Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-15/21 по признакам на... от 14 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 08-04-15/21
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
14 августа 2015 года
г. Мурманск
Временно исполняющая обязанность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате мониторинга рекламы, распространяемой в сети интернет, был выявлен факт распространения на сайте http://www.b-port.com рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе): «Норд- Медиа это возможность для вашей компании донести информацию о своих товарах или услугах при помощи телеканала «РОССИЯ-24»Мы организуем размещение вашего рекламного ролика на канале «Россия-24. Реклама на канале РОССИЯ-24 выбор профессионалов с максимальным охватом. «Россия 24» располагает высококачественной аудиторией. Телеканал смотрят руководители высшего и среднего звена, ЛПР, бизнесмены региона, органы государственной и муниципальной власти. Канал имеет несколько проектов, рассчитанных на людей, которых волнует ситуация как в стране, так и на планете в целом. Реклама на канале Россия 24 должна размещаться с учетом следующих характеристик аудитории….Это новый канал, расчитанный на мужчин(58%), возраст аудитории 25+ Ядро аудитрии 40-54(30%) Телеканал имеет уверенный прием во всех кабельных сетях города Мурманска и в основных сетях в Мурманской области… По вопросам размещения (8152 42-03-24 или +79600250001)».
Под рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 5 данного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации
Размещённая ООО «Норд Медиа» информация является рекламой, т.к. содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к ООО «Норд медиа» и телеканалу «Россия 24»; преследует строго заданные цели информирования: об услуге ООО «Норд -Медиа» по размещению рекламы на канале «Россия-24», в том числе для привлечения рекламодателей приводится информация о возрасте, профессиональном и половом составе аудитории телеканала «Россия 24», используется побудительная фраза: «Реклама на канале «Россия 24» выбор профессионалов с максимальным охватом».
Объектами рекламирования являются:
- ООО «Норд -Медиа»;
- телеканал «Россия 24»;
- услуга по размещению рекламы.
В рекламе ООО «Норд-Медиа» используются сравнительные характеристики объекта рекламирования (услуги по размещению рекламы) с аналогичной услугой иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в городе Мурманске, путем употребления фраз «максимальный охват», «высококачественная аудитория».
В таком случае реклама должна производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. В данном случае такой критерий и подтверждения отсутствуют.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
По запросу Мурманского УФАС ООО «Норд-Медиа», ООО «Информационное агентство «Би Порт», ООО «Старт Маркетинг-центр» и ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП МЕДИА» представили материалы.
ЗАО «Видео Интернешнл Тренд» подтверждает, что предоставило ООО «Норд-Медиа» права на реализацию заказчикам оказываемых ФГУП «ВГТРК» в период с 01 января по 31 декабря 2015 года услуг по размещению региональной рекламы, в том числе спонсорской рекламы, на телеканале «Российский информационный канал «Россия-24»(«Россия-24») путем распространения по кабелю в пределах территории г. Мурманска.
Размещение региональной рекламы на телеканале «Россия 24» предоставлено в соответствии с графиком 2015г.
Согласно договору оказания информационно-рекламных услуг №НМ-01082014 от 01.08.2014 ООО «Норд-Медиа» (Заказчик) поручил ООО «Информационное агентство «Би Порт» (Исполнитель) подготовить и разместить информационно-рекламные материалы на сайте http://www.b-port.com.
По информации ООО «Норд-Медиа» статистические данные для создания рекламы, размещенной в сети интернет на сайте http://www.b-port.com 24 и 25 марта 2015 года были взяты из открытого источника в сети интернет http://www.startmarketing.ru/media/tv/channel/rossiya24 и были переработаны в круговые диаграммы для наглядного представления потребителям, при этом договорные отношения с компанией «Старт Маркетинг» отсутствуют. Данные о возрастном социальном статусе аудитории телеканала были представлены после анализа данных из двух открытых источников компании «Старт Маркетинг» и официального сайта «РТР-Медиа» http://www.//rtr-mediatv.ru .
Из письменных пояснений ООО «Старт Маркетинг-Центр» следует, что первоисточником медиа-исследований канала «Россия-24», размещенных на сайте http://www.startmarketing.ru/media/tv/channel/rossiya24 является компания TNS (ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа»). ООО «Старт Маркетинг-Центр» не является подписчиком TNS.
На сайте ООО «Старт Маркетинг-Центр» были использованы фрагменты медиа-исследований TNS, размещенных в открытом доступе.
Информация, размещенная на сайте ООО «Старт Маркетинг-Центр» на момент запроса Мурманского УФАС России не сопровождалась отметкой об авторском праве и просьбой к третьим лицам при копировании давать ссылку на источник. По предположению Общества полное или частичное копирование материалов с сайта ООО «Старт Маркетинг-Центр» могло быть осуществлено без уведомления владельца сайта и без указания источника, в том числе и ООО «Норд Медиа».
В свою очередь ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа» письменно поясняет следующее.
ООО «Старт Маркетинг-Центр» и ООО «Норд-Медиа» не являются официальными подписчиками ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа», ни одна из указанных организаций не заказывала у компании специализированное медиа-исследование канала «Россия24».
Данные по телеканалу «Россия 24» предоставляются в рамках основного проекта Компании по измерению телевизионной аудитории «TV Index», которые являются собственностью ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа» и могут быть приобретены любым клиентом Компании.
В рамках проекта«TV Index» Компания проводит исследование аудитории всех национальных и сетевых каналов по России в целом, а также в 29-ти саморепрезентирующихся городах в отдельности, включая Москву и Санкт-Петенрбург.
Следует отметить, что любая организация имеет право использовать открытые данные исследовательских проектов Компании, размещенных на сайте ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа» http://www.tns-global.ru в открытой части при условии предварительного согласования цели использования данных и соблюдения условий публикации:
-ссылка на источник данных ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа»,
-название исследований;
-период исследований, за которые публикуются данные,
-исследуемая часть суток,
-регион исследования,
-исследуемая аудитория,
-определение основных показателей.
По мнению ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа», в связи с отсутствием обязательных условий публикации данных, невозможно оценить степень достоверности данных на сайте ООО «Старт Маркетинг» http://www.startmarketing.ru/media/tv/channel/rossiya24 и сайте http://www.b-port.com, где размещена рекламная информация о телеканале «Россия24», а также невозможно установить поставщика данных, что как следствие является нарушением авторских прав ЗАО «ТНС ГЭЛЛАП Медиа».
Таким образом, ООО «Норд-Медиа» в рекламе использует приблизительные данные двух источников, характеризующие аудиторию телеканала «Россия-24» в целом по стране.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Следует отметить, что ООО «Норд-Медиа» имеет право размещать рекламу на телеканале «Россия 24» в региональных блоках, соответственно, в своей рекламе ООО «Норд Медиа» должно приводить достоверную информацию об аудитории канала «Россия 24» своего региона.
В данном случае реклама ООО «Норд-Медиа» формирует в сознании потребителя искаженное представление об аудитории регионального телеканала Россия 24, тем самым не оправдывает ожидания сформированные рекламой, и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой по размещению своей рекламы на региональном телеканале «Россия24».
Рекламодателю, размещая рекламу в региональных блоках телеканала «Россия 24» необходимо ориентироваться на аудиторию Мурманска и Мурманской области, а не на аудиторию телеканала «Россия-24» в целом по стране.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В случае, если фактически сведения и характеристики услуги, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
Из вышеизложенного следует, что в рекламе ООО «Норд –Медиа» используется сравнение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по размещению рекламы, без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение; отсутствуют сведения об источнике данных, используемых в рекламе, отсутствует период исследований, регион исследований, а также приводится искаженная информация о целевой аудитории регионального канала.
В рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 и пункта 11 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 и пункта 11 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 возложена на рекламодателя. Согласно представленным материалам рекламодателем является ООО «Норд-Медиа»(ОГРН 1125190011297 от 11.07.2012г., ИНН 5190009745, юр. адрес: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д33/3).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу № 08-04-15/21 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Признать участвующими в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общество с ограниченной ответственностью «Норд- Медиа» (ОГРН 1125190011297 от 11.07.2012г., ИНН 5190009745, юр. адрес: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д33/3).
Назначить дело к рассмотрению на 09 сентября 2015 года в 10.00, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.
В порядке подготовки дела ООО «Норд-Медиа» представить к 03.09.2015 в антимонопольный орган:
-копию акта выполненных работ по договору №НМ-01082014;
-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;
-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.