы в день обращения» воспринимается потребителями рекламы без какой-либо неопределённости в понимании.
Потребители услуги при восприятии рекламы представляют возможность сдать все необходимые им анализы за 1 день, сэкономить время и силы, что может служить главной мыслью рекламы и конкурентным преимуществом при осуществлении клинико-диагностической деятельности. В рекламе речь идёт о быстроте исполнения, то есть результаты анализов будут предоставлены пациенту в тот же день, что может повлиять на выбор МЦ «Гларус» в качестве исполнителя услуги.
Реклама «МЦ Гларус» в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых услуг посредством злоупотребления доверия физических лиц или в связи с недостатком у них опыта, знаний. В связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемых услугах, а именно достоверной информации о сроках исследований, искажается смысл рекламы, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из пояснений ответчиков «Медицинский центр Гларус» - является коммерческим обозначением для группы компаний, в состав которых входят ООО «Медицинский центр Гларус», ООО «Виктория-М», ООО «ЦМО Гларус», ИП Быкова С.В.
Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие (бизнес) путём нанесения этого обозначения на вывесках, на выпускаемых товарах, использования его в объявлениях и рекламе.
ООО «Виктория-М», осуществляя деятельность под коммерческим обозначением «МЦ Гларус», разместило спорную рекламу на рекламных конструкциях, а также на интернет сайте http://glarus51.ru/.
ООО «Виктория-М» осуществляет лабораторные исследования на основании лицензии №ЛО-51-01-001023 от 08 октября 203 года.
Часть лабораторных исследований проводится самостоятельно, часть ООО «Клиника новых медицинских технологий АрхиМед» на основании договора о предоставлении услуг по лабораторным исследованиям №3/11-2011 от 01 ноября 2011 года.
ООО «Медицинский центр Гларус» к размещению и распространению рекламы клинико-диагностической лаборатории отношения не имеет. Все юридически значимые действия относительно спорной рекламы были совершены рекламодателем, рекламораспространителем - ООО «Виктория-М».
Указанную информацию подтвердили директор ООО «Медицинский центр Гларус» Подколзин А.Н. и и.о. директора ООО «Виктория-М» Павленко М.Л.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу: «Мединский центр «Гларус». Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения», размещённой корпусах «МЦ Гларус» (ул. Комсомольская, д. 15, г. Мурманск, 183038), на сайте http://glarus51.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ООО «Виктория-М» (ИНН 5190168382) о прекращении распространения рекламы с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
3.Рассмотрение дела в отношении ООО «Медицинский центр Гларус» (ИНН 5190136415) прекратить.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объёме 28 июля 2015 года.
В соответствии со статьёй 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу
№ 08-04/15-15
14.07.2015 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе: председателя комиссии: Попова Ирина Николаевна - заместителя руководителя; членов комиссии: Коптева А.С. – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Марехи Д.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения по делу № 08-04/15-15 о признании рекламы: «Мединский центр «Гларус». Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения», размещённой корпусах «МЦ Гларус» (ул. Комсомольская, д. 15, г. Мурманск, 183038), на сайте http://glarus51.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Рекламодателю, рекламораспространителю – обществу с ограниченной ответственностью «Виктория-М» (ИНН 5190168382) прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи Закона о рекламе. При размещении рекламы указывать существенную информацию о рекламируемом товаре, а также сведения о любых характеристиках товара, соответствующие действительности, в том числе о сроках оказания рекламируемой услуги.
2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 10 августа 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации